Презумпции и фикции в конституционном праве

Презумпции и фикции в конституционном праве

презумпция фикция конституционный

Конституционная презумпция — разновидность предположения (сформулированного в Конституции РФ и иных нормах конституционного законодательства) о порядке явления и (или) наличии у того или иного субъекта конституционно-правовых отношений определённого юридически значимого качества, не требующего доказательства, из которого следует исходить в правоприменительной деятельности.

Презумпции в конституционном праве во взаимосвязи с корреспондирующими с ними конституционными принципами закладывают основы конституционного строя России, являются носителями идей и целей, заложенных в Конституции Российской Федерации. Нельзя переоценить важность этих правовых категорий, которые соединяют в единое целое и унифицируют всю правовую базу государства, сдерживают процессы дробления, снимают противоречия в законодательстве, способствуют его сбалансированному развитию.

И.В. Сухинина в своем исследовании определяет конституционную презумпцию как правило (при применении которого при наличии одного факта делается вывод о существовании другого факта), закрепленное прямо или косвенно в конституционном законодательстве Российской Федерации, устанавливающее или допускающее существование конституционно значимого юридического факта, события, свойства, явления без полного доказательства и действующее до его официального опровержения компетентным органом. Понятие «конституционная презумпция» включает в себя узкий смысл — презумпции, содержащиеся или вытекающие из текста Конституции Российской Федерации 1993 г., и широкий смысл — презумпции, закрепленные прямо или косвенно в правовых актах, содержащих конституционно-правовые нормы, и действующие в сфере всего конституционного права Российской Федерации. Таким образом, система отрасли конституционного права Российской Федерации охватывает все действующие конституционно-правовые презумпции, а система Конституции Российской Федерации — генеральную часть этих презумпций.

Для выявления сущности конституционных презумпций, определения их юридических свойств и выработки рекомендаций по использованию, предлагается разделять конституционно-правовые презумпции по следующим признакам:

  • по отношению к принципу объективной истины (опровержимые и неопровержимые);
  • по сфере применения (общие и конкретные);
  • по назначению в механизме правового регулирования (материально-правовые, процессуальные и смешанные);

* по факту правового закрепления (прямые или косвенные)}

13 стр., 6410 слов

Прокуратура в российской конституционной системе власти

... игры. Цели данного исследования по теме состоят в анализе и теоретическом изучении места прокуратуры в российской конституционной системе власти, сущности прокурорского надзора. Основные задачи - изучение ... в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, ...

* по степени определенности (императивные и диспозитивные)-,

* по виду конституционного установления или допущения (содержат: принципы, задачи, дефиниции, цели)’,

* по содержанию и юридическому значению (соответствуют основным конституционно-правовым институтам, закрепляющим: основы конституционного строя; основы статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; систему органов государственной власти и местного самоуправления).

Особенности конституционно-правовых презумпций, позволяющих выделить их из общего массива презумпции:

1. Многоуровневость (презумпции закреплены как в тексте Конституции, так и в ином конституционном законодательстве; отдельные конституционные презумпции играют роль общеправовых);

2. Косвенное правовое закрепление категории презумпции (в конституционном праве отсутствует формулировка категории презумпции; большинство конституционно-правовых презумпций формулируется решениями КС РФ);

3. Международно-правовая составляющая (на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ становятся частью её правовой системы);

4. Возможность опровержения при определённых политических условиях (с изменением правовой и политической действительности в ходе исторического процесса неопровержимые презумпции могут, а зачастую и должны опровергаться).

Виды: презумпции конституционности актов государства; презумпции конституционности деятельности органов государственной власти и их должностных лиц; презумпции знания закона; презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения неотчуждаемых прав и свобод; презумпции непризнания обратной силы закона, ухудшающего положение лица; презумпции добросовестности граждан Российской Федерации; презумпции места жительства; презумпции полномочий субъектов Российской Федерации; презумпции конкурирующей компетенции Российской Федерации и ее субъектов; презумпции компетенции государственных органов, и специальных презумпций, применяемых в толковании Конституции Российской Федерации и конституционном толковании иных нормативных актов: презумпции приверженности законодателя идее конституционализма; презумпции добросовестности законодателя и его приверженности общим правовым принципам; презумпции добросовестности и разумности действий конституционных органов; «сомнения толкуются в пользу свободы», — демонстрирует развернутую картину их свойств и функций.

Как пример можно привести ст. 6 Конституции СССР, презумпцию нетрудоспособности родителей, которых трудоспособные дети обязаны содержать. Конституционно-правовые презумпции составляют базу, фундамент, но отнюдь не исключают существования презумпций в иных отраслях и институтах.

Изучение правовой презумпции также ставит перед исследователями задачу по ее отграничению от юридической фикции в связи с тем, что оба эти понятия основываются на фактах, которые не всегда отражают реальные события, явления или процессы. В связи с этим необходимо четкое определение назначения юридической фикции в праве и ее соотношения с правовой презумпцией. Под юридической фикцией обычно понимается несуществующее положение, которое признается законодательством существующим и вследствие этого обязательным к применению.

10 стр., 4974 слов

Понятие и виды правовых презумпций

... советском праве презумпции не имеют характера фикций. Они представляют собой проверенные практикой обобщения высокой степени вероятности, как правило допускающие учет специфики не охватываемых ими случаев. Презумпции служат единообразному правовому ...

Правовые фикции в отрасли конституционного права применяются не только при формулировании отдельных норм права, но и при построении конституционных принципов, а также весьма сложных и имеющих большое значение для данной отрасли права институтов. К примеру, с использованием правовых фикций сконструировано понятие территории государства, а также обязательные исходные принципы любой демократической конституции: разделение властей, непосредственное осуществление народом своей власти, народный (национальный) суверенитет, равенство всех перед законом и судом. Приведенные примеры позволяют утверждать, что правовые фикции представляют собой одно из ведущих средств законодательной техники.

Конституционно-правовая фикция обладает признаками, присущими как правовой фикции в целом, так и признаками, обусловленными спецификой отрасли конституционного права.

Признаками правовой фикции, присущими данному средству юридической техники независимо от отраслевой принадлежности являются:

1. Признание несуществующего существующим. В этом — сущность и назначение правовой фикции.

2. Универсальность, что подтверждается рядом обстоятельств: во-первых, правовая фикция — это феномен, присущий для всех этапов развития права, не ограниченный какими-либо определенными историческими рамками; во-вторых, применение фикций является характерной чертой современного международного права в целом, а не только национального права отдельного государства; в-третьих, правовая фикция применяется во всех существующих отраслях права; в-четвертых, логическим продолжением использования правовой фикции на современном этапе развития права является ее применение в новых, формирующихся отраслях, таких, например, как информационное право.

3. Категоричность, поскольку фикция безусловно принимается за истину, в то время как возможность осуществления сконструированной при помощи нее ситуации отрицается.

4. Императивность — правовая фикция требует официального признания со стороны общества и государства и имеет общеобязательный характер.

5. Неопровержимость — возможность опровержения правовой фикции, как правило, не имеет никакого юридического значения. После нормативного закрепления опровергнуть смоделированный с применением правовой фикции юридический факт в большинстве случаев можно только путем отмены нормы.

6. Формальность, так как фикция является одним из средств формализации нормативного материала и упрощения структуры фактических составов. Данное свойство правовой фикции обусловливает возможность ее использования в юридическом процессе лишь как формальное доказательство, не имеющее значения для познания объективной истины, но необходимое в целях процессуальной экономии.

7. Относительная произвольность, поскольку, с одной стороны, правовая фикция формируется законодателем произвольно, в отличие от правовой аксиомы или презумпции, которые имеют в основе своего закрепления определенные основания, с другой стороны, применение фикции обусловливается целесообразностью, необходимостью урегулировать отношения определенным образом, именно так, а не иначе. Та или иная правовая фикция не может «выпадать» из сферы влияния правовых идеалов, установок. Правовая фикция вписывается в контекст действующей правовой системы и обусловливается общими тенденциями правового и общественного развития.

4 стр., 1509 слов

Российская Федерация как правовое государство

... [5]. Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел 2.1. Суверенитет народа С развитием государственно-правовых институтов, их теоре­тическим осмыслением, ... пунк­том в содержании теории правового государства. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его ...

Отличительными особенностями конституционно-правовой фикции, по нашему мнению, являются:

1. Закрепление ее в законодательстве. Необходимо отметить, что в отраслях частного права, помимо закрепления в законодательстве, правовая фикция может объективироваться также и в соглашении сторон, например, путем использования в гражданско-правовых сделках. Особенностью конституционно-правовых фикций является то, что, в силу публично-правового характера этой отрасли, фикции закрепляются в нормативных актах, имеющих общеобязательный характер.

2. В конституционном праве, как в праве публичном, правовая фикция является носителем законодательной политики. Правовая фикция здесь часто используется в качестве средства выражения государственной власти, служит действенным инструментом воплощения политических решений.

3. Правовая фикция — исключительный прием законодательной техники, его применение целесообразно в случаях, когда иными средствами достижение поставленных целей невозможно. При этом в силу специфики отрасли конституционного права, конституционно-правовые фикции используются при регулировании наиболее значимых общественных отношений.

Таким образом, наиболее существенными признаками конституционно-правовой фикции являются следующие: признание несуществующего существующим; универсальность; категоричность; императивность; неопровержимость; формальный характер; относительная произвольность; закрепление в законодательстве; выражение законодательной политики; особое целевое назначение в механизме правового регулирования наиболее значимых общественных отношений.

И.В. Сухинина в качестве примера юридической фикции в конституционном праве Российской Федерации приводит норму ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации, в которой в качестве обозначения субъекта Российской Федерации используется термин «республика (государство)». С позиции этого автора, с понятием государства всегда связано понятие суверенитета, предполагающего верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном мире, а республики, как и все другие субъекты Российской Федерации, суверенитетом не обладают, ибо это нарушило бы конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации. С наличием такой фикции в российском конституционном праве следует согласиться, поскольку определение понятия государства немыслимо без государственного суверенитета, а в случае субъектов Российской Федерации — республик вести речь о суверенитете в приведенном И.В. Сухининой значении не представляется возможным из-за отсутствия каких-либо ощутимых правовых оснований, что подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и других решениях. В данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, указывается на то, что решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении также отмечает, что по смыслу преамбулы, ст. ст. 3, 4, 5, 15 (ч. 1), 65 (ч. 1), 66 и 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

11 стр., 5417 слов

Правовая защита прав иностранных граждан

... - конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и ... равенство его участников. Цель работы – рассмотреть международную правовую защиту прав человека. Под населением в международном праве понимают совокупность физических лиц, живущих на территории ...

С одной стороны, по вопросу соотношения правовой презумпции и правовой фикции следует отметить мнение Н.Ф. Качур о том, что презумптивное положение в силу высокой вероятности является истинным, фиктивное положение истинным быть не может. С другой стороны, закрепленную в ст. 49 Конституции Российской Федерации презумпцию невиновности вряд ли можно назвать предположением с высокой степенью вероятности.

Тем не менее, большинство правовых презумпций действительно основано именно на высокой вероятности предполагаемых фактов. Применительно к презумпциям с низкой степенью вероятности представляется возможным указать, что фикция признает за истину не то, что на самом деле может быть ложным, а то, что на самом деле является ложным. Этим правовая презумпция даже с минимальной степенью вероятности всегда отличается от юридической фикции.

Также среди отличий этих двух правовых категорий следует указать возможность опровержения правовой презумпции и невозможность опровержения правовой фикции. Предварительно отметим, что в соответствии с нашей точкой зрения неопровержимые презумпции не существуют. По утверждению Н.Ф. Качур, любая семейно-правовая презумпция не является непреложной истиной, поэтому в любой момент она может быть поколеблена. Это утверждение справедливо по отношению ко всем правовым презумпциям. В качестве примера можно привести правовую презумпцию конституционности деятельности органов власти и должностных лиц. Эта правовая презумпция предполагает соответствие Конституции Российской Федерации деятельности должностных лиц органов власти, но данное предположение может быть опровергнуто, так как по многим причинам данная деятельность все-таки может противоречить положениям Конституции Российской Федерации. Юридическая фикция, в свою очередь, являясь императивным установлением, не подлежит опровержению.

Сходство правовой презумпции и правовой фикции заключается в том, что они закрепляются в нормах права и вносят четкость и определенность в регулирование общественных отношений, в правовое положение личности.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/prezumptsii-i-fiktsii-v-konstitutsionnom-prave/

13 стр., 6317 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации (2)

... Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач: 1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции РФ. 2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ. 3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции РФ ...

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

3. Зражевская Т.Д. Презумпции в конституционном праве России.

4. Мосин С.А. «Презумпции и принципы в конституционном праве Российской Федерации» («Юстицинформ», 2009)

5. Сухинина И.В. Презумпции в конституционном праве Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.