Развитие охраны труда в России как важнейшего института, входящего, прежде всего, в предмет трудового права, позволит создать базу для всего комплекса мер по созданию условий максимальной защищенности работников, которые бы соответствовали, а в дальнейшем, может быть, и превышали требования международных норм. Соблюдение права работника на охрану труда невозможно без наличия четко работающей системы государственного управления охраной труда.
Подтверждение такому подходу можно найти в позиции Правительства Российской Федерации, отраженной в пояснительной записке к проекту «Положения о государственной системе управления охраной труда в Российской Федерации». В проекте отмечается, что в связи с возникновением организаций различных форм собственности, разнообразных организационно-правовых форм, демонтажем доминирующей ранее отраслевой системы управления организациями, в том числе и в вопросах охраны труда, усилением роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, назрела настоятельная необходимость создания на основе новой редакции Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» стройной системы государственного управления охраной труда, предусматривающей участие в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний социальных партнеров: работодателей, профсоюзов, а также всех уровней управления: федерального, субъектов Российской Федерации, отраслевого, муниципального и непосредственно организаций».
Целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия и определения в области охраны труда.
2. Провести анализ структуры системы государственного управления охраной труда.
3. Раскрыть сущность и функции государственных органов, занятых в области охраны труда.
4. Провести анализ стандартов в области охраны труда.
5. Выявить меры пресечения и наказания за правонарушения в области охраны труда.
Объект исследования – охрана труда.
Система управления охраной труда (2)
... управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда а организациях; включение системы управления охраной труда ...
Предмет исследования – государственная система управления охраной труда.
Методы исследования – анализ, синтез, классификация, группировка.
Структура и логика работы. Так как целью курсовой работы является исследование государственной системы управления охраной труда, то сначала нужно обратиться к собственно самой охране труда. Что это такое, чем занимается и какие вопросы решает? Поэтому нужно рассмотреть основные понятия и определения в этой области. Так же уместным будет исследовать законодательную сторону этого вопроса. Далее следует перейти непосредственно к структуре государственного управления в области охраны труда. Анализ уровней и связей между органами и другими субъектами в системе управления охраной труда. Отсюда стоит определить стандарты выполнения этой деятельности и, соответственно, контроль над соблюдением установленных правил.
3
Глава 1. Общие теоретические вопросы охраны труда
2.4 Понятия и определения в области охраны труда
Безопасность — это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [4]
Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности, то есть комплекса средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов производственной инфраструктуры. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. [32]
Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Основная цель улучшения условий труда — достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.
Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».
Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.
Безопасность труда как условие повышения производительности в организации
... и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов ... рост аварий и травм на производстве и, как следствие, рост экономических потерь. Материальные убытки общества от этих факторов неуклонно возрастали. В настоящее время руководителям ...
Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения.
Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ. [22]
В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных исследований, как «Гигиена труда», «Промышленная санитария», «Эргономика», «Техническая эстетика», «Техника безопасности» и др.
Гигиена труда — это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Промышленной санитарией является комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.
Негативные факторы трудового процесса приводят к снижению трудоспособности и ухудшению качества выпускаемой продукции.
Длительное воздействие неблагоприятных условий труда может привести к нарушению здоровья работающего, развитию профессионального заболевания или инвалидности.
Эргономика — это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.
Техническая эстетика — это наука, изучающая производственную среду с целью её гармонизации, улучшения, удобства и красоты. Техническая эстетика является теоретической основой дизайна. [35]
2.5 Основные законодательные акты по охране труда
Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализации законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда, за каждым из элементов и органов которой закреплены свои функции, обязанности и область деятельности, ее порядок и процедура.
Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.
По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.
Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Правовые акты президента Российской Федерации
... вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 27.05.1996. – № 22. – Ст. 2663. 6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.02.1993 года ...
Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.
Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.
По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней (см. рис. 1).
[1]
1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.
3. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.
4. Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда применительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.
5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).
Рис 1. Уровни законодательных и нормативных правовых актов
Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные — единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;
- содействие общественному контролю в области охраны труда;
- расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;