Правосубъектность и средства индивидуализации юридического лица

Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен.

Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования деятельности юридических лиц в Российской Федерации.

В изменившихся социально-экономических условиях существенной трансформации подвергся институт юридического лица. Общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности юридических лиц, в том числе корпоративные правоотношения, которые складываются между юридическим лицом, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции его органов, все более усложняются, появляются новые виды договоров, формируются принципы корпоративного поведения и вырабатываются критерии взаимной гражданско-правовой ответственности участников этих отношений.

В российском правопорядке построена новая система юридических лиц, которая продолжает стремительно эволюционировать. Кардинальные изменения претерпели основополагающие принципы регулирования правового механизма создания и функционирования юридических лиц. Возникла острая необходимость в создании целостной, научно обоснованной концепции, раскрывающей природу, способы и формы реализации правосубъектности юридического лица.

Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.

Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Так, государство будет индивидуализировать территория, органы государственной власти и т.п., юридических лиц -фирменное наименование, место регистрации, товарный знак и т.д.

Объектом и предметом изучения стали способы и формы реализации правосубъектности юридического лица и средства индивидуализации юридического лица как субъекта гражданского права.

3 стр., 1118 слов

Виды юридических лиц (3)

... ему на праве собственности. Уставный капитал становится собственностью юридического лица. Хозяйственное общество может создаваться одним лицом или несколькими лицами. Хозяйственное общество рассматривается как объединение капиталов. Хозяйственное товарищество как объединение лиц носит лично ...

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

1.1. Понятие и сущность правосубъектности юридического лица

Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права -государства, национально-государственные и административно- территориальные образования. Наряду с термином «юридические лица» закон использует термин «физические лица», которым охватываются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании.

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права.

Представления о гражданской правосубъектности связываются с наличием у лиц таких качеств, как правоспособность и дееспособность. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, сопровождают человека на протяжении всей его жизни: с момента рождения и до его смерти. Для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, чтобы они складывались бы из осознанных волевых действий сторон. Вместе с тем из отношений, регулируемых гражданским правом, не могут полностью выключаться граждане, не обладающие должным уровнем психического развития. Для решения этих, на первый взгляд противоположных, задач в гражданском праве и появились такие категории, как правоспособность и дееспособность. Первая — правоспособность — означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, вторая -дееспособность — означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения и до смерти, то дееспособность возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с восемнадцати лет, т. е. совершеннолетия. Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств. Юридические лица, государства, национально-государственные и административно- территориальные образования обладают правоспособностью и дееспособностью в их неразрывном единстве.

Правосубъектности подчас придается не обобщающий, а индивидуализирующий характер, т. е. под правосубъектностью понимают не то, какими качествами должны обладать субъекты гражданского права в целом, а то, какое качество необходимо иметь отдельному субъекту для того, чтобы быть признаваемым законом участником гражданских отношений.

Обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Правосубъектность является необходимой предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим помимо этого юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права.

4 стр., 1723 слов

Акты толкования норм права. Юридическая практика

... способы толкования норм права. Для исследования в основном были использованы теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов; анализ практического материала, обобщение. При написании данной работы ... тема исследуется многими учёными. Все исследователи признают огромное практическое значение толкования норм права. Проблема толкования является одной из традиционных проблем юридической ...

2. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1. Наименование юридического лица

Средства индивидуализации юридического лица — это способы, позволяющие выделить конкретное юридическое лицо из множества других

К средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг относятся нематериальные объекты, представляющие собой различные обозначения (словесные, изобразительные, звуковые и т.п.), позволяющие выделить лицо, его товар, работу или услугу из числа им подобных. Средства индивидуализации получают правовую охрану в интересах лиц, участвующих в гражданском обороте в качестве предпринимателей.

Статья 128 ГК приравнивает средства индивидуализации к результатам интеллектуальной деятельности, распространяя на них правовой режим исключительных прав (интеллектуальной собственности).

ГК относит к средствам индивидуализации фирменное наименование и коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара1.

Наименование юридического лица должно содержать:

  • указание на организационно-правовую форму юридического лица;
  • указание на характер деятельности юридического лица (для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях)2.

Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименование, которое должно быть зарегистрировано.

Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

2.2. Местонахождение юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.

Не допускается незаконное использование чужого зарегистрированного места нахождения в целях недобросовестной конкуренции.

Учредители юридического лица несут ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам ввиду недостоверного указания в учредительных документах места нахождения юридического лица.

Деловая репутация юридического лица — это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юридическом лице, производимых им товарах или оказываемых услугах. Защита деловой репутации происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репутацию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юридическом лице.

Отношения, складывающиеся в процессе рекламы, регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 года.

Коммерческая или служебная тайна — это информация, которая: имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; закрыта от свободного доступа; по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохранению ее конфиденциальности.

13 стр., 6219 слов

Наименование места происхождения товаров

... отношении данного наименования места происхождения товара; ь при ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства; ь на основании поданного в патентное ведомство заявления обладателя свидетельства. Возражения против регистрации наименования места происхождения товара и выдачи свидетельства на право пользования им ...

В случае распространения такой информации без согласия правообладателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).

2.3. Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица

В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги).

Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того, чтобы различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

«Производственная марка – это словесный (описательный) способ индивидуализации товара, она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себе фирменное наименование предприятия – изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар, перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных».

Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный знак представляет собой словесное изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров).

Использование для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя, и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информацию о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

В большинстве случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое имеет исключительное право его использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» допускает также возможность регистрации коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и могут использоваться всеми участниками таких объединений.

Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг (выполнении работ), могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку.

Свойства некоторых товаров в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся. Организации изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименование не является исключительным, и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака, право использования наименования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении нельзя поставить точку, но можно оставить место для продолжения. В то же время гражданская правосубъектность не может быть охарактеризована в отдельности в отношении граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского права. Это понятие должно охватывать всех субъектов гражданского права, а не наделять каждого из субъектов собственной правосубъектностью. Юридические лица, государства, национально-государственные и административно- территориальные образования обладают обеими возможностями в их неразрывном единстве, о гражданах, как видим, такого сказать нельзя. Может ли гражданин, обладающий только правоспособностью и не достигший возраста наступления дееспособности, быть полноценным субъектом гражданского права? Сам единолично -нет, однако отсутствие у него дееспособности может быть восполнено действиями его законных представителей -родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Таким образом, в качестве обобщающей категории гражданская правосубъектность означает единство право- и дееспособности.

17 стр., 8067 слов

Исключительные права в гражданском праве

... распространять товар, изготовленный с нарушением исключительного права). Универсальным средством защиты является возмещение убытков. Авторское право Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая ... мест происхождения товаров (права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ и услуг), а также секретам производства (ноу-хау). Гражданский кодекс ...

В юридической литературе категории правосубъектности подчас придается не обобщающий, а индивидуализирующий характер, т. е. под правосубъектностью понимают не то, какими качествами должны обладать субъекты гражданского права в целом, а то, какое качество необходимо иметь отдельному субъекту для того, чтобы быть признаваемым законом участником гражданских отношений.

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

В отличие от физических лиц, правоспособность которых одинакова (п. 1 ст. 17 ГК РФ), юридические лица не равны в своей правосубъектности. Это неравенство имеет несколько аспектов. Физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять любые не запрещенные законодательством гражданские права и создавать, нести и исполнять любые не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. ст. 17, 21 ГК РФ).

Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ).