Анализ земельного кодекса РФ

Земельное право — это область знания и наука, изучающие и решающие правовые проблемы охраны и использования земель; это отрасль российского права, свод законодательных и иных правовых требований, объединяемых указанной тематикой; это учебная дисциплина, которую более столетия преподают в российских высших профессиональных учебных заведениях.

В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты[1].

Для России характерно главенствование нормативных актов в земельном и большинстве других отраслей права, но в земельных отношениях в последнее время все большее значение приобретают общие принципы, договоры и обычаи, что обусловливается снижением авторитета права и престижа государства.

Чтобы то или иное правило поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно должно было облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления, инструкции и т. п. Земельные отношения регулируются не только нормами земельного права, но и др. отраслей, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права — гражданском, административном, аграрном и др[2].

Большое место среди источников земельного права занимают законы, т. е. нормативные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу правового регулирования земельных отношений. Многие нормы земельного права содержатся в кодифицированных законодательных актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах. Составной частью источников российского земельного права является международно-правовые акты, нормы которых, так или иначе, регламентируют земельные отношения внутри страны. Такие нормы, согласно ст. 15 Конституции РФ, является составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение.

Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране[3].

2 стр., 839 слов

Право земельного сервітуту

... земельним законодавством України дещо відрізняється від правового регулювання аналогічних відносин у минулому. Згідно ст. 98 ЗК, зміст права земельного сервітуту полягає в тому, що власник (користувач) ... на землю і скасування всіх інших видів прав на землю, включаючи і право земельного сервітуту. Поняття й особливості земельного сервітуту за законодавством України. Як відомо, виникнення земельнихих ...

2. Общая характеристика земельного законодательства Российской Федерации

Основополагающим законом является Земельный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года, одобренн Советом Федерации 10.10.01 г. и подписан Президентом РФ 25.10.01 г. (в редактировании Федеральных законов от 14.06.2011 N 138-ФЗ).

Земельный кодекс РФ (далее – ЗК), представляет собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране.

Он состоит из 18 глав, 103 статей.

Первая глава. В российской правовой системе земельное законодательство выделено в отдельную отрасль (ст. 2).

Именно поэтому, в ст. 1, сформулированы принципы данной отрасли, так в ст. 3 – 6 впервые в российском земельном законодательстве определяет понятие «земельные отношения». Статья 5 Кодекса определяет субъектный состав участников земельных отношений, в исчерпывающем перечне обозначены участники, субъекты и объекты земельных отношений, а так же состав земель в РФ (ст. 7), и их отнесение к категориям, перевод их из одной категории в другую (ст. 8).

Полномочия РФ в области земельных отношений субъектов и органов местного самоуправления РФ определены в статьях 9-10. Так, в ст. 9 Кодекса конкретно определены характер и объем полномочий Российской Федерации. Перечень полномочий — смешанный, поскольку допускается отнесение к полномочиям Федерации иных полномочий в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Нормы, закрепляющие полномочия, являются преимущественно императивными. Речь идет о полномочиях Российской Федерации как государства, которое организует их осуществление на разных уровнях[4].

Органы местного самоуправления являются одной из форм осуществления народовластия и обладают для этого необходимыми полномочиями (ст.11 ЗК РФ).

Согласно ст. 132 Конституции РФ они самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения. Применительно к развитию земельных отношений органы местного самоуправления также обладают собственной компетенцией.

Глава I.1 посвящена понятию, образованию, разделу, выделу, объединению и перераспределению земельного участка.

Глава II определяет цели и содержание охраны земель, а также содержит специальные требования по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. В Кодексе четко определены цели (ст. 12) и содержание (ст. 13) охраны земли. Законодатель в этом случае не стал предпринимать попыток дать обобщающее определение понятия «охрана земли» в отдельной норме-дефиниции, поскольку содержание данного понятия подробно раскрывается в нормах ст. 13 Кодекса.

Глава III (ст. 15-19) ЗК закрепила систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Так ст. 15 Кодекса, посвящена частной собственности на землю как одной из форм собственности, равным образом признаваемых и защищаемых в Российской Федерации. В с. 16 право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности[5].

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание указанной собственности федеральными законами. В ст. 18 сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации. Ст. 19 муниципальная собственность на землю. Безвозмездная передача земель, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, в собственность муниципальных образований позволяет создать основу для более динамичного развития муниципальных образований и успешного решения вопросов местного значения органами местного самоуправления.

13 стр., 6498 слов

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

... стает быть одновременно объектом права собственности на землю соответствующего вида. Земельный участок—это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус(целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения) и ...

В главе IV (ст. 20-24) ЗК установлены иные, помимо права собственности, права на землю: постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Очень важны с практической точки зрения нормы, отразившие особенности регулирования отношений по поводу аренды земли, а нормы, касающиеся частного и публичного земельных сервитутов[6].

В главе V обозначены возникновение прав на землю, она является самой большой главой в кодексе. В ней содержится 19 статей. Статья 25 содержит основания прав на землю. Такие основания определяются в соответствии с гражданским законодательством, федеральными законами. Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами. Среди таких федеральных законов можно назвать, в частности, ГК РФ, Кодекс, федеральные законы, предусматривающие возможность установления публичных сервитутов (см. п. 2 ст. 23 Кодекса).

Статья 26, это статья о документах, удостоверяющих права на земельные участки, содержалась и в ЗК 1991 г., но регулирование соответствующих отношений в ст. 26 Кодекса осуществляется иначе. В статье 27 определены ограничения обороноспособности земельных участков. Так же в данной главе урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связанных со строительством, организации и проведения аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в публичной собственности и ряд других вопросов. Особое значение имеет установление ограничений обороноспособности земельных участков, обусловленных публичными интересами (ст. 27 ЗК), а также особенностей купли-продажи земельных участков (ст. 37 ЗК)[7].

Глава VI. Определяет права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст. 40-43).

Глава VII (ст. 44 — 56) прекращение и ограничение прав на землю. Достаточно подробно решены вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки.

Глава VIII (ст.57) посвящена возмещению убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Статья 58 утратила силу.

В главе IX (ст.59-64) решен вопрос защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров. Статья 59 называет один из способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ. Признание права применяется в разрешении споров, связанных с защитой вещных прав. Статья 60 раскрывает содержание способов защиты гражданских прав, закрепленных в ст. 12 ГК РФ, применительно к земельным правоотношениям. Статья 61 рассматривает признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления. Статья 62 решает вопрос о возмещении убытков. Статья 63 определяет гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 64 рассмотрение земельных споров.

8 стр., 3735 слов

Государственная регистрация земельных участков, прав на земельные ...

... земельного участка, являются: землеустроительные дела; документ, подтверждающий целевое использование земельного участка в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 48 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав ... используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных орга-нов 1 . Кодекс о земле (ст. 145) ...

Глава X. Плата за землю и оценка земли. Содержит общие положения о плате за землю и оценке земли. Использование земли в РФ признано платным, а в качестве форм платы за землю названы земельный налог и арендная плата. Статья 65. конкретизирует принцип платности использования земли, установленный п. 1 ст. 1 Кодекса в качестве одного из основных принципов земельного законодательства. В статье 66 названы два вида стоимости земельных участков (рыночная и кадастровая), каждая из которых используется в целях, определенных законодательством. Так, согласно п. 5 ст. 65 Кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и федеральными законами.

Учитывая важность управления в области использования и охраны земель, ЗК закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, Государственного земельного кадастра (гл. XI, ст. 67-70) и земельного контроля (гл. XII, ст. 71-73).

В главе XIII (ст. 74 — 76) определены формы юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Глава XIV (ст.77 — 82) дает конкретные определения понятия и состав земель сельскохозяйственных назначений, а так же их использование и особенности использования сельскохозяйственных угодий. Ст. 80 определяет фонд перераспределения земель. Ст. 81-82 определяют предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, а так же хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.