Деятельность Организации Объединенных Наций

Необходимость развития межгосударственных связей была обусловлена развитием международных отношений. Необходимость взаимодействовать между странами дала толчок к развитию межгосударственных организаций.

Военный процессы в мире стали основанием для создания организации Лига Наций, которая стала предпосылкой к развитию Организации Объединенных Наций. Лига Наций со своей задачей, к сожалению, не справилась. Предотвратить вторую мировую войну не удалось.

На протяжении своей истории ООН претерпела различные структурные изменения. Это было обусловлено экономическим, политическим и социальным развитием в мире. Необходимость создания одних подразделений возникала, тогда как другие за ненадобностью или дублирования функций производили слияние.

Целью данного исследования является выявление истоков формирования ООН, а так же анализ существующей структуры.

Задачи данного исследования:

  • Формирование предпосылок создания ООН;
  • Рассмотрение Лиги Наций, как межгосударственной организации;
  • Выявление причин распада Лиги Наций;
  • Изучение истории формирования ООН;
  • Рассмотрение современной структуры ООН;
  • Выявление проблем и способов их решения в рамках существующей структуры ООН.

Актуальность исследования обусловлена важностью данной организации в межгосударственных отношениях.

Объектом исследования данной работы является Организация Объединенных Наций. Предмет исследования — история формирования и становления ООН.

Изучению истории становления ООН, а так же проблемам с которыми сталкивалась организация, посвящены работы Российских и Зарубежных авторов.

Формированию ООН предшествовал опыт работы Лиги Наций. В своей работе Афанасьева О. дала оценку работы Лиги Наций, а так же рассмотрела причины распада данной организации.

Свой вклад в анализ работы ООН внесли такие российские ученные, как Погорельский А.В. и Заемский В.Ф. Они сформулировали основные проблемы и задачи, с которыми столкнулась организация в 21 веке.

Комплексное исследование В.Н.Фёдорова в работе «Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке» характеризует работу процесс взаимодействия ООН.

Работу А.В.Кортунова “Возможности ООН в поддержании мира на территории бывшего СССР” отличает не только серьёзный анализ тенденций в развитии миротворчества и ООН, а так же анаоиз современного состояния организации.

4 стр., 1665 слов

Письмо как объект криминалистического исследования

... систематизаций. Цель работы – исследование письма как объекта криминалистических исследований. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие письма как объекта криминалистического исследования. 2. Изучить понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка. 3. Охарактеризовать особенности криминалистического исследования письма в экспертизе. ...

В зарубежной литературе процессу формирования ООН посвящено большое количество трудов таких зарубежных ученных, как Д. Андреотти, Каравалье Э.Ж., Э.Х. де Аречага, Б. Фассбиндер, П, де Сенарклен., Д. Джон, П. Фут, Л.М. Гудрич, Л.С. Грин, Л. Хенкин, М.В. Джаниг, Л.Л. Фабиан, П.В. Джакобсен, П. Корхонен, Г. Лаутер-пагт, Е. Луард, М.С. Ланд, С. Мейслер, Г.Д. Моргентау. Ф. де Мулинен, И.Д. Райки, А. Роберте, Р. Такур, К. Коллинс, П. Валленстин и многих других.

В своей работе «Разрушение империалистов, Лига Наций и СССР» Нотович Ф. рассматривает причины распада Лиги Наций отношение к процессу глобализации Советского союза. Так же Афанасьева О. в своей работе, посвященной истории Лиги Наций анализирует предпосылки формирования данной организации и проблемы в ее работе.

Зуев В.Н. в работе «Глобальное экономическое регулирование» анализирует вклад ООН в процесс мирового регулирования, а так же необходимость данного процесса.

Заемский В.Ф. в своих работах, посвященных ООН и миротворчеству рассматривает развитие данной организации, в том числе в процессе становления мира и ее вклад в урегулирование военных конфликтов. Говердовская Т.Н. В работе « Реформа Совета Безопасности ООН» анализирует работу ООН в сфере обеспечения безопасности, выявляет недостатки в работе ООН, а так же предлагает пути реформирования данной организации. О необходимости проведения реформ так же в своей работе «Реформа ООН: мифы и реальность» говорит Задохин А.Н. С его точки зрения иерархия данной организации была создана при её зарождении и в данный момент требует реформирования в соответствии с мировыми реалиями.

Анализ истории формирования ООН является изученной темой, однако проблемы, с которыми сталкивается организация в современном мире требуют дальнейшего изучения.

Глава 1. Причины обуславливающее необходимость формирования Организации Объединенных Наций

1.1 Предпосылки к формированию ООН

Сформировавши свою экономическую и политическую жизнь, государства не могут жить обособленно от остальных стран. Так или иначе необходимо взаимодействовать с различными странами мира по вопросам политики, экономики и т.д. Развивая свои внешние связи государство получает большое количество преимуществ, а именно обмен технологиями, рабочей силой, продукций. Все это расширяет границы и возможности государства, давая при этом дополнительные источники доходов.

Однако сразу возникает объективная необходимость регулировать такого рода отношения и разработки правовым общепринятых норм для этого регулирования.

Развитие отношений между государствами в мире привело к формированию различных межгосударственных организаций, целью которых является формирование и поддержка международных отношений. Между странами развивается торговля, информационный обмен, обмен трудовыми ресурсами. Так же возникает необходимость сотрудничества по вопросам международной безопасности. Необходимость решать данные вопросы на мировом уровне привела к формированию ряда международных организаций, целью которых является регулирование тех или иных аспектов международных отношений.

Одной из международных организаций, созданной с целью поддержания и укрепления безопасности и международного мира стала Организация Объединенных Наций.

Формирование системы ООН в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени.

4 стр., 1606 слов

Организация контрольно-ревизионной работы в РФ

... эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в ... создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления ...

Предпосылками для формирования данной организации принято считать два взаимоисключающих фактора:

1. в результате буржуазно-демократических революций, образование суверенных государств, которые стремились к национальной независимости;

2. тенденция к наличию взаимозависимости и взаимосвязи государств, порожденная в результате научно-технической революции.[15, с. 189]

Таким образом, представители буржуазно-демократических революции, пришедшие к власти, старались всеми силами защитить суверенитет своего государства.

Научно-технический прогресс же напротив стремимся к обмену технологиями и умственным потенциалом, видя в этом дальнейшие перспективы для развития.

Интеграционные процессы в экономике продолжали усиливаться среди всех развитых стран Европы. Желание государств развиваться в рамках своего суверенитета и невозможность делать это без сотрудничества с другими государствами — привело к необходимости появления такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

В самом начале межгосударственного сотрудничества целью создания международных организаций принято считать контроль над интеграционными процессами.

На первоначальном этапе за межправительственными организациями закрепилась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Им необходимо было развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычными сферами сотрудничества были: связь, транспорт, а так же отношения с колониями.

Вопрос о том, какая именно межправительственная организация была создана первой, является спорным.

Наиболее подходящей формой для развития межправительственных организаций, как показала практика, оказались административные союзы, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях. По этому же принципу межправительственные организации развивались в течении целого века.

Дальнейшие мировые события в корне поменяли принципы и процессы формирования межправительственных организаций.

Период начала 20-го столетия, и первая мировая война привели к задержке в развитии международных организаций, а так же к роспуску многих из них. Однако осознание необходимости объединения в противостоянии мировым войнам привело к развитию международных политических организаций, направленных на предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации, целью которой будет предотвращение войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

1.2 Лига Наций, как ступень к формированию ООН

объединенный нация документ структурный

Один из таких проектов, предшествующих формированию ООН являлась Лиги Наций, созданная в 1919г.

Основными целями ее создания было разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.

В Лигу Наций, на момент создания, входило сорок четыре государства, и в дальнейшем их количество то уменьшалось, то увеличивалось. Это было обусловлено стремлением одних стран войти, а других выйти из Лиги Наций. Один раз в год проводилось собрание — Ассамблея Лиги Наций, членами которого, были все страны, входившие в Лигу. На данном собрании обсуждались цели на будущий год, а так же результаты работы. Текущие вопросы были возложены на Совет Лиги. Штаб-квартира организации находилась в Женеве.

4 стр., 1862 слов

Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя ...

... преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью государства. ... государства или иностранной организации ... мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние). 2. Понятие и виды этого преступления. Уголовный Кодекс Республики Казахстан Раздел I УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН Глава 5. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ...

Местопребыванием главных органов Лиги была Женева. [ 13, с. 38]

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Ежегодно проходили сессии Ассамблеи ( в сентябре), но иногда проводились внеочередные специальные сессии. Один член Ассамблеи обладал одним голосом. Широки полномочия Ассамблеи позволяли охватить все сферы деятельности Лиги. Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи состояла из 7 постоянных комиссий, действовали которые параллельно техническим службам Лиги. [12, с. 7]

Изначально в совет было включено 9 государств. Неучастие США уменьшило это до 8. В последующем число членов то увеличивалось, то уменьшалось, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным

Секретариат выполнял административные функции Лиги и действовал на постоянной основе, оказывая сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги

Главная цель деятельности Лиги Наций заключалась в разоружении, урегулировании потенциальных вооруженных конфликтов, в развитии мирных взаимоотношений между странами.

Несмотря положительные цели и широкие возможности для их исполнения, Лига Наций не смогла исполнить свою главную цель. Расплывчатые и неоднозначные формулировки в ее Уставе даже могли позволить странам-участницам продолжать увеличивать свою военную мощь. В Уставе даже не было задекларировано право государств на суверенитет и неприкосновенность территориальных границ, а так же равенство стран перед международными нормами права. Данные лазейки позволяли беспрепятственно продолжать наращивание вооружения, при этом оставаться членами Лиги Наций.

Вступление в Лигу Наций не приводило к желаемому результату. Япония, будучи в 1931 году страной-членом Лиги вторглась на территорию Япония. Германия за период существования организации смогла нарастить военный потенциал, что привело к развязке второй мировой войны.

Из этого следует, что принцип — обеспечения безопасности не действовал на членов организации. [ 13, с. 45]

Свою главную цель — разоружение, Лига Наций так и не выполнила.

Можно сделать вывод, что предотвратить или повлиять на ход Второй мировой войны Лига Наций не коим образом не смогла.

Разоружение стало слишком амбициозной целью, которая ставилась перед организацией. В эпоху увеличения вооруженной мощи и нарастанию мировых воинствующих настроений, призвать государства к отказу от оружия было недостижимо.

Далее последовало решение о роспуске Лиги Наций, которая не справилась с задачами, поставленными перед ней.

В результате Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года, когда её активы и обязательства были переданы в ООН. [15, с. 157]

6 стр., 2673 слов

Образование Лиги Наций и его значение в формировании мировой политики

... механизм Лиги Наций был практической попыткой создания международной организации с целью поддержки международного мира и безопасности. То есть впервые в истории многочисленные идеи вечного мира нашли практическое воплощение10. Однако Устав Лиги Наций еще ...

Причиной распада так же послужило не желание членной организации стремиться к выполнению поставленных Лигой Наций целей. Страны продолжали в угоду своим интересам наращивать вооружение, что только способствовало дальнейшей непригодности организации

Лига Наций не являлась универсальной организацией, так как включала не все европейские государства. Так же из за идеологических разногласий ее деятельность была направлена против некоторых членов организации. Несовершенства к уставе не дали полностью запретить военную агрессию. Главным поражением в ее работе стал развязывание фашистами второй мировой войны.

С точки зрения развития международного права Лига Наций была шагом вперед.

Таким образом стремление стран к формированию межправительственных организаций для достижения экономического, социального, политического прогресса являлось объективным процессом того времени. Формирование и дальнейший роспуск Лиги Наций говорят о стремлении к урегулированию мировых политических процессов, необходимости объединения стран в вопросе безопасности и мира. Однако сам механизм, процесс взаимодействия, а так же нормативно- правовое регулирование требует более детальной проработки. Страны- члены организации должны придерживаться общей цели и стремиться к ее выполнению.

Все эти мировые процессы привели к необходимости создания межправительственной организации по вопросам безопасности, а также укрепления и поддержания мира.

Глава 2. Формирование ООН и его нормативно-правовой базы

2.1 Процесс формирования ООН

Окончание первой мировой войны дало точное понимание о необходимости создания межправительственный структур, регулирующих вопросы безопасности и мира. Однако необходимо было учесть опыт работы Лиги Наций, которая в конечном результате не смогла справиться с поставленной перед ней задачей — разоружением. Мир стоял на пороге второй мировой войны. И необходимость надгосударственного и межгосударственного регулирования ощущалась все сильнее.

Тем более, что в период с первой до второй мировой войны проблемами организации международного мира и безопасности почти не занимались.

Вторая мировая война, ставшая масштабной по охвату территории, а так же методам террора, применяемым фашистскими армиями, дала мощный толчок правительствам и обществу по вопросу объединения с целью организации мира и безопасности.

Вопрос о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций является спорным.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 года в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Советские исследователи склоняются к мнению, что таким документом была Советско-польская декларация от 04 декабря 1941 года. [8]

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная Президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира”.

5 стр., 2326 слов

Национальная безопасность: понятие, сущность

... программам в данной сфере.Основа системы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации представлена органами, силами и средствами по обеспечению национальной безопасности, которыми осуществляются меры, имеющие политический, правовой, организационный, экономический, военный и иной ...

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной не объединением демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.

1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств — участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой организации Президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.

В декларации, которая была подписана 30 октября 1943 года представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые».[8]

По предложению правительства США в августе — сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав — СССР, Великобритании, США и Китая, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “Предложение относительно создания Всеобщей международной организации безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.

В феврале 1945г. Крымская конференция в Ялте проходила с участием глав трех правительств СССР, Великобритании, и США, на которой обсуждали, предложенный конференцией в Думбартон-Оксе, пакет документов, дополнив его в рядом пунктов. Было принято решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года. [1]

В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах — членах ООН.

К особенностям этой организации следует отнести ярко выраженный политический аспект, направленный на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Данные характеристики ранее не были свойственны межправительственным организациям.

С созданием новой международной организации связывались ожидания прочного мира, дававшего надежду на развитие сотрудничества среди государств по вопросам экономического и социального развития.

7 стр., 3029 слов

Советское государство и право в период НЭПа (1921 — конец 1920-х)

... например КЗоТ, регулирует отношения между рабочими и государством, гражданское законодательство внутри частного сектора и государства. Теория зеркального отражения права примитивна. В реальных условиях 1920-х гг. она обосновывает необходимость кодификации. Вопрос ...

Следует так же отметить, что изначально представления об объеме компетенции у государств-союзников не совпадали. СССР рассматривало ООН в первую очередь с точки зрения поддержания международного мира и безопасности, организации, которая убережет человечество от новой мировой войны. Союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что дало возможность достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности — органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности.

Однако СССР считало, что организация должна заниматься исключительно вопросами безопасности. Вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные не должны рассматриваться в контексте этой организации. Для решения этих вопросов необходимо было создать специальные, особые организации.

Западные государства не разделяли данную точку зрения, считая ООН организацией широкой компетенцией, содействующей сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д.

Данное предложение не встретило одобрения в ряде государств. Наиболее полно причины отказа от наделения ООН широкими функциями выразили СССР и Великобритании. [16, с. 115]

С точки зрения советских представителей, регулирование экономических отношений, является вопросом внутригосударственной компетенции и входят в противоречие с принципами уважения к государственному суверенитету и невмешательству во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию, по которой создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь недопустимо вмешательство во внутренние экономические связи государств.

Таким образом, достичь единого мнения по вопросу регулирования ООН социально-экономической сферы не представлялось возможным. Итогом стал компромисс о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Общие задачи социально-экономического характера были возложены на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Данная организация в своей первоначальной форме обладала ограниченными полномочиями. Данное обстоятельство помешало ООН стать центром сотрудничества государств по социально-экономическим вопросам. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала в себя большое количество межгосударственных взаимосвязей. В связи с этим управление экономическим и социальным межгосударственным сотрудничеством из единого центра не представлялась возможным. Более логичной структурой была децентрализация управления.

В силу ограниченных структурных параметров ООН потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Был учтен опыт Лиги Наций в этом вопросе и в Устав ООН, декларировал в ст.57 и 63 что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставаясь самостоятельными межправительственными организациями, поддерживали связь с ООН по средствам сотрудничества и координации действий.

За основу была взята система институтов, разработанных Лигой Наций.

4 стр., 1737 слов

Правовая природа и классификация международных организаций

... акте. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами[1]. 1. Правовая природа международных организаций Юридическую природу международных организаций составляют международные соглашения ... Уставу в целом. Организация Объединенных Наций разработала свод правил и постановлений, регулирующих условия работы персонала, а Генеральная ...

В разные годы под эгиду ООН вошли:

  • в 1946 году Международная организация труда (Женева 1919);
  • в 1947 году — старейшая международная организация — Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева);
  • в 1948 году — Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин);
  • в 1961 году — Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

    [8]

Так же в эти же годы происходи процесс образования новых межправительственных структур. Финансово-экономическая группа системы ООН начала формироваться в 1944 г. Первым в рамках этой системы начал действовать Международный валютный фонд (МВФ).

Далее последовала организация Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Именно МБРР стал основой для создания группы организаций, которые составили Мировой банк (МБ).

В МБ были объединены три структуры, которые обладали идентичными механизмами и функциями: ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), целью создания которой была помощь в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960),предоставляющая помощь развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации:

  • Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж);
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева);
  • Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году).

    [8]

В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944).

Далее процесс создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно:

  • в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон);
  • в 1967 году — всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева);
  • в 1977 году — Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД).

  • В 1967 году — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная как вспомогательный орган ООН, позже в 1985 году получившая статус специализированного учреждения ООН;
  • Положении двух организаций в ООН существенно отличается — МАГАТЭ и ГААТТ. [4, с. 98]

Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) связанно с ООН, не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею Еще более сложная связь между ООН и Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ.

В результате функционирования системы ООН, которая включает специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появилась необходимость создания межправительственных институтов особого рода. Меняющиеся потребностями международного экономического, а так же социального сотрудничества, имеют тенденции к углублению и расширению.

3 стр., 1456 слов

Принцип целостности государства и право наций на самоопределение

... и развитие принципа территориальной целостности и права наций на самоопределение В литературе интерес к принципам международного права связан с созданием Организации Объединенных Наций, а ... и значение права народов на самоопределение». В своей совместной работе авторы подробно излагают становление и генезис права народов на самоопределение. Статья Б.С. Эбзеева «Самоопределение народов в современном ...

Национально-освободительные движения колониальных народов во второй половине двадцатого века оказали мощное влияние на развитие межгосударственных отношений. Так же значительно влияние оказало появление глобальных проблем — предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Для решения этих проблем необходимо было изменять структуру ООН. В рамках ООН стали появляться вспомогательные организации с самостоятельными источниками финансирования, но которые обладали структурой и функциями межправительственных организаций.

К таким организациям относится: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), целью создания которого была помощь детям послевоенной Европы, а так же в дальнейшем помощь детям колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам. Без вмешательства межгосударственной организации развивающиеся страны не получат доступ на мировой рынок, что не позволит их перейти к дальнейшему развитию.

Организация Объеденных Наций является сложной структурой взаимодействия различных институтов, которые внутри организации имеют различные степени подчинения.

Несомненно необходимость появления такой организации была объективна для того времени. Более того, на момент формирования уже имелся опыт работы межгосударственной структуры, которая в конечном счете распалась. Необходимо было тщательно проанализировать ошибки и недочеты, что бы не допустить из вновь.

Полномочия, которыми наделялась ООН подвергались различной критике. Необходимость регулировать безопасность в мире никто не отрицал, однако под сомнения ставилась необходимость вменять данной организации контроль социальных и экономических сфер.

В результате был достигнут компромисс о наделении ООН функциями координации.

В различные периоды времени под эгиду ООН вошли различные организации, контролирующие в итоге все социальные и экономические аспекты межгосударственной деятельности.

Так же появились специализированные учреждения, которые по своим функциям схожи со специализированными организациями, однако имеют важнейшую черту — самостоятельное финансирование. Пока это направление развития структуры ООН показано двумя организациями. Данный процесс является перспективным, так как позволит организациям иметь возможность объединить в себе плюсы от участия в ООН и отличное от него финансирование.

Исторический процесс показал необходимость существования такой межполитической организации. Строгое следование уставу, который был сформирован по всем правовым нормам, а так же наличие большого количества сторонних организаций, что позволило каждому подразделению заниматься своей работой.

Следует отметить, что формирование структуры ООН было последовательно и логично, что позволяет ее оставаться одной из важнейших организаций, регулирующей вопросы безопасности в мире, а так же социально- экономические функции, которые были на нее возложены.

2.2 Основные официальные документы, регламентирующие деятельность ООН

Основным документом, на который возложена регламентирующая функция Совета Безопасности ООН является Устав.

Исторически это был первый в рамках международных отношений договор, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

При создании Организации Объединённых Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что

«Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.»

Уставом ООН закреплены основные принципы международного сотрудничества:

  • Суверенитет и равенство всех членов ООН;
  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
  • отказ от угрозы или применения силы, что несовместимо с целями ООН;
  • невмешательство ООН в дела относящиеся к внутригосударственным отношениям, не нарушение их права на суверенитет. [2]

Составной частью Устава является Статус Международного суда ООН.

Разработке Устава уделялось значительное время, так как необходимо было учесть все аспекты для дальнейшего регулирования межгосударственной деятельности. Опят создания Лиги Наций показал, что плохо проработанный Устав не позволяет организации добиться поставленных целей. [14, с. 87]

Многие исследователи сходятся во мнении, что именно пробелы в Уставе стали разрушать структуру Лиги Наций. В связи с этим, используя исторический опыт Устав ООН был тщательно разработан. Как показала история, устав действительно выдержал проверку временем.

Так же на пути к регламентации деятельности ООН был разработан ряд конвенций. В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Одни страны могут ратифицировать договор, а другие не делать этого.

Так же работу Организации Объединенных Наций регламентируют подписанные в разное время конвенции и декларации. Рассмотрим наиболее известные среди них.

Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году. Данная декларация является рекомендованный для всех. В ней впервые в мировой практике определяются равные права, которыми обладают все люди. Она является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами. [8]

Международный пакт о гражданских и политических правах. Был подписан в 1966 год и вступил в силу с 1976 года. Данный пакт основан на всеобщей декларации прав человека.

Данный пакт является международным договором, обязательным для всех 168 государств-участников, по состоянию на сентябрь 2016 года. Кроме государств-участников, пакт подписали так же ещё 7 стран. Надзор за выполнением данного пакта возложен на Комитет по правам человека ООН, который рассматривает доклады стран-участниц, а так же жалобы на нарушение пакта. [8]

Договор о нераспространении ядерного оружия был одобрен и открыт для подписания в 1968 году. Этот многосторонний акт разрабатывался Комитетом по разоружению ООН. Целью было не допущение увеличения количества ядерного оружия, а так же ограничение возможности возникновения вооружённого конфликта с применением такого вида оружия.

Так же данный договор был призван увеличить распространение и применение мирной атомной энергии.

Вступил данный договор в силу в 1970 году. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий. Участниками данного договора на сегодняшний момент не являются Израиль, Индия, Пакистан и КНДР. [8]

Конвенция о правах ребёнка, была подписан в 1989 году. Данная конвенция является пожалуй основным документом обязательного характера, посвящённая широкому спектру прав ребёнка.

Данная конвенция регламентирует права лиц в возрасте от 0 до 18 на развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками стали: Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США[1].

Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Вступила в силу в 1994 году. Данная соглашение было подписано более чем 180 странами мира. В нем говорится о проблемах изменения климата и влияния на этот процесс индустриально развитых стран. [8]

Киотский протокол был подписан в 1998 году, представляет собой соглашение, дополняющее дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменениях климата и обязывает все развитые страны и страны с переходной экономикой сокращать или стабилизировать выбросы парниковых газов. [8]

Декларация тысячелетия, 2000 год. В ней указывается, что государства — члены ООН принимают на себя обязательства по достижению целей развития тысячелетия в области мира и безопасности; развития; охраны окружающей среды; прав человека, демократии и управления; защиты уязвимых; удовлетворения потребностей Африки; укрепления ООН.

Кроме того в декларации были указаны конкретные цифры, к какому году необходимо достичь той или иной цели.

Генеральный секретарь ООН в своих докладах и выступлениях регулярно сообщает о фактическом выполненных принятых на себя обязательств.

Оформляются Декларации ООН в виде призывов и рекомендаций и не являются по сути договорами.

Для любой организации характерна необходимость регулирования ее деятельности. Устав, а так же декларации и конвенции, затрагивающие различные позиции жизни призваны сделать работу ООН в рамках правового поля.

За совою историю структура ООН претерпела существенные изменения. Нельзя сказать что существующая структура не имеет проблем, однако она стремится к их решению.

Регламентированность работы, субординация подразделений и четкое разделение обязанностей позволяет контролировать все процессы в такой масштабной организации.

Закрепление международных принципов сотрудничества, а так же принципиальных вопросов в рамках межгосударственных отношений позволяет функционировать Организации объединенных наций.

Глава 3.Современная Структура Организации объединенных наций и появление проблем структурного характера

3.1 Современная система ООН

Формирование Организации объединенных наций было обусловлен необходимостью регулирования ряда вопросов межгосударственных отношений. Структура ООН включает в себя так же систему институтов, целью и задачей которых является регулирование отдельных аспектов отношений.

Система Организации Объединенных Наций со временем претерпевала различные структурные изменения.

Рассмотрим главные органы ООН, которые отвечают непосредственно за выполнение поставленных перед ними задач и функций.

Генеральная ассамблея ООН — обладает наиболее широким кругом полномочий. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, а так же давать рекомендации по любым вопросам и делам всем членам ООН, а так же Совету Безопасности ООН.

Генеральная Ассамблея ООН имеет полномочия на рассмотрение общих принципов сотрудничества в вопросе поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципов разоружение и регулирования вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. [8]

Она имеет полномочия обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствам и давать в отношении этих вопросов рекомендации. Однако вопросы, по необходимо предпринять действие, передаются Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН может организовать исследование или составить рекомендации в вопросах сотрудничества в таких областях, как экономика, культура, образование, здравоохранение, права человека его свобода, без различия расы, пола, языка и религии .

К функциям Генеральной Ассамблеи так же относится рассмотрение ежегодных и специальных докладов Совета Безопасности и других органов ООН; рассмотрение и утверждение бюджета ООН.

Генеральная Ассамблея имеет право назначать Генерального секретаря ООН, принимать в ООН новых членов, приостанавливать осуществление прав и привилегий государств-членов, исключать их из ООН.

Совет Безопасности ООН — главный орган ООН, к полномочиям которого относится поддержание международного мира и безопасности. Совет имеет широкие полномочия в вопросе мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира.

В Уставе ООН прописано, что только Совет Безопасности может принять решение о создании, использовании и проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН. Совет Безопасности определяет задачи и функции вооруженных сил, а так же их состав и численность, структуру командования, сроки пребывания в районе операции, а также вопросы руководства и финансирования операций. [2]

В случае, если государство создает угрозу международному миру или нарушает мир, Совет имеет право принять решение о применении мер, и потребовать их применения от ООН, не связанных с использованием вооруженных сил. К таким мерам можно отнести полное или частичное прекращение экономических отношений, морских, железнодорожных, воздушных, телеграфных, почтовых, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если по мнению Совета таких мер не будут достаточно, он уполномочен использовать воздушные, морские и сухопутные вооруженные силы. К этим действиям относится демонстрация, блокада, операция вооруженных сил членов ООН. Совет может вносить рекомендации о приеме и исключении государств из ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

Совет так же дает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в вопросе назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить.

За всю историю существования ООН не было практически ни одного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов на которые бы не обращалось внимание Совета. Все эти события стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

На данную организацию возложены функции координации и развития сотрудничества между государствами по экономическим и социальным вопросам. Так же к его ведению относится развитие экономик, мировой торговли и индустриализации. [10, с. 115]

Данная организация подчиняется Генеральной Ассамблее ООН.

Согласно Уставу, ЭКОСОС должен исследовать и вносить рекомендации, а так же составлять доклады по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств. Так же согласно уставу должен содействовать в соблюдении и уважении прав человека, проводить подготовку проектов конвенций для дальнейшего их представления в Генеральную Ассамблею. Еще одними немаловажными задачами, возложенными ООН на ЭКОСОС является заключение соглашений со специализированными учреждениями ООН, принятие мер с целью получения докладов от них.

Сущность создания ЭКОСОС такова, что он должен являться центром для обсуждения международных экономических и социальных проблем межгосударственного характера, а так же должен вырабатывать рекомендации в отношении решения этих проблем. Так же ЭКОСОС должен обеспечивать координацию деятельности организаций и системы ООН в проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН,

Совет по Опеке ООН подчиняется руководству Генеральной Ассамблеи ООН. Данный совет имеет полномочия принимать и рассматривать отчеты, предоставленные правительством, соответствующей территорией; периодически посещать территории, которые находятся под опекой в согласованные с властью данной территории сроки. Все упомянутые ранее действия должны соответствовать подписанному странами соглашению об опеке. В функции совета так же входит разработка анкеты, касающейся политического, экономического, социального прогресса и прогресса в области образования. Власть территории, находящейся под опекой совета должна ежегодно предоставлять информацию в виде доклада, согласно данной анкете[10,с. 117]

Результатом освободительной борьбы стало обретение большинством подопечных территорий независимости. На данный момент из 11 подопечных территорий, которые находились в ведении Совета с самого начала его деятельности, осталась только одна территория — Тихоокеанские острова (под опекой США).

Международный Суд ООН. Главный судебный орган ООН, который имеет существенное отличие от других международных судов — сторонами в рассматриваемых судом делах могут выступать исключительно государства. Они передают свой спор в Международный суд ООН после заключения соглашения — компромисса. Так образом решение суда носит факультативный характер. Однако в ряде стран, в том числе и в России по ряду вопросов юрисдикцию суда признают обязательной. [19]

Обязанностью суда является необходимость решения всех переданных в его ведение споров. Обязательным так же является применение при этом основ международного права и международных конвенций.

Секретариат. Данный орган создан для обслуживания других главных органов Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит 44 тысячи сотрудников, которые работают в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации.

Секретариатом ООН осуществляется опубликование и распространение материалов ООН, а так же хранение архивов, регистрация и издание международных договоров государств — членов ООН.

Возглавляет секретариат Генеральный секретарь ООН. Его назначение проходит по рекомендации Совета Безопасности Генеральной Ассамблеей ООН.

Избирается секретарь на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Он является главным административным должностным лицом, символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира. Уставом на него возложены функции, которые возлагает на него Совет Безопасности, Генеральная Ассамблеея, Экономический и Социальный Совет, а так же другие органы Организации Объединённых Наций.

Возглавляет заседания Генеральной Ассамблеи ее председатель. К его функциям относится открытие и закрытие каждого пленарного заседания Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, так же он полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

С целью организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются:

В случае выступления делегации на одном из языков, которые не являются официальными, делегация должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Так же все члены ООН обязаны вносить членские взносы. Однако из размер зависит от социально-экономического уровня развития страны, а так же от уровня его ВВП.

Так же в систему ООН включаются специализированные учреждения, которые затрагивают различные социальные и экономические аспекты:

  • Международный валютный фонд,
  • Международная морская организация,
  • Международный союз электросвязи,
  • Всемирный почтовый союз,
  • Всемирная организация здравоохранения,
  • Международная ассоциация развития,
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
  • Международный банк реконструкции и развития,
  • Международная финансовая корпорация,
  • Международная организация гражданской авиации,
  • Международная организация труда,
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности,
  • Всемирная метеорологическая организация,
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития,
  • Международное агентство по атомной энергии[11, с.70]

Каждая из специализированных организаций контролирует свою сферу деятельности. Например, целью создания международного валютного фонда была помощь бедным странам, в дальнейшем он стал регулировать международные валютные отношения.

Международная организация труда была создана для стандартизации рабочего времени и регулирования оплаты, занятости и прочих вопросов возникающих в рамках трудового процесса. Она так же выступает за запрет детского труда. Всемирная организация интеллектуальной собственности регламентирует правовые основы интеллектуальной собственности. Международное агентство по атомной энергетике способствует сокращению атомного оружия в мире, а так же способствует развития мирной атомной энергии.

Всемирная организация здравоохранения направлена на улучшение качества и продолжительности жизни в мире и в частности в развивающихся странах.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация способствует развитию и поддержанию сельского хозяйства в мире.

Следует отметить, что первоначальная структура ООН отличалась от нынешней. Все преобразования происходили под влиянием мирового процесса развития. Что требовало дальнейшего регламентирования этого процесса. Так одни организации производили слияние, а другие наоборот распадались на несколько.

Несомненно, формирование структуры ООН на своем первоначальном этапе было более упрощенным, однако появлявшаяся необходимость отделения одних специализированных организаций и слияние других является объективным процессов в развитии организаций. Взаимосвязь между всеми звеньями структуры такова, что они обеспечивают слаженную совместную работу.

Опят формирования подобных организаций показал, что требуется жесткое правовое регулирование всех аспектов деятельности организации, что позволит избежать лазеек, которые дадут возможность злоупотреблять ими.

Совет безопасности ООН проник во все сферы межгосударственных отношений. Если основываясь — он затрагивал вопросы безопасности и мира, то развиваясь охватил все социальные, политические, национальные и даже этнические аспекты жизни.

Таким образом, ООН предстает перед нами как сформированная система взаимодействующих между собой институтов. Главные органы Организации Объединенных Наций обеспечивают возможность слаженно функционировать специализированным учреждениям.

3.2 Проблемы ООН

Как внутригосударственные, так и международные организации сталкиваются с различными проблемами, предотвращая или решая которые организация продолжает свое развитие и усовершенствование.

Несомненно, в современном мире ООН играет важнейшую роль в поддержании безопасности в мире, в так же в межгосударственных отношениях.

С изменением мирового порядка, необходимые изменения должна претерпеть и Организация Объединенных Наций. Необходимость развития обусловлена глобализацией, информатизацией, а так же компьютеризацией всех сфер жизни. Появление и дальнейшее развитие интернета и массовых технологий усугубляет разделение стран. В таких условиях применение устаревших методов является не эффективным.

За свою более чем 70-и летнюю историю ООН является самая большая международная организация мире. В период второй мировой войны перед ней была поставлена задача — обеспечение мира и безопасности, что обусловило создание данной организации.

Деятельность ООН распространяется на различные стороны социально-экономических связей стран. Большое количество сторонних организаций, входящих в состав ООН регламентируют сферы финансов, здравоохранения, мирового социального развития, права людей, ядерный потенциал стран и т.д.

Организация объединенных наций является самой большой международной организацией, что создает сложности во взаимодействии всех структур организации, а так же большого количества работников.

На протяжении истории своего функционирования ООН претерпела различные структурные изменения. Однако в условиях современного мира необходим очередной пересмотр эффективности функционирования данной структуры организации.

Рассматривая Совет Безопасности, как структурное подразделение ООН следует отметить, что в него входит 15 членов, 5 из которых обладают правом вето, а 10 непостоянных членов избираются в Совет безопасности на 2 года. Следовательно, при решении какого либо вопроса страны обладающие вето могут самостоятельно повлиять на решение вопроса. Однако нормы международного права говорят о юридически равных правах стран. [6, с. 65]

Еще одной структурной проблемой является количество членов Совета Безопасности. В ООН на данный момент 192 страны участницы, а членов Совета Безопасности всего 15, и то 5 из которых обладают правом вето. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство стран не могут повлиять на политику безопасности в мире. Более того, зачастую страны с правом вето в большей степени влияют на решение поставленных вопросов. Соответственно они могут принимать решения в угоду своим интересам, что так же является нарушением мирового права. [11, с. 37]

В результате второй мировой войны страны с более высоким уровнем развития стали постоянными членами Совбеза ООН, а именно Российская Федерация, Англия, США, Китай, Франция. На данный момент на членство претендует ряд стран, а именно: Япония, Бразилия, Италия, Индия Германия и др.

Недопуск стран с низким развитием в Совет Безопасности ООН так же является проблемой. Необходимо обеспечить странам право участвовать в безопасности мира.

Многие исследователи указывают на тот факт, что штат сотрудников ООН является не объективно большим, что увеличивает финансовые затраты на его содержание. Эта проблема ведет к нецелесообразному использованию финансовых средств. [5]