Административно-правовая статистика

Административно-правовая статистика занимается учетом административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству.

В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной юрисдикции занимают суды, роль которых в последние годы интенсивно возрастает.

По своему характеру административно-правовая статистика может обслуживать, кроме административного, и другие отрасли права — экологического, хозяйственного, торгового, транспортного, воздушного, морского и т. д. В ней особо нуждается криминология, поскольку совершение административных правонарушений, как правило, является одной из ступеней к преступному поведению, анализ которых помогает решать многие криминологические задачи.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений по их видам и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

1. административные правонарушения (проступки) — противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

2. лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

3. меры административной ответственности — административные наказания, — применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1-3.9 КоАП).

4. административные споры.

5. судебные решения и их исполнение.

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

8 стр., 3916 слов

Административно-правовая статистика (2)

... объекты административно-правовой статистики Правовая статистика: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. -М.: МИЭП, 2007. : 1. административные правонарушения (проступки) - противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или ...

Единица наблюдения — это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение полиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления.

Статистическая группировка — это процесс расчленения статистической совокупности на качественно однородные группы или объединения единичных случаев в качественно однородные группы по существенным для них признакам. Например, группировка административных правонарушений по видам, категориям тяжести, способам совершения, объекту посягательства (против личности, государства, в сфере экономики и т.д.) и т.п. Отбор существенных (группировочных) признаков определяется целями и задачами исследования. При этом правильный отбор таких признаков является очень важным моментом, поскольку применение различных приемов группировок при анализе одного и того же статистического материала может привести к совершенно противоположным выводам.

В административно — правовой статистике выделяют три основных вида группировок:

1) типологическая — предполагает расчленение совокупности изучаемых юридических значимых явлений (правонарушения, правонарушители др.) на отдельные качественные однородные совокупности (группы, типы) по важнейшим существенным качественным признакам с целью выявления и характеристики групп, однородных по существенным признакам.

Примерами типологической группировки в административно — правовой статистике могут служить группировки административных правонарушений по сферам деятельности (экономические, социальные и др.); группировка наказаний по видам (штраф, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности и др.); распределения лиц, совершивших правонарушения, по полу (мужчины, женщин); привлечёния к административной ответственности (ранее привлечённые и не привлечённые) и т.д.

Некоторые типологические группировки переходят в классификации, имеющие устойчивый характер классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.

Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени в соответствии с положениями правовой науки и на основе установленных в законе правовых признаков.

10 стр., 4972 слов

Организованная группа как форма соучастия в совершении преступления

... совершения преступления. В данной работе мы постараемся раскрыть признаки организованной группы и отличить ее от группы по предварительному уговору и преступного сообщества. Таким образом, актуальность ... одного или нескольких преступлений. Однако указанных двух признаков организованной группы явно недостаточно, чтобы отграничить ее, например, от группы лиц по предварительному сговору, так как и ...

2) структурная (или вариационная) — группировка, в которой типически однородные группы (выделенные с помощью типологической группировки) разделяются по количественным признакам на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Анализ структурных группировок в административно — правовой статистике позволяет исследовать изменение структуры (структурные сдвиги) типически однородных групп правонарушений, правонарушителей и других правовых явлений. Например, с помощью структурных группировок изучают распределение правонарушителей по возрасту, числу привлечения к ответственности; распределение административных правонарушений по сферам и объектам посягательства, регионам и развитие этих явлений во времени.

3) аналитические (факторные) группировки позволяют исследовать взаимосвязи и зависимости (в том числе и скрытые) между изучаемыми правовыми явлениями и их признаками (факторами).

В статистике признаки, оказывающие воздействие на другие признаки, зависящие от них, называются факторными, а те, которые изменяются под воздействием факторных признаков — результативными.

Взаимосвязь проявляется в том, что под воздействием факторного признака (например, пьянства, безработицы и т.п.) изменяется значение результативного признака (правонарушений).

В основе аналитической группировки лежит факторный признак, а каждая выделенная группа характеризуется значениями результативного признака.

С целью определения тесноты или силы связи между изучаемыми признаками (явлениями) в аналитических группировках используют методы математической статистики (например, корреляционно-регрессионный анализ).

В зависимости от задач анализа и степени сложности изучаемого явления применяемые группировки могут быть простыми, сложными, комбинационными, первичными и вторичными.

Простой называется группировка по одному признаку (например, распределение правонарушителей по возрастным группам).

Сложной называется группировка по двум или нескольким признакам.

Комбинационной называется группировка, если в основе группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации (иерархии).

Группы, сформированные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признаку. Если добавить подгруппы по полу в группировку правонарушителей по возрастным группам, то получится комбинационная группировка. Комбинационные группировки позволяют решать многие задачи: и выделения типов, и изучения структурных изменений, и выявления связей между исследуемыми признаками

Группировки, которые производятся на основе первичного статистического материала, относятся к первичным группировкам. Но иногда имеющиеся группировки не отвечают требованиям анализа, например, они могут быть несопоставимы из-за различного количества интервалов или различных границ интервалов. Приведение группировок к сопоставимому виду осуществляется на основе метода вторичных группировок.

Вторичная группировка представляет собой образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Это осуществляется двумя способами: путем объединения (укрупнения) первоначальных интервалов и путем долевой перегруппировки.

Учет ДТП

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

5 стр., 2291 слов

Выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного происшествия ...

... безопасность дорожного движения, для решения конкретных задач по дисциплине "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий". Результатом работы должно стать выполнение автотехнической экспертизы дорожно-транспортного ... на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около ...

Говоря об учете дорожно-транспортных происшествий необходимо сначала определить само понятие дорожно-транспортного происшествия. Так под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

1) органами внутренних дел — производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения городов и районов (районов в городах) организуют сверку с медицинскими учреждениями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.

2) владельцами транспортных средств — учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

3)государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог — учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в территориальный орган внутренних дел о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении.

Медицинские учреждения независимо от форм собственности учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Они обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди и не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

1) во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

2) при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

10 стр., 4914 слов

Административные процедуры по регистрации транспортных средств ...

... «О порядке регистрации транспортных средств» , утвердившем Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения 3 Министерства внутренних дел Российской Федерации. Целями производства по регистрации транспортных средств являются: – создание ...

3) в результате стихийных бедствий;

4) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке — расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

5) в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

6) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно-транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.