Проблемы и перспективы развития банковского надзора в России

Банковский надзор — это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.

По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком’ России для управления рисками в банковской системе.

Банковская система регулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этому Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Дистанционное наблюдение — это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора — Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях — управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

4 стр., 1588 слов

Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов ...

... д.). Эти особенности обязательно должны быть учтены прокурором при организации работы.27 Организационно, специализированные прокуратуры по надзору за исполнением законов в уголовно- исполнительной системе, имеют следующую структуру:28 прокурор, заместитель ...

Контактный надзор — это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения — Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Объекты банковского надзора — это та часть банковской Системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном им порядке должна контролироваться Банком России.

Правильное определение объектов банковского надзора имеет значение для определения компетенции Банка Россия по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, точнее определение проверяемых объектов позволяет оптимизировать расходы Банка России на банковский надзор.

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом является только нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы — Банк России — не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» предусматриваются некоторые элементы контроля со стороны Государственной Думы за Банком России. По сути, они относятся к статусу Банка России.

В других странах существует так называемый перекрестный контроль над функционированием банковской системы. Это означает, что банковская система контролируется не только центральным банком, ной различными правительственными организациями. Поэтому отчеты центрального банка и вся его деятельность проверяются государством.

В денежно-кредитной системе должны быть созданы сдержки и противовесы. Нельзя концентрировать всю власть банковского надзора в одних руках.

Независимость Банка России нужно дополнить его ответственностью за правильность принимаемых им решений, в том числе и в сфере банковского надзора. Как уже говорилось, было бы целесообразно создать при Правительстве Российской Федерации специальную организацию — Банковскую комиссию и наделить ее правами ревизии Банка России. Полномочия по проведению таких ревизий можно было бы предусмотреть в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», внеся в него соответствующее дополнение.

При этом для таких преобразований даже не пришлось бы вносить изменения и дополнения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», поскольку, во-первых, в самом Федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации» содержится полномочие Правительства Российской Федерации обеспечить проведение денежно-кредитной политики, а во-вторых, сам этот Закон является федеральным конституционным законом, что означает его приоритет и большую юридическую силу по отношению к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.

Задачи банковского надзора — это проверка Банком России тех вопросов, которые определяются предметом банковского надзора. Трем основным предметам соответствуют и три задачи банковского надзора:

  • проверка соблюдения законов и банковских правил,
  • проверка соблюдения экономических нормативов,
  • проверка бухгалтерского учета и отчетности.

Функции банковского надзора — это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:

  • изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
  • проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;
  • анализ баланса и отчетности банка;
  • изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
  • проверка решений органов управления;
  • проверка работы ревизионной комиссии;
  • анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
  • проверка соблюдения договорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
  • анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);
  • проверка управления рисками;
  • проверка формирования резервов;
  • проверка гарантий;
  • проверка обоснованности и законности формирования доходов;
  • изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
  • выявление фактов искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;
  • выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
  • выяснение целей нарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;
  • выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;
  • проверка соблюдения кредитной организацией предписаний Банка России.

а) регулятивные; б) надзорные.

К регулятивным относятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, как департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежного обращения, департамент лицензирования; юридический департамент, административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центры и некоторые другие подразделения.

Надзорный блок составляют два департамента и соответствующие им управления, отделы в территориальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора и подразделения инспектирования кредитных организаций.

Между регулятивными и надзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятии окончательных решений и не изолированы между собой.

Например, департамент лицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации, одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены в представленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию, подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов, представленных руководителями кредитной организации, но и направить соответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделение инспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка.

3. Банковский надзор в России

3.1. Правовые основы банковского надзора в России, Правовые основы организации надзора и контроля определены:

а) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 20.06.96) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ) » в статье 4 пункта 7 читаем: » Банк России выполняет следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций». «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России. » В главе «Банковское регулирование и надзор» в статье 55 сказано, что: «Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов ПРИКАЗ ЦБ РФ от 30.01.96 N 02-23 (ред. от 20.08.96) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ N 1 «О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ N 1) .

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. » В статье 74 выше названного Закона подчеркивается, что: «Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами».

б) в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 02.12.90 N 395-1 (ред. от 03.02.96) «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в главе VII. «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью», в статье 41 говорится, что: «Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами».

В статье 19 выше названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России.