Нормы налогового права: понятие, особенности и виды

Нормы налогового права: понятие, особенности и виды

Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.

Нормы налогового права — это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.

Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты. Крохина Ю.А. Учебник для ВУЗов «Налоговое право». Изд. Норма, 2010 г.

3. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. Учебник «Налоговое право». Изд. Проспект, 2012 г.

Нормы налогового права обладают следующими признаками:

  • нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;
  • они возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;
  • эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
  • налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, либо в постановлении Конституционного Суда РФ;

Кроме того:

  • налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов;
  • нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;
  • нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью;
  • нормы налогового права являются обязывающими, т.

е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права;

  • среди норм налогового права имеются и управомочивающие нормы;
  • регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств;
  • нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.

Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:

  • гипотеза,
  • диспозиция,
  • санкция.

Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. Учебник «Налоговое право». Изд. Проспект, 2012 г.

Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям — штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.

3 стр., 1086 слов

Реферат права налоговых агентов

... которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в норме налогового права и может быть выделен лишь в ... примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист . Правовой статус налоговых агентов Налоговое законодательство по отдельным видам налогов предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитывать сумму ...

Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.

Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. Учебник «Налоговое право». Изд. Проспект, 2012 г. норма налоговый право санкция

Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.

Их можно классифицировать:

1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.

К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на:

  • обязывающие (устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия);
  • управомочивающие (предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению);
  • запрещающие (устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме).

К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования — специализированные нормы:

  • общие (фиксируют определенные элементы регулируемых отношений);
  • оперативные (определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.);
  • коллизионные (указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);
  • нормы-дефиниции (закрепляют признаки финансово-правовой категории);
  • нормы-принципы (определяют основные начала законодательства о налогах и сборах).
    4 стр., 1919 слов

    Проблема метода российского налогового права как самостоятельной отрасли права

    ... правового, императивного и т.д.) метода воздействия государства на налогоплательщиков и иных частноправовых участников налоговых отношений. В Российской Федерации указанная тенденция проявляется в наличии среди принципов налогового права ... своей специфики налоговое право не может быть бесконфликтным. Право исторически началось со спора [1]. Основная задача норм налогового права – определить какую ...

3. По объему действия на общие и специальные.

Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные — на определенный вид отношений в пределах данного рода.

4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:

  • всю территорию Российской Федерации;
  • территорию соответствующего субъекта РФ;
  • территорию соответствующего муниципального образования.

Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые — в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в нормативных правовых актах муниципальных образований.

Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.

Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.

К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.

В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.

Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа. Козырин А.Н., Ялбулганов А.А., Орлов М.Ю., Учебное пособие «Налоговое право России». Изд. Норма, 2010 г.

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Нормы принципы обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.

5 стр., 2424 слов

Субъективное право на действия

... субъективном праве, как действиями управомоченного, так и действиями обязанного лица можно назвать смешанной теорией субъективного права. Ряд авторов определяют содержание субъективного права ... своей более поздней работе предлагает различать в субъективном праве две стороны: ... норме, как не по поведению управомоченного? Нельзя поэтому, правильно включив интерес в содержание субъективного права, ...

Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

В Налоговом кодексе РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 Налогового кодекса РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.

Статья 11 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:

— использование в Налоговом кодексе РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

— использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в Налоговом кодексе РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в Налоговом кодексе РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.

Ст. 5 Налогового кодекса РФ установлены особые правила вступления в силу актов законодательства:

  • о налогах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • о сборах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия) имеет важное юридическое значение, так как именно с этого момента начинается действие нормативного акта также в пространстве и по кругу лиц.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, те же акты налогового законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу. Архипцева Л.М., Вишневская Н.Г., Голубева Л.П., Учебное пособие «Налоги и налоговая система Российской Федерации». Изд. Кнорус, 2012 г.

В Налоговом кодексе РФ не содержится специальных норм, предусматривающих случаи прекращения действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт. Ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на всей территории нашей страны. Учитывая, что в соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями, то регулирование налоговых отношений здесь осуществляется только в тех пределах, которые установлены актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований. Архипцева Л.М., Вишневская Н.Г., Голубева Л.П., Учебное пособие «Налоги и налоговая система Российской Федерации». Изд. Кнорус, 2012 г.

Что касается действия источников по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов гражданского права, если в соответствующем акте (норме права) не установлено иное.

По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений. Ст. 9 Налогового кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

  • организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Задача 1

В ходе проведения выездной налоговой проверки ЗАО «ТК» выявлено систематическое (в течение более одного налогового периода) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:

1) Отсутствие первичных документов или счетов фактур, или регистров бухгалтерского учета;

2) (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налоговый орган взыскал с организации штраф, предусмотренный п. 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение налогоплательщиком правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Правомерны ли действия налогового органа? Каков размер санкции (штрафа)? Обоснуйте свой ответ.

Ответ.

1) Действия налогового органа правомерны, так как в соответствии со ст. 120 Налогового кодекса РФ отсутствие первичных документов или счетов фактур, или регистров бухгалтерского учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что влечет за собой взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изменениями и дополнениями).

Изд. Собрание Законодательств.

2) В этом случае действия налогового органа также абсолютно правомерны. Ответственность по статье 120 Налогового кодекса РФ также наступает за систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изменениями и дополнениями).

Изд. Собрание Законодательств. Систематическим считается нарушение, которое допускалось два и более раза в течение одного календарного года. И наказывается штрафом в размере тридцати тысяч рублей.

Задача 2

Комбинат для исчисления НДС за январь текущего года по реализации хлеба имеет следующие данные:

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Значение показателя

1.

Стоимость реализованной продукции

руб.

620 000

2.

Стоимость материальных ресурсов, приобретенных для производства (без НДС облагаемый по ставке 18 %)

руб.

300 000

3.

Ставка НДС

%

10 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изменениями и дополнениями).

Изд. Собрание Законодательств

Необходимо определить расчеты с бюджетом по НДС.

Ответ:

1) Согласно п.2 ст. 164 НК РФ при реализации хлеба и хлебобулочных изделий налогообложение производится по ставке 10 процентов:

620 000 * 10/110 = 56 363,64 руб.;

2) НДС от стоимости материальных ресурсов, приобретённых для производства:

300 000 * 18/100 = 54 000 руб.

3) Сумма НДС к уплате в бюджет:

56 364 — 54 000 = 2 364 руб.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/vidyi-norm-nalogovogo-prava/

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изменениями и дополнениями).

Изд. Собрание Законодательств;

2. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. Учебник «Налоговое право». Изд. Проспект, 2012 г.;

3. Архипцева Л.М., Вишневская Н.Г., Голубева Л.П., Учебное пособие «Налоги и налоговая система Российской Федерации». Изд. Кнорус, 2012 г.;

4. Балдина С.В. Учебное пособие «Бюджетный учет в Российской Федерации». Изд. Юнити-Диана, 2008 г.;

5. Козырин А.Н., Ялбулганов А.А., Орлов М.Ю., Учебное пособие «Налоговое право России». Изд. Норма, 2010 г.;

6. Крохина Ю.А. Учебник для ВУЗов «Налоговое право». Изд. Норма, 2010 г.