Региональные системы защиты прав человека

520kb. 08.12.2011 19:15

  • Смотрите также:
  • [ дипломная работа ]
  • [ реферат ]
  • [ документ ]
  • [ дипломная работа ]
  • [ дипломная работа ]
  • [ курсовая работа ]
  • [ реферат ]
  • [ лабораторная работа ]
  • [ шпаргалка ]
  • [ реферат ]
  • [ реферат ]
  • [ лабораторная работа ]

25. Региональные системы защиты прав человека: Европейская, Межамериканская, Африканская. ^

– это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Европейская система защиты.

Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы. В 1950 его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека. В Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации и Пактах о правах человека. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав. На основании этой Конвенции были образованы 2 органа – Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как гос-в, так и отдельных лиц. В 1994 члены Совета Европы приняли протокол №11 к Европейской Конвенции о защите прав чел-ка, к-ый предоставил индивиду, неправительственным орг-циям и группам лиц возможность направлять петиции непоср-но в Суд.Согласно протоколу Европейская комиссия по правам чел-ка упраздняется и единственным органом становится Суд. Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европейской конвенцией и протоколом № 11 механизм является, по сути дела, наднациональной властью. Его учреждение потребовало от государств — членов Совета Европы пересмотреть сложившиеся стереотипы, касающиеся абсолютизации государственного суверенитета. Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Деятельность контрольного механизма созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека.

^

Африканская хартия прав человека и прав народов.

^

Правовое государство.

1) теория правового гос-ва не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансформируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится определяющим ориентиром, высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимы разделение властей, призванное их уравновешивать; господство правового закона; основанное на таком законе ограничение индивидуализма с целью предотвратить злоупотребления правами и свободами как самих граждан, так и злоупотребления, неправомерные действия государства, всех его властей. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина, которая не колеблет свободы последнего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех индивидов общества.

2) практика формирования правового государства сложна и противоречива. В реальности чрезвычайно трудно воплотить те принципы правового государства, которые явились результатом поиска оптимальных ответов на основной вопрос: как строить отношения индивида и государства? Правовое государство развивается в преодолении трудностей и противоречий как чисто правового свойства, так и находящихся вне правового поля.

3) правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неизменными, они находятся в динамике, совершенствуются, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека.

4) правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, конфронтацией, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг другу.

Социальное гос-во.

Понятие социальной государственности возникает в кон­це XIX — начале XX в. Оно означает появление у государства новых качеств, которых не было у либерального правового государства.

Возрастание проти­воречий и напряженности в обществе определили необходимость но­вых способов реагирования государства на возникшую ситуацию, целью которых было предотвращение революционных взрывов. Их предпосылки формировались под влиянием не только резкой по­ляризации общества и увеличения степени фактического неравенства людей, но и получившей широкое распространение и признание марксистской доктрины, ориентировавшей на социалистическую революцию и диктатуру пролетариата.

Чутко улавливая эти процессы, неолиберальные теоретики вы­двинули новое «позитивное» понимание свободы, означающее обя­занность государства обеспечивать социально ориентированную по­литику, выравнивать «социальные неравенства». Новое «положительное» понимание свободы означало целый переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии правового государства.

^

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Причина появления: в 20 в. человечество пришло к тому, что высшей ценностью явл-ся чел-к и его права. Вследствие чего осмыслением стало появление междунар.орг-ций. Формируется понятие мировое сообщ-во (в зависимости от подоплёки, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь — , как организацию, объединяющую практически все страны и народы земного шара).

Общие закономерности сформулированы во Всеобщей Декларации прав чел-ка:

1) естественные, неотчуждаемые

2) права чел-ка – высшая ценность человеческой цивилизации. Забота гос-ва – главный аспект дея-оти гос-ва.

3) не м.б. дискриминации.

4) права чел-ка едины на терр-ии всего гос-ва

5) среди прав чел-ка не м.б. никакой иерархии, все права едины, все важны для чел-ка.

6) права чел-ка – ограничитель властных полномочий гос-ва. Они задают ту планку гос-ву, ниже к-ой гос-во опуститься не может.

7) индивидуальные и коллективные права они равноценны и равнозначны.

8) ограничение прав чел-ка возможно только по закону.

^

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Международно-правовая защита является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы защиты прав человека в целом. При этом защита прав человека является, прежде всего, задачей внутригосударственного, национального правопорядка. Естественно, что права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном. В свою очередь международный уровень защиты прав и основных свобод человека можно рассматривать на примере универсальных и региональных структур. Несмотря на это, все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены. Данная взаимозависимость проявляется в следующем.

Механизм международной защиты прав человека (Комитет по правам человека, и т.п.) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма. В свою очередь внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами.

^

Закрепляются в конституциях и иных нормативно — правовых актах государства, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридической силой, является Конституция. В Конституции, как уже говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл, содержание и приминение законов, деятельность всех терх ветвей власти, а также органов сомоуправления.Контроль за их соблюдением принадлежит Конституционному Суду РФ.Внутригосударственные гарантии делятся на общие и гарантии правосудия.

^

1. Защита прав и свобод — обязанность государства.Данное положение закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии участвует весь механизм государства.

2. Самозащита прав и свобод.С пособов самозашиты существует множество и все они могут быть применены гражданами, но существет одно ограничение, указанное в ст.45 ч.2:

^

3. Судебная защита.Эта гарантия находит свое отражение в ст.46 Конституции.Такая форма защиты прав и свобод являетсф наиболее эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.

4. Возмещение вреда.В соотвествии со статьей 53 Конституции, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействикм) органов государственной власти или их должностных лиц.Размер возмещения вреда утанавливается судом.

5. Неотменяемость прав и свобод.Любой человек может быть уверен, что пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

6. Возраст.В Конституции сказано, что гражданин России может самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недеесаособным или ограниченныи в дееспособности, но только по решению суда.Лица, не достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в Гражданском кодексе.

^

Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве.Гарантии правосудия — гарантии свободы личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

1. Гарантии подсудности.Для человека необходимо, чтобы его дело разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены законодательством.Определение законом такого суда и есть подсудность.В Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом.Главной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных.

2. Право на юридическую помощь.Это означает, что любой, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение.В предусмотренных законом сучаях, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Презумпция невиновности.Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции заклбчается в том, что любой человек считается невиновным пока его виновность не будет доказана.

4. Запрет повторного осуждения.Данная гарантия гласит, что никто не может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50 Конституции РФ).

5. Недействительность незаконно полученных доказательств.Человек гарантирован от таких «методов» работы суда и следствия на всех стадиях уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

6. Право на пересмотр приговора.Любой осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении приговора.

7. Гарантия от самообвинения.Выражается в том, что человека нельзя прнудить к даче показаний против себя, а также против близких для него родственников, круг которых определяется федеральным законом.

8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.Статья 52 Конституции РФ:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

9. Запрет обратной силы закона.Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.Но если он отменяет или смягчает ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54 Конституции).

^

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Под контролем понимают такую систему отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может изменять акты подконтрольного органа.

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осуществлении публичной власти.

К ведущим принципам конституции.контроля относятся: 1) принцип приоритета прав и свобод чел-ка и гражданина, закрепелнный в конституции РФ. 2) принцип связанности гос-ва правами и свободами. 3) прямого запрета антиправового закона.

Система конституционного контроля обеспечивает достижение след.целей: 1) защиты основ конституционного строя. 2) защиты осн.прав и свобод чел-ка и гражданина. 3) обеспечения верховенства и прямого действия конституции РФ.

Все 3 указанные цели органически связаны правами и свободами, защита к-ых становится важнейшей ф-ией Конституционного суда.

В усл-иях становления в РФ демократического правового гос-ва права и свободы чел-ка и гражданина явл-ся в сфере дея-ти Конституц.Суда доминирующей ценностью. Они выступают основополагающим критерием в сис-ме конституц.контроля. По данному критерию суд оценивает соответствие законов и иных нормативных актов Конституции РФ

В РФ первые шаги в становлении конституц.контроля были сделаны в направлении учреждения . Суды всегда отличаются одной особенностью, они никогда не начинают действовать по собственной инициативе. Суд, осуществляя правосудие, должен сохранять свое независимое положение, потому что именно его независимое положение обеспечивает объективность его решений, объективность и справедливость. Суд действует в строгих судебных процедурах. Судебные процедуры как обязательный признак правосудия являются необходимыми для суда, потому что именно судебные процедуры, построенные на том, что в споре перед судом все стороны приобретают равные права и несут равные обязанности, построенные на том, что суд в этом споре остается решающей стороной, не присоединяясь ни к кому из участников, ни к кому из сторон конфликта — только эти процедуры могут обеспечить в результате вынесение объективного решения независимым судом.

Конституционный Суд олицетворяет в государстве судебную власть. В Российской Федерации это положение имело особое значение, потому что Конституционный Суд появился в том государстве, где суды никогда не были судебной властью. Это очень интересная, специфическая черта российских судов, пришедших к нам из социалистического советского общества. Что мог суд раньше? Он мог принять решение по конкретному делу, применив к конкретному случаю, конкретному спору, конфликту, какой-то закон, существовавший в обществе, но он никогда не мог в этом законе увидеть неправового его содержания, он никогда не мог отрицать этого закона по его содержанию, как несоответствовавшего демократическим правовым принципам. И, значит, он не мог сказать власти «нет». Он не мог сказать «нет» законодательной власти. Он очень долго не мог сказать «нет» власти исполнительной, потому что в общих судах только в 1989 году появилась возможность рассматривать дела о незаконности действий исполнительной власти, государственной власти, о незаконности действий должностных лиц. И таким образом, гражданин только в конце 90-х годов получил право спорить с должностными лицами государства в суде. Поэтому судебная власть, если и называть ее властью, ограничивала действие своих решений только кругом граждан. Да, граждане должны были подчиниться судебному решению, но судебное решение никогда не обязывало другие ветви государственной власти. Поломать этот процесс было очень трудно. И становление судебной власти как власти стало возможным именно тогда, когда суды приобрели реальную силу в споре с другими ветвями власти. Именно появление Конституционного Суда сделало очень большой шаг вперед в этом направлении. Сразу, когда Конституционный Суд приобрел право, сказать законодателю «нет», отвергнуть закон, когда Конституционный Суд в споре о компетенции между различными органами государственной власти мог кому ни будь из них сказать, что они не правы и присваивают себе чужие функции, уже появилась надежда на то, что суд действительно станет властью, и тогда, как бы, осмелев вслед за этими первыми шагами, сделанными Конституционным Судом, стали набирать властные полномочия и другие суды И сейчас именно суды общей юрисдикции и арбитражные суды тоже осуществляют такие самостоятельные функции, когда они какие-то нормативные акты могут признать недействующими, когда они могут признать какие-то действия выступающих от имени государства должностных лиц не соответствующими закону. Таким образом, само появление Конституционного Суда способствовало развитию судебной системы в направлении укрепления ее властных полномочий и превращения судов в такие органы, которые могли говорить наравне с другими ветвями государственной власти, и, кстати, которые могли стать самостоятельными так, как этого требует Конституция от органов судебной власти. В то же время и реальная деятельность Конституционного Суда, выносившего конкретные решения, тоже очень часто защищало именно право граждан на судебную защиту и расширяло диапазон действия других судов, потому что судебная власть в лице этих других судебных органов имеет одну задачу: обеспечить именно осуществление права граждан на судебную защиту не только друг от друга, но и от государства. Это как бы истоки построения, формирования, конституирования в нашем обществе судебной власти как таковой.

^

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Международное гуманитарное право – отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения военных действий, которые часто называют по – старому «законы и обычаи войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств.

Понятие «международное гуманитарное право» означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.

^ являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер.

МГП довольно часто путают с правами человека, так как лежащие в их основе идеи во многом схожи. Принципиальное различие между этими двумя отраслями права заключается в том, что МГП применяется только в случае вооруженного конфликта. Права человека применяются, в принципе, в любое время, то есть как в мирное время, так и во время войны.

Однако в большинстве международных конвенций по правам человека имеются положения, которые позволяют принимать меры в отступление от своих обязательств в отношении ряда прав при чрезвычайных обстоятельствах (во время войны или иной угрозы для жизни нации).

МГП же не содержит общей оговорки, которая позволяла бы государствам отступать от своих международных обязательств в отношении некоторых прав, которая применялась бы в случае войны.

Следовательно, существует опасность того, что применение прав человека возможно лишь вне определенных чрезвычайных ситуаций. Однако от обязательств по некоторым правам нельзя отступать ни при каких обстоятельствах. Их действие никогда не может быть приостановлено. Они образуют так называемое «неизменное ядро» прав человека. В число таких прав, в частности, входят следующие:

  • право на жизнь (ст. 2 Европейской Конвенции о правах человека (ЕКПЧ));
  • запрещение пыток и негуманного или унижающего обращения (ст. 3 ЕКПЧ);
  • запрещение рабства (ст. 4а ЕКПЧ);
  • запрещение обратной силы уголовных законов (ст. 7 ЕКПЧ).

В то же время в «неизменное ядро» прав человека не входят, например, некоторые положения, которые включает в себя МГП:

  • защита раненых и оказание им помощи;
  • запрещение депортаций;
  • ограничения на применение силы органами безопасности;
  • судебные гарантии (ст.75 ДП I, ст.

4,5,6 ДП II).

Поэтому имплементация международного гуманитарного права может способствовать соблюдению прав человека или, точнее, соблюдению некоторых прав человека в некоторых обстоятельствах — например, в отношении процессуальных гарантий во время вооруженных конфликтов.

ППЧ и МГП имеют различные сферы применения. МГП применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности таких конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в МГП.

Однако некоторые права человека и некоторые нормы МГП накладываются друг на друга. Это касается, прежде всего, «неизменного ядра» прав человека, то есть прав, действие которых не может быть приостановлено ни при каких обстоятельствах.

Кроме того, эти две отрасли права дополняют друг друга. Некоторые права, признаваемые МГП, усиливают некоторые права человека:

  • либо в силу того, что они соответствуют правам человека, действие которых государства могут приостановить в особых кризисных ситуациях (например, судебные гарантии, которые, как таковые, не считаются частью «неизменного ядра» прав человека);
  • либо в силу того, что они идут дальше в плане защиты жизни, чем соответствующие права человека (например, право на жизнь лиц, пользующихся защитой МГП).

Поэтому имплементация МГП может способствовать соблюдению прав человека или, точнее, соблюдению некоторых прав человека в некоторых обстоятельствах. Внутригосударственные законы и подзаконные нормативные акты, включающие в себя положения МГП, могут, таким образом, рассматриваться как включающие в себя нормы, предусматриваемые международными конвенциями о правах человека.

Этот вывод не может не укрепить решимость всех тех, кто стремится обеспечить более полное уважение прав человека, более активно способствовать имплементации МГП.