Страхование транспортных средств

Курсовая работа

Чрезмерная зависимость бизнеса от банковского и дилерского каналов продаж, а также от­сутствие у большинства страховщиков диверсификации портфеля, ориентирование на один- два вида страхования, таких как автострахование, страхование залогового имущества, добро­вольное медицинское страхование или страхование жизни заемщика, привели к серьезным затруднениям в работе многих компаний.

Анализ поквартальных темпов прироста страховых премий (кроме ОМС), собираемых страховщиками, показывает, что первые значимые последствия финансового кризиса прояви­лись на страховом рынке в 4 квартале 2008 года, когда прирост страховых премий по отноше­нию к аналогичному периоду прошлого года составил менее 1 %. В 2009 году спад продолжился нарастающими темпами и составил в 1 квартале — 7%, во 2 квартале — 9%, в 3 квартале — 13%.

В целом за прошедший год рынок худо-бедно, но смог улучшить результат. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2010 год составила 1041,09 и 768,59 млрд. рублей, что соответственно на 106,5% и 104,6% больше по сравнению с 2009 годом. Среди видов добровольного страхования наибольший удельный вес имеет страхование имущества, на долю которого приходится 60,82% общего объема премий по добровольному страхованию и 63,57% совокупных выплат. На втором месте по распространенности – личное страхование, кроме страхования жизни: 26,7% премий и 30,75% выплат.

Среди видов обязательного страхования наибольшая доля приходится на обязательное медицинское страхование (ОМС): 83,12% от общего объема премий по обязательному страхованию и 88,46% выплат. На втором месте по распространенности – ОСАГО, удельный вес которого составляет 15,70% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 10,32% выплат.

В 2010 году везде и во всем (по премиям и выплатам) лидировал Центральный федеральный округ – 310,75 млрд. рублей страховых премий (55,9% от общего объема страховых премий) и 157,45 млрд. рублей выплат (53,7% от общего объема выплат).

На втором месте Приволжский федеральный округ – 69,22 млрд. рублей (12,5%) страховых премий и 39,14 млрд. рублей выплат (13,3%)[13].

По мнению генерального директора компании «Альфастрахование» Владимира Скворцова, увеличение капиталов – одно из знаковых событий 2010 года. Кроме того, активно идущие на рынке процессы консолидации страховщиков и реформа законодательства в сфере ОМС изменят лицо отрасли уже в ближайшее время. «Относительно 2011 года можно прогнозировать, что приоритетными видами страхования будут: автострахование (за счет увеличения объема продаж новых автомобилей), медицинское страхование (по причине реформы ОМС и растущего интереса потребителей к вопросам, связанным с медицинским страхованием), страхование имущества и развитие страхования жизни, – считает эксперт. – Однако явного «локомотива» роста не будет – все сегменты страхования будут развиваться более или менее равномерно».

48 стр., 23729 слов

Банковское дело : Развитие системы страхования автотранспортных средств в РК

... страхование средств транспорта представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным ... падение. В объем ... страховой премии. С ходом развития истории человечества страховая деятельность стала приобретать все новые сферы применения. Списки страховых случаев стали включать страхование ...

Рисунок 1- Темпы прироста страховых премий 2007 года – 2010 года

В 2008 году страховые премии по всем видам страхования составили 952 млрд. руб., а вы­платы — 627 млрд. руб., что на 23% и 30% больше, чем годом ранее. В 2009 года темпы роста страховых премий существенно снизились: прирост составил всего 4% по отно­шению к аналогичному периоду прошлого года, при этом выплаты выросли на 25%.

Добровольное имущественное страхование (кроме страхования ответственности) являет­ся основным сегментом российского страхового рынка, почувствовавшим на себе воздействие мирового финансового кризиса. Снижение доходов населения, сокращение предприятиями расходов на страхование, снижение ВВП, падение объемов производства и импорта привели к резкому снижению объема страховых премий по страхованию имущества.

В 2008 году объем страховых премий по имущественному страхованию (кроме страхова­ния ответственности) составил 317,4 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2007 году. Нега­тивные последствия финансового кризиса проявились в данном секторе лишь в 4 квартале, ранее страховые премии показывали уверенный рост. При этом страховые выплаты продол­жили свой рост и составили в 2008 году уже 125,6 млрд. руб., что на 37,3% больше аналогично­го показателя предыдущего года. Данное расхождение в темпах роста страховых премий и вы­плат не замедлило сказаться и на коэффициенте выплат по страхованию имущества: с 33% в 2007 году он вырос до 40% в 2008 году. Соответственно изменилась и убыточность по данной группе видов страхования: с 39% в 2007 году она выросла до 50% в 2008 году. Приведенные показатели прироста страховых премий, выплат, а также коэффициента выплат значительно разнятся в сегментах страхования имущества юридических и физических лиц.

Совокупная страховая сумма за 2008 год увеличилась с 7,9 трлн. руб. до 9,7 трлн. руб. по до­говорам, заключенным с физическими лицами, и с 49,6 трлн. руб. до 67,1 трлн. руб. по догово­рам, заключенным с юридическими лицами.

Наблюдаемый с 2005 года резкий рост страховых премий в этом сегменте в основном был вызван ростом страховых премий и выплат по договорам, заключенным с физическими лица­ми. Если в 2003 году 76% страховых премий в данных видах страхования приходилось на дого­воры, заключенные с юридическими лицами, то в 2008 году их доля снизилась до 51 %. При этом коэффициент выплат по договорам, заключенным с физическими лицами, по-прежнему пре­вышает вдвое аналогичный показатель по договорам, заключенным с юридическими лицами.

Отдельно следует остановиться на поведении рынка страхования за счет средств населения. Из статистики Росстата известно, что в 2008-2010 годах реальные доходы населения непрерывно росли (2,3%, 2,1%, 4,6% соответственно).

Тем не менее, в 2009 году произошло заметное снижение объема премий за счет средств граждан как в реальном, так и в номинальном исчислении (на 7 и 15% соответственно), а в 2010 году они незначительно превысили уровень 2008 года. В 2009 и 2010 году мы видели реальный отрицательный рост этого рынка, несмотря на рост реальных доходов населения.

Рисунок 2 — Структура страховых премий по договорам имущественного страхования, заключенным с физическими лицами

Структура объектов страхования по договорам, заключенным с физическими и с юридиче­скими лицами, заметно различается. Так, 88% страховых премий по договорам, заключенным с физическими лицами, приходится на страхование средств наземного транспорта и 8% — на страхование строений граждан. На протяжении последних шести лет АвтоКАСКО постепенно становится наиболее востре­бованным добровольным видом страхования для физических лиц.

Концентрация на рынке имущественного страхования в 2008 году продолжала увеличи­ваться: если в 2007 году данными видами страхования занимались 562 страховые организа­ции, то год спустя — 510. Однако такое сокращение количества страховщиков на рынке иму­щественного страхования почти не изменило сложившихся пропорций: на 50 крупнейших страховщиков по-прежнему приходится 80% страховых премий, доля двадцатки крупнейших увеличилась с 60% до 62%, а доля десятки лидеров — с 44% до 45%. Уровень выплат по имущественному страхованию за счет средств предприятий в 2010 году поднялся до вполне разумного уровня в 37% против 11% в 2001 году. На основании этого можно ожидать, что уже в 2011 году реальный рост рынка страхования за счет средств предприятий выйдет в положительную зону, а с ним – и реальный рост всего российского страхового рынка. А отношение страховой премии к ВВП перестанет снижаться.

Доходы наиболее состоятельных россиян заметно упали в 2009 году, несмотря на то, что средний уровень доходов населения сохранился на прежнем уровне. В 2010 году доходы наиболее состоятельной группы возобновили свой рост, однако в реальном исчислении они остались на уровне 2009 года. Именно этим объясняется нулевой реальный рост рынка страхования за счет средств граждан в 2010 году.

Доходы верхних имущественных групп сложно прогнозировать. Однако с высокой вероятностью можно предположить, что 2011 год станет временем довольно быстрого роста российской экономики и по итогам года рост ВВП страны составит около 5%. Оживление бизнеса приведет к росту доходов предпринимателей и высокооплачиваемых специалистов, составляющих наиболее состоятельную децильную группу. Так что в начавшемся году можно с высокой уверенностью прогнозировать заметный рост рынка страхования за счет средств населения. По нашим оценкам, рост премии на этом рынке может составить в 2011 году около 15%.

Таблица 2.3.2 — Страховщики, лидирующие по страховым премиям в 2010 году

тысячах рублей

№ п/п

Наименование страховой организации

Стра­ховые премии,

Страхо­вые вы­платы,

1

Росгосстрах

74 305 421

38 189 147

2

СОГАЗ

46 938 672

22 234 773

3

Ингосстрах

41 166 986

28 432 752

4

РЕСО-Гарантия

35 811 050

19 373 517

5

Военно-страховая компания

25 147 463

12 947 974

6

РОСНО

20 586 897

17 385 305

7

АльфаСтрахование

20 463 266

10 482 336

8

Согласие

15 798 127

6 988 082

9

Группа Ренессанс Страхование

12 000 376

6 515 823

10

УралСиб

10 362 707

8 885 069

11

Страховая группа МСК

10 019 815

7 319 586

12

ЖАСО

9 856 388

7 092 802

13

МАКС

9 460 176

5 684 116

14

Капитал Страхование

8 667 868

3 448 530

15

Спасские ворота

8 604 271

6 578 907

16

Югория

7 527 102

4 524 740

17

Цюрих

6 546 390

5 634 637

18

Дженерали ППФ Страхование жизни

6 300 497

249 023

19

Ростра

5 878 179

2 275 855

20

ВТБ Страхование

5 543 383

1 677 193

2.4 Перспективы развития страхования транспортных средств в России

Активное развитие различных видов страхования в 2008 году отмечается спадом темпов роста сегодня. На фоне финансового кризиса свое развитие получат наиболее бюджетные виды страхования. В области автомобильного страхования активное развитие идет у страхования с франшизой за счет снижение расходов. Отмечается также увеличение рисков в отношении страхователя из-за участившихся случаев банкротства небольших страховых компаний.

В связи с недавними изменениями коэффициентов ОСАГО, учитывающие особенности региона и стаж водителя, данный вид страхования получит рост в 10-15%.

Прямая зависимость наблюдается в отношении КАСКО-покупка нового автомобиля, дальнейшее уменьшение развития КАСКО обусловлено снижением покупок новых автомобилей. Но страховые компании разрабатывают новые программы автострахования с франшизой, ориентированные на покупающих подержанные автомобили.

Увеличение проблем с оформлением выплат автострахования КАСКО и ОСАГО, отмечается на фоне нового закона об упрощенном оформлении ДТП. Неотработанный механизм согласования действий и сбора документов, негарантированный возврат суммы выплат (направленных на урегулирование) страховой компании могут привести к ряду банкротств. Также увеличится активность мошенников из-за отсутствия сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Уже составлен «черный» список ненадежных компании по автострахованию, включающий в себя около 17-ти компаний. Список составлен Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и содержит компании, на которые поступило большое количество жалоб от клиентов. Хотя, некоторые компании внесены в список необоснованно, например, компания «Мегарус-Д». По результатам повторной проверки все показатели по страхованию оказались в норме.

Возможно также определением государством цены человеческой жизни, так как на сегодняшний день различные виды аварий имеют различные суммы выплат. После повального повышения цен на каско в октябре 2008 – феврале 2009 страховщики снова начали увеличивать свои тарифы: в марте–апреле в среднем по рынку они выросли еще на 10–15%. Правда, не для всех автомобилей, а лишь для определенных марок. Более всего пострадали владельцы японских авто, а также недорогих бюджетных машин. Дошло до того, что СК стали формировать своего рода черные списки из авто, для которых сейчас выставляют высокие тарифы по каско: это машины, часто попадающие в аварии либо угоняемые преступниками.

Единственная причина нынешнего повышения тарифов — это изменение методик их расчетов по автокаско. До сих пор одним из главных критериев при определении стоимости полиса была цена транспортного средства: чем дороже авто, тем она выше. Теперь же СК все чаще всматриваются в марки и даже модели машин.