Договор международного франчайзинга

Курсовая работа

На сегодняшний день главный вопрос, волнующий руководство организаций и предприятий является поиск перспективного и наиболее выгодного пути развития международного бизнеса. Одним из наиболее эффективных способов его развития, как доказала мировая практика является международный франчайзинг. Большая устойчивость к экономическим потрясениям, возрастающая конкуренция и необходимость в эффективной технологии привлечения клиентов подталкивают малые и средние предприятия к покупке известных брендов. Поэтому договор франчайзинга является одним из наиболее перспективных и эффективных способов ведения бизнеса, по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, в чем заключается актуальность выбранной темы. Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений и заключается с целью интенсивного расширения бизнеса владельца исключительных прав при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах организации бизнеса. Привлекательность заключения франчайзингового договора заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для крупного предприятия — развитие, распространение собственного бизнеса, повышение узнаваемости бренда, выход на международный рынок и следовательно увеличение прибыли. Для малого предприятия — возможность открыть свой бизнес «в тепличных условиях», т. е. используя бренд крупной компании, а так же технологии, методы производства, маркетинговые механизмы и другие преимущества франчайзера. Столь широкое распространение франчайзинговых предприятий в более чем 80 странах мира, а так же и в России, говорит о его успешности.

Основная цель написания данной курсовой работы – изучить сущность международного франчайзинга и механизм его развития в России. В рамках достижения поставленной цели определены следующие задачи: — исследовать сущность и содержание договора международного франчайзинга; — рассмотреть нормативно-правовую базу франчайзингового договора; — провести исследования отечественного опыта ведения бизнеса на основе заключения франчайзингового договора;ююююююююююююююююююююю — рассмотреть организацию заключения франчайзингового договора с ОАО «Баскин-Роббинс»; — определить основные направления по совершенствованию условий договора франчайзинга «Баскин-Роббинс»…………..………………………………….

8 стр., 3591 слов

Требования к разработке бизнес-плана

... обоснований. На малом предприятии бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию. бизнес планирование предпринимательский Глава 2. Процесс разработки бизнес - плана 1 Принципы ... Экономичность 7 Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных ...

Предметом исследования являются франчайзинговый договор. Обьектом – субьект предпринимательской деятельности, функционирующий на основе франчайзингового договора.

1.Сущность, содержание и нормативно-правовая база договора международного франчайзинга.

1.1.Сущность и основные понятия договора международного франчайзинга.

Франчайзинг имеет почти 200-летнюю историю, начиная с 1800-х годов, хотя похожие отношения существовали и в средние века, так называемая система «связанных домов», которую использовали британскими пивоварами. Фабрика «Singer» — с 1860 г., компания «CocaCola»- с 1886 г, компания «GM» — с 1911 г. и другие известные фирмы работали по системе очень близкой к франчайзингу. В данное время франчайзинг широко распространен в зарубежной практике и в мире признан как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса , франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, а договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования, более чем в 80 странах мира.

Франчайзинг характеризуется комитетом Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу как «доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг», «волна будущего на американском рынке». В США франшиза составляет фактически более одной трети розничной торговли. В Австралии свыше 90% предприятий быстрого обслуживания торгуют на условиях франшизы. По определению экспертов ВОИС франшиза — договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:

  • франчайзинг предполагает наличие двух сторон соглашения (договора) – франчайзера и франчайзи. Контракт, заключаемый между франчайзером и франчайзи, содержащий условия ведения бизнеса с использованием конкретного бренда и фирменных технологий , дающий право франчайзи на продажу данного вида услуг на условиях франчайзера, называется франшизой.
  • Франчайзервладелет исключительными правами: авторским правом, товарным знаком, фирменным стилем, идеями, патентом и другими аналогичными правами. Франчайзер передает свои права франчайзи на определенных условиях, который ведет свою деятельность под данным брендом, использует репутацию франчайзера на рынке товаров (услуг), идентифицируясь с ним по своему фирменному стилю;
  • Франчайзер является единственным лицом-правообладателем предоставляющем бренд. Работающих с ним по договору франчайзи , может быть несколько, т.е. по сути это сеть, которая работает по единой системе.
  • Франчайзер, для успешной организации бизнеса, предоставляет франчайзи различные формы поддержки, а также пользуется правом регулирования его деятельности с целью поддержания на рынке, созданной репутации, не нарушая при этом его экономической и юридической самостоятельности;
  • Франчайзер получает определенные платежи от франчайзи, за предоставление пользования определенными правами и за оказываемую поддержку.

1.2 Содержание и основные элементы договора международного франчайзинга.

12 стр., 5684 слов

Франчайзинг как основная форма вертикальных ограничений

... всему миру, является франчайзинг. Предметом исследования курсовой работы выбран франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений. Целью курсовой работы является исследование франчайзинга, его особенностей в вертикальных ограничениях.Цель исследования ... Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные марки. В 20-х годах в Америке идея франчайзинга как ...

Франчайзинговый договор представляет собой исключительно важный документ,как и любой официальный договор. В отличие от многих контрактов, которые служат для уточнения взаимоотношений в течении

Франчайзинговый договор обычно включает определение «интеллектуальной собственности» франчайзера. Под интеллектуальной собственностью франчайзера понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Взаимоотношения между франчайзером, франчайзи и потребителем должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон, а так же в договоре должен быть изложен механизм, благодаря которому франчайзер может контролировать стандарты среди франчайзи. Для защиты интересов каждого отдельного франчайзи необходим жесткий контроль всей системы. Франчайзинговый договор основывается на трех этапах развития взаимоотношений между франчайзером и франчайзи.

Первый этап взаимоотношений — это период, когда франчайзинговый договор между франчайзером и франчайзи подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.

Второй этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзеру удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.

Третий этап. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, этому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, разорение франчайзи и т.п.

Преамбула.

Преамбула содержит основные положения системы франчайзинга, в ней указаны требования и определены экономические цели договора. Обычно здесь обозначена сфера деятельности франчайзера и его партнера, описаны элементы фирменного стиля предприятия и задачи, которые договорные стороны ставят перед собой. Иногда особо подчеркивается тот факт, что франчайзи была предоставлена возможность изучить принципы работы франчайзинг-системы и предоставить договор на рассмотрение адвокату.

Предмет контракта.

В этой части контракта оговаривается содержание и объем предоставляемой франшизы, местоположение отделения и географические границы контрактной территории, а также рамки применения полученных прав. Этот раздел включает в себя также описание торгового патента, зарегистрированного на имя франчайзера. Копия патента прилагается к договору. Здесь также подтверждается исключительное право франчайзера на выбор системных ориентиров (названия фирмы, товарного знака, мебели и оборудования).

Франчайзи обязан признать это право. Кроме того, согласно постановлениям ЕС, подробно объясняется ноу-хау системы франчайзинга. Изменения и усовершенствования, производимые франчайзером во время срока действия договора, также становятся частью ноу-хау системы.

13 стр., 6255 слов

Сущность договора коммерческой концессии

... франшизу, именуется «франчайзер» (правообладатель), а лицо, которое получает франшизу, - «франчайзи» (пользователь). По договору франшизы правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) весь комплекс ... термин «франшиза» используется в смысле содержания понятия «договор коммерческой концессии», т.е. контракта, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее отработанную в ...

Правовой статус сторон договора.

Юридически франчайзер и франчайзи являются независимыми бизнесменами. Франчайзи действует от своего имени и на свой страх и риск. Право франчайзера давать указания ограничено. С правовой точки зрения, они пользуются коммерческой свободой подобно всем независимым предпринимателям.

Обязательства сторон.

Каждая из сторон договора берет на себя полную ответственность за выполнение обязательств, возложенных на нее договором. Как правило франчайзеры включают в этот раздел пункт об ограничении ответственности. То, какие обязательства будут нести стороны, зависит и от правового статуса предприятия франчайзи.

Обязательства франчайзера.

Данная часть контракта подробно описывает обязанности франчайзера по подготовке и обучению франчайзи, останавливается на деталях сервис-пакета и условиях предоставления помощи головного офиса. В этом отношении инструкция-руководство, разрабатываемое франчайзером, должно содержать исчерпывающую информацию по управлению предприятием. Правовые обязательства, зафиксированные контрактом, должны соответствовать заявлениям франчайзера, сделанным в рекламных материалах.

Обязательства франчайзи.

В этом параграфе пункт за пунктом перечисляются обязанности франчайзи. Он имеет право и, в то же время, обязан использовать сервис-пакет франчайзера. Участие франчайзи в партнерстве заключается в предоставлении средств производства, таких как труд и капитал, и необходимой информации. На протяжении действия контракта, равно как и после завершения партнерства, он обязан хранить коммерческую тайну и не раскрывать доверенные ему ноу-хау третьим лицам. Также запрещено в этот период проводить рекламные акции, идущие в разрез с маркетинговой политикой системы.

Торговые помещения.

Здесь, как правило, сформулированы требования к местоположению, оснащению и оформлению помещений филиала. Оговаривается право франчайзера на проведение контроля и осмотра или же гарантируется соблюдение юридических норм по открытию и ведению бизнеса.

Платежи.

Франчайзи обязан по договору платить различные взносы в обмен на ноу-хау, предоставляемые франчайзером, поддержку, оказываемую в создании и управлении бизнесом. Обычно контрактом предусмотрено внесение единовременного вступительного взноса и регулярных сборов. В особых случаях взнос за франшизу заменяется или дополняется процентом от полученной прибыли. Очень часто франчайзи обязан вносить дополнительный рекламный сбор, благодаря которому становится возможной реализация маркетинговой стратегии всей системы.

Срок действия контракта.

Большинство франчайзинг-контрактов подписывается на срок от 5 до 10 лет, хотя и контракты, заключенные на период от 10 до 20 лет не являются редкостью. Продолжительность сотрудничества зависит от таких факторов, как сфера предпринимательской деятельности, ассортимент товаров и услуг, выбор партнера и философия бизнеса франчайзера. Длительность контракта должна быть рассчитана таким образом, чтобы у франчайзи была возможность возместить за предоставленное время первоначальные инвестиции. В противном случае в контракте необходимо предусмотреть условия продления партнерства.

9 стр., 4075 слов

Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного ...

... и задачи моей работы — раскрыть понятие ГЧП, рассказать про основные формы и механизмы ГЧП, конкретно разобрать форму ГЧП «государственные контракты с инвестиционными обязательствами», сделать общий вывод. ... российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы) контрактов ГЧП: контракт на управление и арендные договоры; контракт на эксплуатацию и обслуживание; - концессия. Основные типы ГЧП ...

Окончание контракта.

Действие договора о франшизе может закончиться в запланированное время по истечению указанного срока или досрочно, путем уведомления о выходе из соглашения или о расторжении контракта. В случае заявления о намерениях необходимо проводить различие между регулярным и исключительным уведомлением о расторжении. Тяжелая болезнь или смерть франчайзи ведет, как правило, к досрочному прекращению контракта, если, конечно, контрактом не предусмотрена возможность передачи бизнеса третьей стороне.

Последствия окончания контракта.

Чрезвычайно важно обсудить права и обязанности сторон после завершения сотрудничества. Договор должен предусматривать возврат нереализованной продукции, текущих рекламных материалов, руководств, важных и конфиденциальных данных, документов, предназначенных для франчайзера. Возможен запрет на ведение конкурентной деятельности и после прекращения действия договора. С окончанием контракта франчайзи, независимо от правовых аргументов, теряет все права, полученные во время сотрудничества, и обязуется воздерживаться от любой деятельности, в результате которой может создаться впечатление, что он по-прежнему относится к системе франчайзинга. Целесообразно в таких случаях заключить специальное соглашение.

Заключительные положения.

В заключении приводятся общие стандартные условия, влияющие на юридическую силу контракта. Среди прочего предусматриваются действия на случай возможной неприменимости отдельных пунктов, подтверждается полнота договора, и то, что он был составлен в письменной форме. Указывается место, где будет выполняться соглашение, суд юрисдикции и применяемые правовые нормы.

Дополнения к договору.

Франчайзинговые договоры часто сопровождаются важными дополнительными материалами. Наиболее значимыми из них являются руководство-инструкция для франчайзи или директивы по управлению, в которых ноу-хау и опыт франчайзера представлены в стандартной форме и подробно описаны. Будущему франчайзи следует требовать возможности ознакомления с этими материалами до заключения договора. Однако осторожный франчайзер, чтобы защитить себя и других партнеров в системе, пойдет на это только после подписания соглашения о конфиденциальности. Этот список составлющих франчайзинг-договора является лишь примерным. Каждое франчайзинговое соглашение должно содержать положения, адаптированные к конкретной системе франчайзинга.