Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина», в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.
Кроме того, в состав госпошлины как федерального сбора включены многие неналоговые доходы, существовавшие до 1 января 2005 года. В их число входят регистрационные сборы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Кодексом торгового мореплавания и др. Все они согласно этим законам устанавливались Правительством РФ.
В состав госпошлины как федерального сбора вошла плата за государственную регистрацию, которая уплачивалась в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и оставалась до 1 января 2005 г. в распоряжении учреждений юстиции, осуществляющих такую регистрацию.
Рассмотрение новаций законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.
Основной целью дипломной работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли на предприятии Староминское Райпо.
Задачами курсовой работы являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотрение механизма нормативно-правового регулирования института государственной пошлины;
3) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
4) определение круга плательщиков государственной пошлины;
5) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;
6) представление видов ставок государственной пошлины;
7) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;
Государственная пошлина: особенности исчисления и уплаты организациями РФ
... государственной пошлине". В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты. В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной ... -либо платежей. Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о ...
8) определение роли государственной пошлины в структуре налоговых отчислений (на примере Староминского Райпо).
1 Теоретические аспекты формирования государственной пошлины
1.1 Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования
На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий[1].
Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами[2].
Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины — это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[3].
Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам — это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины[4].
Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина — за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).
Государственная пошлина
... совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти ... ставок и льготы по госпошлине; 4) определить основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Понятие и значение государственной пошлины Фактически ни одно ...
1.2 Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты
Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ)[1].
Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.
В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:
- действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
- действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
- действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
- нотариальные действия;
- действия, связанные с государственной регистрацией гражданского состояния и их регистрация">актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
- действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
- действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
- действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
- государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия[5].
Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.
В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:
- лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)
— при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)
Курсовая работа понятие и виды сроков исковой давности
... "Сделки. Исковая давность" , Б.Б. Черепахина "Спорные вопросы понятия и действия исковой давности. Исковая давность в новом советском гражданском законодательстве" , В.П. Грибанова "Сроки в гражданском праве" , Ю.К. Толстого "Исковая давность" , Е.А. Крашенинникова "Понятие и предмет исковой давности" и другие работы . Между тем законодательство не ...
- при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
- при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп.
10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)
Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ)[6].
Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.
Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:
- квитанция, выдаваемой плательщику банком;
- квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата[3].
Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.
До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.
Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:
- в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
— если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
1.3 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношении плательщика различных юридически значимых действий (нотариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и др.)
По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
- при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
- цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
- при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке: если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подп.
1 п. 1 ст. 333.19 НК; если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК;
Патентные сборы и пошлины
... некоторые другие действия. Пошлины уплачиваются Европейскому патентному ведомству. Для ряда стран Европейским патентным ведомством предусмотрены льготы по уплате пошлин. Такие льготы в ... взимаются патентные пошлины. Взимание пошлин предусмотрено международными и региональными конвенциями. Размеры и порядок пошлин определяются, как правило, правительством, другими органами государственного ...
- при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.19 НК;
- при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
- в других случаях.
По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
- при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
- цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
- при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп.
2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
- в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
- в других случаях, предусмотренных статьей 333.22
За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
Гражданская война. Белое и красное движение
... в политический вектор развития. Более того, существенные изменения произошли в системе государственного управления. Гражданская война послужила ликвидацией манифеста, принятого в октябре 1917 г. о советской ... 1. выявить причины и итоги Гражданской войны; 2. рассмотреть Белое и Красное движения как основные движущие силы Гражданской войны. 1 Причины и итоги Гражданской войны В октябре 1917 года ...
- за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;
- при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;
- при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;
- за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой.
При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40 НК. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;
- в других случаях, предусмотренных в ст. 333.25
При государственной регистрации актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами настоящего государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 5 п. 1 ст. 333.26 НК, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств;
2) за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК, за каждое свидетельство.
За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.
Существуют также другие особенности уплаты государственной пошлины: в случаях совершения действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации; совершения действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора; уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации[1].
1.4 Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:
1) льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;
2) льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
3) льготы при обращении в арбитражные суды;
4) льготы при обращении за совершением нотариальных действий;
5) льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предоставляются федеральным органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям, полностью финансируемых из федерального бюджета — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судам общей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям, архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищам культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам — авторам культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей; физическим лицам — участникам и инвалидам Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также другим категориям граждан и организациям[1].
Основанием для предоставления льготы, предусмотренной является документ, выданный в установленном порядке.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам о взыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка а также прокуроры, вынужденные переселенцы и беженцы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и другие категории граждан и организаций.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:
1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
2) истцы — инвалиды I и II группы;
— В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершение нотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражные суды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанных в перечне.
1.5 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Правовое регулирование возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов (сборов) осуществляется в порядке, установленным ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ, а также ст. 333.40, определяющей особенности возврата и зачета государственной пошлины (п. 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Рассматриваемой статьей установлен исчерпывающий перечень оснований возврата государственной пошлины:
- уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ;
- возврат заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
- прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
- отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
- отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории РФ и на территории РФ, проездного документа беженца.
В перечисленных случаях государственная пошлина возвращается в полном объеме.
Также предусмотрены случаи частичного возврата государственной пошлины:
- при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины
- при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины
В пунктах 2, 4 ст. 333.40 указаны случаи, когда возврат государственной пошлины не может быть осуществлен, Не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:
- государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния;
- государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.
Порядок возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, и уплаченной за совершение иных юридически значимых действий различен.
Заявление о возврате государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дел судами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным судом РФ, а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ) и мировыми судьями подается в налоговый орган по месту нахождения суда, который рассматривал или должен был рассматривать дело.
К заявлению о возврате государственной пошлины должны быть приложены следующие документы:
- платежные документы об уплате государственной пошлины. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме должны быть приложены подлинники платежных документов. При частичном возврате государственной пошлины — их копии.
- решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Государственная пошлина должна быть возвращена плательщику в течение месяца с момента подачи заявления о возврате государственной пошлины. Орган Федерального казначейства осуществляет возврат государственной пошлины в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате[7].
Зачет государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий аналогичных тем, за которые была уплачено пошлина.
Заявление о зачете государственной пошлины необходимо подать в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Также как к заявлению о возврате государственной пошлины, к заявлению о ее зачете должны быть приложены:
- платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины;
- решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины.
Срок подачи заявления о зачете государственной пошлины также ограничен тремя годами со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет[8].
Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины являются формами изменения срока уплаты сбора, т.е. переносом установленного сока уплаты на более поздний срок (ст. 61 Налогового кодекса РФ).
Рассрочка или отсрочка государственной пошлины может быть предоставлена на срок от одного до шести месяцев (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).
Проценты на сумму государственной пошлины не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка (рассрочка)[1].
2 Анализ действующего механизма исчисления и уплаты государственной пошлины на предприятии (на примере Староминского Райпо)
2.1 Организационно-экономическая характеристика
Староминское районное потребительское общество — общественное объединение граждан и (или) юридических лиц созданное из райпотребсоюза в 1994 году по территориально — производственному признаку на основе членства путем объединения его имущественных паевых взносов для торговой, материальной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Районное потребительское общество учреждено в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.1997 года. Староминское потребительское общество в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ « О потребительской кооперации в Российской Федерации» другими источниками РФ, Уставом.
Староминское районное потребительское общество — юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках и другие реквизиты.
Граждане и юридические лица, внесшие вступительные взносы в общество, являются пайщиками.
Юридический адрес: 353620 Краснодарский край, ст.Староминская ул.Петренко, 12.
Вышестоящей организацией Староминского райпо наделенные правами контроля за финансово- хозяйственной деятельностью потребительского общества — члены краевого союза, является Краснодарский союз потребительский обществ.
Целями данного общества является удовлетворение материальных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели оно осуществляет розничную торговлю, в том числе путем создания торговых предприятий, магазинов, коммерческих центров, киосков; осуществляет реализацию продукции научного промышленного, оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, промышленных товаров; транспортно — экспедиционную деятельность; грузовые перевозки автомобильным транспортом; деятельность ресторанов и кафе; сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества; оптовая торговля зерном, семенами и ромами сельскохозяйственных животных; производство продуктов из мяса и рыбы и другие виды деятельности. Защита государственной тайны является основным видом деятельности.
Управление обществом осуществляет общее собрание пайщиков, совет общества и правление общества. Высшим органом является общее собрание общества. Свои полномочия оно осуществляет через собрание пайщиков кооперативных участков и общее собрание уполномоченных общества. Исполнительным органом является правление общества. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными организациями осуществляет ревизионная комиссия.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков относятся:
- принятие устава, внесение в него изменений и дополнений;
- определение основных направлений деятельности;
- утверждение программ развития общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
- принятие решений о реорганизации и ликвидации общества;
- избрание председателей и членов совета, членов ревизионной комиссии общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание и другие полномочия.
Совет Староминского Райпо является органом управления и подотчетен его общему собранию. Он осуществляет полномочия, определенные законом и уставом Староминского райпо, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания.
Правление Староминского райпо является исполнительным органом, создаваемым для ведения хозяйственной деятельностью общества. Председатель правления несет персональную ответственность достоверность бухгалтерской, статистической и иной отчетности в пределах своей компетенции.
Реорганизация или ликвидация может осуществляться по решению общего собрания общества. Общество может быть ликвидировано: по решению общего собрания общества; по решению суда; при признании общества несостоятельным (банкротом).
Ликвидация производится назначенной обществом ликвидационной комиссией. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению общества. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество, выявляет дебиторов и кредиторов общества и рассчитывается с ними, оценивает имущество общества, составляет ликвидационный баланс и предоставляет его собранию общества. Общество считается ликвидированным с момента исключения из государственного реестра.
Данные об экономических показателях дают нам возможность выявить статистику деятельности предприятия, рентабельно ли оно, поэтому очень важно проводить их оценку.
В таблице 2.1 рассчитаны основные экономические показатели деятельности Староминского Райпо.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Во-первых, наблюдается динамика такого показателя как выручка от реализации: можно отметить, что абсолютное отклонение в период с 2003 по 2004 год достаточно большое в 4077 тыс.р. и в период с 2004 по 2005 год наблюдается рост данного показателя, здесь абсолютное отклонение |
2003 |
2004 |
2005 |
2004 к 2003 |
2005 к 2004 |
2004 к 2003 |
2005 к 2004 |
|
1.Выручка от реали- зации, тыс. р. |
50841 |
54918 |
64115 |
4077 |
9197 |
108,0 |
116,7 |
|
2.Себестоимость реализованной продукции, тыс. р. |
42923 |
46504 |
53784 |
3581 |
7280 |
108,3 |
115,6 |
|
3.Прибыль от реали- зации, тыс. р. |
1189 |
1250 |
934 |
61 |
-316 |
105,1 |
74,7 |
|
4.Прибыль до нало- гообложения, тыс. р. |
1291 |
966 |
1074 |
-325 |
108 |
74,8 |
11,2 |
|
5.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р. |
12092,5 |
12389,5 |
12826 |
297 |
436,5 |
102,4 |
103,5 |
|
6.Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р. |
6776 |
10204 |
9467,5 |
3428 |
-736,5 |
150,6 |
92,8 |
|
7.Среднесписочная численность персонала, чел. |
356 |
330 |
330 |
-26 |
0 |
92,7 |
100,0 |
|
8.Фонд оплаты труда, тыс. р. |
4926 |
6260 |
8110 |
1334 |
1858 |
127,1 |
129,7 |
|
9.Затраты на 1 р. реализованной продукции, коп. |
84,4 |
84,7 |
83,9 |
0,3 |
-0,8 |
100,3 |
99,0 |
|
10.Рентабельность продукции, % |
2,8 |
2,7 |
1,7 |
-0,1 |
-1 |
96,4 |
62,9 |
|
11.Рентабельность производства, % |
6,8 |
4,3 |
4,8 |
-2,5 |
0,5 |
63,2 |
111,6 |
|
12.Фондоотдача, р. |
4,2 |
4,4 |
4,9 |
0,2 |
0,5 |
104,8 |
111,4 |
|
13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз |
7,5 |
5,4 |
6,8 |
-2,1 |
1,4 |
72,0 |
125,9 |
|
14.Период оборачиваемости оборотных средств, дней |
48 |
66,7 |
52,9 |
18,7 |
-13,8 |
138,9 |
79,3 |
|
15.Производительность труда, тыс. р./чел. |
142,8 |
166,4 |
194,3 |
23,6 |
27,9 |
116,5 |
116,8 |
|
16.Среднемесячная заработная плата, тыс. р. |
1,15 |
1,58 |
2,05 |
0,43 |
0,47 |
137,4 |
129,7 |
|
Анализируя темп роста этого показателя, отметим, что он растет и его увеличение составило в рассматриваемый период 8,7%. В целом показатель прогрессирующий.
Самый низкий показатель себестоимости реализованной продукции наблюдается в 2003 году, затем отмечается тенденция увеличения себестоимости, о чем говорит абсолютное отклонение, оно составило в период с 2003 по 2004 год 3581 тыс.р., в следующий отчетный период наблюдается резкий рост себестоимости, абсолютное отклонение составило — 7280тыс. руб. Темп роста этого показателя также увеличивается на 7,3%, т.е. показатель прогрессирующий.
Анализируя динамику такого показателя как прибыль от реализации, можно отметить, что этот показатель имеет тенденцию к снижению. Так в период с 2003 по 2004 абсолютное отклонение составило 61 тыс. руб., а в период с 2004 по 2005 ? -316 тыс. руб. это связано с тем, что себестоимость продукции значительно увеличивается. Также существенно изменяется темп роста этого показателя: он резко сократился на 30,4%.
Рассматривая показатель прибыли до налогообложения, можно отметить, что показатель имеет неоднородную динамику: в период с 2003 по 2004г. наблюдается резкое снижение, при этом абсолютное отклонение составляет -325 тыс. руб., а в последующий период абсолютное отклонение данного показателя составляет 108 тыс. руб. Темп роста данного показателя вырос на 36,4% за рассматриваемый период.
Проводя анализ такого показателя как среднегодовая стоимость основных средств можно отметить, что наблюдается тенденция прогрессирующего роста: с 2003 по 2004 год прирост составил 2,4%, а в период с 2004 по 2005 3,5% — это говорит о том, что предприятие стало больше приобретать имущества, например, машины и оборудование в 2005г., соответственно стоимость приобретенного имущества увеличилась. Темп роста также увеличился на 1,1%.
Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась в первый отчетный период на 50,6% — это связано с увеличением дебиторской задолженности предприятия. А вот уже в период с 2004 по 2005 год наблюдается резкий скачок в сторону уменьшения среднегодовой стоимости оборотных средств, о чем свидетельствует абсолютное отклонение в -736,5 тыс.р.- т.к. кредиторская задолженность увеличил ………..