Анализ потенциального банкротства организации и методы его прогнозирования (открытое акционерное общество «Темост»)

  • убыточность как результат определенной стратегии предприятия на внутренних и внешних товарных рынках капитала, труда и т.д.;
  • убыточность как результат неправильной переоценки балансов предприятий в условиях высокой инфляции, общей перестройки бухгалтерского учета;
  • убыточность как результат скачкообразного увеличения затрат (например задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами, коммунальными предприятиями), а возможно и скачкообразного уменьшения доходов;
  • убыточность как результат сознательного перераспределения потоков затрат и доходов между отдельными предприятиями [23.
  • Стр. 56].

    Есть и другие немаловажные предпосылки, делающие перспективу банкротства для многих предприятий весьма вероятной: взаимные неплатежи, приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичную, но более высококачественную продукцию, неумение руководителей приспособиться к жестким реальностям формирующегося рынка, проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную инвестиционную и финансовую политику.

    Низкий уровень техники, технологии

    Внутренние факторы

    Внешние факторы

    Демография

    Плохая организация производства

    Экономика

    Ресурсы и их использование

    Банкротство организации

    Политическая стабильность

    Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях

    Развитие науки и техники

    Принципы деятельности фирмы

    Неплатежеспособность кредиторов

    Рис.1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на банкротство организации

    Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: на предприятия оказывают влияние, как внешние факторы, так и внутренние, но одно из наиболее существенных отличий между ними заключается в том, что, если на внешние факторы организация не может повлиять, а только лишь их прогнозировать и подготовиться к ним, то внутреннее положение практически напрямую зависит от принятых управленческих решений в организации и правильно построенной работы, своевременного выявления причин образования сложившегося положения и выработки наиболее целесообразных мер по устранению их негативного воздействия на результаты деятельности организации.

    Банкротство является результатом кризисного развития предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до хронической неплатежеспособности перед кредиторами. Поэтому можно предположить, что предпосылки банкротства возникают внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, когда доля заемных средств превышает 50% его общего объема [9].

    16 стр., 7520 слов

    Страхование имущества предприятий и организаций

    ... страховой рынок республики Беларусь; рассмотреть тенденции развития страхования имущества предприятий и организаций. Объект исследования - страхование имущества предприятий и организаций. Предмет исследования - теоретические и практические аспекты страхования имущества предприятий. В курсовой работе использованы труды как отечественных, ...

    1.3 Информационное обеспечение диагностики банкротства

    Система информационного обеспечения диагностики вероятности банкротства представляет собой совокупность информационных ресурсов о прошлом и настоящем финансово-экономическом состоянии предприятия и условиях его развития, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур.

    Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

    • нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
    • нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст.

    64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

    — нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

    Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

    Институт банкротства является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения урегулированы нормами других отраслей права (Табл. 1).

    Таблица 1

    Система информационного обеспечения диагностики банкротства

    № п/п

    Законодательные акты, нормативные документы

    Дата утверждения, номер

    Примечание (назначение нормативных актов)

    1

    2

    3

    4

    Первый уровень — законодательный

    1

    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

    от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012)

    Определяет основные понятия, признаки несостоятельности (банкротства), порядок проведения процедур банкротства.

    2

    Гражданский кодекс РФ (часть первая)

    от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)

    Гражданским кодексом определены какие организации могут признаваться банкротом, очередность удовлетворения требований, гражданско-правовые сделки, неисполнение обязательств по которым может являться причиной несостоятельности организаций.

    3

    Гражданский кодекс РФ (часть вторая)

    от 26.01.1996 N14-ФЗ (ред. от 19.07.2011)

    4

    Налоговый кодекс РФ (часть первая)

    от 31.07.1998 N146-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 30.09.2011)

    Определяет порядок уплаты налогов при реализации имущества с торгов, определяет порядок открытия и закрытия расчетных счетов, порядок уплаты налогов и др.

    5

    Налоговый кодекс РФ (часть вторая)

    от 05.08.2000 N 117-ФЗ

    (ред. от 03.12.2012)

    6

    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

    от 25.02.1999 N 40-ФЗ

    (ред. от 28.07.2012)

    Определяет основные понятия, признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, особенности проведения процедур банкротства в отношении кредитных организаций.

    Второй уровень – нормативный

    7

    Постановление Правительства РФ

    «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»

    от 25.06.2003 N 367

    Определяет принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным

    управляющим при его проведении.

    Продолжение таблицы 1

    8

    Постановление Правительства РФ

    «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»

    от 29.05.2004 N 257

    (ред. от 05.05.2012)

    Определяет порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве

    9

    Постановление Правительства РФ «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»

    от 03.02.2005 N 52

    Определяет регулирующий орган в деле о банкротстве.

    Третий уровень — методический

    10

    Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе РФ

    «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной

    от 12.08.1994 N 31-р

    (ред. от 12.09.1994)

    Определяет единый методический

    подход при проведении анализа финансового состояния

    предприятий и оценки структуры их балансов

    11

    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»

    от 27.12.2004 N 855

    Определяет порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства

    12

    Информационное письмо Президиума ВАС РФ

    «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

    от 15.08.2003 N 74

    Разъясняет особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    13

    Постановление Пленума ВАС РФ

    «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

    от 08.04.2003 N 4

    Разъясняет некоторые особенности при ведении дел о несостоятельности (банкротстве).

    14

    Постановление Пленума ВАС РФ

    «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

    от 15.12.2004 N 29

    Разъясняет некоторые особенности при ведении дел о несостоятельности (банкротстве).

    Четвертый уровень – организационный

    15

    Бухгалтерская отчетность

    Определяет такие критерии потенциального банкротства, как дефицит собственных оборотных средств, превышение общей суммы финансовых обязательств над стоимостью активов, убыточность финансово- хозяйственной деятельности, наличие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и др.

    Продолжение таблицы 1

    116

    Выписка предприятия

    Определяет основные виды деятельности организации.

    117

    Сведения о дебиторах организации

    Дает наиболее полное представление о дебиторской задолженности, сроках ее оплаты.

    118

    Учетная политика

    Определяет совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета, что дает наиболее полное представление об отражении в бухгалтерской отчетности информации.

    19

    Аудиторское заключение

    Определяет достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Одним из основных источников получения информации о финансовом состоянии предприятия является бухгалтерский баланс, который знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса ясно, чем собственник владеет, т. е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться и кто принимал участие в создании этого запаса. По балансу определяют, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами — акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ему угрожают финансовые затруднения.

    На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, который отражается в виде чистой прибыли в пассиве баланса или убытка — в активе.

    Аудиторское заключение служит для подтверждения того, что информация бухгалтерской отчетности может быть использована при принятии финансовых решений. Акты проверок налоговых и других государственных служб также используются для подтверждения достоверности учетных и отчетных данных.

    Сведения из статистических форм отчетности и регистров синтетического и аналитического учета необходимы для уточнения критериев банкротства, выявления причин сложившегося финансового состояния предприятия.

    Кроме изучения бухгалтерской и статистической отчетности необходимо произвести детальный анализ в следующих сферах деятельности предприятия: позиция предприятия и его продукции на рынке; состояние и использование основных средств, нематериальных активов и вложений во необоротные активы; состояние и использование трудовых ресурсов; издержки производства и продаж; финансовые потоки и результаты; организация и структура управления.

    Также весьма существенна для диагностики банкротства предприятий роль нефинансовых сведений: стратегические планы, позиция конкурентов на рынке.

    Нормативная база, регулирующая положения о несостоятельности (банкротстве) достаточно обширна, и в связи с несовершенством действующего законодательства постоянно корректируется. Кроме того, при анализе нельзя ограничиваться только нормами, которые непосредственно регламентирует порядок проведения анализа, но так же следует понимать саму процедуру проведения несостоятельности (банкротства), а также следить за изменениями, вносимыми в нормативные акты, регулирующие порядок предоставления бухгалтерской информации, правила отражение информации в бухгалтерской отчетности.

    2. Методические аспекты анализа потенциального банкротства

    2.1 Подходы к анализу потенциального банкротства

    Процедура банкротства лишь результат деятельности компании, которой обычно предшествует ее ритмичная деятельность и финансовые затруднения под воздействием тех или иных внутренних и внешних факторов. Аналитические службы предприятия, внешние аналитики должны уметь предсказывать вероятные финансовые трудности на разных студиях развития предприятия, при принятии конкретных решений, определять надвигающиеся финансовые трудности по слабым сигналам, предлагать методы выхода их финансовых затруднений, возникших неожиданно или в результате неквалифицированного управления.

    Для того, чтобы выявить признаки потенциального банкротства и тем или иным образом способствовать улучшению финансового состояния организации существует большое количество разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, оценки возможного банкротства.

    Диагностика кризисов в организации – это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного финансового состояния и других негативных показателей деятельности. Диагностику можно понимать и как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта, и как определение отклонений существующих параметров системы от первоначально заданных, и как оценку функционирования организации с подвижной, изменяющейся внешней средой в целях предупреждения кризисов [16].

    Вместе с тем по целевой ориентации процесса диагностирования диагностику вероятности банкротства организаций целесообразно, классифицировать на антикризисную и кризисную диагностику. Причем в целях своевременности предвидения кризисных ситуаций особо значимо первое направление — антикризисная диагностика, которая представляет собой исследовательский процесс регулярного и: досудебного мониторинга состояния организации с целью своевременного выявления вероятности формирования кризиса на ранних его стадиях, т. е. в целях его предвидения, а значит, и своевременного предотвращения. Задачами, которые решает антикризисная диагностика и которые ориентированы на приоритетность достижения целей управления превентивного характера в рамках досудебных процедур банкротства, являются:

    • своевременное распознавание симптомов кризисной ситуации и их количественное измерение;