Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля — аудита.
Исходя из сказанного понятие аудита значительно шире понятия ревизия, т.к. аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором- предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативами положениями и стандартами. Объектом аудита является финансово- хозяйственная деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.
Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг (постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и т.д.).
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной ревизии, аудит отличается: самостоятельностью определения форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом; независимостью от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы; возможностью организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности.
Аудиторская проверка в полном объёме может проводится на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки.
Учет и аудит обязательств организации ТОО ‘Степногорск-экспресс’
... направлениями расчетных операций, учет расчетов по налоговым обязательствам занимает одно из важнейших мест и является неотъемлемой частью деятельности бухгалтерской службы любого предприятия. Целью дипломной работы является комплексный анализ учета обязательств организаций и на ...
Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц. В связи с этим допускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в основе реализации задач по формированию правового государства в России, повышению роли закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок.
Аудиторская проверка — необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Но во временных правилах есть пункт, содержащий абзац, который ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: «Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью». Из этой выдержки следует, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.
2. Законодательство о лицензировании аудиторской деятельности
В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2002 N 731 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемое Положение о лицензировании аудиторской деятельности.
Постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступило в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного настоящим Постановлением, вступило в силу с 9 сентября 2003 г. Требования к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита банковских холдингов, предусмотренные подпунктами «ж», «з» и «и» пункта 4 указанного Положения, применяются начиная с годовой отчетности за 2002 год.
В соответствии с Федеральным законом № 80-ФЗ от 02.07.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 января 2006 года прекращается лицензирование некоторых видов деятельности, в том числе и аудиторской.
Договор о совместной деятельности и его виды
... ГК РФ). 2. О цели и виде совместной деятельности, о порядке возмещения расходов, связанных с содержанием общего имущества (п. 4 ст. 1043 ГК РФ). Договор о совместной деятельности может заключаться как на срок, так ...
Однако наряду с поправками в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо внести соответствующие поправки и в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии сокращен до 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с действующим законодательством аудиторской деятельностью в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участием иностранных юридических и физических лиц.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Физические лица регистрируются в качестве предпринимателей без образования юридического лица.
Постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее именуется — лицензирующий орган).
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее именуется — лицензия) выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:
- а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
- б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
- в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
- г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
- ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
- з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
- и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
Понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности
... понятием «аудит» различают и термин «аудиторская деятельность». В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и мировым опытом аудиторская деятельность включает два компонента: аудит и сопутствующие аудиту услуги. Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и ...
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
- фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
- наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
- б) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
- в) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; (в ред.
Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)
г) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- д) копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;
- ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов — при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;
— з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации иностранных граждан и / или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.
Если копии указанных в настоящем пункте документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.
Основанием для проведения проверки является:
- а) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
- б) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
- в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
— г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.
Особенности деятельности аудитора
... «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата. В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность ...
При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.
Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.
Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.
Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.
Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
- а) наименование лицензирующего органа;
- б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
- наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;
- г) срок действия лицензии;
- д) номер лицензии;
- е) дата принятия решения о выдаче лицензии;
- ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
- з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
- и) основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.
Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.
Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок аудиторской проверки учредительных документов и формирования ...
... деятельности в размерах, определённых учредительными документами. Объектом настоящего исследования является состояние учредительных документов в ООО «Ника». Целью данной работы является изучение действующего порядка аудиторской проверки учредительных документов ... и распоряжения исполнительной дирекции; 14) лицензии и разрешения на определенные виды деятельности; 15) переписка с учредителями и ...
Лицензия может быть аннулирована в случаях:
- обнаружения факта представления аудитором (аудиторской фирмой) для ее получения недостоверных сведений;
- осуществления аудитором деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
- предоставления аудитором полученных им и ходе проверки сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта;
- вступления в законную силу приговора суда в отношении аудитора о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг;
- умышленного сокрытия аудитором обстоятельств, исключающих возможность проведения проверки экономического субъекта.
Заключение
Итак, аудиторская деятельность — независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству, направленная на защиту интересов собственника, оказания помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Исходя из сказанного понятие аудита значительно шире понятия ревизия, т.к. аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором- предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская фирма. Лицензия — это разрешение на ведение какой-либо деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое высшее или среднее специальное образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве бухгалтера, аудитора, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, преподавателя по экономическому профилю и не имеющие судебных ограничений. При успешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат сроком на три года. Если в течение двух лет лицо не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/litsenzirovanie-auditorskoy-deyatelnosti/
Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. — 324с.
Основные нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную ...
... для всех тех, кто занят в архивной сфере. Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются: защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности; осуществление ... и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в ...
Аудит. / Под ред. В.И. Подольского. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2015. — 420с.
Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях. М.: Дело, 2013. — 376с.
Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия. М.: «Экзамен», 2015. — 264с.
Пупко Г.М. Аудит и ревизия. М.: Интерпрессервис, 2013. — 450с.
Федеральный Закон от 03.10.2002 N 731 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)