Предварительное расследование (2)

Предварительное расследование — это одна из центральных тем курса «Уголовный процесс» и самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.

Предварительное расследование, с моей точки зрения, самая значительная стадия уголовного процесса. В значительной части эпизодов, рассмотрение уголовного дела в судебном порядке, было бы не реально без производства предварительного расследования. Для того, чтобы распознать и принять решение в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами произвести сбор доказательств, осуществить уголовное преследование в отношении лица совершившего преступление, привлечь данное лицо в качестве обвиняемого, принять санкции, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда и т.д.

Все эти действия составляют суть второй стадии уголовного процесса — предварительного расследования, которая является обязательной в установленных законом случаях.

Предварительное расследование представляет собой широкомасштабную часть уголовного процесса, ввиду от качественной работы проведения этой стадии зависит то, будет ли воплощен в жизнь главный принцип уголовного процесса — “Ни одно лицо виновное в совершении преступления не должно уйти от ответственности и ни один не виновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности”.

Предварительное расследование — это и есть главный сопоставимый элемент, поскольку на нем базируются все остальные стадии уголовного процесса.

Сложная система данной стадии представляет собой весьма тщательную череду следственных действий, которые требуют обязательного выполнения в строгом соответствии с законом, с целью обеспечить полно объёмное и объективное расследование уголовного дела.

Осуществление предварительного расследования без убедительных к тому оснований также как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, представляют собой грубейшие нарушения законности, приносящими огромные потери обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц. До сих пор множество случаев несоблюдения сроков предварительного расследования, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию принимаются без фактических к тому законных оснований, а зачастую и без возбуждения уголовного дела.

12 стр., 5974 слов

Обвиняемый в уголовном процессе (2)

... c.234] Обвиняемый - это центральный участник уголовного процесса, поскольку и предварительное расследование, и судебное разбирательство проводится по поводу предъявленного ему обвинения. Обвиняемый - это лицо, которое обвиняется в ... а также в данной курсовой работе есть выдержки из уголовно процессуального кодекса и конституции Украины. Выбор темы настоящей курсовой работы связан с тем, что ...

Беспричинное производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе с преступностью, в общем. Рано или поздно это приведет к напрасной трате времени, сил и средств органов предварительного расследования, так же это будет отрывать их от раскрытия более важных дел, то есть совершенных тяжких преступлений.

Безосновательный отказ от применения средств стадии предварительного расследования зачастую создает возможность не пойманным преступникам совершать новые, в тоже время наиболее жесточайшие преступления.

Такие нарушения закона подрывают авторитет государственных органов.

Поэтому, важно уделить особое внимание стадии предварительного расследования.

Уголовно-процессуальная деятельность на стадии предварительного расследования должна решить следующие задачи: путём производства следственных действий по собору доказательств раскрыть преступление; объективно установить обстоятельства дела, правильно сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив надлежащие условия защиты от него; выполнить условия для привлечения виновного к уголовной ответственности; предоставить возмещение ущерба, вовремя причененного преступления, а также определить условия, способствовавшие совершению преступления, принять меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. Предварительным данное расследование называется потому, что данное расследование проводится до суда, впрочем, являясь предварительным, расследование не утрачивает от этого собственного важного значения. Это вовсе не значит, что орган расследования по уголовному делу может ограничить себя только приблизительными, недостоверными, ложными выводами. Стадию предварительного расследования в безусловном порядке обязаны пройти в основном все уголовные дела. Исключением будут являться уголовные дела частного обвинения, к примеру; оскорбление, умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, клевета, побои.

Целью представленной выпускной квалификационной работой, является усвоение нормы уголовно — процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Основной задачей является принцип этой стадии, так же изучение общих условий, какие следует соблюдать во время расследования любого дела.

Ознакомлению и изучению стадии — предварительное расследование — и будет посвящена моя работа. Мной будут изучены основные правовые положения предварительного следствия и производства дознания, которые возможно послужат источником усвоения конкретного положения данной стадии, а так же правильности и скорости производства предварительного следствия.

На преддипломной практике, которую я проходила в Следственном Комитете при ОВД города Гомеля, я постигла процесс предварительного расследования уголовных дел и в своей выпускной квалификационной работе постараюсь использовать все свое умение.

По всей теме я собрала и проанализировала множество научной литературы, учебной литературы, методической, множество нормативных документов, прочла массу библиографических источников. Данная тема — “предварительное расследование как стадия уголовного процесса” слишком содержательная, но разумеется масштабы моей работы ограничены, поэтому попытаюсь разъяснить самые главные вопросы: понятие, формы, общие условия производства предварительного расследования, взаимодействие органов предварительного расследования.

4 стр., 1675 слов

Возбуждение уголовного дела и производство предварительного расследования

... не видят никаких различий между понятиями «предварительное расследование» и «стадия предварительного расследования». А.А. Гарницкий считает: «Предварительное расследование – стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и ... поводов и оснований, орган дознания, следователь, прокурор возбуждает уголовное дело. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении ...

1 . Предварительное расследование: понятие, формы и общие условия производства

1.1 Понятие и формы предварительного расследования

Предварительное расследование — это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения).

Как и любая другая, данная стадия уголовного судопроизводства имеет не только собственные задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом. Она начинается с момента возбуждения и принятия уголовного дела к производству конкретным должностным лицом органа уголовного преследования — дознавателем или следователем, а заканчивается, когда установлены основания для составления обвинительного заключения или обвинительного акта или прекращения уголовного дела. Ее основное содержание заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, иначе говоря, в уголовно-процессуальном доказывании, составляющем стержень любого уголовного дела. Доказывание по уголовному делу связано с применением мер процессуального принуждения. В стадии предварительного расследования неизбежны задержания, аресты и применение других мер пресечения, обыски и выемки, наложение ареста на имущество и другие меры государственного принуждения, применяемые в целях достижения задач, стоящих перед этой стадией и перед уголовным процессом в целом. Здесь предельно широк круг участников уголовно-процессуальных отношений: именно в стадии предварительного расследования появляются центральные фигуры — подозреваемый и обвиняемый, вокруг которых концентрируется главная обвинительная версия органов уголовного преследования, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие участники уголовного судопроизводства, как имеющие в нем собственный интерес, так и не имеющие такового, лишь привлекаемые к участию в уголовном деле в связи с доказыванием.

Предварительное расследование имеет принципиальное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности в этой стадии являются необходимыми условиями осуществлений правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного. Предварительное расследование как важнейшая стадия уголовного судопроизводства имеет существенное значение для воспитания гражданского правосознания. Ее успешное завершение, будь то раскрытие преступления, привлечение виновных к законной ответственности и направление уголовного дела в суд или же прекращение дела с реабилитацией невиновного, убеждают общество в неотвратимости ответственности за совершенное преступление, в объективности и справедливости досудебного производства по уголовным делам. И наоборот, бессилие предварительного следствия, его неспособность справиться с поставленными задачами, длительное и бесплодное досудебное производство по уголовному делу, особенно с содержанием обвиняемого под стражей, способно породить общественное мнение, что такое следствие «самодостаточно» и ведется не для суда, а само по себе и ради того, чтобы сломать человека внесудебной репрессией.

12 стр., 5530 слов

Понятие дознания и предварительного следствия

... формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия. Уголовно ...

Предварительное расследование производится в форме следствия либо в форме дознания (см. Приложение Б).

Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом — следователем, государственным служащим «от юстиции». Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно носить письменный характер. Оно представляет собой препроводительное письмо соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев это органы внутренних дел).

И наоборот, по письменному указанию прокурора уголовные дела, которые относятся к подследственности органов дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

При принятии решения по указанным вопросам прокурор исходит из объема и сложности предстоящей работы по уголовному делу и времени, необходимого для ее выполнения, а также из презумпции, что следователь является более квалифицированным работни-ком, нежели дознаватель.

Предварительное расследование (в форме дознания) производится также по делам о нераскрытых преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (причинение легкого вреда здоровью при отсутствии квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 116 УК РФ (нанесение побоев при отсутствии квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 129 УК РФ (клевета при отсутствии квалифицирующих обстоятельств) и ст. 130 УК РФ (оскорбление).

Такой вывод логически вытекает из следующего. Согласно ч. 2 ст. 20 и ч. 1 ст. 318 УПК РФ уголовные дела об этих преступлениях считаются делами частного обвинения; они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, поданному непосредственно мировому судье. Предварительное расследование по таким делам по общему правилу не производится. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело об этих преступлениях и произвести расследование при отсутствии заявления потерпевшего, если только данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. К иным причинам относятся случаи совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

20 стр., 9675 слов

Предварительное следствие как форма расследования Студент

... указывает, что предварительное следствие – это деятельность органа дознания, следователя, прокурора, которая начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается прекращением расследования11. Манова Н.С. склоняется к определению Копылова О.П, предварительное расследование – это правовой ...

Это значит, что потерпевшие от нераскрытых преступлений, о которых идет речь, вправе обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела, его расследовании, об установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, о его розыске и задержании не к мировому судье, а к органам уголовного преследования, что практически означает — или в дежурную часть местного органа внутренних дел, или к районному прокурору, осуществляющему прежний полновластный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания.

В основе такого решения лежит высокая и безупречная в своей формально-юридической правоте идея, согласно которой раз обращение потерпевшего от преступления непосредственно к судебной власти не обеспечивает его прав, законных интересов и реального доступа к право-судию, то он должен иметь право обратиться к правоохранительным органам, способным устранить препятствие, возникшее на пути к правосудию, установить, разыскать обидчика и представить его суду . Но для реализации избран необычайно сложный путь. Сначала потерпевшему предстоит добиться, чтобы его заявление, например, об избиении неизвестным лицом, в условиях наката тяжкой и особо тяжкой преступности приняла и зарегистрировала милиция, а затем передала в подразделение дознания, и дознаватель возбудил уголовное дело. Затем предстоит добиться от милиции, чтобы она оперативно-розыскным путем установила и задержала лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности. Причем заключить под стражу данное лицо не представляется возможным, потому что максимальная мера наказания за преступления, о которых идет речь, не превышает двух лет лишения свободы.

Между тем суд, судья по сути своей и определению своему сами вправе, не выпуская уголовного дела их своих рук, требовать от властей полицейских (милицейских) и розыска неизвестного лица, в отношении которого по заявлению потерпевшего возбуждено данное дело, и его задержания и доставления в суд с представлением сведений, что это — именно то лицо, которое подлежит привлечению к уголовной ответственности. Из исследования этих сведений непосредственно «перед лицом суда» и рождаются, как это принято во всех развитых цивилизованных странах, судебные доказательства.

Дознание по уголовным делам производится в общем порядке, установленном УПК РФ для предварительного следствия со следующими особенностями.

1. Оно производится дознавателями, т. е. должностными лицами — государственными служащими органа исполнительной власти, наделенными функцией дознания и подчиненными руководителю данного органа во всех служебных отношениях. Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, нежели следователь; все указания прокурора и начальника органа дознания и начальника подразделения дознания для него обязательны (ч.4 ст.41. ч.4 ст.40 УПК РФ).

Из этого правила имеется единственное исключение. Согласно п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ дознание по делам о преступлениях, расследование по которым производится в данной форме (ч.3 ст.150 УПК РФ), совершенных военнослужащими, приравненными к ним категориями государственных служащих сотрудниками правоохранительных органов, а также лицами отдельных категорий, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства (см. подп. «б» п. 3 ч. 2 ст. 151 и ст. 447 УПК РФ), производится следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. Производящий дознание следователь — явление, с научно-теоретических позиций необъяснимое.

16 стр., 7585 слов

Собирание доказательств в российском уголовном процессе

... деятельность органов предварительного расследования, прокурора и суда, а также участников уголовного процесса по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях установления истины по уголовному делу и выполнения задач уголовного судопроизводства. Система норм уголовно-процессуального права, ...

2. Дознание производится лишь по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

3. Его срок короче, а процедура продления срока проще (сроки предварительного следствия и дознания рассматриваются позднее, но в рамках этой же темы).

4. По результатам дознания составляется не обвинительное заключение, а обвинительный акт (ст.225 УПК РФ), который имеет значение итогового процессуального документа по уголовным делам, направленным через прокурора в суд.

5. Привлечение лица в качестве обвиняемого и допрос обвиняемого (ст. 171—174 УПК РФ) в ходе дознания не предусмотрены. Обвиняемый здесь появляется с вынесением обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК РФ), т. е. по окончании расследования и перед направлением уголовного дела прокурору. Начало уголовного преследования в ходе дознания связано по общему правилу только с подозрением в совершении преступления, с подозреваемым, а не с обвиняемым. Причем подозреваемый здесь, кроме общих случаев, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, появляется еще и в результате специфического, присущего только дознанию процессуального действия — уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223 УПК РФ).

Однако если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а обвинительный акт составить в рамках десятисуточного срока не представилось возможным, потому что расследование еще не закончено, то подозреваемому должно быть предъявлено обвинение в общем порядке, и процесс уголовного преследования, включая изменения и дополнения обвинения, а также частичное прекращение уголовного преследования выравнивается с аналогичным процессом на предварительном следствии.

1.2 Общие условия производства предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования — вытекает из самого определения, зафиксированные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых строго обязательны для любых форм предварительного расследования. Но все же, общие положения предварительного расследования в достаточном объеме относятся лишь к предварительному следствию. Они не в полном объеме относятся к дознанию и смешанному расследованию, причем совершенно не касаются протокольного расследования.

Как и на иных стадиях уголовного процесса, то есть на стадии предварительного расследования, осуществляются принципы уголовного процесса. Так же, принципами уголовного процесса не являются общие условия предварительного расследования. Эти правила коснутся не всего уголовного процесса, а лишь одной из его составляющих — предварительного расследования

С целью иллюстрации условий производства предварительного расследования, я буду использовать материалы уголовного дела о совершении грабежа с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья. В приложениях к данной работе будут приведены экземпляры протоколов основных следственных действий и иных процессуальных документов, которые составляют в ходе расследования.

6 стр., 2551 слов

Производство служебного расследования по установлению причин ...

... служебному расследованию; взаимодействует с другими формами расследования - несчастных случаев на производстве с работниками транспорта при транспортных происшествиях (ст.ст. 227231 Трудового кодекса РФ) и предварительным расследованием по уголовным делам, ... Тяги (локомотивная служба). Комиссия по служебному расследованию (в отличие от расследования (следствия), которое по этим же событиям ...

27 августа 2012 года около 19 часов 50 минут неустановленное лицо находившееся на территории кафе, расположенной около магазина «МаГаЗиН» с.Ситне-Щелканово Ступинского района Московской области, применяя насилие , не опасное для жизни и здоровья к несовершеннолетнему Пульсину С. В, 12.03.1999г.р., открыто похитил ноутбук Lenovo стоимостью 70000 рублей, принадлежащую Пульсину С. В. Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ст.161 ч.2 п.»г» УК РФ, руководствуясь ст.140,145,146 и частью первой ст.156 УПК РФ, было возбуждено и принято к производству уголовное дело.

Система правил, составляющих общие условия предварительного расследования, включает в себя:

1. Подследственность

Подследственность — это совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного следствия или дознания.

Подследственность — самостоятельный институт уголовно-процессуального права, нормами которого регулируются отношения, возникающие между соответствующими органами государства и должностными лицами по поводу предварительного расследования уголовного дела

2. Полномочия следователя. Процессуальная самостоятельность следователя.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом (ст. 5 УПК).

Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя) — положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

3. Начало, место и сроки производства предварительного расследования.

Этапом возбуждения уголовного дела начинается предварительное расследование. Дознаватель или следователь выносят соответствующее постановление. В постановлении дознаватель, или следователь указывает о принятии им уголовного дела к своему производству. Если дознавателю или следователю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, в данном случае выносится постановление о том что, он принимает дело к своему производству, копия которого на протяжении 24 ч с момента его вынесения направляется прокурору (ст.156 УПК РФ).

Предварительное следствие по уголовному делу может быть окончено в срок, который не будет превышать два месяца, начальным этапом которого считается день, в который было возбуждено уголовное дело, и по день, когда было направлено прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или по день, когда будет вынесено постановление о прекращении производства по уголовному делу. В него не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ч.1—3 ст. 162 УПК РФ).

Срок предварительного следствия в два месяца может подлежать продлению до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По уголовному делу, расследование какого представляет общую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Федерации и подобия к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе заместителями до двенадцати месяцев. Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ в дальнейшем может быть продлен срок предварительного следствия руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями (ч. 4, 5 ст. 162 УПК РФ).

2 стр., 743 слов

Понятие и основные функции предварительного следствия

... могут продлить срок предварительного следствия до 12 месяцев. При необходимости продления срока предварительного расследования следователь обязан предварительно составить мотивированный запрос прокурору. Предварительное следствие - это особая форма расследования, которая проводится по большинству уголовных дел.

Предельного срока предварительного следствия закон не устанавливает.

Рассмотрим сказанное выше на примере. После возбуждения вышеупомянутого уголовного дела №4689, возбужденного 18 октября 2012 года, было проведено расследование и установлено, что нападавших было три человека: Павлов И.О., Сергеев С.С. и Носков В.М. 27 сентября был задержан Павлов И.О. и 19 декабря в отношении него в порядке со статьей 98 УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 6 января ему было предъявлено обвинение в совершении преступления.

23декабря 2012 года в отношении Носкова В. М в порядке ст. 98 УПК РФ было вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, однако в связи с отказом в санкции на арест ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Обвинение Носкову не предъявлялось в связи с тем , что он укрылся от суда и следствия.

2 января 2013 года, в отношении Сергеева С.С. в порядке ст. 98 УПК РФ избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, 11 января 2013 года ему предъявлено обвинение.

Но при изучении личности обвиняемого Павлова И.О. был установлен факт, что с 14 января 2012 года он числится на учете в ПНД №3, в связи с чем 11 января 2013 года ему была назначена, и 4 февраля проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, которая не смогла должным образом определить психическое состояние обвиняемого, рекомендовав проведение ему стационарного судебно-психиатрического обследования. И так как срок предварительного следствия по данному делу истекает 14 февраля 2013 г, а срок содержания под стражей Павлова И.О.-27 февраля 2013 года, и ввиду того, что необходимо провести следственные действия, направленные на окончание расследования, требуются дополнительные процессуальные сроки.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях (ч. 6 ст. 162 УПК РФ) с учетом всего «возраста» следственного производства.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь, в производстве которого находится данное уголовное дело, выносит постановление о возбуждении ходатайства по данному вопросу и не позднее пяти суток до истечения срока следствия представляет его соответствующему должностному лицу, заручившись, как того требуют субординация и правила, сложившиеся на практике, согласием и поддержкой руководителя следственного органа, осуществляющего надзор за расследованием данного уголовного дела. О продлении срока следствия письменно уведомляются стороны: обвиняемый и его защитник, а также потерпевший и его представитель (ч. 8 ст. 162 УПК РФ).

2 стр., 904 слов

Чем отличается следствие от дознания

... правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок ...

Данное решение имеет возможность быть обжалованным вышестоящему прокурору или же в суд в порядке ст. 125 УПК РФ

Сроки дознания. Согласно ч. 3 ст. 223 УПК РФ дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При надобности этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, этот срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителем до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного компетентным органом или должностными лицами иностранного государства на основании норм УПК РФ о между народном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства (ст. 453 УПК РФ и др.), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается (ч. 4 ст. 153 УПК РФ).

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях (например, при разделении уголовных дел ввиду особо большого объема производства, затрудняющего его завершение) срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ч. 6 ст. 54 УПК РФ)

4. Соединение и выделение уголовных дел.

Соединение и разделение уголовных дел

Соединение уголовных дел

Согласно ст.153 УПК РФ в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

  • нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;
  • одного лица, совершившего несколько преступлений;
  • лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. В последнем случае соединяются уголовные дела о нераскрытых преступлениях, производство расследования по которым может быть приостановлено или даже уже приостановлено. Такое соединение позволяет сосредоточить в одних руках всю работу по раскрытию преступлений, которые, судя по «почерку», совершены одним неустановленным лицом.

5. Расследование уголовных дел группой следователей.

6. Профилактическую деятельность органов дознания и предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений

7. Взаимодействие следователя с органами дознания

Восстановление уголовного дела производится по сохранившимся копиям материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, и путем производства процессуальных действий (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Специалист, первым исследовавший данную проблему на диссертационном уровне, выдвинул тезис о том, что восстановление уголовных дел представляет собой не просто техническую деятельность, а особую форму предварительного расследования, состоящую в повторном собирании доказательств об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, путем производства следственных действий, истребования и приобщения представленных материалов (включая и подлинные материалы первоначального расследования), оценки их в совокупности и принятия новых решений либо подтверждения решений, принятых ранее.

Этот тезис представляется правильным и ведущим к другому важному заключению: если в результате восстановления следственного производства будут получены доказательства, дающие основания для иного решения основных вопросов по уголовному делу — о виновности обвиняемого и об объеме обвинения, о наличии оснований для применения соответствующей меры пресечения, квалификации преступления и т. д., — они должны быть решены по-новому; предыдущие выводы и процессуальные решения, принятые при первоначальном расследовании, преюдициального значения иметь не могут, и истина в жертву им принесена быть не должна.

Вместе с тем восстановление утраченного следственного производства не образует основания для исчисления новых процессуальных сроков; эта утрата не прерывает их течения, хотя, конечно же, может служить основанием для продления сроков как расследования, так и содержания под стражей. Если же по утраченному уголовному делу предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, обвиняемый подлежит немедленному освобождению (ч. 3 ст. 158 УПК РФ).

Недопустимость разглашения данных предварительного следствия

Предварительное расследование уголовных дел и тем более судебное рассмотрение не является секретной деятельностью, если, конечно, само содержание уголовного дела не связано со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тем не менее расследование уголовного дела производится в закрытом режиме; разглашение данных, сосредоточенных в уголовном деле, по общему правилу недопустимо, потому что их распространение способно причинить непоправимый ущерб делу, создать условия для воспрепятствования установлению истины, фальсификации доказательств, угроз свидетелям обвинения, сокрытия имущества и документов и, наконец, для уклонения виновных от следствия и суда.

В целях охраны «следственной тайны» в стадии предварительного расследования действует ограничительное правило, согласно которому данные предварительного расследования не подлежат разглашению.

Следователь предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается (ст. 161 УПК РФ).

Все эти правила действуют и при производстве дознания.

1.3 Формы окончания предварительного следствия

Производство предварительного следствия заканчивается:

1) составлением обвинительного заключения;

2) постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

3) постановлением о прекращении дела .

Составлением обвинительного заключения.

Производство предварительного следствия заканчивается, как уже указано выше, составлением обвинительного заключения, но перед тем должно идти ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела.

После того, как предварительное следствие признанно оконченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет, что они вправе ознакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК).

Однако само ознакомление имеет место только в случае поступления от вышеназванных лиц устного или письменного ходатайства. Причём гражданский ответчик или его представитель знакомится лишь с теми материалами, которые относятся к заявленному иску. По ходатайству потерпевшего и его представителя должна быть воспроизведена киносъемка или звукозапись, если последние при менялись при производстве следствия.

После того как, потерпевший и его представитель, гражданский ответчик, гражданский истец ознакомился с материалами дела, их представители могут подать ходатайство о дополнении следствия.

В данном случае если ходатайства имеют значение для дела, они подлежат обязательному удовлетворению. В случае отказа об удовлетворении ходатайства следователь выносит бездоказательное постановление, которое объявляется заявителю (ст.131 УПК РФ).

После ознакомления данных лиц с материалами дела составляется протокол, в котором помечается, с которыми именно материалами дела они были ознакомлены, какие ими были заявлены ходатайства (письменные ходатайства приобщаются к делу).

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 35 УПК РФ, следователь обязан сообщить обвиняемому его право дать согласие на рассмотрение дела единолично судьей, что надлежит получению отображения в вышесказанном протоколе. По делам, о преступлениях, которые в силу ст.36 УПК РФ могут рассматриваться судом присяжных, присутствии защитника обвиняемому разъясняются его права а именно или выбрать суд присяжных, или дать отказ от такового. Решение обвиняемого в этом вопросе закрепляется в отдельном протоколе, сей должен будет подписать как следователь, так и обвиняемый. Процедура фиксирования принципов и решения обвиняемого определена тем, что сделанный им выбор при отказе от суда присяжных является окончательным и не подлежит пересмотру при дальнейшем производстве по делу (ст.423 УПК РФ).

Деятельность следователя заканчивается составлением обвинительного заключения. Данный процессуальный акт формулирует суть дела и обвинения, вывод следователя о совершенном обвиняемым определенного преступления и о надобности направления дела в суд.

Обвинительное заключение имеет важное юридическое значение. Оно устанавливает грани судебного разбирательства как в отношении лиц, так и в отношении предмета обвинения. Этот акт позволяет обвиняемому вовремя подготовиться к участию в судебном разбирательстве. Его значение состоит в том, что оно группирует все материалы предварительного расследования и определяет границы судебного разбирательства. Оглашение обвинительного заключения или его резюмирующей части в начале судебного следствия дозволяет составу суда, лицам, присутствующим на судебном разбирательстве, так же участникам процесса, понять суть выдвинутого обвинения, которое станет предметом судебного разбирательства.

Обвинительное заключение состоит из описательной, вводной, и резолютивной частей.

В описательной части излагается суть дела: место и время совершения преступления, его мотивы, способы, результаты и другие существенные обстоятельства; сведения о потерпевшем; доказательства, которые подтверждают наличие преступления и совершение его обвиняемым; обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность, аргументы, приведенные обвиняемым в свою защиту, и результаты их проверки.

Изложение всех обстоятельств дела подкрепляется ссылкой на соответствующие листы дела.

Описательная часть обвинительного заключения должна быть конкретной; участие каждого обвиняемого в совершении преступления должно быть индивидуализировано.

В вводной части называются номер уголовного дела, имя, фамилия, отчество обвиняемого (обвиняемых), статья (статьи) уголовного закона, по каким квалифицируется eгo действия.

В резолютивной части обвинительного заключения отводятся подробные сведения о личности обвиняемого и излагается формулировка обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона , предусматривающих данное преступление.

Резолютивная часть должна вытекать из описательной части обвинительного заключения и содержать выводы, логически следующие из нее.

К обвинительному заключению прилагается список лиц, которые подлежат вызову в судебное заседание с указанием их местонахождения или местожительств, а также справка о сроках следствия, о мере пресечения с указанием времени содержания под стражей, о гражданском иске, о вещественных доказательствах, о мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, и о судебных издержках. После подписания обвинительного заключения, следователем немедленно направляется дело прокурору (п.5 ст.215 УПК РФ).

Основания и порядок прекращения производства по делу.

При наличии оснований, предусмотренных ст.5-8 и п.2 ст.208 УПК РФ, предварительное следствие заканчивается прекращением уголовного дела. Основания принятия решения о прекращении дела следует подразделять на материально-правовые и процессуальные.

К материально-правовым относятся основания, исключающие уголовную ответственность: отсутствие события и состава преступления, смерть обвиняемого, истечение сроков давности, амнистия, не достижение лицом возраста уголовной ответственности (ст.5 УПК РФ).

К числу этих оснований относится также правило о прекращении производства в связи с отсутствием состава преступления при принятии закона, устраняющего преступность и наказуемость содеянного (ч. 2 ст. 5 УПК РФ).

К процессуальным относятся основания, которые в силу процессуального закона препятствуют дальнейшему расследованию: отсутствие жалобы по делам так называемого частно-публичного обвинения (п.7 ст.5 УПК РФ), наличие вступившего в законную силу приговора или определения по тому же обвинению или постановления суда о прекращении дела по тому же основание, а так же наличие не отмененного постановления следователя и прокурора о прекращении дела по тому же обвинению (п. 9 и 10 ст. 5 УПК РФ).

Среди материально правовых оснований имеются такие, которые для прекращения дела требуют согласие лица (амнистия, давность), в отношении которого дело прекращается.

Амнистия и давность не удостоверяют невинность лица и тогда расследование продолжается и завершается либо прекращением дела по одному из реабилитирующих оснований, либо направлением дела в суд. Прекращение же дела в отношении умершего допускается при условии, если его близкие или родственники не настаивают на реабилитации умершего и не ходатайствуют о доведении предварительного следствия до конца (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Следователь с согласия прокурора и сам прокурор в праве прекратить дело, если будет призвано, что ко времени производства расследования ввиду изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного и само лицо перестало быть общественно опасным. Изменение обстановки может быть обусловлено наступлением определённых событий и условий существенно меняющих отношение к содеянному (например, отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий).

Лицо перестаёт быть общественно опасным, если после совершения преступления попадает в иные условия (служба в армии).

Вывод о наличии такого основания должен базироваться на достаточных доказательствах, подтверждающих его правильность. О прекращения должны быть уведомлены лицом, в отношении которого велось расследование, потерпевший, а так же лицо или учреждение, по заявлению которых было возбуждено уголовное дело. Всем этим лица представлено право принести жалобу на это решение.

Основание, предусмотренное п. 3, 4 ст. 5 УПК РФ, именуются в теории не реабилитирующими основаниями, поскольку ими не констатируется невинность лица.

Производство по уголовному делу может быть прекращено:

1) В связи с привлечением лица к административной ответственности;

2) В связи с передачей материалов в товарищеский суд;

3) В связи с передачей материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних;

4) В связи с передачей лица на поруки общественной организации или трудовому коллективу (ст. 6 УПК РФ).

При прекращении производства по делу, по всем названным основаниям, до прекращения дела лицу должны быть разъяснены сущность деяния, содержащего признаки преступления, основания освобождения от уголовной ответственности и его право возражать против прекращения дела по этим основаниям. В случае возражения лица против прекращения дела, производство продолжается в общем порядке (ч. 2 и 3 ст. 6 УПК РФ).

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ признание лица виновным в совершении преступления — прерогатива только суда, а не следователя или прокурора. Поэтому правила, позволяющее признать лицо виновным без судебного разбирательства и поставленного приговора, противоречат принципам осуществления правосудия только судом и презумпция невиновности, о чем было сказано выше при рассмотрении принципов процесса.

Дело может быть прекращено за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК РФ).

Это правило применяется тогда, когда событие преступления установлено (например, насильственная смерть потерпевшего), но, несмотря на то, что исчерпаны все возможности для собирания доказательств, следователю не удалось установить, что преступление совершенно обвиняемым. Это осталось недоказанным. Поэтому же основанию будет прекращено дело тогда, когда доказано алиби обвиняемого и, следовательно совершение им преступления исключено. И в этом и в другом случае прекращение дела по указанному основанию в силу презумпции невиновности означает полную и несомнительную реабилитацию лица, привлеченного к уголовной ответственности. Не доказанная виновность юридически приравнивается к доказанной невиновности.

Однако судьба всего дела может быть различной. В том случае, когда не доказано, что обвиняемый совершил преступление, и, по обстоятельствам дела, исключается возможность совершения преступления другим лицом (например, потерпевшая указывала только на определенное лицо, которое совершило на неё нападение, но исчерпав все возможные средства, следователю доказать это не удалось), дело подлежит прекращению.

В том случае, когда доказано алиби лица, привлеченного в качестве обвиняемого, но не исключено, что преступление совершено другим, неизвестным лицом, прекращается уголовное преследование в отношении лица, привлекавшегося в качестве обвиняемого, а расследование по делу продолжается, если не истекли его сроки.

По истечению срока производство по такому делу не прекращается, а приостанавливается в порядке п. 3 ст.195 УПК РФ. Причем следователь сам непосредственно и через органы дознания обязан принять все меры, направленные на раскрытие преступления и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 197 УПК РФ).

О прекращении уголовного дела составляется мотивированное постановление, в котором излагается сущность дела и основания прекращения (ст. 209 УПК РФ).

Постановление разрешается вопрос о судьбе вещественных доказательств (ст. 86 УПК РФ), об отмене меры пресечения и ареста на имущество. Постановление подписывает следователь и копию его направляет прокурору. Одновременно следователь письменно уведомляет о прекращении дела лицо, привлекавшееся в качестве обвиняемого, потерпевшего его представителя, а также лицо или учреждение, по заявлению которых дело было возбуждено, и разъясняет порядок обжалования.

О прекращении уголовного дела в отношении депутата Совета Федерации или Государственной Думы следователь в трехдневный срок должен сообщить соответствующей палате Федерального собрания РФ (ст. 20 Закона о статусе депутата Совета Федерации и о статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ).

Постановление может быть обжаловано прокурору в течении пяти суток с момента уведомления о прекращении дела.

Признав решение следователя о прекращении дела неправильным, прокурор своим постановлением его отменяет и возобновляет производство по делу, если не истекли сроки давности.

2 . глава основной части

2.1 Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания

уголовный дело дознание следствие

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.

Взаимодействие — это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.

Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие призвано решать следующие задачи:

1. Расследование и раскрытие преступлений;

2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;

3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками:

  • общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы, в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;
  • взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;
  • различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания — главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования;
  • оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу. Гапанович, Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. — Мн., 2007. — С. 69

Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом — по поручению следователя может производить следственные действия;

  • специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
  • самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов;

— повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных предписаний.