Реорганизация и ликвидация юридических лиц : (т) по Основы права

Курсовая работа

Переход общества к жизни в рыночной среде, глобальные экономические реформы, кардинальные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений — все это, наряду с другими факторами, неизбежно приводит к значительному оживлению гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют здесь практически решающую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.

Так же, как люди рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут быть ликвидированы в связи с их ликвидацией, перестав быть предметом гражданско-правовых отношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности продолжается. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимы как правоспособность, так и правоспособность. В отличие от физических лиц, юридические лица обладают одновременно правоспособностью и правоспособностью. Наличие правоспособного юридического лица означает, что своими действиями оно может приобретать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основании доверенности, выданной органами юридического лица.

Актуальность темы курсовой состоит в том, что современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота. Юридические лица в настоящее время являются основными участниками гражданского оборота. Они производят большую часть товаров и услуг и вносят основной вклад. Поэтому актуальность исследования проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц обусловлена, в первую очередь, особой социальной значимостью этих правовых институтов.

Как само законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права.

9 стр., 4340 слов

Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства ...

... иностранных граждан; рассмотреть ответственность иностранных граждан. Научная новизна, Глава 1. Административно правовой статус иностранцев в РФ 1.1 Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ Иностранные граждане, ... использование труда иностранных работников и ограничений на осуществление определенных видов работ. Иностранным гражданам и лица без гражданства ...

С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие — прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. Следовательно, использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.

Целью курсовой работы является углубление теоретических и правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права и действующего гражданского законодательства.

На достижение указанной цели направлено решение следующих научно-практических задач:

  • исследовать правовую природу, сущность реорганизации и ликвидации юридических лиц, выработать определения понятий «реорганизация юридического лица» и «ликвидация юридического лица»;
  • исследовать основания и порядок проведения реорганизации и ликвидации юридических лиц;

1. Реорганизация юридических лиц, .1 Понятие реорганизации юридических лиц

Реорганизация — одна из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации, реорганизация не означает прекращения обязательств юридического лица, которое прекращает свою деятельность.

Ряд авторов определяют реорганизацию в качестве специфического способа образования новых и прекращения действующих юридических лиц. На наш взгляд, только такой подход, отражающий в основном процессы, происходящие при реорганизации с юридическими лицами, кажется единственно правильным для формулировки определения. В дальнейшем нами будет показана обоснованность такого вывода.

Особого внимания заслуживает определение реорганизации, предложенное В.А.Дозорцевым. Он, рассматривая реорганизацию как одну из форм прекращения юридического лица, однако отметил, что результатом реорганизации является не только прекращение юридического лица, но и определенное изменение правосубъектности юридического лица при наступлении правопреемства..правовые без прекращения действия.

Поэтому под реорганизацией понималось такое изменение (в том числе прекращение) правосубъектности юридического лица, в результате которого возникает правопреемство у другого юридического лица, притом не сингулярное (каких-то единичных прав и обязанностей), а универсальное, всей совокупности прав и обязанностей, принадлежащих юридическому лицу.

Под реорганизацией А.Коровайко включает в себя процесс смены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, состава субъектов или организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и который предполагает правопреемство универсально-правовое. К числу юридически значимых призанков реорганизации А.Коровайко относит следующие:

47 стр., 23108 слов

Реорганизация юридических лиц

... проблеме дипломной работы. Предмет исследования - реорганизация как особый процесс, происходящий с юридическим лицом; понятие реорганизации; признаки реорганизации: особый субъектный состав, создание и (или) прекращение при реорганизации юридических лиц, наличие правопреемства. Методы исследования. В работе автор ...

универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения — измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику актива, также передачу имущественных обязанностей (пассива);

отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником и полная автономия последнего;

изменение размера уставного капитала и субъектного состава участников (в случае преобразования — только организационно-правовой формы) реорганизуемого юридического лица;

все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника.

Все права и обязанности реорганизованных юридических лиц переходят по новой конституции к ее правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер.

Предполагается, что в первую очередь правопреемникам переходят не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. А во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизованного юридического лица.

Реорганизация осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. В некоторых случаях это может служить способом избежать ликвидации бизнеса, в том числе банкротства. Во всех формах должно быть такое обстоятельство, что любая ликвидация предприятия приводит к началу монополизации. Форма — Слияние, поглощение и преобразование — Требуется согласие Конкурсной комиссии. Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, которым передаются конкретные права и обязанности. Эта проблема, очевидно, более актуальна для реорганизации в формах выделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает юридическое лицо, которое является правопреемником всех реорганизуемых.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, какое юридическое лицо превысило каждое конкретное обязательство. Как передаточный акт, так и разделительный баланс должны содержать информацию обо всех без исключения обязательствах должника, в том числе о тех, по которым, по мнению реорганизуемого юридического лица, у него есть основания не выполнять их.

4 стр., 1905 слов

Реорганизация и ликвидация предприятия

... обязанностей. 2Реорганизацией называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица (лиц) без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реорганизации является получение эмерджентного (суммарного) ...

1.2 Формы и порядок реорганизации юридического лица

Согласно ст 57 Гражданского кодекса РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние <#»justify»>И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. Представляется интересной позиция А.А.Мельникова, который предлагает наряду с добровольной и принудительной выделять вынужденную реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. «К вынужденным относятся реорганизация и ликвидация юридических лиц, вызванные изменением действующего законодательства».

Е.А.Суханов считает, что признание судом недействительным акта государственной регистрации относится к случаям принудительной ликвидации, так как в этом случае добровольная по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер.

3 Уплата налогов при реорганизации

Возмещение налогового обязательства реорганизованного юридического лица его правопреемниками не регулируется действующим налоговым законодательством. В финансовом праве реорганизованное юридическое лицо и его правопреемник считаются независимыми налогоплательщиками. Специфика проблемы заключается в том, что обязанность по уплате налога является личной обязанностью налогоплательщика и ее передача другим субъектам не допускается. Сводится ли его суть к тому, что сумма неуплаченных налогов считается задолженностью перед одним из кредиторов? государством и, следовательно, могут быть взысканы организацией-преемником. Также для погашения задолженности не имеет значения, была ли она выявлена ​​до или после реорганизации. Если просроченная задолженность обнаружена до реорганизации, эти суммы должны быть включены в акт уступки или разделения активов.

Что касается взыскания сумм штрафных санкций, то здесь важно при выявлении нарушений налогового законодательства.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

? в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

? во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

? в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

? в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

? в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, кредиторов банков или иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан. Претензии каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности активов ликвидируемого юридического лица они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размерам подлежащей погашению дебиторской задолженности, если иное не предусмотрено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора или уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с жалобой на ликвидационную комиссию до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

16 стр., 7983 слов

Правовое регулирование ликвидации организации

... ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям ... главы четвертой ГК РФ о юридических лицах. Задачей настоящей работы является исследование процесса ликвидации юридического лица, оснований этой ликвидации по тем признакам, которые даны ...

Если финансовые штрафы были наложены до реорганизации, соответствующие суммы должны быть уплачены учреждением-правопреемником вместе с просроченной задолженностью.

При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Это исключение связано с тем, что при разделении реорганизованная компания не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может требовать исполнения бюджетных обязательств непосредственно от должника, а не от его правопреемника. В случае реорганизации в форме выделения реорганизованная компания также не должна быть отменена Агентством по доходам, но в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в регистрационную карту налогоплательщика.

Государство заинтересовано в проверке полноты уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до тех пор, пока налогоплательщик не будет аннулирован. Процедура отмены считается завершенной после оформления информационного письма об отмене. Получение такого информационного письма чрезвычайно важно.

2. Ликвидация юридических лиц, .1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

В Гражданском кодексе РФ урегулирован порядок осуществления ликвидации юридического лица, определены ее правовые последствия (ст. 61, 63 ГК РФ), но не сформулировано легальное определение этого понятия. По смыслу названных статей Кодекса ликвидацию юридического лица можно определить как предусмотренную законом процедуру, направленную на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, которая завершается внесением записи о прекращении существования юридического лица в результате ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Очевидно, что отсутствие перехода прав и обязанностей юридического лица к другим лицам фактически означает их прекращение, т. е. утрату юридическим лицом правоспособности. Вместе с тем ГК РФ связывает утрату юридическим лицом правоспособности с другим юридическим фактом — внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следовательно, ликвидация может служить основанием не только для прекращения правоспособности юридического лица, но и исключения его из реестра юридических лиц Единого государства по другим причинам.

3 стр., 1488 слов

Ликвидация государственных корпораций

... выделенных бюджетных средств); деятельности ГК Олимпстрой Более сложным является вопрос о принудительной ликвидации корпораций. Исходя из смысла абз.2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, любое юридическое лицо может быть ...

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

Заявление о ликвидации юридического лица по указанным причинам может быть подано в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право подачи такого заявления. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества этого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

В некоторых случаях суды отмечают, что признание должника банкротом повлечет дополнительные расходы средств бюджета по делу о банкротстве при невозможности полного или частичного погашения задолженности по обязательным платежам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2008 по делу № А42-4588/2007).

Это не предусмотрено законодателем как основание для закрытия производства по делу о несостоятельности, но фактически указывает на нецелесообразность проведения таких процедур. Законодательство о ликвидации отсутствующих должников и исключении бездействующих лиц из Реестра юридических лиц единого государства очень противоречиво. Об этом свидетельствует, например, разъяснение, содержащееся в п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»». В силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом, даже если у него нет задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам. Вместе с тем вся последующая практика, в том числе разъяснения, данные в Постановлении № 67, указывает на приоритет исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке (ст. 21.1 Закона о госрегистрации), в том числе при наличии недоимки по обязательным налогам и сборам.

15 стр., 7277 слов

Финансовая деятельность предприятия

... общество] “Волгострой”. Предметом исследования являются вопросы управления финансовой деятельностью предприятия ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная ... регулирования, табличного отображения данных, системного подхода, логического анализа. На защиту выносится: Концептуальные основы управления финансовой деятельности организации.. Совершенствование управления финансовой деятельности ...

Из-за отсутствия законодательных определений понятий «ликвидация» и «прекращение юридического лица» невозможно установить соотношение этих процедур с исключением юридического лица из Единого государственного реестра.

О том, что государственная регистрация фактически представляет собой лишь оформление в том числе ликвидации юридического лица, а не основание для прекращения его деятельности (поскольку строится на тех же принципиальных началах, что и порядок образования юридического лица, который имеет явочный характер и в силу п. 1 ст. 51 ГК РФ связывается именно с госрегистрацией), свидетельствует и доктринальное толкование норм, регулирующих порядок регистрации юридических лиц. На сегодняшний день суды придерживаются того подхода, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ со ссылкой на ст. 21.1 Закона о госрегистрации не означает его прекращения в связи с ликвидацией.

Соответствующие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее — Постановление № 67).

В данном пункте указано, что процедура исключения бездействующего юридического лица из реестра юридических лиц Единого государства является особым основанием для прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

Судебная практика исходит из того, что только в случае исключения из Реестра юридических лиц единого государства на основании специального решения регистрирующего органа по данному вопросу юридическое лицо может утратить правоспособность.

2 Основания и порядок ликвидации

Ликвидационная комиссия публикует в печати, в которой публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ее ликвидации и порядке ее ликвидации, а также о сроках предъявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с даты публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (ст.63 ГК РФ).

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

4 стр., 1603 слов

Ликвидация коммерческих организаций

... организацию гораздо сложнее, чем зарегистрировать. Задачи написания данной курсовой работы: разобраться с понятием и основанием ликвидации юридических лиц, порядком и процедурой ликвидации, ознакомиться с основными особенностями ликвидации государственных предприятий. Данная курсовая работа ... Понятие и основания ликвидации коммерческих организаций Ликвидация юридического лица влечет прекращение его ...

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо ? прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

реорганизация ликвидация юридический гражданский

2.3 Уплата налога при ликвидации организации

Ликвидируемые юридические лица обязаны выполнить свои налоговые обязательства в отношении финансовой отчетности до ликвидации. В противном случае некому будет взыскивать задолженность по налогам и пени. Налоговые органы должны внимательно следить за процедурой ликвидации, чтобы не допустить использования ликвидации как средства уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками. Статья 49 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) устанавливает принципы уплаты налогов при ликвидации организации: «Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества». Так как ликвидацию организации осуществляет ликвидатор (ликвидационная комиссия), осуществляя все полномочия исполнительных органов юридического лица, то и обязанности по уплате налогов должны исполняться данным органом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГКРФ).

Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Налоговая задолженность уплачивается в соответствии с очередностью платежей кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в статье 64 ГК РФ. Закон установил четвертую очередь для расчетов по долгам с бюджетом. При этом выполнение обязательств каждого последующего раунда происходит только после полного выполнения требований предыдущего этапа. Это означает, что может возникнуть ситуация, когда налоги не будут уплачены из-за отсутствия средств, хотя ликвидация проводилась в точном соответствии с законом. Такие ситуации возможны, и закон допускает подобное развитие событий. Налоговые органы в некоторых случаях препятствуют завершению процедуры ликвидации из-за неуплаченной налоговой задолженности из-за отсутствия средств. Это незаконные действия. Законодатель учел этот сценарий, установив субсидиарную ответственность учредителей ликвидируемого лица по налоговым долгам в строго определенных случаях. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ).

4 стр., 1520 слов

Порядок образования и ликвидации организации

... принятия решения о принудительной ликвидации предприятия. За невыполнение мероприятий предусмотрены специальные меры ответственности. Ликвидируемое юридическое лицо часто неправильно определяет сроки обязательств по уплате налогов и сборов. Почему так получается? ...

Участники некоторых юридических лиц в силу закона отвечают по долгам данных организаций либо всем своим имуществом (полные товарищества и товарищества на вере — только полные товарищи), либо в специальном порядке. особый порядок установлен, например, для акционеров обществ с дополнительной ответственностью: «…участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества» (п.1 ст.95 ГК РФ).

Подводя итог можно сказать, что проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения т.к., вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. В результате возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. Это специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

В заключении могу сказать, что цель и задачи курсовой работы были достигнуты: мы комплексно изучили теоретико-правовые проблемы реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права и действующего гражданского законодательства.

Так же мы исследовали правовую природу, сущность реорганизации и ликвидации юридических лиц, выработали определения понятий «реорганизация юридического лица» и «ликвидация юридического лица» и исследовали основания и порядок проведения реорганизации и ликвидации юридических лиц;

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/likvidatsiya-i-reorganizatsiya-yuridicheskogo-litsa/

1.Конституция Российской Федерации (изм. и доп., внес ФЗ о поправках к Кост. РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп. вступающими в силу с 21.03.2013) // Собрание законодательства РФ. ? 1994.-№32

. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.02.2006) (ред. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19

. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996. №3.

. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 №208-ФЗ (ред. 27.07.06. с изм. 18.12.06) // Собрание законодательства РФ. 1996. №1.

. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. (ред. 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. №43.

. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.98. №14-ФЗ (ред. 27.07.06) // Собрание законодательства. 1998. №7.

. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 по делу № А56-35489/2008, от 10.02.2009 по делу № А56-12205/2008; ФАС Московского округа от 26.05.2009 № КГ-А41/у279/09; ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 № А19-8746/08-Ф02-452/09

. Гражданское право. Часть вторая: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Изд. 4-е, пер. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право / под ред. О.Н. Садикова. — М.: БЕК, 2004.

. Гражданское право. Том 2 / под ред. Е.А. Суханова. — М.: БЕК, 2003.

. Егоров О.В. Началов А.В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. — М.: Статус-кво 97, 2005.

. Иоффе О. С. Советское гражданское право (курс лекций).

Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1958. С. 114.

. Козырь О.М. Юридические лица, сборник законов. — М.: Книжный мир, 2004.

. Лебединец О.Н. Жизненный цикл юридических лиц (гражданско-правовой аспект): канд. юрид. наук. — М., 2000.

. Сулеменов М.К., Басин Ю.Г. Гражданское право. учебник в 2 томах. Т.1, 2000.

. Телюкина M.В. Постатейный комментарий к закону О несостоятельности (банкротстве).

— М.: Статус, 2000.

. Тихомиров М.Ю.. Юридические лица. учебно-практическое пособие. — М.: 2003.

. Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделени // Законодательство. 1999. № 5.

. Масенкова И.В., судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, Тихомирова Н. М., помощник судьи Тринадцатого арбитражного апелляционного суда//Арбитражная практика. 2009. № 8

Содержание Введение . Реорганизация юридических лиц .1 Понятие реорганизации юридических лиц .2 Формы и порядок реорганизации юридического лица

Больше работ по теме: