Проблемы определения предмета и метода в философии права

В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием.

Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции.

В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления).

Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления, предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления.

Таким образом, изучение предмета и метода философии права остается актуальным.

Целью данной работы является освещение проблемы определения предмета и метода в философии права.

В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:

  • осветить различные подходы к определению предмета философии права;
  • определить понятие метода и дать характеристику метода философии права.

философия право юридический формальный

1. Предмет философии права

Право как объект исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает право под углом зрения своего специфического понимания и своих приемов изучения данного объекта, с позиций своего особого предмета и метода.

В самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как отдельной самостоятельной научной дисциплины — это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении и искомом единстве.

Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон, то есть то, что в официально-властном порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (то есть быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (то есть быть неправовым явлением, неправовым, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).

6 стр., 2685 слов

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

... философии политики и политической философии позволяет выявить и восполнить образовавшуюся «лакуну» в пространстве современного российского научного дискурса следующими умозаключениями: 1. Философия политики –– вечно актуальная сфера философского знания, наряду с философией истории, права, ... философия, поскольку a priori политическая философия является философией, сделавшей предметом собственной ...

Таким образом, определение предмета философии права можно сформулировать следующим образом:

Предмет философии права — это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

При этом под правом имеется в виду право как сущность, то есть присущая только праву как особому социальному явлению и специфическому регулятору объективная по своей природе правовая сущность, независящая от воли или произвола законодателя, а под законом как официально-властным явлением имеется в виду все позитивное право (все его источники, все формы его выражения), то есть принудительно-обязательные установления, которые зависят от воли и возможного произвола законодателя (государства) и, следовательно, могут как соответствовать, так и не соответствовать сущности права.

Иначе говоря, под законом в контексте различения права и закона имеется в виду закон в собирательном смысле, то есть все то, что обладает законной силой, является официально-обязательным.

Дальнейшая конкретизация приведенного определения предмета философии права зависит от того понимания сущности права, которое лежит в основе той или иной конкретной концепции философии права.

Формально-юридическая концепция философии права.

Согласно этой концепции сущность права — это формальное равенство, которое трактуется и раскрывается в данной концепции как всеобщая и равная мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде:

Предмет философии права — это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной сфере — это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права — это принцип равенства и его проявления.

К правовым явлениям, таким образом, относятся все те реальные явления, которые соответствуют принципу формального равенства, представляют собой формы внешнего выражения и осуществления требований данного принципа. Все эти явления входят в предмет философии права не в виде эмпирических объектов, а лишь как правовые явления, как конкретизированные формы выражения формального равенства, то есть только в их правовых измерениях и свойствах, в правовых формах закона, государства, поведения, отношений.

В предмет философии права, таким образом, вместе с другими правовыми явлениями входит и государство в качестве особого правового явления, а именно — в качестве институционально-властной формы проявления, выражения и действия всеобщей и единой правовой сущности (принципа формального равенства, его свойств и требований).

В процессе изучения предмета философии права критически анализируются и соответствующие антиподы права, различные формы отрицания, игнорирования или искажения смысла права как сущности и как явления, подмены права произволом официальной власти и ее произвольно-приказными правилами.

3 стр., 1395 слов

Сущность, предмет и основные категории. Порядок рассмотрения ...

... нормы, установленные Конституцией РФ. 2. Порядок рассмотрения хозяйственных споров 2.1. Сущность хозяйственных споров Нормальное развитие хозяйственных отношени ... монополизма; принцип законности. 1.2.Предмет и метод хозяйственного права Предмет хозяйственного права – общественные отношения, регулируемые нормами хозяйственного права. В составе предмета можно выделить три группы отношений: отношения, ...

Таким образом, любая философия права — это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа во всех его проявлениях.

Сформулированное с формально-юридических позиций понимание предмета философии права имеет общее значение в плане выявления, уяснения и определения того общего для различных учений о праве познавательно-смыслового момента, который выражает их предметное единство в качестве разных концепций такой одной общей и единой науки, как философия права. Таким общим моментом, имеющим предметообразующее значение для всей философии права, является понимание права в целом как сущности и как явления, то есть теоретическое различение в праве особой правовой сущности объективного характера и правового явления, зависимого от субъективного фактора.

Естественно-правовые концепции философии права.

В этих концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права. Для сторонников юснатурализма (от ius naturale — естественное право) естественное право — это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (то есть позитивное право) — право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

Поэтому философия права в трактовке юснатуралистов — это по сути дела философия естественного права.

Легизм.

В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов — это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом.

Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом — это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), — это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Легизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

2. Метод философии права

Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности — это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и явления), которая представляет собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философско-правового учения.

2 стр., 824 слов

Философско-правовая мысль в России

... и русская философско-правовая мысль. Возникнув в лоне нерасчлененного знания, мудрости, философско-правовая теория прошла те же исторические этапы, что и русская философия. Первые письменные упоминания философско-правовых тем ... Синайского (Философа) «О воздержании» . Первое сочинение, непосредственно обращенное к теме философии права, — «Слово о законе и благодати», было написано между 1037 и ...

Предмет и метод — это различные формы выражения и характеристики единой теории, одного и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний, представленных в определенной концепции философии права.

Взаимодействие и единство предмета и метода философско-правовой теории, как и любой другой теории, в общем виде состоят в том, что метод — это предмет в его действии, а предмет — это системно-организованное выражение познавательного смысла и значения метода.

Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов философско-правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, — это тоже теоретическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении и обновлении.

Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мысленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения познавательных свойств, характеристик, смысла и значения данной теории.

В любой последовательной философско-правовой теории ее предмет методологически осмыслен, а метод — предметно выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно.

В силу их большой познавательной ценности и огромного эвристического потенциала методы (методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают в последующем как бы самостоятельное существование и универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение.

В качестве подобных общефилософских, общенаучных методов используются (также и в современных философско-правовых учениях), например, методы логического, диалектического, онтологического, феноменологического, экзистенциалистского, системного, сравнительного исследования.

Конечно, всякая новая философско-правовая теория может возникнуть лишь на основе предшествующих теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это проявляется также и в плане использования уже доказавших свою познавательную ценность различных методологически значимых средств и приемов исследования определенного объекта, форм организации и систематизации нового философско-правового знания об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной философии права, способа соотношения философско-правовой мысли и исследуемой объективной действительности.

Однако при этом следует учитывать, что соответствующие методы философско-правовых теорий — в том числе и методы, за которыми признается общефилософское, общенаучное значение, — познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового единства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение.

Необходимо отметить основные особенности метода формально-юридической концепции философии права.

Формально-юридический метод — это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

9 стр., 4437 слов

Понятие авторских и смежных прав, их правовая защита

... требования к произведению, обеспечивая тем самым в результате, что право публикатора не обременит общество чрезмерно. Для приобретения права публикатора не требуется, чтобы произведение оставалось при его обнародовании в ... либо находиться в нем в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Правовой режим общественного достояния состоит в том, что соответствующее произведение может свободно ...

В основе этого метода лежит принцип формального равенства. В методологическом плане принцип формального равенства — это метод формально-логического понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой регуляции и действия права. Это всеобщий способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового понимания, выражения, измерения, квалификации и оценки изучаемой действительности.

Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности.

Формальное равенство и есть тот принцип правового порядка действительности, по которому действует данный метод и, в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действительности, ее постижение в форме правовой действительности и выражение знаний об этой действительности в виде соответствующей системы философско-правовой теории.

Познавательные возможности этого метода заданы творческим потенциалом самого понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познавательную профилированность, направленность (интенциональность) и границы соответствующего философско-правового познания.

Заключение

Изменение философско-правового знания (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его), знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции, происходит в двух формах: количественной и качественной.

Количественные изменения происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое лежит в основе определенной концепции философии права, ее метода и предмета.

Качественные изменения философско-правового знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом.

Разумеется, степень подобных качественных изменений может быть различной, но новые понятия выражают качественный скачок в процессе развития философско-правового познания и в прогрессе философско-правовой мысли.

Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирических данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них.

В общем процессе прогресса философско-правовой мысли момент новизны тесно связан с моментом преемственности. Новое (новое понятие права, новая теория, новая концепция) здесь, как и везде, возникает лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как познавательно более глубокая, более содержательная и более адекватная форма постижения и понимания права и государства. И новое понятие права как метод познания не перечеркивает прежние понятия права и соответствующие теории, а преодолевает ограниченные познавательные возможности и границы прежнего понятия и вместе с тем удерживает его теоретико-познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте.

6 стр., 2758 слов

Основные философско правовые школы древнего рима

... центры культуры и просвещения - Афины, Пергам, Александрию. Грамматические школы - Средняя ступень обучения в Древнем Риме представлена школами грамматики. Попасть в них могли не все, так как ... чаще, все же, школа размещалась на улице, на ступенях храма. Учителями в основном были вольноотпущенники. Программа обучения расширялась: добавлялись основы римского права, философия, греческий язык (стал ...

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/problema-opredeleniya-predmeta-filosofii-prava/

1. История и философия науки. В 4 книгах. Книга 3. История и философия социологии. История и философия политики: Д. С. Клементьев, Л. М. Путилова, Е. М. Осипов, Т. П. Лебедева — Москва, Издательство МГУ, 2009 г.- 288 с.

2. Философия права П. И. НовСанкт-Петербургцева: И. А. Кацапова — Санкт-Петербург, ИФРАН, 2005 г.- 192 с.

3. Философия права П.И.НовМосквацева: И.А. Кацапова — Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 191 с.

4. Философия права. Курс лекций. В 2 томах. Том 1. Учебное пособие: — Москва, Проспект, 2014 г.- 552 с.

5. Философия права. Курс лекций. В 2 томах. Том 1: — Москва, Проспект, 2015 г.- 560 с.

6. Философия права. Учебник: Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко — Москва, Юрайт, 2013 г.- 368 с.

7. Философия права. Учебное пособие: Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин — Москва, Юрайт-Издат, 2014 г.- 393 с.

8. Философия права: Б. Н. Чичерин — Москва, Либроком, 2013 г.- 344 с.

9. Философия права: Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин — Москва, Юрайт, 2011 г.- 400 с.