Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности

1. Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Государственная поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности провозглашена в Консти­туции Российской Федерации (ч. 1 ст. 8).

Под конкуренцией подразумевается состязатель­ность субъектов предпринимательства, когда их само­стоятельные действия эффективно ограничивают воз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответст­вующем товарном или финансовом рынке.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) определяет, что:

недобросовестная конкуренция

монополистическая деятельность

Запрещаются действия (бездействие) хо­зяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего до­минирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результа­том которого является создание или поддержание де­фицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, невы­годных для него или не относящихся к предмету догово­ра (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабо­чей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касаю­щихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
  • создание условий доступа на товарный рынок, обме­на, потребления, приобретения, производства, реализа­ции товара, которые ставят один или несколько хозяй­ствующих субъектов в неравное положение по сравне­нию с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или за­казы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с от­дельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответст­вующего товара.

В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны право­мерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негатив­ные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

9 стр., 4292 слов

Труд как фактор производства и особенности установление заработной ...

... приложения. 1. Труд как фактор производства 1 Рынок труда Главной сферой экономики является производство - процесс создания духовных и материальных благ, которые необходимы для существования и развития человека. Основными факторами производства являются: труд, земля и ...

Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее — соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяе­мых товаров), которые приводят или могут привести к:

  • установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
  • разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на рынок или устранению с не­го других хозяйствующих субъектов в качестве продав­цов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

— отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также запрещается заключение хозяйст­вующими субъектами, действующими на рын­ке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, конкуренции и ущемление интересов других хозяйст­вующих субъектов. Запрещается заключение соглаше­ния или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем то­варном рынке хозяйствующими субъектами, получаю­щими (потенциальными приобретателями) и предос­тавляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, уст­ранение конкуренции.

Данные положения не применяются к хозяйствую­щим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%. В исключи­тельных случаях подобные соглашения или согласован­ные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положи­тельный эффект от их действий, в том числе в социаль­но-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйст­вующими субъектами предусмотрена федеральными законами.

Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвида­ции в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Федеральным органам исполнительной власти, ор­ганам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных орга­нов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъ­ектов, создают дискриминационные условия деятель­ности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:

32 стр., 15742 слов

Законность как важнейший принцип функционирования органов исполнительной ...

... приведению в состояние законности нормативных актов органов власти. Третья глава посвящена видению проблемы совершенствования взаимодействия вышеупомянутых органов. Предлагаются соответствующие шаги по укреплению законности органов власти. 1. Законность как важнейший принцип функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации. 1. ...

  • вводить ограничения на создание новых хозяйст­вующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление от­дельных видов деятельности или производство опре­деленных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Феде­рации;
  • необоснованно препятствовать осуществлению дея­тельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
  • устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на про­дажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
  • давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении ра­бот, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приори­тетов;
  • необоснованно препятствовать созданию новых хо­зяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятель­ности;
  • необоснованно предоставлять отдельному хозяйст­вующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Проекты решений федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного само­управления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ от­дельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.

Запрещается наделение полномочиями, осуществ­ление которых имеет либо может иметь своим резуль­татом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или органи­заций. Запрещается совмещение функций феде­ральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйст­вующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Россий­ской Федерации.

4 стр., 1763 слов

Административно-правовой статус органов исполнительной власти ...

... -правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм необходимо обратить внимание на следующее: а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно; б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации; ...

Запрещается заключение в любой форме соглаше­ний или осуществление согласованных действий феде­ральных органов исполнительной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти ор­ганов или организаций между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограни­чение, конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:

  • повышению, снижению или поддержанию цен (тари­фов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на рынок или устра­нению с него хозяйствующих субъектов. При проведении конкурса не допускается:
  • создание преимущественных условий участия в кон­курсе, в том числе доступа к конфиденциальной инфор­мации, уменьшение платы за участие в конкурсе для от­дельных участников конкурса;
  • участие в конкурсе организаторов конкурса, их со­трудников и аффилированных лиц;
  • осуществление организатором конкурса координа­ции деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конку­ренции между участниками конкурса или ущемление интересов eго участников;
  • необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

Нарушение правил, установленных Федеральным законом, является основанием для признания судом конкурса недействительным.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяй­ствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относитель­но характера, способа и места изготовления, потреби­тельских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллек-туальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического ли­ца, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение информа­ции, составляющей коммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, свя­занная с приобретением и использованием исключи­тельных прав на средства индивидуализации юридиче­ского лица, индивидуализации продукции, выполняе­мых работ или оказываемых услуг.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должно­стные лица), физические лица, в том числе индивиду­альные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления анти­монопольным органом его законной деятельности.

6 стр., 2519 слов

Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ

... или иного вопроса. Организация законодательной власти в субъектах Российской ФедерацииПрежде, чем говорить об организации законодательной власти в субъектах Российской Федерации, следует ... органа, стоит отметить полупрофессиональный образ работы депутатов. Это означает, что на регулярной основе будут работать лишь Председатель Московской городской Думы, его заместитель и некоторые отдельные лица, ...

Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну и полученные анти­монопольным органом при осуществлении своих пол­номочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.

В случае разглашения сотрудниками антимонополь­ного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат воз­мещению в соответствии с гражданским законодатель­ством. Слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стои­мость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных Федеральным за­коном минимальных размеров оплаты труда, осуществ­ляются с предварительного согласия антимонопольно­го органа.

Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, пред­ставляют в антимонопольный орган помимо докумен­тов, представляемых в регистрирующий орган в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присое­динение коммерческих организаций, сведения об ос­новных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную переч­нем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявите­лю в письменной форме о принятом решении.

В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.

Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнару­жено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостовер­ной, а равно, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйст­вующего субъекта или хозяйствующих субъек­тов.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный лиц):

  • о создании, слиянии и присоединении некоммерче­ских организаций (ассоциаций, союзов, некоммерче­ских партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
  • об изменении состава участников (членов) неком­мерческих организаций (ассоциаций, союзов, неком­мерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух ком­мерческих организаций;

— о создании коммерческих организаций, если сум­марная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установ­ленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединении ком­мерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

2 стр., 758 слов

Понятие и черты коммерческой деятельности

... явлениями. На практике, при проведении исследования коммерческой деятельности, используются различные методы исследования и их комбинации. Так или иначе, исследование коммерческой деятельности отдельно взятой организации предполагает необходимость проведения анализа по следующим ...

Государственная коммерческих орга­низаций, а также внесение записи об исключении из единого государственного лиц коммерческих организаций осуществляются органом при наличии предварительного согла­сия антимонопольного органа. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осущест­вляются:

  • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получа­ет право распоряжаться более чем 20% указанных ак­ций (долей).

    Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его обра­зовании;

  • получение в собственность, пользование или владе­ние одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериаль­ных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего пред­мет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
  • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяю­щих определять условия ведения хозяйствующим субъ­ектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Порядок формирования субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, определяется Правительством Рос­сийской Федерации.

Хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость акти­вов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имею­щих долю на рынке определенного товара более 35%,обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.

Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организа­ции или осуществляющей предпринимательскую дея­тельность некоммерческой организации, занимающим доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистиче­ской деятельности.

Под систематическим осуществлением монополи­стической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установлен­ном порядке фактов монополистической деятельности.

Предписание о принудительном разделении (выде­лении) коммерческой организации принимается при наличии условий:

  • если это ведет к развитию конкуренции;
  • возможности организационного и территориального обособления подразделений;
  • отсутствия между ее структурными подразделения­ми тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продук­ции (работ, услуг) подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
  • возможности юридических лиц в результате реорга­низации самостоятельно работать на рынке определен­ного товара.

Предписание антимонопольного органа о принуди­тельном разделении (выделении) коммерческих осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или ор­ганом, уполномоченным им, с учетом требова­ний, предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть ме­нее шести месяцев.

19 стр., 9026 слов

Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации

... для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти Российской Федерации". Некоторые ... исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах". ...

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления, иные наделенные функциями или правами ука­занных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе ин­дивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписа­нием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.

Привлечение к ответственности лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить преду­смотренные антимонопольным законодательством действия.

Доход, полученный в результате нарушения антимо­нопольного законодательства хозяйствующим субъек­том, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросове­стной конкуренцией, в случае неисполнения соответст­вующего предписания подлежит взысканию в феде­ральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответст­венность.

Гражданско-правовая выражается в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных моно­полистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией.

Административная выражается в наложении штрафа в соответствии со ст. 23 Закона о конкуренции, а на должностных лиц органов власти, управления, руково­дителей хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей — предупреждение и наложении соответствующего взыскания (ст. 24 Закона о конку­ренции, ст. 157.1, 157.2 КоАП).

Руководители хозяйствующих субъектов, должност­ные лица органов власти, управления, виновные в по­вторном в течение года совершении нарушений анти­монопольного законодательства — уголовная ответст­венность (п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции).

Статья 178 УК — уголовная ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монополь­но высоких или низких цен, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической дея­тельности, установления или поддержания единых цен.