Адвокат и его статус

института присяжных стряпчих при коммерческих судах в 1832г.

Рассмотрим эти институты более подробно.1

Адвокатура Западного края.

Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Европейской России: 6 белорусских и литовских (Северо- Западный край) и 3 украинских (Юго-Западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных. Адвокатура была организована и действовала на основе польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

  • адвокат должен быть природным дворянином;
  • иметь поместье;
  • не быть замеченным ни в каком пороке;
  • знать законы;
  • выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством

старших, опытных адвокатов (меценатов).

Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вместо себя в суд способных учеников, но под свою ответственность. Этот институт просуществовал до 1840 г.2

Институт депутатов при следствиях.

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, принадлежавшими по своему званию к какому-либо ведомству, то в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия.

В виде исключения без депутата проводились:

1) первоначальные следственные действия;

2) исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими структурами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для проведения определенного следствия и с его окончанием утрачивали свои права. Постоянные депутаты вызывались следователями повесткой, а временные — через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его конца или прибытия депутата. Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следствием, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при производстве как уголовных, так и гражданских дел.3

23 стр., 11264 слов

Парламентское право

... власти определяется формой правления: 1) в парламентской республике, в парламентской монархии парламент олицетворяет народный суверенитет. Формирует ... порядка формирования и структуры, его компетенции, правового статуса депутата парламента. Парламент (от лат. parlare ; фр. ... обобщения опыта, накопленного мировым сообществом по конституционному праву, можно выделить позитивные стороны этого опыта, чтобы ...

Присяжные стряпчие при коммерческих судах.

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Сената была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спорам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по коммерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. первоначально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих. Для внесения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, свидетельств и по делам, «в том суде производящимся, внеся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа». Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него исключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения. Число присяжных стряпчих не определялось. Они не

имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Кроме перечисленных категорий следует упомянуть юрисконсультов.

Юрисконсультами до 1864 г., как правило, называли лиц, которые занимались частной адвокатской практикой. Однако существовал и официальный институт юрисконсультов.

Так, согласно Положению о должности юрисконсульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства». В обязанности юрисконсульта входило:

  • рассмотрение передаваемых на его заключение заводским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведомству императорских заводов;
  • наблюдение за течением дел, возникающих в различных государственных органах по искам заводского ведомства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
  • защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, какие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данному лицу полагалось жалование, размер которого определял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось. Все перечисленные категории в связи с бурным ростом экономики после отмены крепостного права уже не могли удовлетворить общество и нуждались в реформе.4

14 стр., 6679 слов

Адвокатура» : «Осуществление адвокатом защиты в суде присяжных

... сих пор пользуются адвокаты. После ликвидации суда присяжных в советский период, право граждан России на рассмотрение дела этим судом было провозглашено лишь 1989 года - с момента принятия Верховным Советом СССР Основ ...

1.2 Организация адвокатуры с 1864 г. до 1917 г.

Судебная реформа 1864 г. заложила основы самоуправляемой организации адвокатов, получивших широкие полномочия в качестве присяжных поверенных.

Цель деятельности присяжных поверенных была определена как 1) избрание и поручение лиц, участвующих в судебном разбирательстве; 2) в некоторых случаях назначение советов присяжных поверенных и председателей суда.

Организации присяжных поверенных размещались при судебных палатах. С одной стороны, они пользовались самоуправлением, с другой стороны, имел место и контроль судов. Органами самоуправления были совет и общее собрание.

На годовом общем собрании, назначавшимся председателем совета, простым большинством голосов избирались члены совета, председатель и товарищ председателя совета, рассматривался отчет совета за год.

Функциями совета были: 1) принятия решений о приеме новых членов; 2) об исключении из числа присяжных поверенных; 3) рассмотрения жалоб на действия поверенных; 4) назначение по очереди поверенных для представительства на бесплатной основе; 5) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся с такой просьбой; 6) определение вознаграждения поверенного при отсутствии соглашения с клиентом; 7) ведение дисциплинарной практики и др.

Для приобретения статуса присяжного поверенного предусматривались следующие условия: достижение двадцати пяти лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Существовал ряд других ограничений.

Статус присяжного поверенного предполагал: 1) право вести гражданские дела во всех судах; 2) право удостоверять свое полномочие в общих судах словесным объяснением доверителя и поверенного; 3) право получения вознаграждения за свою деятельность по таксе при отсутствии письменного соглашения с клиентом; 4) право передачи бумаг по гражданским делам другому поверенному без посредничества со стороны суда; 5) право защищать обвиняемых в государственных преступлениях в Верховном уголовном суде. Интересно, что вознаграждение поверенного напрямую зависело от качества защиты. Так, в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела поверенный истца получал четвертую часть гонорара, а поверенный ответчика – третью часть.

Присяжный поверенный был обязан: 1) исполнять данное ему поручение совета в случае отсутствия уважительных причин для отказа; 2) не участвовать в суде против своих близких родственников; 3) не быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон, не менять доверителей по одному и тому же делу; 4) не оглашать тайну доверителя.

В 1874 г. в России был законодательно закреплен институт частных поверенных, деятельность которых кардинально отличалась от деятельности западных адвокатов.

В отличие от присяжных поверенных, частные могли выступать только в судах, выдавших им специальные разрешения. Кроме того, для них образование и стаж не являлись необходимыми условиями. Это была неорганизованная, формально незарегистрированная группа.

С 1890 г. стала развиваться коллективная форма работы адвокатов в виде юридических консультаций.

4 стр., 1769 слов

Создание и развитие советской адвокатуры

... адвокатуры. Предшественники русской адвокатуры - стряпчие, частные ходатаи по судебным делам. Судебная реформа 1864 г. - начало формирования присяжной адвокатуры.«Учреждение судебных установлений» 1864г. о присяжных поверенных, (требования к присяжным поверенный, Совет присяжных поверенных; права, обязанности и ответственность присяжных ...

В целом, организация института русской адвокатуры в результате судебной реформы строилась на принципах: 1) совмещения правозаступничества с судебным представительством; 2) относительной свободы профессии; 3) относительной независимости от органов власти; 4) корпоративности и сословности организации, сочетавшейся с элементами подчиненности судам; 5) определения гонорара по соглашению с клиентом.5

1.3 Организация адвокатуры с 1917 г. до 2002 г.

В связи с тем, что в октябре 1917 г. политическая власть в России была захвачена партией большевиков, были фактически уничтожены институциональные основы существовавшей на тот период времени адвокатуры. Адвокатура была уничтожена, несмотря на то, что многие выдающиеся революционеры досконально знали все тонкости этой профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. Это П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский и сам Ленин. Интересно, что после получения диплома юриста Ленин полтора года проработал помощником присяжного поверенного Хардина в Самаре. Под началом Хардина он провел всего десять незначительных уголовных дел, и во всех случаях его клиенты были осуждены.

Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил все судебные учреждения, а также присяжную и частную адвокатуру, создал советские суды, в которых в качестве защитников могли выступать любые обладающие гражданскими правами лица. Специальной организации для них создано не было. Адвокатская деятельность перестала быть профессией, и по уровню организационного статуса это отбросило ее к дореформенным (1864 г.) временам.

19 декабря 1917 г. было издано предписание о создании коллегий защитников и обвинителей для работы в революционных трибуналах, что явилось первой попыткой создания новой, советской адвокатуры.