Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Курсовая работа

Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Республики Казахстан признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Развитие капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства и оборота товаров и услуг, создание централизованного производства и кооперированного сбыта, для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно — правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица, предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности (товарищества, общества и т. д.).

Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вполне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

1. юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;

  • юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;

2. юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т. е. участвовать в имущественном обороте;

3. юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

4. юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;

5. существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия.

1 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПУТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стремясь вывести предприятие из кризиса, многие руководители стараются предпринять максимально эффективные меры. В числе таких мер одной из самых радикальных является реорганизация.

12 стр., 5535 слов

Понятие и общая характеристика юридических лиц как участников ...

... несмотря на наличие всех четырех признаков, автоматического признания организации юридическим лицом и субъектом гражданского права не произойдет. Согласно ... юридического лица рискуют только размерами вложенного капитала в общее дело. Юридическое лицо не отвечает по обязательствам участников так же, как и участники не отвечают по обязательствам первого. Это следует из определения юридического лица. ...

Реорганизация предприятия может проходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При слиянии на базе прекращающих деятельность одного или нескольких предприятий образуется новое юридическое лицо.

Присоединением считается такая реорганизация, при которой одно предприятие вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое.

При разделении на базе прекратившего деятельность юридического лица возникают новые.

Выделением считается возникновение новой организации на базе продолжающего существовать юридического лица. Если же при реорганизации одно предприятие прекращает свою деятельность и на его базе возникает одно или несколько новых предприятий, то это — преобразование.[1]

Многие руководители охотно шли на реорганизацию еще и потому, что видели в ней один из надежных способов уклонения от выплаты налоговой задолженности и штрафных санкций.

Ведь действующее законодательство не предписывало вновь созданным предприятиям принимать на себя ответственность по налоговым обязательствам своего предшественника.

В итоге все долги перед бюджетом оставались на старом предприятии, которое затем ликвидировалось, так и не погасив их.

Однако с первой части Налогового кодекса РК (далее — НК РК) ситуация изменилась.

Кодекс предусматривает, что и обязанности могут в полной мере переходить от предшественника к созданному на его основе предприятию.

Иными словами, теперь возможно правопреемство в налоговых отношениях. По нашему мнению, если вновь создаваемое предприятие хотят освободить от налогового груза предшественника, то необходимо выплатить все старые долги и удовлетворить все требования кредиторов, в том числе и государства (задолженность по обязательным и внебюджетные фонды относится в соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РК к кредиторской задолженности четвертой очереди).[2]

Правопреемство в налоговом праве

Под правопреемством понимают переход права и (или) обязанности (в данном случае налоговой) от одного субъекта (правопредшественника) к другому (правопреемнику).

Исходя из этого, задолженность по уплате недоимок, и т. д. в обязательном порядке, по нашему мнению, должна включаться в разделительный баланс.

А как быть, если правопреемник уже принял на себя обязанности по налоговым обязательствам предшественника и тут выяснилось, что в результате счетной ошибки правопредшественника образовалась недоимка?

В этом случае правопреемник может произвести пересчет и, согласно статье 78 НК РК, поставить вопрос о зачете или возврате излишне уплаченного налога.

Обязательства предшественника по уплате штрафов также должны исполняться в назначенный срок.

К примеру, если правопредшественник, имевший задолженность по уплате штрафа, должен был погасить ее в течение 6 месяцев со дня обнаружения нарушения (п. 1 ст. 115 НК РК), то теперь это должен сделать правопреемник. Причем срок уплаты штрафа после правопреемства не приостанавливается и не прерывается ни на один день.

13 стр., 6239 слов

Банкротство и процедуры реорганизации предприятия

... процедуры банкротства предприятий Реорганизационные процедуры - процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, банкротства [16]. При рассмотрении дела о реорганизации предприятия применяются следующие реорганизационные процедуры банкротства: I. Наблюдение - процедура банкротства, ...

То же самое относится и к срокам исполнения обязанностей по уплате налогов. В соответствии с пунктом 3 статьи 50 НК РК реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов.[3]

Иными словами, правопреемник как бы замещает правопредшественника и в дальнейшем исполняет его налоговые обязанности.

В гражданском праве (например, в договорах об уступке права требования или о ) стороны могут специально установить, что к другому лицу переходит только определенное право или только определенная обязанность, а не весь комплекс прав и обязанностей. В этой связи возникает вопрос, возможно ли подобное в налоговом праве?

Может ли, например, одно предприятие передать свой долг по уплате недоимок или штрафных санкций другому предприятию, заключив с ним соответствующий договор?

Вправе ли одна организация передать другой право требовать возврата из бюджета излишне уплаченного налога?

В налоговом праве действует принцип “о налогах не договариваются”. Согласно этому принципу, запрещается использовать налоговые оговорки, в силу которых обязанность по уплате налога возлагается на другое лицо.

На сегодняшний день этот принцип прямо закреплен лишь в специальных актах , посвященных отдельным налогам. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона РК от 01.01.01 г. № 000-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога других плательщиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Требования к реорганизации предприятий

Чтобы при реорганизации предприятия состоялось налоговое правопреемство, необходимо соблюдать:

  • во-первых, требования гражданского права, регулирующего процедуру реорганизация;
  • во-вторых, нормы ;
  • в-третьих, правила о правопреемстве, установленные налоговым законодательством.

Процедура реорганизации регулируется Гражданским кодексом РК, а также законами об отдельных видах юридических лиц: Законом от 01.01.01 г. № 000 “Об . Законом от 8 декабре 1998 г. № 14“Об обществах с ограниченной ответственностью” . Законом от 8 мая 1996 г. № 41 “О производственных кооперативах” и др.

2 УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ. ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РК предприятие обязано сообщить в налоговый орган о ликвидации или реорганизации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Налоговые инспекции вправе провести выездную налоговую проверку реорганизуемых предприятий независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. [4]

Требовать, чтобы реорганизуемое предприятие досрочно исполнило свои налоговые обязанности, не вправе.

Но они могут выявить в ходе проверки суммы недоимок, подлежащих уплате в бюджет, а также принять решение о наложении штрафных санкций при наличии налоговых правонарушений.

4 стр., 1905 слов

Реорганизация и ликвидация предприятия

... закрытия предприятия. Реорганизация и ликвидация предприятия. Ликвидация предприятия - это прекращение функционирования предприятия без правопреемства, прекращение, самого предприятия, и его прав и обязанностей. ... ликвидации предприятий такие как к примеру (предприятие остается в ЕГРЮЛ, ИМНС, Внебюджетных фондах или исключается из реестров в указанных органах, но имеет своего правопреемника): ...

Если реорганизация проводится в форме слияния, присоединения или преобразования, то права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом.

Если проводится разделение или выделение, то права и обязанности переходят к правопреемнику в соответствии с разделительным балансом. Но до того момента, как юридическое лицо будет зарегистрировано, права и обязанности остаются за правопредшественником, даже если передаточный акт и разделительный баланс уже составлены и подписаны.

Кстати, в этих документах должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Если передаточный акт и разделительный баланс не представлены вместе с либо в этих документах нет положений о правопреемстве, то в государственной регистрации вновь возникшему юридическому лицу могут отказать.[5]

На практике часто возникает вопрос, как отразить в разделительном балансе сведения о правопреемстве по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников?

Ведь в статьях баланса содержатся лишь обобщенные показатели результатов предприятия, и по нему невозможно установить размер задолженности перед конкретными кредиторами.

Действительно, в балансе невозможно конкретно показать, кому именно и сколько должна организация. Поэтому достаточно того, чтобы из передаточного акта или разделительного баланса было ясно. что все обязательства юридического липа — правопредшественника действительно перешли к правопреемнику.

Это означает, что сумма юридического липа (при слиянии — юридических лип) до реорганизации должна быть равна сумме активов баланса юридических лип (при слиянии — юридического липа) после реорганизации.

Соответственно и сумма пассивов баланса (балансов) юридических лиц до реорганизации также должна равняться сумме пассивов баланса юридических лиц после реорганизации.

Однако совпадение этих сумм не всегда гарантирует, что правопреемник действительно способен за счет полученных активов расплатиться по перешедшим к нему долгам правопредшественника.

Когда проводится реорганизация в форме разделения или выделения, то правопреемников может быть несколько. В этом случае права и обязанности распределяются между ними пропорционально подученному имуществу.

В частности, если в результате разделения предприятия к одному из нескольких правопреемников перешло 10 процентов всего его имущества, то к этому же правопреемнику должно перейти и 10 процентов всех обязательств правопредшественника перед третьими лицами и перед бюджетом. Формально это выражается в том. что у каждого правопреемника сумма актива баланса должна быть равна сумме пассива баланса.[6]

В некоторых случаях все же возникает необходимость четко определить, к какому конкретно правопреемнику перешли обязательства конкретных кредиторов и в какой части.

Особое значение это имеет при реорганизации в форме разделения и выделения, когда правопреемников может быть несколько, а кредиторам нужно знать, к какому из правопреемников перешли обязанности по возврату конкретных кредитов.

На этот случай НК РК предусматривает правило: если разделительный баланс не позволяет определить обязанности правопреемника по выплате долгов и налогов реорганизованного предприятия либо выплата этих долгов и налогов в полном объеме невозможна, то по решению суда вновь возникшие юридические липа могут солидарно исполнять финансовые и налоговые обязанности своего предшественника.

5 стр., 2335 слов

Реорганизация: этапы и методы (2)

... настоящей курсовой работы является изучение этапов и методов реорганизации. Исходя из цели, определим задачи работы:  рассмотрение понятия, видов и форм реорганизации предприятия;  изучение специфики реорганизации предприятия в условиях кризиса;  проведение анализа эффективности реорганизации путем слияния и поглощения. Курсовая работа состоит ...

Чтобы возложить солидарную ответственность на правопреемников реорганизованного путем разделения (выделения) предприятия, налоговая инспекция должна:

  • обратиться в суд с соответствующим иском;
  • доказать в суде, что разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника в части обязанностей по уплате налогов либо исключает возможность исполнения в полном объеме этих обязанностей;
  • убедить суд. что вся реорганизация была специально направлена на то, чтобы не исполнить обязанности по уплате налогов.

Но сделать это достаточно сложно, а значит, привлечь правопреемников к солидарной ответственности фактически невозможно.

Для того чтобы дело не доводить до суда и определить, к какому из нескольких правопреемников перешли права и обязанности перед конкретными кредиторами, к , составляемому при разделении, следует прилагать список дебиторов и кредиторов.

В этом списке следует указать все суммы дебиторской и кредиторской задолженности, которые имелись у предприятия до реорганизации (перечислить и основания этой задолженности — договоры, иные первичные документы).

Кроме того, необходимо разработать и приложить к балансу порядок распределения этой задолженности между правопреемниками после реорганизации.

Такой подход не будет противоречить и пункту 2 Указаний о отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Республики Казахстан (утверждены приказом Минфина Казахстана от 01.01.01 г. № 81).

Подпункт 2.1 этих указаний требует кроме передаточного акта и разделительного баланса в установленном порядке составить бухгалтерскую отчетность на дату реорганизации.

Помимо обязательных статей в нее должен быть включен акт, содержащий перечень всех сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.

3 СОСТАВ ПЕРЕХОДЯЩИХ К ПРАВОПРЕЕМНИКУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

В пункте 2 статьи 50 НК РК установлено. что обязанности реорганизованного предприятия по уплате налогов должен исполнять правопреемник независимо от того. знал ли он до завершения реорганизации о существовании у этого предприятия налоговой задолженности. Кроме того. правопреемник должен также уплатить все пени реорганизованного предприятия.

Если до принятия НК РК обязанность по уплате пеней переходила к правопреемнику только, в том случае, когда сумма соответствующей недоимки была выявлена налоговыми органами до реорганизации, то теперь правопреемнику придется уплачивать пени даже тогда, когда недоимка выявлена после реорганизации.

Штрафы, наложенные налоговой инспекцией на предприятие до завершения его реорганизации, также выплачивает правопреемник. Это установлено пунктам 2 статьи 50 НК РК. Штрафы, решения о наложении которых вынесены налоговыми органами после проведения реорганизации, не могут взыскиваться с правопредшественников.

Если из состава юридического лица выделяется не одно, а несколько предприятий, правопреемства по налогам не возникает. Это означает, что выделившиеся в результате реорганизации предприятия не уплачивают ни недоимку, ни пени, ни штрафные санкции.

5 стр., 2032 слов

Акционерное общество. Реорганизация и ликвидация АО

... деятельности юридических лиц следует хотя бы конкретизировать в ГК основания и порядок принудительной ликвидации, дать закрытый перечень лиц, которые могут ее требовать, а также включить в ФЗ отсылочную норму. Ликвидация акционерного общества считается ...

Это должен сделать сам правопредшественник. Но если в результате реорганизации в форме выделения правопредшественник не в состоянии уплатить налоги, то суд своим решением может обязать вновь созданные предприятия солидарно погасить задолженность перед бюджетом.

Налоговое законодательство предусматривает переход к правопреемнику не только налоговых обязанностей правопредшественника, но и его прав. В соответствии с пунктом 10 статьи 50 НК РК сумма налога, излишне уплаченная предприятием до реорганизации, должна быть зачтена налоговым органом в счет будущих налоговых платежей правопреемника. Такой зачет необходимо произвести в течение 30 дней со дня завершения реорганизации.

Излишне уплаченная сумма налога может быть возвращена правопреемникам в соответствии с долей каждого из них. Эта доля определяется на основании разделительного баланса. При этом не имеет значения, числится ли за правопреемником задолженность по другим налогам, пеням, штрафам. Возврат проводится в течение одного месяца со дня подачи заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РК на сумму излишне должны быть начислены проценты. Эти проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания , по день, когда излишне уплаченная сумма была фактически возвращена. Процентная ставка равна действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РК.[7]

4 ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕСС ЛИКИВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной — по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно — по решению суда в определённых законом случаях.

Юридические лица — , за исключением казённого предприятия, могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), что влечёт за собой их ликвидацию. Юридическое лицо может также совместно со своими кредиторами принять решение о своём банкротстве и добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Республики Казахстан «О несостоятельности предприятий» от 01.01.01 г.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны совершить следующие действия:

  • незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий , для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
  • назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и установить порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия:

принять все меры для выявления кредиторов и получения .

Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные:

  • о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации;
  • по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности:

11 стр., 5300 слов

Акционерное общество как юридическое лицо (2)

... к обществу. Акционерное общество как юридическая форма используется в основном на крупных предприятиях. Оно основано на взаимодействии интересов трёх групп: акционеров, доверивших свои средства обществу; органов управления, осуществляющих руководство обществом; всех остальных лиц, ...

  • в первую очередь — удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь — произвести расчёты по выплате и оплате труда с работниками данного юридического лица;
  • в третью очередь — произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвёртую очередь — рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы);
  • в пятую очередь — произвести расчёт с другими кредиторами;
  • после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

5 ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Налоговое правопреемство и ответственность учредителей своим имуществом по долгам ликвидируемой организации — разные вещи. При его права и обязанности не переходят в порядке правопреемства к другим липам.

Между тем пунктом 2 статьи 49 НК РК установлено, что в случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для уплаты налогов и сборов, пеней и штрафов, то задолженность погашается учредителями организации. Порядок погашения установлен законодательством.

Но это не означает, что налоговые обязанности предприятий всегда переходят к учредителям в порядке налогового правопреемства. По гражданскому законодательству участники юридического липа отвечают по его долгам в строго ограниченных случаях.

Например, если действия участников привели к несостоятельности (банкротству) юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РК).

Кроме того. Гражданский кодекс РК устанавливает, что по долгам предприятия отвечают участники, если предприятия созданы в форме полных товариществ и товариществ на вере, и некоторых других видов юридических лиц.

Законодательство не обязывает участников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью отвечать по долгам этих обществ.

Процесс реорганизации юридического лица основан на универсальном правопреемстве, которое представляет собой переход имущества, и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на оснований. передаточного акта или разделительного баланса.

При реорганизации юридического лица учредители обязаны письменно уведомить об этом своих кредиторов не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния — с даты принятая решения об этом последним юридическим лицом, участвующим в. процессе слияния иди присоединения.

6 стр., 2983 слов

Реферат реорганизация юридического лица это

... создаются два или несколько новых юридических лиц. При этом такие формы реорганизаций как слияние и разделение являются, пожалуй, самыми распространенными. Доклад: Реорганизация, как способ прекращения юридического лица Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в ...

Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного и соответственно, возмещения убытков независимо от срока погашения задолженности.

ГК РК (ст. 92) и Республиканский закон от 08.02.98 № 14 «06 обществах с ограниченной ответственностью» (п. 8 ст. 37) устанавливают необходимость получения согласия всех участников общества для принятия решения о реорганизации в любой форме.

Законом от 08.02.98 № 14 предусмотрено пять основных форм реорганизации предприятия: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При подготовке к преобразованию обязательным условием является предварительное распределение или продажа долей, находящихся на балансе общества.

Это решение принимает общее собрание участников, причем продажа, изменяющая размеры их долей, осуществляется по единогласному их решению (ст. 24 закона от 08.02.98 № 14).

Созыв общего собрания, извещение о нем участников, предоставление им материалов к общему собранию и проведение собрания осуществляются в порядке, предусмотренном уставом общества.

В соответствии со ст. 56 указанного закона, решая вопрос о реорганизации общества (товарищества) в форме его преобразования в акционерное общество, общее собрание участников должно рассмотреть следующие вопросы:

  • принятие решения о преобразовании;
  • принятие решения о порядке и об условиях преобразования;
  • принятие решения о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества;
  • принятие решения об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества;
  • принятие решения об утверждении передаточного акта.

Преобразование Т00 в акционерное общество предполагает следующие варианты:

  • уставный капитал создаваемого АО равен уставному капиталу общества (товарищества);
  • акции создаваемого АО оплачиваются путем обмена на них долей участников;
  • участник становится собственником пакета акций в размере его доли в уставном капитале общества. [8]

При данном варианте в уставном капитале АО фактически сохраняется та же структура, что и уставном капитале общества.

обыкновенных и привилегированных.

При этом при определении порядка обмена долей устанавливается правило, согласно которому доля, размер которой равен или меньше определенного (произвольно выбранного) размера, обменивается на привилегированные акции, остальные доли — на обыкновенные.

Например, доли, размер которых меньше 5 %, обмениваются только на привилегированные акции. При этом следует учитывать требования п. 2 ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах», согласно которому номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного общества.

При выделении можно передавать не только активы, но и долги.

При создании общества путем выделения необходимо учитывать два требования, предъявляемые к этой процедуре.

Во-первых, как преобразованные, так и выделенные общества должны по итогам реорганизации иметь сумму чистых активов не меньшую, чем их уставные капиталы.

13 стр., 6164 слов

Реорганизация юридических лиц (3)

... реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т. е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники ... реорганизации юридических лиц еще в одной форме - путем преобразования. Согласно ст. 6 этого Закона ... предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, ...

Во-вторых, налоговые долги не могут переходить при реорганизации путем выделения к юридическому лицу (ст. 50 Налогового кодекса), т. е. они в полном объеме остаются у реорганизованного общества.

В случае передачи новому обществу долгов активы, переданные ему, должны превышать долги на сумму не меньше размера его уставного капитала. Сумма активов, оставляемая у реорганизуемого общества, соответственно должна превышать оставшиеся у него долги.

Реорганизация общества в форме выделения. требует проведения предварительного анализа, который предусматривает:

  • подтверждение информации о наличии достаточного количества чистых активов;
  • выявление суммы долгов общества;
  • изучение структуры долгов: размера гражданско-правовых обязательств и суммы задолженности по налогам и сборам.

При выделении общества следует руководствоваться правилами:

  • чистые активы реорганизуемого общества должны превышать или быть равными размеру его уставного капитала;
  • активы реорганизуемого общества должны представлять сумму активов реорганизованного и выделенного общества;
  • долги реорганизуемого общества не должны превышать суммы долгов реорганизованного и выделенного общества;
  • чистые активы созданного предприятия должны представлять реорганизованного и выделенного общества.

Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В последнем случае первое из юридических лиц считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Высший орган юридического лица определяет основные условия и порядок реорганизации, принимает решение об утверждении соответствующих документов. Основными документами являются:

  • при слиянии: договор о слиянии, устав или общества, создаваемого в результате слияния;
  • передаточный акт каждой ликвидируемой организации;
  • при присоединении: договор о присоединении и передаточный акт каждой присоединяемой организации;
  • при разделении: решение о разделении и создании новых обществ, разделительный баланс;
  • при выделении: решение о выделении и создании •нового общества, разделительный баланс;
  • при npeoбразовании: решение о преобразовании, передаточный акт.

При изменении организационно-правовой формы общества учредители должны представить в соответствующий регистрационный орган следующие документы:

  • заявление юридическою лица об изменении организационно-правовой формы собственности;
  • с подтверждением оплаты за регистрацию юридического лица;
  • устав и учредительный договор старой и новой редакции;
  • участников;
  • заявление о выходе участников из состава учредителей;
  • решение участников общества о преобразовании;
  • копию помещения;
  • справку об отсутствии задолженности по аренде муниципальных площадей;
  • справку об отсутствии задолженности по за аренду земли;
  • бухгалтерский баланс;
  • расчет чистых активов;
  • документы, подтверждающие оплату уставного капитала;
  • передаточный акт.

Документы представляются в регистрирующий орган по месту прежней регистрации реорганизуемого предприятия независимо от того, изменится его местонахождение после реорганизации или останется прежним.

При реорганизации общества может быть изменен уставный капитал, а также состав участников вследствие принятия вновь вступивших в общество или исключения выбывших.

Единоличный участник-учредитель реорганизованного общества представляет весь перечень указанных документов за исключением учредительного договора. Основным документом является устав, в котором указан размер уставного капитала общества.

Одним из главных моментов при реорганизации юридических лиц является составление передаточного акта и разделительного баланса. В состав передаточного акта и разделительною баланса включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату регистрации).

Реорганизуемые юридические лица должны провести инвентаризацию имущества и обязательств в целях подтверждения достоверности отдельных статей передаточного акта или разделительною баланса.

Разделительный баланс составляется по форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина Казахстана н «О формах годовой бухгалтерской отчетности организации». При этом разделительный баланс состоит из общего баланса ранее действовавшего юридическою лица и балансов всех новых обществ.

Передаточный акт составляется предприятиями в произвольной форме. Он содержит следующую информацию:

  • дачу и форму регистрации;
  • организационно-правовую форму и наименование правопреемника;
  • сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса;
  • список прилагаемых форм отчетности;
  • список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ;
  • список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).

Регистрационный орган вносит соответствующие изменения и государственный реестр юридических лиц. Предприятию присваивается новый регистрационный номер и выдается временное свидетельство о регистрации.

Порядок постановки на учет в контролирующих органах реорганизованного общества идентичен порядку регистрации вновь созданного общества.

Пунктом 2 ст. 23 Налогового кодекса РК предусмотрено, что предприятие в случае реорганизации обязано в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган не позднее трех дней со дня принятия такого решения участниками.

В соответствии с приказом МНС Казахстана от 27.11.98 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (ред. от 24.12.99) заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту на хождения подается в течение десяти дней после его государственной регистрации по форме, установленной в приложении № 3 к приказу.

При этом сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным и иным документам, необходимым для постановки на учет.

При постановке на учет в налоговом органе вновь созданному обществу присваивается регистрационный номер налогоплательщика (РНН), поскольку РНН организаций, прекративших деятельность в результате реорганизации, признаются недействительными (р. 3 приложения № 1 к приказу № ГБ-3-12/309).

РНН общества, реорганизуемого в форме выделения и присоединения, не изменяется. Общество, реорганизованное в форме присоединения, обязано уведомить налоговый орган об изменениях и дополнениях в учредительных документах в течение 10 дней с момента их государственной регистрации (ст. 83, 84 НК РК).

Созданные общества в процессе реорганизации приобретают обязанности правопреемника по погашению задолженности кредиторам (ст. 58 ГК РК), а также бюджету — по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РК).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача.

Кооператив по производству пуговиц выдал 1997 года своему члену Григорьеву доверенность на заключение сделок по реализаций, не указав срок действия доверенности. 20 июня 1998 Григорьев заключил договор, о поставке деревянных и металлических пуговиц, а 5 сентября 1998 года, она отказалась от принятия продукции из-за отпавшей необходимости в ней. Кооператив подал в арбитражный суд иск, в котором просил обязать швейную фабрику принять продукцию и оплатить неустойку за просрочку в принятии. Фабрика отказалась, ссылаясь на то, что в момент заключения договора с ней доверенность на имя Григорьева была просрочена. Решите спор.

Решение.

Срок действия доверенности выданная Григорьеву 15 июня 1997 года истекает в течении 1 года, согласно статье 168 ГК РК в которой говорится, что если в доверенности не указан срок ее действия, то она действительна в течении 1 года. Так как с фабрикой Григорьев заключил 20 июня 1998 года, значит в момент заключения договора доверенность была просрочена. А также согласно статье 165 ГК РК, где говорится, что последующее одобрение представляемым делает сделку действительной с момента ее совершения. Это означает, что действие фабрики не правомерно, ведь при заключении договора обе стороны были согласны. Из этого следует сделать вывод, что фабрика должна принять продукцию и оплатить за просрочку в принятии товара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной сфере (осуществлять её как гражданин — физическое лицо или же создать организацию — юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще (в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Такое знание важно и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом, чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.

Например, ответственность товарищества с ограниченной ответственностью и акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им имуществом, между тем как в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники.

Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных в Кодексе. Кодекс же предусматривает следующие формы деятельности коммерческих (имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли) организаций:

Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представительства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/likvidatsiya-i-reorganizatsiya/

1 Гражданское право Казахстана: курс лекций. Часть первая. / Под ред. . М. 1996.

2 Гражданское право. Учебник. Ч. 1-3 / Под ред. , . М. 1997.

3 Гражданское право: учебник. В 2-х томах. / Отв. ред. проф. . М.: 1999.

1 Гражданский кодекс РК

2 Налоговый кодекс РК

3 Закон РК от 01.01.01 г. № 000-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”

4 Закон РК от 01.01.01 г. № 000 “Об акционерных обществах”.

5 Закон РК от 8 декабря 1998 г. № 14 “Об товариществах с ограниченной ответственностью”.

6 Закон РК от 8 мая 1996 г. № 41 “О производственных кооперативах”

7 Закон РК от 08.02.98 № 14 «06 товариществах с ограниченной ответственностью»

[1] Гражданское право Казахстана: курс лекций. Часть первая. / Под ред. . М. 1996.

[2] Гражданское право. Учебник. Ч. 1-3 / Под ред. , . М. 1997.

[3] 3. Гражданское право: учебник. В 2-х томах. / Отв. ред. проф. . М.: 1999.

[4] 1. Гражданский кодекс РК

[5] 2. Налоговый кодекс РК

[6] 3. Закон РК от 01.01.01 г. № 000-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”

[7] 4. Закон РК от 01.01.01 г. № 000 “Об акционерных обществах”.

5. Закон РК от 8 декабря 1998 г. № 14 “Об товариществах с ограниченной ответственностью”.

6. Закон РК от 8 мая 1996 г. № 41 “О производственных кооперативах”

7. Закон РК от 08.02.98 № 14 «06 товариществах с ограниченной ответственностью»

4 Закон РК от 01.01.01 г. № 000 “Об акционерных обществах”.

[8] Закон РК «Об акционерных обществах».