Формы собственности по законодательству Российской Федерации

Под отношениями собственности следует понимать отношения присваивающего лица (коллектива) с другими группами лиц, отдельными лицами и государством по поводу присвоенных материальных благ.

Суть этого отношения заключается в том, что лицо относится к присвоенному имуществу как к своему, только ему принадлежащему; соприкасающиеся с ним по поводу этого имущества лица, наоборот, исходят из того, что оно для них является чужим.

В рамках этого общественного отношения собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Таким образом, собственность как юридическая категория представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом в рамках исторически сложившегося способа присвоения.

Теме собственности посвящено множество научных работ и монографий известных ученых: Суханова Е.А., Скрипилева Е.А., Мозолина В.П., Щенниковой Л.В., Толстого Ю.К., Скловского К.И. и других.

Тем не менее, на сегодняшний день в условиях перехода к рыночной экономике понятие «собственность» обращает на себя все больше внимания в контексте различных наук.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы настоящей курсовой работы и ее основную цель: раскрыть понятие собственности, и ее основные формы по законодательству России.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, методы сравнения и сопоставления.

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:

  • Раскрыть понятие собственности как экономической категории;
  • Изучить классификацию форм собственности, закрепленную в законодательстве РФ;
  • Выявить основные аспекты проблемы защиты прав собственности в РФ.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ

Собственность как экономическая категория характеризуется действиями с присвоенными вещами лица, группы лиц, направленными на самореализацию в материальном мире. Основанием возникновения собственности является присвоение. Материальная (телесная) жизнь человека возможна только благодаря актам присвоения, т.е. выделения из природы, необходимых, существующих в ограниченном количестве вещей. На этапе первобытного существования присвоению подлежала определенная территория как место обитания племени, сбора плодов и охоты. Понятно, что при существовавшем тогда способе присвоения один член племени не в состоянии был ни захватить более богатые земли у других племен, ни охотиться на крупных животных. Объективно это диктовало необходимость коллективного способа присвоения.

14 стр., 6640 слов

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

... уголовной ответственности. Особенности производства по уголовным делам в отношении специальных субъектов в различные исторические периоды в России Как вопрос об уголовной ответственности лиц, указанных в главе 52 УПК РФ, решался в нашей стране в ... уголовному суду предаются за преступления должности члены Государственного совета, министры и главноуправляющие отдельными частями. 1080. Должностные лица ...

Для реализации актов присвоения на разных уровнях развития производительных сил людям необходимы большие или меньшие общественные объединения. Каждый предыдущий акт присвоения материальных благ является основанием для таких же последующий актов. При этом возможно, а порой и необходимо, коллективное использование ранее присвоенных вещей в качестве средств производства. Поэтому в новый акт присвоения данная группа людей вступает уже в качестве коллективного собственника имущества, присвоенного на предыдущем этапе. Причем, если в ранние эпохи кардинальная смена средств производства, а стало быть и средств присвоения, происходила на протяжении нескольких поколений, то в нынешнюю эпоху научно-технической революции качественное обновление средств производства, особенно в наукоемких отраслях, происходит в течение трех — пяти лет. Те виды деятельности по присвоению, которые были возможны ранее только коллективным трудом, становятся доступными индивидуальным предпринимателям, оснащенным современной техникой. Тот продукт, который был ранее результатом коллективного присвоения и, следовательно, с экономических позиций мог находиться только в коллективной собственности, становится предметом индивидуальной собственности. Чем более совершенными становятся средства производства, тем более свободным в своей деятельности, самореализации в рамках данного общества становится отдельный человек.

Изложенное позволяет найти естественную границу собственности лица. Там, где оканчивается непосредственное присваивающее воздействие данного лица с помощью применяемых им лично средств производства (присвоения) и где данное лицо вынуждено прибегнуть к помощи других лиц, передавая при этом им свои средства производства, там собственность данного лица прекращается и начинаются обязательственные отношения между участниками совместного процесса присвоения. А присвоенный в результате такой деятельности продукт в целом, в экономическом смысле, не может быть в собственности ни одного из участников присвоения в отдельности.

Собственность — это общественное отношение. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей. Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей и отношений, в которые собственник необходимо вступает с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статистика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами. ПОЛЬЗОВАНИЕ означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача ее внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

С учетом сказанного конкретизируем данное ранее определение собственности. Собственность — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

4 стр., 1548 слов

Право собственности гражданина на недвижимые вещи

... граждан, т.е. соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Заключение Целью работы заключалось в исследовании особенностей регламентирования права собственности ... 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся ... и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». // ...

В социально-экономической литературе, в том числе и юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение. Определение собственности с помощью категории присвоения восходит к работам К.Маркса, в которых категории собственности и присвоения действительно увязываются друг с другом. Особенно рельефно эта связь прослеживается во введении «К критике политической экономии». Такой подход к определению собственности в принципе возможен. Следует, однако, учитывать, что понятие присвоения нуждается в конкретизации, а потому едва ли может быть использовано для раскрытия содержания собственности без определения его самого. К тому же в понятие присвоения исследователи, в том числе и К.Маркс, вкладывали различное содержание. С этой точки зрения владение, пользование и распоряжение, как более конкретные экономические категории, обладают несомненными преимуществами по сравнению с предельно абстрактной категорией присвоения. Коэффициент полезного действия указанных категорий в определении собственности неизмеримо выше, чем категории присвоения.

Собственность как экономическая категория человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением, пожалуй, тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью таких более простых способов присвоения, как владение и пользование. Разумеется, на протяжении многовековой истории человечества собственность претерпевала существенные изменения, обусловленные, главным образом, развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Признание собственности особой и в то же время исторических изменчивой экономической категории при всех различиях в подходах к ней является господствующим как в политико-экономической, так и в юридической науке. Есть на сей счет и другое мнение, представленное главным образом в трудах экономиста В.П.Шкредова. Он полагает, что речь о ней может идти только как о категории правовой. Основанием для столь категорического вывода для автора послужило то, что собственность выражается во всей системе производственных отношений, а потому и вычленение ее как самостоятельной экономической категории, якобы, невозможно. Проявление собственности во всей системе производственных отношений не вызывает сомнений. Однако именно поэтому оправдано вычленение собственности из этой системы. Только идя таким путем, можно раскрыть сущность собственности. В противном случае мы рискуем подменить сущность собственности внешними формами ее проявления, чего не избежал и В.П. Шкредов.

6 стр., 2743 слов

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, ...

... лицам в собственность, в аренду, в безвозмездное срочное пользование, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование определенному кругу юридических лиц (см. п. 1 ст. 20 ЗК РФ). Предоставление земельных участков гражданам ...

До сих пор речь шла о собственности как об особой экономической категории, что должно служить своего рода заставкой для раскрытия юридического содержания собственности. К этому мы сейчас и перейдем.

2. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

2.1 Понятие права собственности граждан

Законодатель закрепляет право собственности граждан в качестве самостоятельного вида частной формы собственности Конституция РФ, п. 2 ст. 8, ст. 35, ГК РФ, п. 2 ст. 212, ст. 213..

В основании возникновения права собственности граждан лежат две формы присвоения — индивидуальная и коллективная. Реализация индивидуальной формы присвоения производится гражданином двумя способами:

  • собственной экономической деятельностью, не направленной на извлечение прибыли (например, работой в личном подсобном хозяйстве для удовлетворения собственных нужд в продуктах питания);
  • путем осуществления предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде (например, оказания услуг или выполнение работ).

Второй способ присвоения может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение: а) деятельность без образования юридического лица ст. 23 ГК.; б) деятельность с образованием юридического лица ст. 18 ГК..

Коллективная форма присвоения осуществляется также двумя способами: собственным трудом в качестве наемного работника на предприятии любой формы собственности; предпринимательской деятельностью, основанной на привлечении наемного труда. Второй способ присвоения также может быть разделен на виды в зависимости от организационно-правовой формы, в которой происходит присвоение:

деятельность без образования юридического лица

деятельность с образованием юридического лица ст. 18 ГК..

В литературе встречается деление права собственности граждан на право личной собственности и право собственности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью Гражданское право. — М., 2001. Т. 1. — С. 213-214.. Такое деление вряд ли оправдано по следующим причинам. Основанием деления при этом является не форма права собственности, а назначение того имущества, которое принадлежит гражданину. Однако в отличие от ранее действовавшего законодательства, которое вводило ограничения на объем действий собственника но владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом (использование только для удовлетворения личных и семейных потребностей, запрет на сдачу в наем жилья по ценам сверх установленных государством, запрет на использование личного транспорта для платной перевозки пассажиров и т.д.), сегодня такие ограничения отпали. Поэтому собственник вправе любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, использовать как в личном потреблении, так и для предпринимательской деятельности.

14 стр., 6763 слов

Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью ...

... частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом. Понятие "собственность на имущество" включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и ...

Установить четкую границу между различными видами имущества по признаку направленности его использования практически невозможно. Условно различия могут быть проведены по объему имущественной ответственности. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, отвечает по обязательствам всеми видами объектов собственности. Ограничение объема ответственности гражданина в этом случае обусловлено гарантией сохранения должнику и лицам, находящимся на его иждивении, имущества, необходимого для нормального существования и продолжения профессиональных занятий. Приложение № 1 к ГПК РСФСР.. Гражданин, занимающийся предпринимательством с использованием организационно-правовой формы юридического лица, несет имущественную ответственность за результаты такой деятельности только в объеме имущества юридического лица.

Граждане являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В зависимости от стадии, на которой гражданин вступает в отношения по присвоению и других особенностей, различают первоначальные и производные способы возникновения права собственности. При первоначальных способах право собственности на вещь возникает в следующих случаях: на стадии выделения из природы общедоступных для сбора вещей ст. 221 ГК.; при производстве (создании) новой вещи из принадлежащих ему материалов п. 1 ст. 218 ГК.; при распределении существующего имущества, например обращения в собственность утерянной вещи, хозяин которой не был обнаружен, либо вследствие истечения срока приобретательной давности ст. 234 ГК., и других действий, предусмотренных законодательством.

При таких способах присвоения право на вещь возникает впервые, поскольку ранее его либо не существовало, либо оно появляется независимо от нрава и воли предшествующего собственника, как, например, в случае истечения срока приобретательной давности ст. 234 ГК..

При производных способах возникновения права собственности индивидуальное присвоение может осуществляться и со стадии обмена и распределения имущества, путем заключения договоров, принятия наследства, реорганизации юридических лиц и др. п. 2—4 ст. 218 ГК. До присвоения приобретателем такое имущество уже существовало в товарном виде и имело собственника. Оно переходит к новому собственнику на началах правопреемства.

Трудовая деятельность граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, являясь одним из способов присвоения, находит применение в сфере бытового обслуживания населения, общественного питания, розничной торговли, промышленного производства товаров народного потребления, в строительстве, проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрении их результатов в производство. Практика показала, что без кооперирования граждан-предпринимателей в таких отраслях, как торговля, сфера квалифицированных бытовых услуг и строительства невозможно применять современные технологии для повышения качества обслуживания населения, а следовательно, и рассчитывать на эффективный рост этой сферы услуг.

6 стр., 2501 слов

Собственность и право собственности

... правом исключать воздействие всех третьих лиц на закрепленную за ним, в отношении принадлежащего ему имущества сферу хозяйственного господства. В-третьих, праву собственности присущ бессрочный характер. Этот принцип означает, что право собственности ...

Гражданское право регламентирует рассматриваемые отношения по присвоению имущества в собственность гражданина, осуществлению им владения, пользования и распоряжения этим имуществом, охране его права на имущество. Совокупность норм, регламентирующих эти отношения, составляют институт права собственности граждан (право собственности граждан в объективном смысле).

Право собственности граждан в субъективном смысле — это предусмотренная законом возможность гражданина собственными действиями осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения присвоенным имуществом в пределах, установленных законодателем.

Виды объектов, которые могут находиться в собственности граждан, определяются оборотоспособностью этих объектов ст. 129 ГК.. Гражданам на праве собственности могут принадлежать все те объекты, Которые могут свободно отчуждаться гражданами или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования).

2.2 Право собственности юридических лиц

Собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности. Наличие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Допустимо иметь имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении ст. 48 ГК.. Для большинства же организационно-правовых форм юридических лиц характерно их создание и функционирование только как собственников принадлежащего им имущества. К их числу, согласно п. 3 ст. 213 ГК, относятся коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), которые являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами на ином основании. Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие, предусмотренные законом, организации.

Праву собственности юридических лиц определенных организационно-правовых форм присущи особенности приобретения и прекращения владения, пользования и распоряжения имуществом. Вместе с тем существуют общие закономерности, свойственные праву собственности юридического лица безотносительно к его конкретному виду.

Во-первых, именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество либо имеют только обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах п. 2 ст. 48 ГК., либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет об общественных и религиозных организациях (объединениях), ассоциациях и союзах п. 3 ст. 48 ГК..

Во-вторых, в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями (участниками, членами), а также имущество произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности п. 3 ст. 213, п. 1 ст. 66 ГК..

В-третьих, юридические лица, подобно иным собственникам, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону, иным правовым актам и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Пределы осуществления права собственности юридического лица зависят от объема его правоспособности. Некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные н иные фонды вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. И при общей и при специальной правоспособности право собственности юридического лица может быть ограничено законом. Гражданским кодексом РФ, например, предусмотрена возможность ограничения права юридического лица иметь в собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности п. 3 ст. 212 ГК..

8 стр., 3526 слов

Состав и классификация имущества организации

... пассива баланса. задолженность перед покупателем по полученному авансу (23000) источник формирования имущества организации, показывается в 5разделе пассива баланса. задолженность по оплате труда (35000) ... основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы ...

В-четвертых, в определении правового режима имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, в установлении полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению им велика роль учредительных документов. В них определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения движимым и недвижимым имуществом, распределения между участниками прибыли и убытков и др.

Объектами права собственности юридического лица может быть любое имущество, как движимое так и недвижимое, за исключением имущества, которое в соответствии с законом отнесено к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. К собственности юридических лиц относится имущество производственного, социально-культурного, образовательного, благотворительного и иного назначения, включая предприятия, земельные участки, здания, санаторно-курортные, туристические, спортивные комплексы, жилищный фонд, оборудование, денежные средства.

Как при общей, так и при специальной правоспособности организаций отдельные виды имущества, в соответствии с законом о них, не могут принадлежать юридическим лицам п. 1 ст. 213 ГК.. Согласно законодательству таковым является имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте. Исходя из ст. 129 ГК виды объектов права собственности, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Виды же объектов, ограниченных в обороте, определяются в порядке, установленном законом. Так, юридическому лицу не могут принадлежать природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и другие природные объекты), поскольку являются государственной собственностью Статья 9 Закона РФ «О природных .лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ. 1995, №9. Ст. 713)..

Право собственности хозяйственных обществ и товариществ

Содержание и осуществление права собственности. Хозяйственные общества и товарищества, являясь коммерческими организация ми, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия по владению, пользованию и распоряжению, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. К примеру, согласно ст. 575 ГК, в отношениях между коммерческими организациями не допускается распоряжение имуществом в форме дарения, за исключением обычных подарков.

9 стр., 4153 слов

Статья: Право собственности в международном частном праве. Правовое ...

... зарегистрированы в РФ, то их правовой режим будет определяться по российскому праву. Особо следует остановиться на вопросе о переходе риска случайной гибели или порчи имущества ... судов. Коллизионные вопросы права собственности Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является использование привязки (закон места нахождения вещи ), в соответствии с ...

Полномочия собственника хозяйственные общества осуществляют через свои органы путем сочетания коллегиальности и единоначалия. Иначе полномочия собственника осуществляются хозяйственными товариществами, которые приобретают и принимают на себя обязанности через своих участников. При этом действовать от имени полного товарищества вправе: а) каждый его участник, если учредительным договором не установлено иное; б) все участники совместно согласно учредительному договору; в) один или несколько участников, которым поручено ведение дел в соответствии с учредительным договором. Делами товарищества на вере управляют только полные товарищи по правилам, установленным Гражданским кодексом для управления полным товариществом.

Порядок осуществления правомочия распоряжения не одинаков для всех видов объектов, входящих в состав имущества хозяйственных обществ и товариществ. Он определяется в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Так, решение о совершении акционерным обществом крупных сделок, либо сделок, в совершении которых имеется заинтересованность указанных в законе лиц, принимается советом директоров (наблюдательным советом), либо общим собранием акционеров Части 3, 4 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г.. Только общим собранием, например, решаются вопросы о распределении прибыли и убытков хозяйственного общества п. 3 ст. 91, п. 1 ст. 103 ГК..

2.3 Право собственности производственных и потребительских кооперативов

Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация, признаваемая юридическим лицом, независимо от вида кооператива. Круг таких субъектов разнообразен. Это могут быть производственные и потребительские кооперативы; первые относятся к коммерческим, а вторые — к некоммерческим организациям. К производственным кооперативам относятся кооперативы в сферах производства и оказания услуг и сельскохозяйственные кооперативы. Видами сельскохозяйственных производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз) Статья 3 Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» (СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870).. В число потребительских кооперативов входят: жилищно-строительные, жилищные, товарищества собственников жилья, дачно-строительные, гаражно-строительные и некоторые другие. Примером потребительского кооператива является и потребительское общество, осуществляющее в интересах пайщиков заготовительную, торговую и иную деятельность Статья 1 Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» (ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788).. В особую группу потребительских кооперативов следует выделить сельскохозяйственные. В зависимости от вида их деятельности они подразделяются на перерабатывающие, сбытовые, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые. Законом могут быть предусмотрены и иные виды производственных и потребительских кооперативов Статья 4 Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации»..

15 стр., 7125 слов

Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

... Российской Федерации (ст. 8). Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, ... ее принятие. Данная работа посвящена сущности, структуре и содержанию действующей Конституции РФ. Работа состоит из ...

Свои полномочия собственника кооперативная организация осуществляет через органы управления: общее собрание ее членов, правление кооператива, председателя правления и наблюдательный совет. Управление осуществляется обычно путем сочетания коллегиальности и единоначалия. Некоторые особенности имеет управление в сельскохозяйственных кооперативах. Если иное не предусмотрено в уставах, управление в них осуществляется правлением сельскохозяйственного кооператива коллегиально2.

Кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности. п. 3 ст. 213 ГК. В число объектов права собственности кооперативов входят земельные участки, здания, сооружения, сельскохозяйственные машины, рыбопромысловый флот, транспортные средства, жилищный фонд, объекты здравоохранения, культуры, образования и другое имущество. Законы о кооперации и уставы отдельных кооперативных организаций конкретизируют круг этого имущества в зависимости от вида кооперативной организации (производственная или потребительская) и от объема ее правоспособности. Садоводческие товарищества, например, могут иметь в собственности перерабатывающие пункты, хранилища, столярные и ремонтные мастерские, объекты культурно-бытового назначения и другое имущество, необходимое для более рационального использования сельскохозяйственной продукции и сокращения ее потерь. Круг объектов права собственности производственных кооперативов значительно шире. Так, в собственности колхозов могут быть земельные участки, мастерские, сушилки, гаражи, зернотока, склады и другое имущество, необходимое для деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции Статья 23 Закона РФ «О производственных кооперативах» (СЗ РФ. 1996. №20. Ст. 2321)..

Имущество кооперативов подразделяется на фонды. Виды, размеры этих фондов, порядок их формирования и использования устанавливаются законом, органами управления кооперативом в соответствии с уставом кооператива. В составе имущества кооператива выделяют паевой фонд, складывающийся из паевых взносов его членов. Размер паевого фонда устанавливается на собрании кооператива и предусматривается его уставом. В последующем размер паевого фонда может быть уменьшен или увеличен с внесением соответствующих изменений в устав. Его увеличение осуществляется либо путем внесения дополнительных паев, либо путем увеличения паевых взносов за счет кооперативных выплат п. 1 ст. 109 ГК..

Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных организаций, объединений юридических лиц

Объединение указанных субъектов в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего следует отметить, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР о собственности в РСФСР) более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объединений юридических лиц) как частную форму собственности. Затем, перечисленные юридические лица относятся к таким, на имущество которых их учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обязательственных прав. Права на имущество, переданное учредителями (участниками) в собственность такой организации, утрачиваются ими п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК.. Далее, они созданы для удовлетворения нематериальных потребностей граждан и (или) юридических лиц и могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их учредительных документах.

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности2. Общественные объединения существуют в виде как простых, однозвенных структур, так и многозвенных (профсоюзы, политические партии, спортивные организации).

Общественные объединения вправе регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица.

Однако, Гражданский кодекс РФ, признавая что общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, выступают собственниками приобретенного ими имущества, не решил вопрос о субъекте права собственности многозвенных организаций. Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона РФ «Об общественных объединениях». Согласно названной правовой норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация).

Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества. Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. В общественных организациях, имеющих структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности Статья 33—35 Закона РФ «Об общественных объединениях»..

Если же общественное объединение образовано в форме общественного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления п. 1 ст. 296 ГК..

Однако, если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений п. 2 ст. 298 ГК..

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах (например, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

В качестве объекта права собственности общественного объединения выступает лишь имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Положение о целевом характере имущества, принадлежащего общественным объединениям на праве собственности, закреплено в виде общего правила в ст. 30 Закона «Об общественных объединениях». Согласно данной норме права это могут быть земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности общественного объединения. Прежде всего это объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

2.3 Характеристика государственной собственности

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочии других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК).

Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества; от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности п. 4 ст. 212 ГК..

Однако государство продолжает оставаться особым субъектом права. Обладая присущими только ему властными правомочиями и выполняя возложенные на него функции, оно само может устанавливать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности, в том числе границы и содержать права государственной собственности. Возможность частных лиц по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника ограничиваются правом государства вмешиваться в их имущественную сферу в публичных интересах, в определенных законом случаях. Надо заметить, что ограничения эти неизбежны и предусмотрены в любом правовом обществе. В этих случаях важным является обеспечение равной защиты прав, непременным условием которой выступает сбалансированность интересов собственников при их защите. Нельзя обеспечивать государственные интересы за счет и в ущерб интересам частных лиц, если последние добросовестно владеют, пользуются и распоряжаются находящимся в их собственности имуществом. Например, изъятие имущества для государственных нужд предусматривает компенсационные выплаты его рыночной стоимости и возмещение убытков, причиненных таким изъятием, как это установлено ныне действующим законодательством ст. 281 ГК.. Но ущемление интересов частных лиц должно быть сведено к минимуму. Более того, в некоторых случаях разумно было бы предусмотреть в законе возможность изъятия имущества у собственника в публичных целях на выгодных -для него условиях. Например, предусмотреть право на предоставление адекватного жилья, возмещение морального вреда. Это послужило бы гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.

Данная позиция связана с намерением рассматривать государственную собственность и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что развитие частной собственности в разумных пределах, под государственным контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

Как экономическая категория государственная собственность является основной формой общенародного присвоения Принадлежность материальных благ обществу в целом может быть реализована в форме государственной собственности либо в форме неотъемлемого достояния народа Подробнее см.: Гражданское право. — М., 2001. Т 1. — С 258.. С учетом многоуровневого характера государственной собственности экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации.

В сложной системе экономических отношений общественной собственности государственная собственность представляет собой экономическую категорию, тождественную общенародному присвоению имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародного и государственного присвоения как экономических категорий должно иметь место в демократическом государстве и возможно, если государство выражает интересы всего народа и использует государственное имущество по целевому назначению, не допуская его трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих территорий в лице Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству, субъектам Российской Федерации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.

Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которой выступает либо Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации).

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов Российской Федерации, но не предполагает установление общей совместной собственности субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга. п. 5 ст. 126 ГК.

Указанные в ст. 124 ГК субъекты права государственной собственности — Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов п. 2 ст. 124 ГК..

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляется через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы. К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках своей компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации по их специальному поручению и от их имени. Государственные органы осуществляют правомочия собственника соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке.

В системе центральных государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Постановлением от 10 февраля 1994 г. «О делегировании полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» к его компетенции были отнесены полномочия по осуществлению юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий за исключением тех из них, осуществление которых делегировано Правительством РФ иным федеральным органам исполнительной власти. Этим же постановлением за Госкомимуществом России закреплено право передачи в установленном порядке государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду или пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров.

Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд Объекты исключительной государственной собственности функционирует в особом правовом режиме, установленном законодательством. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с монополией государства на это имущество, ограничением его оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся в памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. ст. 233 ГК.

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Перечень таких объектов содержится, в частности, в ст. 71 Конституции Российской Федерации, в Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В Российской Федерации к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны; имущество Вооруженных Сил; объекты оборонного производства; объекты ядерной энергетики; расщепляющие материалы; ядовитые и наркотические вещества, другие объекты и имущества.

2.4 Понятие муниципальной собственности

Понятие муниципальной собственности давно известно отечественному гражданскому праву. Оно было введено еще в Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время это понятие было развито и закреплено в Законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ», Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г, в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и в новом Гражданском кодексе 1994 г.

Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди других форм собственности менялось. Так, в Гражданском кодексе 1922 г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности и не имела самостоятельного значения. В Законе о собственности муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности отдельных юридических лиц Гражданские право. — М., 2001. Т. I. — С. 272..

В Конституции РФ 1993 г. и Гражданском кодексе РФ 1994 г. муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности. Законодательное закрепление муниципальной собственности наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности имеет целью приблизить к реальному обладанию материальными благами тех, кому они по праву принадлежат, — народа. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут решаться не только представительными органами, но и населением непосредственно в соответствии с его волей и в его интересах.

К субъектам муниципальной собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно п. 1 ст. 131 Конституции РФ.. Важным является соблюдение принципа, в силу которого распределение полномочий по управлению муниципальной собственностью между органами местного самоуправления должно способствовать эффективному использованию муниципальной собственности в соответствии с волей и интересами населения, по целевому назначению.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества ст. 125, 215 ГК.. Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.

Кроме того, осуществлять права собственника и выступать в имущественном обороте муниципальные образования могут также через юридических лиц — муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения ст. 294 ГК. или оперативного управления ст. 296 ГК..

3. В состав объектов муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.