На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, ведь информация — один из самых ценных ресурсов.
Развитие информационного общества приводит к большим изменениям в экономике стран и регионов. Значимость процессов перехода к «информационному обществу» хорошо осознается ведущими странами мира и стимулирует стратегические вложения в развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и наращивание информационных ресурсов.
В последнее время происходит разработка и реализация программ информатизации деятельности органов государственной власти, в том числе и правоохранительных органов. Это связано с осознанием того, что на сегодняшний день информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность, а развитие и активное внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) существенно меняет модели деятельности в различных сферах жизни. Информация и знания становятся важным ресурсом и необходимым условием социально-экономического развития.
Необходимость получения объективной информации становится все более актуальной.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что информационное обеспечение правоохранительных органов в настоящее время является одной из самых насущных в то же время одной из самых сложных задач, затрагивающий интересы, практически, всего населения района.
Цель работы — исследование информационных технологий в правоохранительной деятельности.
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человеческое общество пришло к такому, когда информация и ее источники уверенно вошли в повседневную жизнь, ведь нельзя вообразить и секунды без потока информационных данных.
Не секрет, что информация достаточно дорого стоит, что подтверждает переход большого количества работников из производственной сферы в информационную.
Со временем понятие «информация» стало приобретать оттенок современных высоких технологий и разработок, что привело к появлению аббревиатуры «ИТ» — информационные технологии. Использование информационных технологий — это неотъемлемый процесс повседневной жизни, вне зависимости от того, идет речь об отдыхе или о работе. Для понимания важности ИТ на сегодняшний день обратимся к понятию этого явления.
Информационные технологии — совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации. Надежность экономических информационных систем: учеб. пос. / Е.А. Леонтьев — СПб: ПИТЕР, 2012. — С.98.
Информационные технологии экспертных систем и их основные компоненты
... труд человека. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества ... естественного языка[4]. 2. Основные компоненты информационных технологий экспертных систем Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются: интерфейс пользователя, база знаний, ...
Информатизация общества приводит к интернационализации производства. Внешнеторговый баланс соответствующих профессиональных знаний служит показателем технической мощи государства, именно с этим связано понятие информационной технологии. Оно реализуется посредством рынка лицензий производственных продуктов, различных ноу-хау, а также консультаций по использованию наукоемких изделий.
Благодаря эволюции мирового рынка появляется преимущество у страны, которая занята продажей наукоемких изделий, включающих современные профессиональные знания и новейшие технологии. Активно идет торговля невидимым продуктом в виде знаний, культуры, активно навязываются стереотипы поведения. Это и стало причиной того, что в информационном обществе информация, творчество и знание выступают в качестве стратегического ресурса. А так как таланты не создаются, возникает необходимость в формировании культуры, то есть условий, в которых таланты могут развиваться и процветать. Здесь огромно влияние компьютерных технологий, выраженное в дистанционном обучении, компьютерных играх, видеофильмах.
Предназначением информационной системы является хранение, поиск и выдача данных по запросам от пользователей. Например, суть экономической информационной системы состоит в обработке соответствующих сведений. Предметной областью тут служат статистика, бухучет, страховая, кредитно-финансовая, банковская деятельность, а также иные виды коммерческой деятельности. Чтобы использовать экономическую информационную систему на рабочем месте, необходимо ее спроектировать с использованием информационных технологий. Это может быть электронный офис, электронная почта, табличные и текстовые процессоры и прочее. Тенденция создания доступных пользователям информационных технологий продолжается. Информатика и информационные системы в экономике: учеб. пос. / Под ред. Е.А . Ракитина. — Тамбов: ТГТУ, 2010. — С.23.
Получается, что на рабочем месте используются как информационные технологии в экономике, которые разрабатываются проектировщиками, так и информационные технологии, которые дают возможность автоматизировать деятельность на своем рабочем месте.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.
Как видно выше, ИТ охватывают все области нашей повседневной жизни и являются неотъемлемой частью практически любых процессов и отношений. Резюмируя вышесказанное мы подошли к логическому заключению, что использование информационных технологий в различных сферах и отраслях дает возможность широко классифицировать имеющиеся о них знания, что позволяет выделить основные их направления: производственно-деловые, научно-исследовательские и научно-технические, культурно-развлекательные и образовательные.
Классификация информационных технологий помогает определить наиболее активные направления внедрения и использования ИТ: повышение уровня осведомленности населения о современных информационных ресурсах; повышение эффективности производства и различных работ путем внедрения автоматизации и оптимизации информационных процессов; увеличение активных информационных отношений между людьми; развитие систем образования и культурного просвещения; интеллектуализация общества. В любом случае основой всех процессов является информация — обмен сведениями, данными между объектами отношений (людьми, устройствами и пр.).
От эффективности и качества такого взаимодействия по обмену данными зависит уровень жизни и эффективность работы.
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Информационное обеспечение работы правоохранительных органов представляет собой работу системы операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью ПК. Данные технологии, как правило, используют для обработки криминальной информации, ее управления, автоматизации всех офисных работ, принятия решений и функционирования экспертных систем.
В органах внутренних дел имеется Федеральный банк криминальной информации. Наряду с Федеральным банком криминальной информации, происходит расширение и сети региональных информационных центров, которые связанны с Главным информационным центром. В этой сети ежегодно происходит обработка более 200 миллионов различного рода правовых документов. Информационно-аналитические понятия: учебно-метод. пос. / З.Н. Бетина. — Тамбов: ТГТУ, 2009. — 96 с. В правоохранительной деятельности существуют несколько различных по назначению, автоматизированных информационных систем (далее АИС), которые применяются для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативной и следственной практики, криминалистические, управленческие данные для экспертной деятельности.
Также используют:
- автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
- автоматизированные рабочие места (АРМ);
- автоматизированные системы управления (АСУ);
- экспертные системы.
Таблица 1. Возможны и комбинации АИС
Правовые автоматизированные информационные системы |
|||||||
АИС |
АСОД |
АИСС |
АИПС |
АРМ |
АСУ |
Экспертные системы |
|
для сбора и обработки учетной и статистической информации |
«Сводка» |
||||||
оперативные |
«Гастролеры» |
||||||
для следственной практики |
«Грузы-ЖД» |
||||||
криминалистические |
«Наркобизнес» |
||||||
управленческие |
«Картотека-Регион» |
||||||
для экспертной деятельности |
«Спецаппарат» |
||||||
АСОД как правило применяются для выполнения относительно несложных, стандартных операций с данными, автоматизируют работу персонала невысокой квалификации.
АИПС служат для поиска, отбора, выдачи правовой и криминалистической информации по запросам, оформленным соответствующим образом; бывают документальные и фактографические.
АИСС выдают справки по вопросам правоохраны и правопорядка по запросам без сложного преобразования данных.
АИСС «Сводка» выдает справки о происшествиях, преступлениях по оперативной информации.
АИСС «Гастролеры» выдает справки о преступлениях на транспорте, неразысканных вещах, подозрительных лицах и их связях; с использованием ППП «Flint» может решать поисковые задачи типа «лицо», «нераскрытые преступления», «вещи».
АИСС «Грузы-ЖД» выдает справки о хищениях груза и багажа на железных дорогах страны.
АИСС «Наркобизнес» предоставляет информацию по криминальному обороту наркотиков.
АИСС «Картотека-Регион» с использованием СУБД «Adabas» выдает фамилии, имена, отчества осужденных, разыскиваемых лиц, бродяг, задержанных; может распределять места отбытия наказания, решать административные задачи по осужденным лицам.
АИСС «Спецаппарат» предназначена для работы со спецаппаратом и поиска информации по спецсообщениям (поиск лиц по однотипным преступлениям и способам совершения, по адресам и т.п.).
Автоматизированное рабочее место (далее АРМ) представляет собой комплекс технических и программных средств автоматизации профессиональной деятельности. В типовой состав АРМ входят:
1. технические средства:
- персональный компьютер;
- принтер;
- плоттер;
- cканер;
- факс;
2. cредства сетевой связи
3. другие устройства.
4. программные средства
- текстовый процессор;
- электронные таблицы;
- графические процессоры;
- офисные приложения.
Под АРМ иногда понимают рабочие места, а иногда — ППП. Существуют три типа АРМ:
1) индивидуального пользования;
2) группового пользования;
3) сетевые.
АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления разными правоохранительными службами и органами. Основная их функция заключается в обеспечении руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе.
Основные функции АСУ:
1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения);
2) сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт;
3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных;
4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий).
Использование АСУ позволяет существенно упростить и ускорить выполнение указанных работ. При раскрытии и расследовании преступлений может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение. К широко используемому программному обеспечению АСУ относятся:
1) текстовые процессоры для написания и редактирования текстов;
2) системы редактирования изображений;
3) программное управление базами данных;
4) электронные таблицы и т.д.
Использование указанного программного обеспечения ускоряет и облегчает работу следственных работников по составлению, рассылке и группировки разного рода служебных документов (например, таких, как запросы, справки, расчеты, положения, распоряжения, отчеты, постановления, заключения и пр.), которые занимают значительную часть его времени, что замедляет расследование дел, и является крайне нежелательным явлением.
Можно отметить следующие интернет-ресурсы в правоохранительной деятельности.
Специализированная справочно-информационная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 10.01.2009 N 16-р «О создании государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 3. ст. 441. В соответствии с Распоряжением Правительства № 16-р, ответственным органом, за функционирование и работу системы поручена МВД РФ.
Портал органов государственной власти
Информация о законопроектах
Подача налоговой отчетности через интернет Государственная программа «Информационное общество». Данная государственная программа была разработанная для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2011 N 2161-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 51. ст. 7543.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ «CRONOSPLUS» и «CRONOSPRO»
ИСУБД «CronosPlus» (свидетельство РОСАПО № 980015) позволяет в полной мере решать информационно-технические задачи оперативно-аналитических подразделений правоохранительного блока таможенных органов. Продукт был разработан группой компаний «Кронос-Информ». Официальный сайт группы компаний «Кронос-Информ». Режим доступа: http://www.cronos.ru/about.html
Данное программное средство находится в пользовании различных подразделений Администрации Президента РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГУ Центробанка РФ, Сбербанка РФ, Московской регистрационной палаты и т.д.
ИСУБД изначально разрабатывался как инструмент информационно-логической обработки и анализа трудноформализуемых данных, которые имеют сложную структуру связей.
Например, ИСУБД «CronosPlus» имеет возможность «напрямую» работать с данными других форматов (DBF, MS Access, Paradox, Excel, Oracle) за счет использования DAO и ODBC драйверов, а также формировать статистические отчеты с использованием как встроенных формул «CronosPlus», так вычислительных возможностей Excel.
Контроль четкости использования «CronosPlus» в оперативно-аналитических подразделениях правоохранительного блока таможенных органов во многом определяется его функциональными возможностями оперативно и на качественном уровне решать прикладные задачи учетно-справочного, статистического, а также информационно-логического характера:
- определять и давать оценку управленческой деятельности лиц обоснованно подозреваемых либо совершивших преступление или правонарушение, а также их ресурсной базы, т.е. сил и средств используемых в противоправной деятельности, отнесенной к компетенции таможенных органов;
- в автоматическом режиме выявлять прямые и опосредованные связи между различными объектами, занесенными в банк данных, в том числе коррупционного и криминального характера, что позволяет определять степень причастности тех или иных лиц к совершению правонарушений;
- на постоянной основе проводить анализ оперативной обстановки ее криминогенной и криминальной оставляющих по линиям работы правоохранительного блока таможенных органов, в том числе и среди около таможенных структур.
Располагая возможностью объектного принципа построения баз в «CronosPlus», операторы способны создавать сложные многоуровневые критерии отбора материала из различных ведомственных и удаленных баз данных (ФТС России), включая правила нечеткой логики и логического сопоставления трудно формализуемых объектов. Уникальной особенностью «CronosPlus» можно считать автоматическое объединение новых вводимых данных с уже существующим описанием объекта. Для реализации данного режима используют идентификацию информационных объектов на базе полного или частичного совпадения заданных параметров.
Также в системе «CronosPlus» возможно использовать систему глобального поиска, к которому подключены большое количество банков (например, три из них созданы на основе информации из таможенных баз данных).
Эта система позволяет наиболее полно и точно отражать результаты поиска, а затем и анализировать связи объектов поиска.
В целом, в ИСУБД «CronosPlus» оперативно-аналитического подразделения СОТ интегрированы три вида банков:
- информационно — справочные (не пополняемые) — представляют собой законченные банки для справочной информации (телефоны, адреса, место работы, регистрация автотранспорта и т.д.);
- информационно — справочные (пополняемые) — представляют собой банки для справочной информации, созданные из баз таможенных органов (справочник стран, справочник лицензий, справочник участников ВЭД, зарегистрированных в СОТ и т.д.), баз регистрации в налоговых органах физических и юридических лиц (ЕГРИП и ЕГРЮЛ), а также собственные банки ОАО, полученные в результате моделирования и слияния таможенных баз данных;
- банки объектов и субъектов риска — представляют собой базы данных групп риска, используемые в работе для анализа первичной информации и подготовки предварительных выводов.
Инструментальная СУБД «CronosPRO»
Мощная СУБД, сочетающая высокую скорость работы, экономичность размещения данных на диске, простой пользовательский интерфейс. Предназначена для организации информации в виде банков данных и их дальнейшей обработки.
ИСУБД «CronosPRO» является дальнейшим развитием ИСУБД «CronosPlus», которая зарекомендовала себя как мощный аналитический инструмент, сочетающий простоту работы и широкие возможности по хранению и обработке разнородной информации.
ИСУБД «CronosPRO» сохраняет все положительные качества предшественницы, но при этом существенно превосходит ее по функциональным возможностям, надежности и быстродействию.
Именно поэтому значительную часть пользователей ИСУБД «CronosPRO» составляют сотрудники информационно-аналитических подразделений и служб безопасности различных компаний — все те, кто по роду своей деятельности регулярно сталкивается с необходимостью оперативного анализа значительных объемов информации.
информационный правоохранительный орган cronospius
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии — это совокупность мер, методов, технических средств, информационных и производственных процессов, которые обеспечивают постоянный сбор, сохранность, обработку и вывод (отображение, пересылка) информации.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий призвана создать необходимые условия для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти по формированию и выполнению программ и проектов информатизации.
Информационное обеспечение работы правоохранительных органов представляет собой работу системы операций по сбору, хранению, обработке и передаче правоохранительной информации с помощью ПК. Данные технологии, как правило, используют для обработки криминальной информации, ее управления, автоматизации всех офисных работ, принятия решений и функционирования экспертных систем.
В правоохранительной деятельности существуют несколько различных по назначению, автоматизированных информационных систем, которые применяются для сбора и обработки учетной и статистической информации, оперативной и следственной практики, криминалистические, управленческие данные для экспертной деятельности. Также используют:
- автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
- автоматизированные рабочие места (АРМ);
- автоматизированные системы управления (АСУ);
- экспертные системы.
В таможенном деле, ИСУБД «CronosPlus» позволяет в полной мере решать информационно-технические задачи оперативно-аналитических подразделений правоохранительного блока таможенных органов.
ИСУБД «CronosPRO» является дальнейшим развитием ИСУБД «CronosPlus», которая зарекомендовала себя как мощный аналитический инструмент, сочетающий простоту работы и широкие возможности по хранению и обработке разнородной информации.
ИСУБД «CronosPRO» сохраняет все положительные качества предшественницы, но при этом существенно превосходит ее по функциональным возможностям, надежности и быстродействию.
Именно поэтому ее используют не только в работе таможенных органов, значительную часть пользователей ИСУБД «CronosPRO» составляют сотрудники информационно-аналитических подразделений и служб безопасности различных компаний — все те, кто по роду своей деятельности регулярно сталкивается с необходимостью оперативного анализа значительных объемов информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/informatizatsiya-sledstvennyih-organov/
1. Распоряжение Правительства РФ от 10.01.2009 N 16-р «О создании государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 3. ст. 441.
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2011 N 2161-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 51. ст. 7543.
3. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы/ А.М. Карминский, С.А. Карминский, В.П. Нестеров, Б.В. Черников; Под ред. А.М. Карминского. -2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 624с.
4. Информатика и информационные системы в экономике: учеб. пос. / Под ред. Е.А . Ракитина. — Тамбов: ТГТУ, 2010. — 115 с.
5. Информационно-аналитические понятия: учебно-метод. пос. / З.Н. Бетина. — Тамбов: ТГТУ, 2009. — 96 с.
6. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. проф. В.В. Трофимова. — М.: Высшее образование, 2009. 480с.
7. Информационные технологии управления: учеб. пос. / М.В. Бастриков. — Калининград: «КВШУ», 2010. — 460 с.
8. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
9. Надежность экономических информационных систем: учеб. пос. / Е.А. Леонтьев — СПб: ПИТЕР, 2012.