Имущественное налогооблажение в России

  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделени й особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • — члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

    Кроме того, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

    • пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установ ленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
    • гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

    Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

    3 стр., 1480 слов

    Административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу

    ... участием военнослужащих, возникающие в процессе прохождения ими военной службы. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие административно-правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу. Цель данного исследования – рассмотреть и проанализировать сущность и содержание административно-правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу. Достижение ...

    • родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
    • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений(включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;
    • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

    Выше перечислены льготы по имущественному налогу, установленные федеральным законодательством. Однако органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

    1.4. Эффективность применения налога на имущество физических лиц

    Налогообложение имущества физических лиц проводится на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон).

    Наиболее существенные изменения и дополнения в налогообложение имущества граждан были внесены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». Вместо одной максимальной ставки налога 0,1% была установлена прогрессивная шкала предельных налоговых ставок. В результате новая максимальная налоговая ставка 2,0% была уравнена с размером действовавшей в то время предельной ставки налога на имущество предприятий.

    Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налога.

    Объектом налога в соответствии с Законом признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

    Все перечисленные выше объекты, согласно ст. 130 ГК РФ, являются недвижимостью. Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает только с момента регистрации данного права в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в органах Федеральной регистрационной службы).

    Поэтому до момента государственной регистрации право собственности на объект у физического лица отсутствует; владелец недвижимости не является собственником, а следовательно, плательщиком налога на имущество.

    Налогоплательщики приняли это к сведению и стали всеми возможными способами затягивать с процедурой государственной регистрации права собственности на вновь построенный объект недвижимости (например, жилой дом), что негативно сказалось на объемах поступлений от налога на имущество в местные бюджеты и на надлежащем выполнении принципа всеобщности налогообложения.

    В конце 1999 г. была предпринята попытка внести в Закон изменения, которые предусматривали обложение налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, находящихся в эксплуатации, и предлагали не учитывать в целях налогообложения факт государственной регистрации права собственности, если гражданин фактически владеет, пользуется и распоряжается недвижимым имуществом.

    Теперь представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно (безусловно, с учетом ограничений, закрепленных федеральным законом) вводить прогрессию ставок налога на имущество физических лиц согласно увеличению суммарной инвентаризационной стоимости имущества и их дифференциацию в зависимости от типа использования недвижимости и по иным критериям.

    Конкретные ставки налога на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований устанавливаются на основе следующей шкалы предельных налоговых ставок [4, с.510] предусмотренных п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

    Таблица 1.5. — Налоговая шкала ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества

    Стоимость имущества, тыс. руб.

    Ставка налога, %

    до 300

    до 0,1

    от 300 до 500

    от 0,1 до 0,3

    свыше 500

    от 0,3 до 2,0

    В таблице 1.5., по мнению Березина М.Ю., присутствуют ошибки в установлении интервалов как суммарной инвентаризационной стоимости имущества, так и величин налоговых ставок.

    По логике, интервалы следует определять в целых десятках, сотнях, тысячах или миллионах рублей. Последний рубль интервала должен являться последним рублем десятка, сотни, тысячи или миллиона рублей, а не предпоследним, как это указано в таблице. Поэтому первый интервал суммарной инвентаризационной стоимости должен быть определен в сумме не более 300 тыс. руб. Такая конструкция интервала показывает, что имущество по стоимости не более полных 300 тыс. руб. облагается первой, самой низкой налоговой ставкой.

    Второй интервал суммарной инвентаризационной стоимости также должен быть выражен в полных тысячах рублей, хотя в таблице 1.5. последний рубль суммы в 500 тыс. руб. в интервал не попадает. Поэтому второй интервал в правильном варианте следовало бы определить как свыше 300 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.

    Формула последнего — третьего интервала — отчетливо показывает губительное стремление не включать в пределы пограничного с ним интервала последний рубль полной тысячи, что приводит к пробелам в законодательстве. Из конструкции второго интервала видно, что его пределы заканчиваются в таблице 1.5. на сумме до 500 тыс. руб., т.е. сумма, равная 500 тыс. руб., во второй интервал не попадает. А третий интервал начинается с суммы свыше 500 тыс. руб., что говорит о том, что сумма 500 тыс. руб. в третий интервал также не включается. В итоге неизвестно, какой налоговой ставкой, согласно федеральному закону, должно облагаться имущество стоимостью 500 тыс. руб. ровно.

    Если бы второй интервал использовал правило включения «последнего рубля», сумма в 500 тыс. руб. ровно попадала бы во второй интервал, и третий интервал начинал бы отсчет с суммы свыше 500 тыс. руб., т.е. с первого рубля новой тысячи.

    По аналогии, интервалы величин налоговых ставок логично заканчивать указанным в законе числом. Как видно из таблице 1.5., первый интервал налоговой ставки оканчивается числом менее 0,1. Березин М.Ю. полагает, что более правильным вариантом мог бы стать интервал налоговой ставки, включающий в себя число 0,1. В данном случае совершенно четко определяется максимальная величина налоговой ставки, приходящаяся на окончание первого интервала.

    Березин М.Ю. рекомендует установить (см. табл. 1.6.) следующие конструкции интервалов суммарных инвентаризационных стоимостей облагаемого имущества и налоговых ставок (в данном случае не принимается во внимание обоснованность размеров самих интервалов).

    [4, с.512]

    Таблица 1.6. — Рекомендуемая к установлению прогрессивная шкала ставок налога на имущество физических лиц

    Стоимость имущества, тыс. руб.

    Ставка налога, %

    не более 300

    не более 0,1

    свыше 300 и не более 500

    свыше 0,1 и не более 0,3

    свыше 500

    свыше 0,3 и не более 2,0

    Конструкция «свыше и не более», использованная в интервалах левой половины таблицы 1.6, в точности повторяется в интервалах правой половины таблицы 1.6., что обеспечивает не только однозначное понимание, каким числом начинается и каким заканчивается тот или иной интервал, но и гарантирует абсолютное совпадение начала и конца интервала стоимости имущества и интервала ставки налога.

    Конструкция «от и до» при установлении интервалов каких-либо величин всегда приводит к нарушению принципов конкретности и понятности правовых норм. Такая конструкция не позволяет однозначно установить, входит ли начальное («от») и конечное («до») число в период интервала.

    Рассматривая шкалу ставок налога на имущество физических лиц, указанную в федеральном законе (см. табл. 1.5.), приходим к логическому выводу, что в интервалах ставок налога число с предлогом «до» в интервал не входит, а число с предлогом «от», наоборот, входит.

    С другой стороны, возможно утверждать и обратное. Поэтому, чтобы не доводить дело до абсурда, остановимся на первом выводе.

    Итак, представительные органы местного самоуправления воспользовались предоставленным им правом и с 1 января 2000 г. стали вводить на своих территориях прогрессивные налоговые шкалы. Ошибки, которые встречаются в интервалах этих шкал, являются прямым следствием двойственного понимания конструкции «от и до», установленной в Законе РФ «О налогах на имущество физических лиц».

    2. Современная мировая практика налогообложения имущества

    2.1. Вопросы практики налогообложения имущества в странах Европы

    Поскольку для современной России налог на недвижимость является новым и элементы механизмов налогообложения земли и имущества войдут составной частью в комплексный механизм налогообложения недвижимости, для внедрения в РФ положительных итогов развития теории и практики налогообложения недвижимости целесообразно обратить внимание на сформировавшийся в зарубежных странах практический опыт взимания налога на недвижимость, налогов на землю и имущество.

    При этом следует рассмотреть и практику государственной регистрации прав и учета недвижимости в иностранных государствах, так как прежде всего от полноты учета объектов налога (объектов недвижимости) зависят эффективность налогообложения и рост поступлений налоговых доходов в бюджет.

    В Австрии все объекты недвижимости и их владельцы проходят государственную регистрацию в специальной книге недвижимости. В этой книге регистрируются также обязательства, которыми обременена недвижимость, что способствует снижению рисков в случае ипотеки.

    Налог на недвижимость в Австрии является местным. Предельная ставка налога на недвижимость установлена на федеральном уровне, действует на всей территории государства и равна 5%. Конкретную налоговую ставку определяет совет муниципалитета, возглавляемый мэром конкретного города.

    В целом, муниципалитеты имеют право устанавливать любой размер налоговой ставки вплоть до ее предельной величины в зависимости от финансовых потребностей местных бюджетов.

    Налог на недвижимость в Швейцарии регулируется на кантональном (региональном) уровне. В этой стране существует две системы для определения такого элемента налога на недвижимость. Первая система — это система опционального налога, означающая, что муниципалитетам, находящимся на территории кантона, предоставлено право самостоятельно вводить размер налоговой ставки вплоть до ее предельной величины, установленной в законе кантона о налоге на недвижимость. Вторая система — это система фиксированного налога, согласно которой ставка налога на недвижимость устанавливается фиксированной на всей территории кантона. В данном случае величина ставки налога на недвижимость определяется в ходе обычного законодательного процесса на уровне кантона.