Подборка по базе: , Ответы на задачи.docx , Семинар №10. Сущность и теории заработной платы. Система оплаты , Написать алгоритм решения задачи и составить блок.docx , Модуль 1. Введение в Python. Целочисленная арифметика.pdf , (0) Введение. Основные темы ОЭС_для ИСиА_Балдин ВЮ_УрФУ_февр. 20 , Экзаменационные задачи.doc , урология задачи.pdf , 748 -Ситуационные задачи.pdf , эссе введение.odt
3. Социальное страхование как организационно — правовая форма социальной защиты населения
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения. Ее спецификой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, вследствие:
- безработицы,
- трудового увечья,
- профессионального заболевания,
- инвалидности,
- болезни и травмы,
- беременности и родов,
- потери кормильца,
- наступления старости,
- необходимости получения медицинской помощи,
Санаторно-курортного лечения,
- наступления иных социальных страховых рисков, установленных законом.
Существенными признаками социального страхования являются:
- предварительный учет или прогнозирование риска,
- коллективная ответственность за индивидуальный риск,
- всеобщее страхование на всей территории страны.
Сильная сторона института социального страхования связана с тесной увязкой индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, которые он может легко рассчитать исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании имеет место и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны.
Медицинское страхование как социальная защита населения в условиях ...
... медицинское страхование (ОМС) Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты граждан в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям и призвано обеспечить доступную и бесплатную медицинскую ... поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан. Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей ...
По сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными моделями, система социального страхования как институт защиты обладает рядом важных преимуществ.
Во-первых, трудящиеся (которые вносят страховые взносы) вовлекаются в процесс резервирования страховых накоплений.
Во-вторых, создаются специализированные, а потому и высокоэффективные страховые учреждения, занимающиеся исключительно профилактикой, медицинским обслуживанием и денежными выплатами , которые обеспечиваются одной и той же организацией (подразделения социальной защиты населения), что дает максимум удобства для страхуемых.
В-третьих, гарантируются («материализуются») конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий. Выплаты гарантируются путем выделения (резервирования) определенных ресурсов и их распределения в течение длительного периода в соответствии со страховыми (актуарными) расчетами.
К предмету категории социальное страхование можно отнести социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу зашиты работников, самозанятого населения и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни и их социальный статус.
Главная цель института обязательного социального страхования заключается в сохранении имеющегося или достигнутого жизненного уровня застрахованных. В структуре социального страхования органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты. Для этого используются финансовые, организационные и правовые механизмы.
Необходимо учесть главные принципиальные положения, на которых базируется рыночная модель системы социального страхования:
- финансирование формируется из взносов работодателей, входящих в себестоимость продукции, и наемных работников, которые удерживаются из заработной платы;
- размеры страховых услуг зависят от размеров взносов. Право на получение услуг имеют только те, кто делает взносы, объем выплат зависит от величины и продолжительности взносов.
К основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, на основе эквивалентности страхового обеспечения и средств обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования ;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственность государства за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Обязательное государственное социальное страхование является средством возмещения социального риска и средством социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости.
Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации
... для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. 1.2 Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, ...
К основным видам социального страхования в России сегодня относятся:
- страховые пенсии (пенсионное обеспечение);
- страхование по болезни;
- страхование по безработице;
- медицинское страхование;
- страхование от несчастных случаев на производстве;
- страхование по уходу за нетрудоспособными членами общества.
Виды социальных страховых рисков и страховые случаи определены законодательно:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности ;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Право социального обеспечения
... права в порядке социального страхования. Таким образом, социальное страхование – это организационно правовая форма СО (наподобие коллективной взаимопомощи). Социальное страхование (Бисмарк) гарантировала СО каждому наемному работнику. Социальное обеспечение переводится как обеспечение, ... прошлого в порядке обязательного соц.страхования) система СО ... виде пособий и компенсаций; из систем социального ...
Этому также способствует вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность.
Государственно-патерналистский характер системы социального обеспечения уступил место новым принципам формирования и функционирования института социальной защиты:
- а) личной ответственности граждан за свое жизнеобеспечение, что оказалось невозможно без высокого уровня заработной платы ;
- б) формированием коллективно-групповых форм как обязательного, так и добровольного социального страхования с необходимым правовым и финансовым обеспечением;
- в) государственной социальной помощью уязвимым группам и слоям населения.
При этом формирование системы социального страхования в России на современном этапе сопровождается многочисленными проблемами.
Остается невысоким реальный уровень заработной платы являющийся базой для самофинансирования гражданами пенсионного и медицинского страхования, не завершено становление финансовых институтов личного и социального страхования.
По мнению ведущих экспертов в данной области, действующая сегодня в России система социального страхования более напоминает своими характеристиками социальную помощь, чем страхование, что говорит об их недостаточной дифференциации, поскольку при высокой страховой нагрузке на работодателей (около 40% от фонда оплаты труда) уровень социальных выплат недостаточен и слабо увязан с объемом вносимых страховых средств. Нормативная правовая база социального страхования все еще находится в стадии формирования.
Все это, зачастую, порождает массовую незаинтересованность граждан трудоспособного возраста в своевременной и полной уплате страховых взносов в государственные социальные фонды.
В качестве примера для подражания можно взять опыт ведущих мировых держав, где социальное страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, по безработице выполняет также функции оздоровления трудящихся и членов их семей, организации лечения, проведения масштабных национальных программ по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.
При этом нужно отметить определенные меры, принятые российским правительством, направленные на внедрение здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта последнее десятилетие.
На современном этапе в России также существуют определенные препятствия, которые затрудняют формирование института социального страхования. К ним относят:
— значительный объем теневого рынка труда и доходов, связанный с нерегистрируемой занятостью, неофициальной и неучитываемой заработной платой. Это снижает уровень социальных гарантий для работников и почти на треть сужает экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов. По оценкам экспертов , сегодня в России из 87 млн. трудоспособного населения только 48 млн. человек (55%) официально платят налоги.
- устаревшее социальное законодательство, сохраняющее нестраховые механизмы приобретения прав на социальное страхование, стимулирует уклонение работников и работодателей от оформления трудовых отношений и уплаты налогов и страховых взносов в полном объеме;
- высокие и неоправданные различия в системе заработной платы и доходах населения в различных сферах экономики и регионах страны, ее слабая привязка к системе страховых отчислений и системе социальной защиты в целом;
- несовершенство механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, поскольку ее размеры не позволяют связать уровень социальной защиты с объемом заработанных пенсионных прав и других социальных выплат;
- несовершенство системы управления социальным страхованием, слабое участие полномочных представителей работников и работодателей как основных социальных субъектов в важнейших процедурах принятия решений.
Реформирование системы социального страхования ведется на основе следующих принципов:
Добровольное страхование в России: проблемы и перспективы развития
... национальных проектов, предполагающих использование механизмов страхования. 3.2. Перспективы развития рынка добровольного страхования в России Интенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, новых страховых продуктов и способов их ...
- гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм социального страхования;
- платность;
- солидарность;
- автоматизм финансирования на основе страховых взносов;
- строго целевой характер средств и их возвратность;
- определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования;
- автономия и самоуправление органов страхования.
При этом совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать:
- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
- введение дифференцированных размеров страховых взносов предприятий на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда;
- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
- переход к государственному социальному страхованию работников , потерявших трудоспособность от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, от действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам;
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Правовую базу системы обязательного государственного социального страхования в России составляют следующие нормативные правовые акты:
- Конвенция Международной организации труда 1952 г. №102 «О минимальных нормах социального обеспечения»;
- Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
Федеральные законы и Законы РФ: от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 04.11.2014) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования»;
- от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- Указ Президента РФ: от 7 августа 1992 г. N 822 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Для решения данного вопроса необходимо:
1) разграничить и определить уровни доходов граждан с учетом их достаточности их для «самообеспечения», уплаты страховых взносов в системе социального страхования, потребности в солидарной взаимопомощи, а также с учетом экономических возможностей территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочной ситуации на рынке труда и демографических прогнозов;
Обязательное и добровольное медицинское страхование в России
... России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование ... государственной системы социальной защиты (является частью системы социального страхования). С другой стороны, обязательное медицинское страхование ... и ДБС; выявить проблемы взаимодействия ОМС и ДБС. При выполнении данной работы ...
2) обосновать оптимальную долю ВВП, используемую на финансирование отдельных видов социального страхования и всей системы с учетом прогнозов изменения расходов на заработную плату и других элементов социальной политики;
3) определить причины, приводящие к наступлению нестраховых периодов в трудовой деятельности.
Современное социально-экономическое состояние России, его демографическое развитие делает необходимым внедрение смешанного финансирования пенсионного страхования, как за счет средств работодателей, так и за счет ресурсов государства.
Для современной России характерно почти вековое отставание в формировании системы социального страхования, преодолеть которое очень сложно. Общественная практика показывает, что наше отставание в развитии саморегулирующихся социальных систем более критично , чем отставание в новых технологиях. В результате происходит подмена истинной системы социального страхования культивированием государственной социальной помощи. Это деформирует жизненные ценности и установки населения, формирует психологию и отношения иждивенчества у значительной доли занятого населения. И данная ситуация меняется крайне медленно.
Современная общественная ситуация характеризуется активным поиском подходящих для России форм и путей создания оптимального организационно-правового механизма системы социального страхования. Исходя из отечественного дореволюционного и зарубежного опыта, одной из подходящих форм социального страхования называют общества (товарищества) взаимного страхования, в которых основные социальные субъекты социального страхования (работники и работодатели) занимают определяющие и равноправные позиции. При этом важно согласование интересов и достижение самоуправляемости, что отвечает сложности и социальной уязвимости этой сферы общественной жизни.
Социальное страхование играет важную роль в современном обществе. Поэтому на долю социального страхования в промышленно развитых странах приходится около 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-25% ВВП.
В России на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.
Это говорит о том, что потенциал социального страхования в России задействован в незначительной мере, стратегической задачей общества, совместных усилий законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов является его реализация в ближайший период.
Значительный масштаб проблем формирования института социального страхования вызван отсутствием системности и медленными темпами институционализации социальной сферы в целом. Необходимо выработать адекватную для России модель социального страхования, отвечающую задачам, стоящим перед российским обществом.