Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике (2)

Курсовая работа

Государственная собственность — форма собственности, при которой в качестве собственника выступает государство в лице его органов.

Проблема собственности — одна из самых дискуссионных в экономической теории и социально острых в жизни общества. Собственность — это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые разнообразные трактовки сущности собственности.

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.), оно играло роль «ночного сторожа», охранявшего частную деятельность. В XX-ХХI веках роль и функции государства существенно изменились.

I. Роль собственности в социально-экономических отношениях

1.1 Теоретические аспекты существования категории собственность

Собственность как общественное явление была известна в глубокой древности. В своих теориях о хозяйственных системах Платон и Аристотель также широко применяли это понятие, однако всеми предшествующими поколениями людей явление «собственность» понималось как нечто данное, охватывающее строго определённый круг общественных форм деятельности.

Раскрытию сущности этого явления посвящены исследования Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса и других экономистов и философов.

Русский экономист Чичерин, раскрывая тему представлений о собственности, указывает, что политические революции касаются вершины общественной жизни, оставляя нерушимыми связи людей в их частных отношениях. Но как только дело касается собственности, люди начинают чувствовать, что посягают на их личный мир свободы, на их действительность, прошлое и будущее, семью и на всё, что им дорого. Когда распадаются элементы общественного быта, то все общественные отношения, связывающие людей, прерываются. «Гражданский порядок,- пишет Чичерин далее, — зиждется на праве, общественным образом определяющем собственность, и без него обойтись невозможно». Поэтому неслучайно широкое распространение сегодня получает определение собственности, данное Карлом Марксом, который рассматривает собственность, как систему общественно- производственных отношений, связанных с производством и потреблением людьми материальных и духовных благ и определяющих устройство общества.

1.2 Экономическое содержание категории собственность, ее правовое обеспечение

Категория «собственность» исторически вошла в научный оборот задолго до того, как возникли экономика, экономическая теория в качестве особой отрасли науки. Прежде всего собственность стала официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Формирование собственности происходило еще в первобытном обществе. Римское право уже определяло понятие собственности и основных отношений, связанных с ней, как-то: владение, пользование, распоряжение.

4 стр., 1573 слов

Права собственности на землю: понятие, формы, субъекты, объекты, содержание

... субъектом права собственности на землю подразумеваются лица, которые владеют данным видом недвижимости на ... собственности на землю Основным законом Российской Федерации закреплены права и свободы граждан. К главным и неотъемлемым правам гражданина РФ относится неприкосновенность частной собственности. Понятие собственность подразумевает возможность осуществлять все имущественные права, то есть права ...

Выход отношений собственности на передний край научной и общественной мысли не случаен. Преобразования в отношениях собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей, затрагивают их кровные интересы, видны на поверхности жизненных, общественных явлений.

Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции, прежде всего гражданского права.

Как известно, право — это совокупность общеобязательных правил поведения (норм).

Они устанавливаются в обществе или санкционируются государством и поддерживаются им. При государственно-правовом регулировании хозяйственной деятельности право передает экономике следующие свои свойства:

1. Общеобязательность;

2. Точность и формальную определенность правовых норм;

3. Системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;

4. Упорядоченность и стабильность.

Благодаря праву значительный круг хозяйственных связей между людьми принимает характер правоотношений, то есть отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Такие правоотношения закрепляют существующие отношения собственности и регулируют меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; также нормы фиксируют статику имущества физических и юридических лиц, определяя основания законной принадлежности имущества и гарантируя его суверенность; регулируют динамику имущества, то есть его оборот, в результате чего происходит смена собственников.

При определении собственности в юридическом смысле выявляется совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту, или его имущество. Сами собственники подразделяются на два вида:

  • лицо физическое — человек как субъект гражданских (имущественных) прав и обязанностей;

— лицо юридическое — организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица.

После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Владение — это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование заключается в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения. Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое-то время и на определенных условиях.

4 стр., 1675 слов

Курсовая работа регистрация прав на недвижимое имущество

... что регистрация прав на недвижимое имущество на федеральном уровне регламентировалась далекими от совершенства и отчасти устаревшими нормативными актами. Согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее гос. регистрации, ...

Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение — право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.).

Правомочия собственника могут быть временно ограничены по его инициативе. Например, человек, сдавший в наем вещь другому лицу, лишает себя права владения и пользования вещью на срок действия договора имущественного найма.

В современных условиях в развитых странах государство стремится зафиксировать в нормативных документах соответствующие юридическим законам экономические отношения.

Собственность в экономическом смысле — это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

При попытке расчленить экономическое отношение собственности обнаруживаются две его стороны: субъект (собственник) и объект (имущество).

Получается, что экономическая теория изучает только связь человека с вещами?

Нет, это не так, важно заметить: отношения собственности здесь представлены не полностью. Отношения собственности не есть отношения субъект — объект. Более полно экономическое отношение собственности можно отобразить в формуле: субъект (собственник) — объект (имущество) — иные субъекты (другие владельцы или несобственники).

Отношения присвоения распространяются в первую очередь на такое имущество, от которого непосредственно зависит хозяйственная деятельность. В его состав входят факторы производства (материальные блага и плоды интеллектуального труда).

В отдельных случаях к хозяйственному имуществу относили человеческий фактор (так было при рабстве в отношении рабов).

В любом обществе отношения собственности на средства производства играют ведущую роль в системе экономических отношений. Это объясняется двумя обстоятельствами:

1) собственность на средства производства характеризует сущность социально-экономических отношений, господствующих в данном обществе;

2) собственность определяет форму, посредством которой рабочая сила приводит в действие средства производства и осуществляет процесс труда.

Изучение собственности позволяет ответить на три главных социально-экономических вопроса:

1. Кто (какие субъекты хозяйствования) обладают экономической властью — присваивает факторы и результаты производства?

2. Какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий?

3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

Следовательно, единая система экономических отношений собственности состоит из следующих элементов:

  • а) присвоение факторов и результатов производства;
  • б) хозяйственное использование материальных и иных средств;
  • в) экономическая реализация собственности.

Рассмотрим эту систему более подробно.

Присвоение — экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь уходит своими глубокими корнями в производственный процесс. Ведь всякое производство материальных благ есть по существу не что иное, как присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения их потребностей. Отсюда можно сделать заключение: если присвоение невозможно без производства, то и последнее всегда протекает в рамках определенной формы собственности.

3 стр., 1477 слов

Собственность как экономическое и юридическое отношение

... присвоения средств и результатов производства. Вещи сами по себе не собственность, а лишь носители отношений собственности. Ничего нельзя присваивать не вступая в отношения, устанавливающие кому принадлежат созданные людьми богатства. Собственность как экономическая категория: ...

Отчуждение — отношение, прямо противоположное присвоению. Оно возникает, например, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования. Или когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваивают другие.

Отношения хозяйственного использования имущества возникают, когда собственник средств производства не сам занимается созидательной деятельностью. Он дает возможность другим лицам употреблять свое имущество в хозяйственных целях на определенных условиях. Тогда эти лица получают возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Примером таких отношений может быть аренда или концессия.

Собственность экономически реализуется, если приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства. Это может быть прибыль, налог, различного рода платежи. При аренде назначается арендная плата, которая включает в себя процент на капитал, вложенный в имущество его собственником, и часть прибыли (дохода), которая получена от использования взятого в аренду имущества. При заключении концессии заранее устанавливаются платежи или определяется доля прибыли, которую временные хозяева уплачивают собственнику.

Делая вывод из всего выше перечисленного, можно сказать, что система экономических отношений собственности охватывает — от начала и до конца — весь хозяйственный процесс. Она составляет основу всех отношений между людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.

1.3 Классы собственности и их конкретные формы

Все формы собственности можно разделить на типы (или классы) и конкретные формы. Различают типы экономического присвоения по следующим решающим критериям:

  • а) по классам субъектов собственности;
  • б) по принципам присвоения имущества;
  • в) по возможности или невозможности свободно делить имущество между отдельными собственниками по их усмотрению;
  • г) по характеру экономической психологии собственников.

Теперь рассмотрим классы собственности подробно.

Класс общей нераздельной собственности. Наиболее ранний класс. Возник в период первобытной общины. Общее нераздельное присвоение означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим, устанавливается неразрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения. Из этого вытекают следующие положения:

  • а) не допускается отчуждение работников от средств производства;
  • б) порождается коллективное присвоение продуктов общего труда;
  • в) развивается тенденция к уравнительному распределению предметов потребления.

Класс общей нераздельной собственности формирует соответствующую экономическую психологию. Для нее характерны:

  • коллективистское сознание;
  • коллективная забота совместных собственников об интересах отдельных людей;
  • бескорыстная взаимопомощь в коллективном труде и семейном быту;
  • идеология уравнительного распределения общественного богатства;
  • отношение к общей нераздельной собственности как не принадлежащей лично никому;
  • отсутствие непосредственной связи личного интереса каждого работника с интересом всего общества.

Общее нераздельное присвоение выступает в следующих конкретных формах:

49 стр., 24154 слов

Теория и практика проблемы раздела имущества, находящегося в ...

... по реализации норм права, направленных на охрану собственности. Среди таких приемов имеют место уголовно правовой, административно-правовой и гражданско-правовой способы охраны имущества супругов, последний из которых является предметом данной дипломной работы. ...

  • а) первобытнообщинная;
  • б) семейная (в части совместно нажитого имущества);
  • в) коллективная (коллективное предприятие с неделимым имуществом);
  • г) государственная собственность.

После эпохи безраздельного господства общей неделимой собственности наступила эпоха преобладания прямо противоположного рода присвоения.

Класс частного присвоения. Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику обогащения.

«Пучок прав» частного предпринимателя касается использования определенных ресурсов и распределения возникающих при этом затрат и выгод. Сюда входят не только права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, но и другие: управлять хозяйством, получать доход от используемых благ, претендовать на безопасность (на защиту от насильственного отчуждения имущества и от вреда со стороны окружающей среды), передавать блага в наследство и др. Эти права являются по существу нормами хозяйственного поведения или определенными «правилами игры», принятыми в обществе. Они же формируют и черты экономической психологии собственника:

  • индивидуалистическое сознание;
  • отчуждение общества и отдельного человека;
  • корыстное отношение к удовлетворению нужд других людей;
  • идеология обогащения на основе частной собственности и неравенства в распределении богатства в обществе;
  • представление о частной собственности как священной, неприкосновенной и отвечающей природе человека;
  • личная материальная заинтересованность собственника в экономической реализации своего имущества.

Частное присвоение имеет два вида: собственность на средства производства человека, который сам трудится, и собственность на средства производства лица, применяющего чужой труд.

Первым видом частной собственности владеют люди, которые живут своим трудом (например, крестьяне или ремесленники).

В этом случае работнику достаются все плоды его хозяйствования, и обеспечивается полная свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения. Когда в одном лице соединены собственник и труженик, возникает глубокий материальный интерес в работе для личного блага.

Второй вид частной собственности имеют лица, которые создают сравнительно большие хозяйства с применением труда многих работников. Если в первом виде частного присвоения вещественные и личный факторы производства естественно соединяются, поскольку они принадлежат одному лицу, то здесь дело обстоит совершенно иначе. Во втором виде средства производства и плоды труда отчуждены от работников. Второй вид частной собственности проявляется в конкретных формах:

  • а) рабовладельческой;
  • б) феодальной;
  • в) единоличной капиталистической.

Поскольку во втором виде частнособственнических хозяйств существует отчуждение работников от средств производства, то здесь применяются два рода социально-экономических способов соединения факторов производства: внеэкономическое (насильственное) принуждение и экономическое привлечение работников к труду.

26 стр., 12642 слов

Разгосударствление и приватизация собственности. Государственное ...

... собственностью за счет перераспределения государственного имущества. Это перераспределение осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности ... посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Необходимо обратить внимание на то, что ... как восстановление социальной справедливости, закрепление права человека на его долю в ...

В рабовладельческом обществе собственность распространялась не только на вещественные условия труда, но и на людей. Владелец стремился выжать из раба наибольшую массу труда в возможно меньший промежуток времени. Весь продукт труда присваивал собственник, оставляя рабу лишь то, что нужно было для выживания.

В феодальном обществе положение трудящихся существенно изменилось. Наряду с собственностью феодалов существовала и единоличная собственность крестьян и ремесленников. Объектом такой собственности были сельскохозяйственные орудия, рабочий и продуктивный скот, птица, корм, семена для посева, жилой дом, домашняя утварь и другое. Это было необходимо для того, чтобы крестьянин своим трудом обеспечивал себя всеми жизненными средствами, часть времени производительно работая на земельном наделе в свою пользу. Но крепостному крестьянину приходилось работать и на земельного собственника, в чем он совершенно не был заинтересован, т.к. его труд и все произведенные продукты обогащали только помещика.

На начальном этапе развития капиталистического общества утвердилась единоличная собственность буржуазии на средства производства. Наемные рабочие стали юридически свободными, но, не имея средств производства и других источников существования, продавали свою рабочую силу. Следовательно, они полностью зависели от работодателей.

По мере развития науки и техники порождалась тенденция к усилению реального обобществления производства. На смену начальной стадии капитализма пришла стадия финансового капитала, в которой слились крупный промышленный и крупный банковский капитал, создав совершенно новый тип собственности.

Класс совместно-долевой собственности. В смешанной собственности соединены основные принципы общего и частного присвоения. Это достигается следующим образом:

1. смешанная собственность образуется путем объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество;

2. совместно-долевая собственность используется в общих целях и под единым управлением. При этом, как правило, предусматривается определенное участие каждого долевого собственника в управлении обобществленным имуществом;

3. конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого.

Совместно-долевая собственность определяет следующие черты экономической психологии:

  • коллективистско-индивидуалистическое сознание;
  • работники предприятий в определенной мере не отчуждены от обобществленной собственности (им принадлежат соответствующие доли имущества);
  • участники объединения заботятся об устойчивом положении и доходности всего предприятия;
  • у людей имеется понимание зависимости благополучия каждого от общих доходов;
  • частный экономический интерес органически соединяется с общим интересом коллектива предприятия.

Совместно-долевая собственность выступает в конкретных формах:

  • а) акционерное общество;
  • б) кооператив, основанный на паях участников;
  • в) товарищество;
  • г) крупные хозяйственные объединения предприятий (ассоциации, союзы и т.п.);
  • д) совместные предприятия (с участием национального и иностранного капитала);
  • е) совместно-долевое имущество супругов, заключивших соответствующий брачный контракт.

II. Особенности государственной собственности в рыночной экономике

14 стр., 6830 слов

Управление муниципальной собственностью

... настоящей курсовой работы является изучение основ управления муниципальной собственностью, современные технологии ее использования и развития. Нами поставлены следующие задачи: дать определение понятия «муниципальная собственность»; рассмотреть специфику муниципальной собственности как объекта управления; проанализировать роль государства в ...

2.1 Государственная собственность в развитых странах

Государственная собственность— форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой при помощи налогов централизуется и перераспределяется от 1/3 (США, Япония) до 50% (Швеция) валового национального продукта.

Базой применения государственной формы собственности является те сферы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (социальная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство).

Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

Границы распространения государственной собственности в рыночной экономике подвижны. Доля государственной собственности меняется в зависимости от того, какое ее сочетание с частной собственностью наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, росту социально-экономической эффективности, недопущению отставания от других стран. (В 50-х годах в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация — государственный сектор расширялся; в 80-х годах — проводится приватизация и свертывание государственного сектора.) В 80-х годах вклад государственных предприятий в экономику составлял: во Франции — 22,8%, ФРГ — 14, Италии — 20, Великобритании — 16,7, Австрии — 24%.

Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

6 стр., 2833 слов

Понятие имущества. Правовые основы оценочной деятельности

... Правовые основы оценочной деятельности. Требования к проведению оценки. Требования к договору об оценке. Назначение и цель оценки имущества. Виды стоимости. Основные принципы оценки имущества Для государства, ... вложения - это инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие ... предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить ...

В то же время вне зависимости от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижена мотивация к труду. С другой — эффективность государственной собственности может снижаться в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.

Что же в последнее время происходило в госсекторе? В подавляющем большинстве стран западного мира предприятия госсектора уступали по эффективности предприятиям частного сектора. Практически повсеместно рос масштаб субсидирования госпредприятий, что неизбежно способствовало росту бюджетного дефицита и внутреннего долга. И именно необходимость решения финансовых проблем стала одним из важных мотивов массовой приватизации как способа приведения в порядок государственного хозяйства.

В 80-90-е годы практически весь западный мир охватила беспрецедентная волна приватизации, серьезно изменившая всю панораму государственного предпринимательства и государственного участия в экономике. Приватизация 80-90-х годов отличалась своим размахом, массовостью, причем ее проводили правительства как консервативного, так и социал-демократического толка. Достаточно привести несколько цифр, чтобы стал ясен масштаб явления. Только между 1985 и 1993 гг. объем продажи госсобственности частным инвесторам в 100 странах западного мира составил примерно 330 млрд. долларов.

Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год ( Испания ) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.

В Великобритании ей соответствует » имущество короны » К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.

Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует находясь у власти. Эти земли включают в себя:

  • участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней в последствии;
  • береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;
  • земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.

Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим ) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.

Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).

Короне принадлежит исключительное право на:

  • разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или на землях подданных английской королевы;
  • разработку соляных месторождений;
  • изыскание и разработку месторождений, нефти, минеральных масел и природного газа.

Статья 132 Конституции Испании ( 1978г. ) гласит, что » государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом «.

Гражданский кодекс Испании (1889г.) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:

  • имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
  • вещные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;
  • все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;
  • имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;
  • права на совместную собственность, принадлежащую государству.

Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:

  • дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
  • реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;
  • ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.

Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.

Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.

Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.

Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.

Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.

В состав государственного имущества также входят:

  • принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
  • здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
  • собрания музеев, архивов, библиотек;
  • другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.

Если виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества ( статья №281 от 16 мая 1970 года ).

Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.

Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом. Защиту права собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.

Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.

В состав государственного имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный ( государственный ) интерес.

Частью имущества государства является:

  • леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
  • объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
  • имущество, предоставляемое президенту Республики;
  • казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

Государству принадлежит бесхозное имущество.

Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному него Гражданским Кодексом и специальными законами.

Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании. Переход части государственного достояния к имуществу провинций доводится до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.

В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры. Стоимость государственных активов составляет в настоящее время более 30% национального богатства страны, федеральное правительство — крупнейший страховой агент.

Особенно велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади США, в том числе федеральному правительству принадлежит 33,7%, штатам — 5%, муниципалитетам — 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади находится на Аляске.

Правительство США может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке.

Федерации могут принадлежать на праве собственности любые другие объекты, помимо земли.

Государство играет значительную роль в производстве электроэнергии, в атомной промышленности, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.

Для государственной собственности в США характерно, что преобладающая ее часть находится в руках местной власти. Удельный вес последних в общей сумме гражданского имущества в восьмидесятых годах составлял 75% ( накануне II мировой войны — 50% ).

Преобладающая часть государственной собственности сдается в аренду частным монополиям. После II мировой войны были сданы в аренду государственные заводы по производству алюминия, предприятия атомной промышленности, сталелитейные заводы.

Подводя итог выше сказанному, в развитых капиталистических странах, таких как Великобритания, Испания, Франция, Бельгия и США государственная собственность имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. По- сути государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким — либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства.

2.2 Особенности функционирования государственной собственности в России

В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное — найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

В России до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривают многие экономисты. Общенародная собственность не состоялась потому, что для нее не было объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала и потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу научно-технической революции. Это привело к таким социально-экономическим последствиям, как техническая отсталость промышленности, полуразрушенное сельское хозяйство, всеобщий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, огромное число безработных, скрытых и явных, переселенцев, бомжей, экономическая изолирование от мирового хозяйства.

События в СССР и России, а также их причины будут рассмотрены ниже, в отдельном разделе моей работы.

Выше уже упоминалось, что в Советском Союзе государственная собственность называлась «общенародной», и сейчас это оспаривается многими учеными. Попробуем разобраться, в чем разница между этими понятиями.

Не следует приравнивать категории «государственная собственность» и «общенародная собственность», ибо это может создать путаницу и возможность манипулирования формами и отношениями собственности, а вследствие этого — и реальными объектами собственности.

К общенародной собственности можно отнести природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью, включая землю, воды, воздушное пространство, флору, фауну. Эти богатства следует назвать общенародным достоянием. Они являются исключительным объектом собственности всего народа. По отношению к этому объекту собственности должна применяться формула: «это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности на правах равнодоступности». На пользование такой собственностью дворник имеет равные права с президентом, все становятся в общую очередь. Распорядительство общенародной собственностью по поручению ее владельца — народа, населения могут осуществлять только органы народовластия. Государственная собственность, в отличие от общенародной, вовлечена в общественное производство и потому не может принадлежать всем на равных началах.

Все те негативные стороны рыночной экономики, которые были рассмотрены выше, могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
  • защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред всему обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование).

Современная рыночная экономика — это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государственный сектор и государственное предпринимательство. В XX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п.

Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса. (Это, в частности, объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими.)

Практически государственная собственность представлена преимущественно в следующих сферах и отраслях экономики:

  • производственная инфраструктура (энергетика, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.).

    Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, часто требуют дотаций. Поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности;

  • социальная (непроизводственная) инфраструктура — образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.;
  • новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу — атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

В некоторых странах значительна доля государственной собственности в добывающих отраслях промышленности, что обусловлено их высокой капиталоемкостью и малой рентабельностью.

Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач.

Государство в рыночной экономике является производителем общественных товаров и услуг (благ).

Особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.).

Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство. Если сравнить общественные и индивидуальные (частные) блага, то первые характеризуются следующим:

  • неисключаемостью — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (если существует армия, то в случае необходимости Вы не можете сказать: «Меня защищать не надо!»);
  • неделимостью (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
  • с увеличением потребителей издержки производства не меняются (если установлен светофор, то издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
  • выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой, а с их производством (если построен мост через реку, то потребитель получает выгоду, как правило, не оплачивая, «не покупая» проезд через мост).

Наряду с непосредственной предпринимательской деятельностью, государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов.

Регулирование экономики государство осуществляет на основе соответствующего законодательства (законов о собственности, о сделках, договорах и обязательствах, о защите потребителей, о труде и социальной защищенности, об охране природы, налогового, антимонопольного и т.п. законодательства).

Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти ,и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, структурной перестройки, экономического проста, борьбы с инфляцией, поощрения экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

Налоги и правительственные расходы, денежная масса и государственная собственность — вот основные инструменты государственного воздействия на экономику в условиях рынка. (Подробно методы государственного регулирования экономики будут рассмотрены в III разделе курса «Макроэкономика».)

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы и направления государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах.

В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства (табл. 3.2).

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР , так как являлась важной частью командно-административной экономики. Право государственной собственности закреплено в ст. 214 ГК РФ.

2.3 Эффективность управления государственной собственностью в России

Процесс управления государственной собственностью и одной из ее составляющих — федеральной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления государственной собственностью.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления государственной собственностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки.

Формирование реальной схемы управления государственной собственностью должно осуществляться с учетом принципов эффективного менеджмента, базовых положений гражданского и хозяйственного законодательства (рис. 1.10).

Одна из главных особенностей управления государственной собственностью заключается в том, что эта собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты собственности. Поэтому при управлении государственной собственностью наиболее типичным является передача отдельных объектов конкретным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.

Рис. 1.10. Процесс управления государственной собственностью

В результате такого закрепления происходит изменение правового статуса отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих воздействий на объекты со стороны собственника. В рамках изложенного, реализация процесса управления государственной собственностью (ГС) определяется этапами, представленными в табл. 1.6.

Особой функцией сложных систем является управление, которое непосредственно направлено на упорядочение, сохранение и повышение целостности системы, ее организации, на повышение эффективности целенаправленной деятельности.

Таблица 1.6. Этапы реализации процесса управления государственной собственностью

п/п

Этап (цель)

Результат (документ)

1

Инвентаризация (получение и обобщение данных о существовании объекта ГС и внесение его в опись)

Опись ГС

2

Учет (проверка юридической чистоты объекта, его классификация в соответствии с утвержденными признаками и внесение в реестр ГС)

Реестр ГС

3

Оценка (проведение мероприятий по установлению рыночной цены для различных вариантов использования: сдача в аренду, передача в доверительное управление, продажа (приватизация), реструктуризация и т. д.)

Кадастр ГС

4

Анализ возможностей использования (выработка и экономическая оценка вариантов использования объекта ГС)

Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ

5

Планирование использования (разработка последовательности мероприятий для реализации наилучшего варианта по этапу 4)

Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ

6

Организация и подготовка мероприятий (маркетинг, кадровые решения, инфраструктурные преобразования для реализации этапа 8)

Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ

7

Мотивация исполнителей (утверждение порядка поощрения федеральных участников этапа 8)

Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ

8

Проведение мероприятий (реализация последовательности этапов 4-7)

Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ

9

Контроль проведения мероприятий (сбор, обобщение и анализ результатов выполнения этапа 8)

Постановления (распоряжения) Правительства РФ, распоряжения МГИ РФ, заключения Счетной палаты Федерального Собрания РФ

10

Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.)

Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ, распоряжения МГИ РФ

Многие экономисты связывают эффективность управления собственностью с той или иной ее формой. Думается, однако, что было бы наивным представлять эту зависимость прямолинейной. В сущности, все решает механизм управления.

Есть и другой подход: чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник. Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию объектом. Перед тем как рассмотреть эту тему непосредственно, обратимся к базовым положениям.

Во-первых, управление собственностью должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств.

Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды.

В-третьих, эффективность управления собственностью следует рассчитывать отдельно для предприятий:

  • а) работавших рентабельно в доприватизационный период, когда Эприв. >
  • Эо, где Эприв. и Эо — экономическая эффективность соответственно после и до приватизации;
  • б) находящихся на грани банкротства (Эприв. >
  • 0);
  • в) необходимых для народного хозяйства (стратегически важных) в любом их финансовом состоянии (Эприв. >
  • 0, а также Эприв. >
  • Эо).

В общем виде оценка эффективности управления собственностью представлена на рис.1.

осуществление; снижение вредных продуктов в производственных процессах; воздействие на уровень занятости;

  • научно-технические — перспективность используемых решений;
  • патентная чистота изделий и патентоспособность;
  • перспективность применения полученных результатов в будущих разработках;
  • положительное воздействие на другие проекты (варианты), представляющие государственный интерес;
  • социальные — изменение количества рабочих мест в регионе;
  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • улучшение условий труда;
  • влияние на структуру производственного персонала;
  • надежность снабжения населения отдельными видами товаров;
  • улучшение здоровья работников и населения;
  • экономия свободного времени. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов экономической эффективности управления собственностью;