Правовое регулирование воспитательных отношений

В Федеральный закон N 273-ФЗ целесообразно ввести новую Часть — воспитание.

В процессе воспитания возникают воспитательные правоотношения. Часть 2 воспитание может иметь следующую структуру, состоящую из статей: понятие воспитания; основные понятия, используемые в процессе воспитания; цели и задачи воспитания; функции воспитания; государственная политика в области воспитания; воспитательные правоотношения; методы воспитания; приемы воспитания; формы воспитания; средства воспитания; виды воспитания; особенности воспитательных правоотношений; умственное воспитание; трудовое воспитание; физическое воспитание; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; правовое воспитание; половое и полоролевое воспитание; экономическое воспитание; экологическое воспитание; семейное воспитание; религиозное воспитание; социальное воспитание; дизсоциальное (асоциальное); коррекционное воспитание; авторитарное; свободное воспитание; демократическое воспитание и т.д.

Задания для студента, изучающего тему:

1. Дайте общую характеристику воспитательных отношений.

2. Проанализируйте правовое регулирование воспитательных отношений.

3. Напишите эссе на тему «Воспитание как раздел закона об образовании».

4. Сравните правовое регулирование воспитательных отношений в России и Европе.

5. Назовите виды воспитательных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

6. Проанализируйте воспитательные правоотношения.

Раздел 4. Международное образовательное право

Глава 22. Правовое регулирование образовательных отношений на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ)

§ 1. Общая характеристика единого образовательного пространства как предмета правового регулирования

В Содружестве Независимых Государств (далее — СНГ или Содружество) наряду с процессами интеграции в экономической сфере развивается взаимодействие в области гуманитарного сотрудничества.

Необходимость взаимодействия в области образования возникла в первые месяцы существования СНГ В мае 1992 г., т.е. спустя всего полгода после создания Содружества, главы правительств десяти входивших в него стран подписали соглашения о сотрудничестве в области образования, о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации.

В этих документах государства заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов. Они гарантировали равноправие всех образовательных учреждений, входящих в их национальные системы, и бессрочное признание на своих территориях выданных в государствах-участниках к моменту заключения данных соглашений документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней и ученых званий.

4 стр., 1753 слов

Особенности религиозного воспитания осужденных

... тоталитарных псевдорелигиозных сект». Планирование мероприятий религиозного воспитания осужденных Отношения возникающие в ходе религиозного воспитания осужденных подлежат правовому регулированию — с этой целью ... воспитательного процесса можно и нужно использовать потенциал религиозного воздействия на сознание осужденного. Религиозное воспитание осужденных — один из способов оказания воспитательного ...

Для реализации этих соглашений были проведены две конференции министров образования государств-участников СНГ, создана Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (МАГАТ).

Это позволило в значительной мере скоординировать усилия государств-участников Содружества. Однако в рамках этих соглашений не удалось достичь необходимого взаимодействия для совместного решения проблем, вставших перед национальными системами образования.

Важным шагом в решении назревшей задачи интенсификации интеграционных процессов в образовании явилось подписание главами правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан в январе 1997 г. целого пакета документов. В частности, в него входят: Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ; Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ и о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых и т.д.

В Концепции определены основные принципы, направления, условия и этапы создания единого образовательного пространства, раскрыта его сущность. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, критериев и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территории государств-участников Содружества.

Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства предусматривает взаимодействие государств в создании Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ. Он действует в соответствии с утвержденным главами правительств Положением о Совете, являющимся неотъемлемой частью Соглашения. Совет ставит своей задачей дальнейшее развитие:

  • сотрудничества;
  • подготовки и аттестации в области образования научных и научно-педагогических кадров государств-участников Содружества по линии государственных органов управления образованием;
  • аттестации научных и научно-педагогических кадров, учреждений образования, международных, региональных и национальных объединений и ассоциаций, действующих в сфере образования, подготовки и аттестации кадров.

Совет содействует формированию единого образовательного пространства государств-участников СНГ, в т.ч.:

13 стр., 6150 слов

Направления государственной политики в области развития дополнительного ...

... типов и видов субъектов РФ, осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей, организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности, проводят экспериментальную работу; ...

  • рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализирует ход реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
  • рассматривает и подготавливает проекты многосторонних программ в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и вносит их в установленном порядке на рассмотрение в уставные органы Содружества, проводит совместные мероприятия;
  • содействует органам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, общественным и негосударственным организациям государств-участников СНГ в области формирования единого образовательного пространства;
  • изучает и обобщает опыт государств-участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества;
  • координирует деятельность государств в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и взаимного признания эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.

Единое (общее) образовательное пространство Содружества — пространство, характеризуемое следующими свойствами:

  • общностью принципов государственной политики в сфере образования;
  • согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне;
  • согласованностью положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
  • равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования на территории любого государства-участника СНГ.

Единое (общее) образовательное пространство государств-участников СНГ — это составная часть духовного, культурного пространства, базирующаяся на исторической общности живущих в нем людей и устремленная на реализацию их общих исторических целей.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.; Конвенцию подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан) в ст. 27 установила ряд правил:

1. Никому не может быть отказано в праве на образование. При осуществлении любых функций, которые Договаривающаяся Сторона приняла на себя в отношении образования и обучения, она должна уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным убеждениям и национальным традициям.

2. Начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным.

3. Каждая Договаривающаяся Сторона устанавливает возрастной минимум, до которого среднее образование является обязательным и который не может быть ниже установленного законом в соответствии с международными признанными стандартами минимального возраста приема на работу.

15 стр., 7104 слов

Нормативно-правовые аспекты информатизации образования

... участников образовательного процесса, является приоритетной задачей, решаемой в рамках развития процессов информатизации образовательным учреждением. Что же включает в себя единая ... соответствующими законодательными актами и документами. Информатизация образования протекает внутри крупного процесса между его ... но и социально-педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы. В сложившихся ...

§ 2. Концепция формирования единого образовательного пространства СНГ

Межгосударственная программа реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ (далее — Программа) разработана в соответствии с Концепцией формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 17 января 1997 г. (далее — Концепция).

Под единым (общим) образовательным пространством СНГ понимается общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, сочетаемых с равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территориях государств-участников Содружества.

В основу Программы положены принципы, сформулированные в Соглашении о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ, Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества.

Программа представляет собой совокупность мероприятий, сформулированных на основе предложений государственных органов управления образованием, направленных на создание структур, обеспечивающих эффективное решение задач по созданию и функционированию единого (общего) образовательного пространства Содружества. Приводим названную программу для изучения (с извлечениями).

Цель и задачи. Цель Программы — создание условий и механизмов формирования и функционирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.

Программой предусматривается решение следующих задач:

  • информационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;
  • создание правовой базы, регулирующей вопросы развития интеграционных процессов;
  • организационное обеспечение формирования единого (общего) образовательного пространства;
  • научно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.

Основные направления. Программа включает мероприятия, направленные на:

  • создание нормативной базы о вопросах поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;
  • согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования, требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
  • обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
  • согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  • научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства;
  • создание системы информационного обеспечения единого (общего) образовательного пространства.

Финансирование. Мероприятия Программы включаются в программы развития образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров государств-участников СНГ в качестве самостоятельных мероприятий.

28 стр., 13888 слов

Лицензирование, аккредитация, аттестация образовательной деятельности ...

... и литературы. 1.1 Процедура аккредитации образовательного учреждения Аккредитация образовательного учреждения – это специализированная процедура подтверждения государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) государством ...

Решение о финансировании совместных мероприятий принимается заинтересованными государствами и оформляется отдельно многосторонними или двусторонними соглашениями.

Финансирование Программы может также осуществляться за счет международной технической помощи, спонсорских средств юридических и физических лиц либо других источников, определяемых каждым государством-участником Содружества самостоятельно.

Механизм реализации. Основные исполнители: государственные органы управления образованием и аттестации научных и научно-педагогических кадров государств-участников СНГ; Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ по науке и образованию; Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ); Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ); Международная ассоциация государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров (МАГАТ); Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ); Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) и иные образовательные, научные и общественные организации государств-участников СНГ.

Организационное управление реализацией Программы, координационные и консультационные функции, обеспечивающие взаимодействие исполнителей, осуществляет Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Конференция министров образования государств-участников СНГ.

Обеспечение реализации соответствующих разделов Программы осуществляют уполномоченные заместители руководителей государственных органов управления образованием государств-участников СНГ.

Координация исполнения. Координацию исполнения Программы осуществляет Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Конференция министров образования государств-участников СНГ и Исполнительный комитет СНГ.

Исполнители Программы один раз в полугодие направляют в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ информацию о ходе работ по реализации Программы. Сводный отчет заслушивается на очередном заседании Совета.

Конференция министров образования государств-участников СНГ рассматривает ход выполнения Программы один раз в год.

§ 3. Признание и эквивалентность документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств СНГ

Для признания и введения эквивалентности этих документов принято Соглашение. Приведем его текст:

Соглашение

между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях

(Москва, 24 ноября 1998 г.)

§ 4. Концепция модельного образовательного кодекса для стран СНГ

Проект концепции модельного Образовательного кодекса для государств-участников СНГ (утв. Постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 17 октября 1998 г. N 45).

Далее приводится названный проект для изучения.

Проект концепции

модельного Образовательного кодекса для государств — участников СНГ

(утв. постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 17 октября 1998 г. N 45)

4 стр., 1832 слов

Стороны и участники гражданского процесса

... хранители арестованного или спорного имущества. Участниками гражданского судопроизводства в приказном производстве и исполнительном ... любом случае оглашается публично. 2. СТОРОНЫ И ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА, В соответствии со статьё ... законом интересы других лиц и государства. Гражданские дела возбуждаются судом только по ... кодексе РБ, Статья 11 При осуществлении правосудия по гражданским делам судьи ...

§ 5. Модельный Закон «Об образовании»

Модельный закон «Об образовании» принят постановлением на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 3 апреля 1999 г. N 13-8. Приведем названный закон для тщательного изучения.

Модельный закон

«Об образовании»

(принят постановлением на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 3 апреля 1999 г. N 13-8)

Задания для студента изучающего тему:

1. Дайте общую характеристику единого образовательного пространства как предмета правового регулирования.

2. Раскройте концепцию формирования единого образовательного пространства.

3. Расскажите о концепции формирования единого образовательного пространства СНГ.

4. Изложите правила признания и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях государств СНГ.

5. Раскройте концепцию модельного образовательного кодекса для стран СНГ.

6. Проанализируйте модельный Закон об образовании.

7. Напишите эссе на тему «Единое образовательное пространство стран СНГ» и поместите его в википедию.

Глава 23. Правовое регулирование образовательных отношений в Европе, Устав Совета Европы

Устав Совета Европы был принят в Лондоне 5 мая 1949 г. Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, Королевства Швеции и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии приняли решение учредить Совет Европы, состоящий из Комитета представителей правительств и Консультативной Ассамблеи, и с этой целью приняли Устав. Они исходили из следующих принципов, положений, обстоятельств и целей:

  • укрепление мира, основанного на справедливости и международном сотрудничестве, что жизненно необходимо для сохранения человеческого общества и цивилизации;
  • приверженности духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства Права, лежащих в основе любой истинной демократии;
  • для поддержания и дальнейшего осуществления этих идеалов и в интересах социального и экономического прогресса необходимо более тесное единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды.

Целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами для защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу, в т.ч. достижения единства в области образования.

Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания идеальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

§ 2. Защита права на образование

6 стр., 2694 слов

Международные стандарты права на образование

... высшее образование (бакалавр – магистр). В ходе исследования сделаны следующие выводы : 1. Одно из важнейших направлений развития российского законодательства об образовании - приведение его в соответствие с основными международно-правовыми стандартами ...

В целях объединения усилий государств-членов Совета Европы, для защиты прав человека, в т.ч. и на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г. с изменениями и дополнениями).

При подписании Конвенции Правительства, принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод,

вновь подтверждая свою глубокую приверженность этим основным свободам, которые являются основой справедливости и мира во всем мире и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократической политической системой и, с другой стороны, общим пониманием и соблюдением прав человека, с которыми они связаны,

преисполненные решимости как правительства европейских стран, придерживающихся единых взглядов и имеющих общее наследие политических традиций и идеалов, уважения свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации, согласились о нижеследующем:

  • обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции;
  • никому не может быть отказано в праве на образование.

Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями.

В целях признания общей эквивалентности периодов университетского обучения 6 ноября 1990 г. в Риме была принята Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения.

Государства-члены Совета Европы и другие государства-участники Европейской культурной конвенции, подписавшие Конвенцию, учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, принимая во внимание открытую для подписания 15 декабря 1956 г. в Париже Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского обучения, которая применяется к области современных языков, будучи убеждены, что в дело углубления взаимопонимания в Европе был бы внесен важный вклад, если больше студентов, изучающих любые дисциплины, могли бы в течение определенного времени обучаться за границей и если сданные такими студентами экзамены и пройденные ими в течение этих периодов обучения курсы признавались бы учебными заведениями первоначального обучения, исполненные решимости установить с этой целью принцип общей эквивалентности периодов университетского обучения, договорились о единых подходах по вопросам содержания Конвенции.

Для целей Конвенции термин «высшие учебные заведения» означает:

  • а) университеты;
  • б) другие высшие учебные заведения, признанные для целей настоящей Конвенции компетентными органами стороны, на территории которой они находятся.

Если государство является компетентным органом в данном вопросе на их территории, стороны признают любой период обучения, проведенный студентом в высшем учебном заведении другой стороны, в качестве эквивалентного аналогичному периоду, проведенному в учебном заведении первоначального обучения, при условии:

19 стр., 9145 слов

Профессиональное образование в Республике Башкортостан

... Изучить литературу по вопросам профессионального образования Республики Башкортостан; 2. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональное образование; 3. Сделать прогноз развития системы профессионального образования в республике. Основными методами исследования являются теоретический ...

  • что между высшим учебным заведением первоначального обучения или компетентным органом стороны, в которой такое учебное заведение расположено, с одной стороны, и высшим учебным заведением или компетентным органом стороны, на территории которой проходил период обучения, с другой стороны, имеется предварительное соглашение;
  • что администрация высшего учебного заведения, в котором проходило обучение, выдала студенту справку о том, что успешно пройден курс обучения указанной продолжительности.

Продолжительность периода обучения определяется компетентными органами стороны, на территории которой расположено высшее учебное заведение первоначального обучения. Если высшие учебные заведения сами являются компетентным органом в данном вопросе на их территории, стороны направляют текст настоящей Конвенции администрации этих учебных заведений и поощряют положительное рассмотрение и применение ими принципов.

§ 3. Признание учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы

Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы была принята в Париже 21 декабря 1979 г. (Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы N 3084 от 21 декабря 1979 г. ).

Конвенция

о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы

(Париж, 21 декабря 1979 г.)

Примечание:

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 26 февраля 1982 г.

§ 4. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.)

Эта конвенция ратифицирована Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 65-ФЗ «О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе».

Стороны Конвенции, сознавая тот факт, что право на образование является одним из прав человека и что высшее образование, которое служит ключевым фактором расширения и развития знаний, представляет собой исключительно ценное культурное и научное достояние как для каждого человека, так и для общества,

принимая во внимание, что высшее образование играет жизненно важную роль в укреплении мира, взаимопонимания и терпимости и в создании взаимного доверия между народами и странами,

принимая во внимание, что большое разнообразие систем образования в европейском регионе является отражением его культурного, социального, политического, философского, религиозного и экономического многообразия, являющегося исключительным достоянием, которое требует всемерного уважения,

желая предоставить всем людям данного региона возможность в полной мере пользоваться этим источником многообразия путем облегчения доступа жителей каждого государства и учащихся учебных заведений каждой Стороны к образовательным ресурсам других государств и, более конкретно, посредством содействия их усилиям по продолжению своего образования или завершению периода обучения в высших учебных заведениях в этих других Сторонах,

9 стр., 4151 слов

Традиции и новаторство в профессиональном обучении

... и задачи работы: Цель работы — рассмотреть традиции и новаторство в профессиональном обучении. Объект исследования — система общего профессионального образования. Предмет исследования — традиции и инновации в современной системе профессионального образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать традиции и инновации в ...

считая, что признание учебных курсов, свидетельств, дипломов и степеней, полученных в какой-либо другой стране европейского региона, представляет собой важную меру, направленную на содействие расширению академической мобильности между Сторонами,

придавая большое значение принципу автономии учебных заведений и сознавая необходимость утверждения и защиты этого принципа,

будучи убеждены в том, что справедливое признание квалификаций является ключевым элементом права на образование, равно как и обязанностью общества,

принимая во внимание нижеследующие конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО, касающиеся академического признания в Европе:

  • Европейскую конвенцию об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 год, ETS 15) и Протокол к ней (1964 год, ETS 49);
  • Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования (1956 год, ETS 21);
  • Европейскую конвенцию об академическом признании университетских квалификаций (1959 год, ETS 32);
  • Конвенцию о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (1979 год);
  • Европейскую конвенцию об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 год, ETS 138),

принимая также во внимание Международную конвенцию о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря (1976 год), принятую в рамках ЮНЕСКО и отчасти касающуюся академического признания в Европе,

напоминая, что настоящая Конвенция должна также рассматриваться в контексте конвенций и Международной Рекомендации ЮНЕСКО, относящихся к другим регионам мира, и что необходимо улучшать обмен информацией между этими регионами,

сознавая широкие перемены в области высшего образования в европейском регионе со времени принятия указанных выше конвенций, вызвавший значительно возросшую диверсификацию внутри национальных систем высшего образования и между ними и необходимость приведения правовых актов и практики в соответствие с этими процессами,

сознавая потребность в поиске совместных решений практических проблем признания в европейском регионе,

сознавая необходимость совершенствования нынешней практики признания и обеспечения того, чтобы она была более ясной и лучше адаптированной к современному состоянию высшего образования в европейском регионе,

будучи уверенными в позитивном значении Конвенции, разработанной и принятой под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО и определяющей рамки дальнейшего развития практики признания в европейском регионе,

сознавая важность создания постоянных механизмов для претворения в жизнь принципов и положений настоящей Конвенции,

согласились о нижеследующем:

Для целей Конвенции приведенные ниже термины имеют следующее значение:

Доступ (к высшему образованию) — право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение.

Прием (в учебные заведения и на программы высшего образования) — действие или система, разрешающие кандидатам, обладающим соответствующей квалификацией, продолжать высшее образование в определенном учебном заведении и (или) по определенной программе высшего образования.

Оценка (высших учебных заведений и программ) — определение качества образования в данном высшем учебном заведении или по данной программе высшего образования.

Оценка (индивидуальных квалификаций) — письменное заключение или оценка компетентным органом индивидуальных иностранных квалификаций.

Полномочный орган по вопросам признания — орган, официально уполномоченный принимать решения обязывающего характера по вопросам признания иностранных квалификаций.

Высшее образование — все виды курсов обучения или групп курсов обучения, а также подготовки специалистов или исследователей на послесреднем уровне, которые признаются соответствующими органами Стороны как составляющие ее систему высшего образования.

Высшее учебное заведение — учреждение, предоставляющее высшее образование и признаваемое полномочным органом Стороны как составляющее ее систему высшего образования.

Программа высшего образования — курс обучения, признаваемый полномочным органом Стороны как составляющей ее системы высшего образования, и по завершению которого студент получает квалификацию высшего образования.

Период обучения — любая составная часть программы высшего образования, которая была оценена и документирована и которая, хотя и не представляет собой программу обучения, обеспечивает существенное приобретение знаний или навыков.

Квалификация высшего образования — любой документ о присуждении степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и удостоверяющее успешное завершение программы высшего образования.

Квалификация — дающая доступ к высшему образованию — любой выдаваемый полномочным органом диплом или иное свидетельство, удостоверяющее успешное завершение программы обучения и дающее его обладателю право на рассмотрение его кандидатуры с целью приема в высшее учебное заведение (см. определение доступа).

Признание — официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности.

Общие требования — условия, которые должны быть выполнены во всех случаях для доступа к высшему образованию или к его определенному уровню, или для получения квалификации высшего образования определенного уровня.

Особые требования — условия, которые должны быть выполнены в дополнение к общим требованиям для обеспечения приема на специфичную программу высшего образования или для получения специфичной квалификации высшего образования в определенной области знаний.

Компетенция государственных органов. В том случае, когда центральные органы какой-либо Стороны полномочны принимать решения по вопросам признания, эта Сторона становится непосредственно связанной положениями настоящей Конвенции и принимает необходимые меры по обеспечению осуществления ее положений на ее территории.

В том случае, когда компетенцией на принятие решений по вопросам признания обладают составные части Стороны, данная Сторона в момент подписания или при передаче своей ратификационной грамоты, документа о принятии, одобрении или присоединении или в любой момент в дальнейшем представляет одному из депозитариев краткое заявление в своем конституционном устройстве. В этих случаях полномочные органы обозначенных таким образом составных частей Стороны принимают необходимые меры по обеспечению выполнения положений настоящей Конвенции на их территории.

В том числе, когда полномочиями на принятие решений по вопросам признания обладают отдельные высшие учебные заведения или другие органы, каждая Сторона в соответствии со своим конституционным устройством или структурой передает текст настоящей Конвенции таким заведениям и органам и предпринимает все возможные шаги с целью содействия благоприятному рассмотрению и применению ими ее положений.

Основные принципы, относящиеся к оценке квалификаций. Обладатели квалификаций, выданных в одной из Сторон, имеют надлежащий доступ по просьбе, обращенной к соответствующему органу, к оценке этих квалификаций.

В этом отношении не допускается никакая дискриминация по любому признаку, такому как пол, раса, цвет кожи, инвалидность, язык, религия, политические или другие убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, принадлежность к национальному меньшинству, имущественное, сословное или иное положение заявителя, либо по признаку, связанному с любыми другими обстоятельствами, не относящимися к значимости квалификации, в отношении которой испрашивается признание. С целью реализации этого права каждая Сторона обеспечивает принятие соответствующих мер при рассмотрении заявления о признании квалификаций исключительно на основе приобретенных знаний и навыков.

Решения о признании принимаются на основе соответствующей информации о квалификациях, в отношении которых испрашивается признание.

Обязанность представления надлежащей информации лежит, прежде всего, на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации.

Независимо от обязанности заявителя, учебные заведения, выдавшие указанные квалификации, обязаны представлять по запросу заявителя и в разумных пределах всю относящуюся к делу информацию обладателю квалификации, учебному заведению или полномочным органам той страны, где испрашивается признание.

Стороны поручают всем учебным заведениям, составляющим их систему образования, а в соответствующих случаях призывают их удовлетворять все обоснованные запросы о представлении информации в целях оценки квалификаций, полученных в вышеупомянутых заведениях.

Ответственность за доказывание того, что заявление не отвечает соответствующим требованиям, лежит на органе, осуществляющем оценку.

С целью содействия признанию квалификаций каждая Сторона обеспечивает представление надлежащей и четкой информации об ее системе образования.

Решения о признании принимаются в разумные сроки, заранее оговариваемые полномочными органами, осуществляющими признание, и исчисляемые со времени представления всей необходимой информации по данному запросу. Если в признании отказано, объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии. Если в признании отказано или если не принято никакого решения, заявитель может обжаловать решение в разумные сроки.