Значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как новой отрасли права России

Конституция — «правовой акт обладающий наивысшей юридической силой, регламентирующий территориальное устройство, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем, основы судебной системы, основы правового статуса личности» 1 .

По форме Конституция — всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть позже), имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция — конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории

Принятие конституций обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и какое отношение к ним имеют граждане. Конституции закрепляют основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. Они фиксируют возможную систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.

Источник права — это «действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения» 2 .

4 стр., 1845 слов

Экономическая, правовая, организационная основы деятельности коммерческого банка

... второстепенные банковские операции. Принципом банковской деятельности является соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных ... Основой посреднической функции банков является накапливаемая ими информация о состоянии различных сегментов рынков, финансовом положении клиентов, динамике движения курсовой ... различные виды строительно-монтажных работ, расчетах экономической эффективности капитальных ...

В Конституции РФ как источнике муниципального права содержатся 4 :

  • нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления;
  • гарантии прав местного самоуправления.

Глава 8 (ст. 130–133) Конституции РФ посвящена местному самоуправлению.

Первостепенная задача местного самоуправления – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Конституция определят основные пути осуществления местного самоуправления:

  • через прямое народное волеизъявление;
  • через выборные органы;
  • через другие (невыборные) органы.

Конституция РФ:

  • гарантирует органам местного самоуправления в РФ право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления;
  • закрепляет право каждого гражданина на участие в местном самоуправлении. Граждане РФ имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

Также Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Это означает, что в случае противоречия между нормой Конституции РФ и нормой другого правового акта действует конституционная норма. Все нормативно-правовые акты РФ издаются во исполнение и на основании Конституции, в том числе и акты о местном самоуправлении.

Таким образом, Конституция РФ является базовым, основным источником муниципального права. Поэтому в рамках анализа роли Конституции РФ в развитии местного самоуправления необходимо рассмотреть конституционные основы местного самоуправления.

2. Конституционные основы местного самоуправления

Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 3) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти 5 .

Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование самостоятельной от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения. В этой связи представляется бесспорным, что степень развитости и самостоятельности местного самоуправления является одним из важнейших показателей уровня демократизма системы управления обществом и государством.

Конституционное признание такой основополагающей роли местного самоуправления означает необходимость обеспечения его организационной обособленности и самостоятельности. В этих целях Конституция Российской Федерации (ст. 12), признавая и гарантируя местное самоуправление, указывает на его самостоятельность в пределах своих полномочий, а также на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4 стр., 1581 слов

Правовые основы местного самоуправления

... сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. четвертому этапу Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих ... и (или) иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления; 3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, ...

Это означает, что государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, образовывать такие органы, назначать должностных лиц местного самоуправления, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке), давать указания относительно распоряжения объектами собственности, финансовыми средствами и т.д. Служащие органов местного самоуправления относятся законом к отдельной от государственных служащих категории — муниципальных служащих. Кроме того, согласно части 1 ст. 131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также с помощью гарантий, закрепляемых в различных статьях главы 8 «Местное самоуправление» Конституции.

Так, в статье 130 закрепляются экономические гарантии такой обособленности, основу которых составляет муниципальная собственность, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется населением самостоятельно.

В статье 131 — гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты йа изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В статье 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления) в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.

В статье 133 закрепляются правовые гарантии обеспеченности самостоятельности местного самоуправления, которые законодатель связывает с правом местного самоуправления на судебную защиту; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретами на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Закрепляемый статьей 12 Конституции принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.

4 стр., 1747 слов

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц ...

... государственной власти. Цель данной работы – рассмотреть виды контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и обозначить необходимость данного контроля. Задачи исследования: -Выявить необходимость контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; - Изучить прокурорский надзор как вид контроля за контроля за ...

3. Роль Конституции РФ в формировании и развитии муниципального права

Муниципальное право – «система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права» 6 .

Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.

В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой — защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете подчиненных Верховному Совету СССР. Управление на местах рассматривалось в качестве одной из форм государственного управления, а местное самоуправление (муниципализм) отвергалось как чуждый для советской власти буржуазный принцип. Местное самоуправление получило официальное признание и статус самостоятельной формы народовластия сначала в принятом в 1990 г. Верховным Советом СССР Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а затем — в Законе РСФСР «О местном самоуправлении» 1991 г 7 .

Конституция Российской Федерации 1993 г., принципиально отказавшаяся от советских терминов «местные органы государственной власти и управления», определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ 8 .

Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации. С другой стороны, понятие местного самоуправления используется в связи с определением правового положения человека и гражданина. Право осуществлять местное самоуправление признано неотъемлемым конституционным правом гражданина. Значит, любой гражданин Российской Федерации, где бы он ни проживал, должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на осуществление местного самоуправления.

Принятый на основе конституционных норм Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. конкретизировал конституционные принципы осуществления и организации власти на местах.

Поскольку в соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления.