«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.

Цель контрольной работы – проанализировать основные экономические и социальные итоги приватизации, плюсы и минусы, позитивные и негативные факторы, повлиявшие на проведение приватизации в Российской Федерации.

Приватизация представляет собой процесс замещения государственной собственности собственностью частной путем ее перераспределения или продажи.

В ходе преобразований отношений собственности приватизация является только одной из форм такой трансформации. Приватизация в массовом масштабе служит для создания режима свободного предпринимательства.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство

1.Теория приватизации

Рассмотрение методологических основ приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Более коротко это можно сформулировать так: переход государственного имущества в частый сектор экономики. Однако к настоящему моменту нет единого определения приватизации. В западных странах встречаются такие определения, как:

5 стр., 2193 слов

Приватизация предприятий через аукционы

... приватизируемого объекта; информирует общественность об итогах аукциона. Для организации проведения аукциона комиссия по разгосударствлению и приватизации передает продавцу: план мероприятий по приватизации объекта государственной собственности с решением о продаже объекта ...

  • приватизация (лат.privatus — частный)-передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Все способы приватизации могут быть объединены в четыре основные модели:

  • денационализация;
  • продажа;
  • бесплатное распределение;
  • создание национальных холдингов.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от “административно-командной” системы к “социальному рыночному хозяйству” , но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

2. Этапы приватизации в России

Начало приватизации в Российской Федерации относится к концу 1980-х годов, а формальное – к началу 1990-х. Процесс продолжается и поныне, при этом необратимый характер он приобрел во второй половине 1990-х годов. Можно выделить несколько этапов приватизации, отличающейся целями, задачами и методами.

После реформы 1988 г., инициированной М. Горбачевым, трудовые коллективы получили право избирать руководителей и принимать решения относительно использования прибыли. Инсайдеры, в особенности менеджеры, получили право контроля над предприятиями, что стало первым шагом в спонтанной приватизации. Еще до распада СССР законодательные рамки для приватизации были созданы в РСФСР, где в июле 1991 г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными.

Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года.

Она провозглашала следующие цели:

  • повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций , социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  • содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
  • создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

Первый этап – спонтанная приватизация массовая («ваучерная») приватизация (1992-1994 гг.).

Основная задача – создание широкого круга собственников, прежде всего миноритарных акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности.

4 стр., 1670 слов

Приватизация государственной собственности

... лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность В Гражданском Кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и ...

На этом этапе каждому гражданину страны (независимо от возраста и трудового стажа) – выдали бумагу, на которой было написано «10 тысяч рублей» (ваучер).

Первая странность этой бумаги заключалась в том, что будучи выданной государством и под гарантию государственной собственности, она не принималась этим государством к оплате, т.е. не обменивалась по номиналу на рубли. Вторая странность – что его можно было обменять на акции или обязательства выдачи акций только строго ограниченного круга предприятий. При этом государство не обеспечивало своих граждан информацией об экономическом положении приватизируемых предприятий. Плюс к этому ваучер можно было вложить в некие ваучерные фонды, которые, как впоследствии оказалось, никакой ответственности перед гражданами не несли.

Но даже те владельцы ваучеров, которым удавалось удачно обменять их на акции преуспевающих предприятий, отнюдь не становились реальными собственниками, поскольку не получали доступа к пользованию и управлению приватизированными объектами.

Итак, «ваучерная приватизация», выполнив задачу от сечения подавляющей части населения от передела собственности, расчистила поле деятельности для избранных властью приватизаторов.

Второй этап – денежная приватизация (1994-1999 гг.).

Основная задача – повышение эффективности приватизации, пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства.

Третий этап – совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (с 1999 по настоящее время).

3. «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России.

Самый крупный недостаток первого этапа приватизации заключается в том, что огромное количество граждан не смогли правильно распорядиться своими ваучерами. Причина банальна — народ просто многое не понимал. Средства массовой информации много говорили о грядущем богатстве, которое даст ваучер; создалось большое количество фондов и компаний, которые обещали обменять ваучеры на акции; люди сдавали ваучеры, но фонды и компании быстро куда-то пропадали вместе с ваучерами и не выданными акциями. Шла нечестная игра, где проигрывали рядовые граждане. Некоторые инвестиционные предприятия устояли, но дивиденды от их деятельности стали поступать настолько мизерные, что о них лучше не говорить. Правда, в это смутное время обозначилась сфера более или менее надежного применения ваучера — покупка акций своего предприятия по закрытой подписке. На рынке же происходило моральное обесценивание ваучера и многократное снижение его реальной цены, что создавало условия для широкомасштабной спекулятивной игры. Появлялись люди, которые активно скупали ваучеры и на них приобретали контрольные пакеты акций предприятий, становясь, таким образом реальными собственниками. Но дальше этого дело не шло, т.к. модернизации и обновления предприятий у них денег не было. Денег не хватало даже на оборотные средства. Предприятия останавливались. Этот этап приватизации не решил и главную социальную задачу — не был создан мощный средний класс, который во всех развитых странах является основой экономической стабильности.

29 стр., 14486 слов

Развитие корпоративной собственности

... масштабов приватизации, структуры корпоративной собственности, сложившейся в российской экономике в период, последовавший вслед за массовой приватизацией, а также в ходе денежной приватизации, с реальными изменениями в эффективности экономической деятельности предприятий ...

Результаты приватизации в России представляются неоднозначными. К числу положительных результатов следует отнести следующие:

  • ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;
  • новый класс частных собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;
  • возник российский фондовый рынок;
  • созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;
  • грандиозное по своим масштабам перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей).

Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим особенности приватизационного процесса в России. Приватизация означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Приватизация может осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Объектами приватизации могут быть крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

Отличительной чертой российской приватизации является то, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественно-новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации.

Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения

Зачастую в научной литературе возникают призывы к признанию результатов приватизации недействительными в целом или к проверке законности приватизации и, как следствие, пересмотру ее итогов, в отношении каждого ранее приватизированного объекта. На мой взгляд, одним из упущений российских экономистов и законодателей является, что в процессе приватизации не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

12 стр., 5895 слов

Охрана памятников истории и культуры в России

... История охраны памятников истории и культуры в России К памятникам истории ... работы - изучить комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры. Задачи: Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры. Изучение государственной политики в области охраны памятников истории ... собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/kriminalizatsiya-otnosheniy-sobstvennosti-v-protsesse-privatizatsii/

  1. История мировой экономики. Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н. Марковой.- 2-е изд., перераб. и доп..-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-671с.
  2. История экономики: Учебник/ Под общ. ред.О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина.-2 изд., испр. и доп..-М: ИНФРА-М, 2004.-416с.
  3. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. учебное пособие. Под ред.А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.-192 с.
  4. Лойберг М.А. История эконом Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М, 1998.-128с.
  5. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций/ Под общ. Ред. В.И. Голубовича.- Мн. ИП «Экоперспектива», 1997.-432с.
  6. Розенберг Д.И. Комментарии к «Капиталу» К.Маркса.- М.: Экономика, 1983. – 719 с
  7. Экономическая история. История экономических учений: учебник/ Р.М. Гусейнов, В.А. Семейкина.- М: Омега-Л, 2006. – 384 с.
  8. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Уч. пособие. -М.:Юст-Информ,

2007 г. — 432 с.

Интернет – ресурсы

  1. http: //www.econline.h1.ru/stat.ru.htm
  2. http: //www.economic.ru
  3. http: //www.gks.ru
  4. http: //www.gmcgks.ru