Шесть глав заключение список источников и литературы прокурорский надзор правопорядок россия

Контрольная работа

прокурорский надзор правопорядок россия

Глава 1. Прокурорский надзор государства в период 1722—1864 гг.

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история] Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история в лицах]

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история] В функции Генерал-прокурора вменялся надзор за деятельностью Сената и других государственных органов. При обнаружении нарушения закона Генерал-прокурор обязан был потребовать устранения выявленных недостатков, а в случае неподчинения — приносить протест и приостанавливать действие незаконного решения или прекращать незаконное действие. Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о , 2003. — С. 324.

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Н. Ю. Трубецкой

Кроме того, именно при нем высший пост Генерал-прокурора стал сочетать в себе и судебные функции, в частности своеобразного орбитра по особо важным государственным вопросам и судебным процессам. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история в лицах]

А. А. Вяземского

Статус прокуратуры как надзорной инстанции существенно возрос при императоре Павле I. Без Генерал-прокурора не решалось ни одно важное дело. Он занимался финансовыми, военными, административными, полицейскими, судебными делами. От него зависело назначение и увольнение многих сановников, раздача им наград и пожалований.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором. Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о , 2003. — С. 324. С 1820-х гг. деятельность прокуроров на местах, в губерниях стала независимой от местной гражданской властью, а сами прокуроры подотчетны лишь Генерал-Прокурору. По прошествии времени, уже в 1845 году, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных была установлена ответственность прокуроров и стряпчих за нарушения при исполнении должностных полномочий. Подобные тенденции в развитии российской прокуратуры просуществовали в неизменном виде вплоть до судебной реформы 1864 г.

14 стр., 6696 слов

Прокурор в арбитражном процессе

... В основу правовой базы работы были положены два основополагающих нормативных правовых акта, регулирующих деятельность прокурора в арбитражном судопроизводстве: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Арбитражный ... современного состояния участия прокурора в арбитражном процессе. ГЛАВА I. ПРОКУРОР В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 ИСТОРИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ...

Глава 2. Система государственного надзора в период 1864—1917 гг.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история] Прокуратура получила полномочия по надзору в судах. Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о , 2003. — С. 324.

Судебная реформа 1864 г., закрепив основополагающие принципы деятельности прокуратуры, ограничила ее только вопросами судебного ведомства, а именно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением, что было отражено в соответствующих уставах.

Прокуроры приобретают права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где они представляют именно обвинительную власть. Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о , 2003. — С. 325.

В последующем на прокуратуру были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Прокуроры приобретают права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где выступают в качестве государственных обвинителей. Целый ряд полномочий приобретает прокурор и в гражданском судопроизводстве. Однако его общенадзорная деятельность в это время отступает на второй план.

Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. являлся кодифицированным актом, в котором был урегулирован порядок уголовного судопроизводства. В указанном нормативном правовом акте использовался термин «прокурорская власть» ( например, ст.511).

Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовного преследования. Они возбуждали уголовные дела (ст.297), однако сами предварительного следствия не осуществляли (ст.278).

При рассмотрении уголовных дел в судах прокуроры и товарищи прокуроров в качестве одной из сторон пользовались равными правами с подсудимыми и их защитниками как другой стороной, т. е. обеспечивалась состязательность уголовного процесса.

15 стр., 7126 слов

Система, структура, принципы организации и деятельности органов ...

... вызывают обоснованный интерес к названному государственному органу как в Российской Федерации, так и за рубежом. 1. Общие понятия прокурорского надзора в РФ Прокуратура РФ Прокурорский надзор представляет собой специфическую форму государственной ...

С. М. Роль

Глава 3. Прокуратура в период 1917;1933 гг.

В. Г. Советская

В условиях революционной борьбы, направленной на завоевание и удержание политической власти, заново создаваемый государственный аппарат функционировал преимущественно как орудие насилия и подавления. Органом пролетарского государства, осуществляющим также принуждение, должны быть суды». http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

В. Г. Советская

Объективной основой правильного применения требований революционного правосознания к конкретным случаям жизни являлось следующее:

1) общее направление политики Советской власти, выраженное в законодательных актах, а также предписания, выраженные в центральных и местных нормативных актах, что давало возможность судам и административным органам решать конкретные вопросы по аналогии;

2) прямо указанные в законе программы-минимум РСДРП и партии эсеров (до момента окончательного перехода левых эсеров на сторону «контрреволюции»);

В. Г. Советская

После кодификации советского права в 1922;1924 гг. отпала необходимость в правотворчестве на основе правосознания.

Отсутствие прокуратуры не означало, что до ее создания не был организован надзор за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности местных органов власти и органов государственного управления осуществляли в то время различные учреждения, в компетенцию которых входили и другие функции, — ВЦИК, который надзирал на основании ст. 32 Конституции РСФСР 1918 г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации, Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история] Особое место в системе государственных органов, наделенных надзорно-контрольной функцией, занимали Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ), органы Народного комиссариата государственного контроля и его местные учреждения, пока в 1920 г. они не были ликвидированы в силу их малой эффективности.

В. Г. Советская

В компетенцию Народного комиссариата юстиции входили наблюдение за деятельностью органов следствия, обвинения, защиты и дача им руководящих указаний, организация мест лишения свободы и заведование ими. НКЮ давал руководящие указания и наблюдал за проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства.

Таким образом, функция наблюдения за неуклонным исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами оказалась рассредоточенной среди ряда органов и учреждений, что отнюдь не способствовало единообразному пониманию социалистической законности и не отвечало требованиям ее всемерного укрепления. Органы РКИ и НКЮ, имевшие по сравнению с другими надзорно-контрольными органами наибольшие возможности для принятия мер против незаконных действий местных органов власти, не были наделены четкими правомочиями по устранению нарушений законности. Борьба с местничеством очень осложнялась подчинением отделов юстиции органам, законность деятельности которых они призваны были контролировать. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных функций не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов во всей Федерации союзных республик.

5 стр., 2374 слов

Становление системы органов прокуратуры в России

... органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Советское построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской ... в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". [1] Прокуратура Российской империи ... В отдельные периоды российской истории ...

В. И. Ленина, М. И. Калининым, В. Г. Советская

Одним из несомненных достижений тех лет являлся рост доверия к прокуратуре среди широких кругов населения, выражающийся в увеличении числа обращений граждан к прокурорам. Очень важное значение для предупреждения нарушений законности имела большая работа, проводимая прокуратурой по правовой пропаганде, по ликвидации юридической неграмотности работников низового государственного аппарата и широких масс.

После подписания Договора об образовании Союза ССР возникла необходимость создания общесоюзной системы правоохранительных органов (18, https:// ).

Постановлением ЦИК СССР «О Верховном Суде Союза ССР» от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием Конституции СССР было поручено разработать Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик.23 ноября 1923 года оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и штаты Прокуратуры Верховного Суда Союза ССР. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

В. Г. Советская

Глава 4. Развитие института прокуратуры в период 1933;1977 гг.

На рубеже 1920;1930;х гг. в СССР сформировалась тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП (б) — ВКП (б) на власть, возникшая еще летом 1918 года, когда в стране осталась единственная правящая партия. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.

В 1933 г. советская прокуратуре приобретает самостоятельность с принятием «Положения о Прокуратуре СССР», который упразднил Прокуратуру Верховного Суда и определил основные направления, отрасли развития прокуратуры. Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о , 2003. — С. 325.

В. Г. Советская

Предусматривалось, что в заседаниях Особого совещания должен обязательно участвовать Прокурор Союза ССР или его заместитель, который, в случае несогласия как с самим решением Особого совещания, так и с направлением дела на рассмотрение Особого совещания, имеет право протеста в Президиум ЦИК СССР. В этих случаях исполнение решения Особого совещания должно было приостанавливаться до принятия по данному вопросу постановления Президиума ЦИК Союза ССР.

В. Г. Советская, В. Г. Советская, С. М. Кирова

В результате для представителей прокурорского надзора были созданы неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел этой категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности.

В. Г. Советская

В условиях культа личности Сталина имело место падение авторитета прокуратуры. В эти годы вопреки конституционным установлениям были допущены грубейшие нарушения принципов законности, прав человека, массовые и незаконные репрессии. Они в значительной степени явились результатом принижения значения прокурорского надзора.

8 стр., 3610 слов

Система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора

... свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не ...

И. В. Сталина

Организационное развитие прокуратуры в то время не избежало бюрократических извращений, присущих другим союзным учреждениям. Централизация органов прокуратуры, необходимая для осуществления надзора за исполнением законов, приобрела со временем чрезмерный характер. Это отрицательно отражалось на деятельности Прокуратуры Союза ССР, республиканских прокуратур и подчиненных им прокуроров.

В. Г. Советская

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне законодательства (Конституция СССР 1923 г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР в главе «О Верховном Суде СССР» — ст. 46, а также ст.63).

Пять статей Конституции (113−117) закрепили задачу высшего надзора за точным исполнением законов (впервые появился термин «высший» применительно к прокурорскому надзору), систему прокуратуры, порядок назначения прокуроров и принцип независимости органов прокуратуры от каких бы то ни было местных органов. Это был важный шаг в развитии законодательства о прокурорском надзоре. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

В годы Великой Отечественной войны деятельность прокуратуры была подчинена общей задаче — победе над немецким фашизмом. Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились, выполняя задачи по строгому соблюдению законности. Переведенная на военное положение прокуратура обеспечивала точное исполнение законодательства о поставке военной продукции и об оказании помощи фронту, об укреплении тыла. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Р. А. Руденко, В. Г. Советская

В целях повышения престижа и авторитета органов прокуратуры в решении задач государственного и хозяйственного строительства Верховный Совет СССР 19 марта 1946 года принял закон о присвоении прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестованию незаконных и необоснованных решений как судов, так и внесудебных органов, провели громадную по объему работу в плане реабилитации невинно пострадавших в период культа личности.

Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета 24 мая 1956 года, несколько расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, а также законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления. Этим были созданы все необходимые условия для усиления прокурорского надзора).

http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

С учетом требования демократизации, коллегиальности и гласности в деятельности государственного аппарата в органах прокуратуры учреждаются коллегии (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1959 года).

Коллегии были образованы при Генеральном прокуроре СССР и прокурорах союзных республик. На заседания коллегий выносились вопросы, связанные с подбором, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров, выполнением приказов и указаний Генерального прокурора СССР; организацией контроля исполнения в органах прокуратуры; отчеты прокуроров о проведенной работе по укреплению законности и организации борьбы с преступностью и другие важные вопросы, связанные с деятельностью прокуратуры. Решения коллегий проводились в жизнь указаниями Генерального прокурора СССР и прокуроров союзных республик.

4 стр., 1942 слов

Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации

... должны обеспечивать Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие нормативные акты, составляющие общие положения деятельности и компетенцию органов прокуратуры в Российской Федерации. Руководствуясь нормами действующего законодательства, прокуратура осуществляет надзор (контроль) за ...

Глава 5. Институт прокуратуры в период 1977;1991 гг.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР.

В. Г. Советская, В. Г. Советская, В. Г. Советская

В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим

В. Г. Советская

Сразу же после издания этого указа Генеральный прокурор СССР своим приказом от 4 апреля 1980 года N 14 «Об организации работы органов прокуратуры по исполнению законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» потребовал проведения постоянных проверок исполнения законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проявляя максимум чуткости и внимания к людям, тщательно проверяя заявления и жалобы, добиваясь восстановления нарушенных прав и интересов граждан, а также проведения анализа поступающих заявлений и жалоб и принимая меры к устранению причин, их порождающих.

В. Г. Советская, В. Г. Советская

Общий надзор прокуратуры часто демонстрировал свое бессилие. Например, опыт 1960;1980 годов дал многочисленные примеры самоустранения прокуратуры от решения стоящих перед ней в этой сфере задач. В должной мере права человека не могли защитить и судебные органы. В течение нескольких десятилетий в судебной системе нарастали негативные тенденции. Судьи утрачивали независимость, усиливалось давление на них, участилось прямое вмешательство в правосудие. В целом судам отводилась второстепенная роль в системе правоохранительных органов.

9 стр., 4401 слов

Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов ...

... остается вопрос о роли прокуратуры в организации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью коррупционного характера. Коррупция* оказывает пагубное влияние на любое государство. Для Российской Федерации в первое десятилетие XXI в. коррупция в государственном аппарате и ...

Глава 6. Прокуратура в современной правоохранительной системе Российской Федерации.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. http: //base. consultant.ru — ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202 — 1

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. http: //base. consultant.ru — ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202 — 1

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике. http: //genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Заключение

Место прокуратуры в системе органов государства в значительной мере обусловливалось состоянием самой государственности. В так называемые «переходные периоды», когда государственность ослаблялась, роль прокуратуры как органа уголовного преследования с использованием ее в политических целях усиливалась.

Достаточно длительный период совершенствования законодательства о прокурорском надзоре, к сожалению, не определил ни место прокуратуры в системе органов государства, ни объем специальных полномочий. Это связано в первую очередь с отсутствием определения цели реформирования законодательства о прокурорском надзоре.

5 стр., 2263 слов

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации

... и нормативов штатной численности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных управлений (отделов) Следственного комитета общей штатной численностью ...

В данной работе были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении, а именно:

Исследована деятельность органов государственного надзора как одного из основных элементов обеспечения правопорядка и правоохранения в России;

— Изучен процесс формирования и состояние системы государственного надзора в период с нач. XVIII в. — и по наше время.

— Освещены задачи, решаемые органами прокуратуры при их правоохранительной деятельности.

— Показан вклад прокуратуры в развитие российской государственности.

Таким образом, а втор считает, что независимо от возобладания тех или иных тенденций в развитии законодательства о прокурорском надзоре представляется важнейшим сохранение прокуратуры в системе российской государственности в качестве самостоятельного органа, предназначенного для осуществления точно обозначенных законом функций.

Список источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/nadzor/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202 — 1.

Монографии

А. И. Право

С. М. Роль

А. Ф. Право

6. 2.6 Правоохранительные органы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. — 504 с.

3. Интернет — ресурсы

И. А. Судебная, Б. Т. Уголовный, В. Г. Советская

10. http://www.garant.ru/ — [Большой юридический словарь];

Н. А. Теория

12. http://www.garant.ru/ — [Жалинский, А.Э.

Введение

в специальность «Юриспруденция» ]. Профессиональная деятельность юриста.];

М. В. Русский

14. http://genproc.gov.ru — Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Рф [история]

от 18.12.2001