Курсовая работа охрана

Курсовая работа

Своевременность выбранной темы подтверждается тем, что охрана труда охватывает практически все отношения между работодателями и работниками, вплоть до оснащения рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов на отдых, праздничных дней, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактического питания и т.д.

Правовой институт охраны труда, являющийся одним из основных комплексных институтов трудового права, включает в себя нормы, направленные на обеспечение безопасных условий труда, защиту жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. История развития трудового законодательства началась с норм об охране труда, которые затем переросли в самостоятельную отрасль права. Основу фабричного трудового законодательства уже составляли царские законы, известные как «Высокопризнанные мнения Государственного Совета», направленные на защиту труда несовершеннолетних и женщин. Российские трудовые кодексы традиционно содержат главы об охране труда.

Разработчики Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее — Трудовой кодекс РФ) руководствовались новой концепцией охраны труда, разработанной Международной организацией труда и Европейским Союзом. Регулирование основных правовых принципов в этой области остается в руках государства. Разработка основных направлений политики и нормативных требований в области охраны труда, управления охраной труда и здоровья, аудита условий труда возведены в ранг государственных функций.

Объект исследования —, Исследование предмета, Цель курсовой работы, В соответствии с целью работы, основными задачами являются:

  • Раскрыть понятие безопасности и гигиены труда как института трудового права;
  • Определяют требования и организацию охраны труда (требования государственного стандарта безопасности и гигиены труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасности и гигиены труда, обязанности работников в области безопасности и гигиены труда);
  • Определить управление охраной труда (государственное управление охраны труда, службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации, обеспечивающие права работников на охрану труда).

Охрана труда как институт трудового права

10 стр., 4930 слов

Анализ охраны труда как института трудового права

... влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Следовательно, охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Поэтому изучение данной проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение. Целью данной работы является анализ охраны труда как института трудового права. Поставленная ...

Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция Российской Федерации), «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Законодательство об охране труда устанавливает гарантии реализации права работников на защиту, предусматривает единый порядок регулирования отношений между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности, независимо от их экономической деятельности и ведомственной подчиненности, а также направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям охраны жизни и здоровья работников во время и в связи с их трудовой деятельностью. Одной из основных целей государственной политики в области охраны труда является уделение приоритетного внимания защите жизни и здоровья трудящихся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Закона о труде, безопасность и гигиена труда определяются как система охраны жизни и здоровья работников на производстве, включающая в себя правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, профилактические, реабилитационные и другие меры. Данные мероприятия направлены на защиту работников от вредных и опасных факторов производства в процессе выполнения работ.

Безопасность и охрана труда как система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Безопасность и охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, обеспечивающих правовую основу для реализации мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мер по охране труда должна занимать ведущее место, так как правила поведения, устанавливаемые уполномоченными органами, направлены на охрану жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует отметить, что внедрение новых способов защиты жизни и здоровья работников во время работы в значительной степени зависит от финансового положения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания и намерения защитить работников от воздействия вредных и опасных факторов производства. Поэтому важным фактором в области охраны труда и техники безопасности является финансовое положение и поведение работодателей.

Можно сделать вывод, что институт охраны труда состоит из норм, обеспечивающих правовую основу для реализации мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Данные нормы реализуются органами Фонда социального страхования Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями. Кроме того, каждый работник имеет право на самозащиту в области охраны труда, включая право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как уже упоминалось выше, законодательство в области БГТ направлено на создание условий труда, исключающих воздействие на работников вредных и опасных факторов производства. Стандарты безопасности и гигиены труда можно разделить на две части. Первый Пединститут состоит из комплекса правил безопасности, призванных защитить работников от воздействия опасных и вредных факторов. Второй Пединститут состоит из правил промышленной гигиены, направленных на защиту работников от воздействия вредных факторов. Эта классификация является как теоретической, так и практической.

14 стр., 6692 слов

Правовые проблемы охраны труда работников

... коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда. В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле охрана труда-- система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая ...

Таким образом, безопасность и гигиена труда как институт трудового права представляет собой комплекс правил, обеспечивающих правовую основу сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, которая выражается в соблюдении правил охраны труда, каждый из которых призван защищать работников от воздействия опасных и вредных факторов производства.

Требования и организация охраны труда и техники безопасности

Государственные правила охраны труда

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные требования к охране труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые должны соблюдаться юридическими и физическими лицами при осуществлении всех видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, изготовлении машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Помимо федеральных законов, требования государственного регулирования в области охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством можно выделить следующие виды нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда:

Во-первых, межотраслевые правила БОТ, направленные на обеспечение безопасности работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ межотраслевого характера, таких как газосварочные работы, а также использование оборудования и машин в некоторых отраслях экономики. Межотраслевые правила охраны труда заранее представляются в Федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и утверждения Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Во-вторых, отраслевые правила охраны труда и техники безопасности, которые призваны защищать работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ отраслевого характера, а также при использовании оборудования и машин в конкретной отрасли промышленности.

Межсекторальные и секторальные правила в области БОТ разрабатываются на основе стандартных межсекторальных и секторальных инструкций по БОТ. Межотраслевые и отраслевые стандартные инструкции по БОТ также направляются в соответствующие отраслевые союзы на федеральном уровне для рассмотрения и утверждения, а межотраслевые стандартные инструкции по БОТ утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, а отраслевые — соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования к безопасности и гигиене труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила обращения с оборудованием и безопасной эксплуатации, кодексы профессиональной этики при проектировании и строительстве, санитарные нормы и государственные стандарты безопасности и гигиены труда. Указанные нормативные правовые акты заблаговременно направляются в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня для рассмотрения и утверждения. Эти акты также утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. В случае несоблюдения порядка, установленного законом для утверждения вышеуказанных актов, Верховный суд вправе объявить их недействительными.

2 стр., 962 слов

Разработка инструкции по охране труда для работника рабочей профессии ...

... является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Актуальностью исследования является разработка инструкции по охране труда для работника. Целью исследования разработка инструкции по охране труда для работника подразделению - энергослужбы на ...

В соответствии со статьей 211.1 Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, могут приниматься и на региональном уровне. Однако следует подчеркнуть, что законы, принятые на региональном уровне в сфере охраны труда, не могут ухудшить положение трудящихся по сравнению с федеральным законодательством. Законодательные акты, принятые на региональном уровне в сфере охраны труда, могут быть обжалованы в судах соответствующих субъектов Российской Федерации, в том числе в случае их несовместимости с федеральным законодательством.

Обязательства работодателя по обеспечению безопасности труда

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение безопасных условий труда своих работников. Это обязательство является основой для разработки таких нормативных актов, как коллективные договоры и контракты, внутренние правила, инструкции по охране труда и так далее.

Статья 212 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, проведении технологических процессов, а также инструмента, сырья и материалов, используемых в производстве. Проекты реконструкции производственных объектов и строительства должны соответствовать требованиям охраны труда. Это требование выполняется в отношении машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов;
  • Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты (далее — СИЗ) работников. При работе во вредных и (или) опасных условиях труда работники должны быть обеспечены необходимыми индивидуальными и коллективными средствами защиты и иметь возможность пользоваться ими. Правила сертификации СИЗ утверждены Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. № 34 «Об утверждении и выдаче правил сертификации средств индивидуальной защиты»;
  • Условия безопасности на каждом рабочем месте должны отвечать требованиям охраны труда. Эта обязанность работодателя распространяется только на рабочее место работника. Обеспечение безопасных условий труда работника, выполняющего работу вне рабочего места, не входит в обязанности работодателя.

    Однако в случае направления работника в места, где он должен выполнять работу в этой организации, работодатель обязан осуществлять надзор за этим работником. Также, если работник направляется в командировку на атомную станцию, работодатель должен проинформировать работника о безопасности условий труда на этой станции и наличии вредных и опасных факторов производства. В случае невыполнения этого требования работодатель считается не выполнившим свою обязанность по обеспечению безопасности труда своих работников;

  • Статьями 92 и 109 ТК РФ установлено, что к отдельным видам работ применяются специальные оплачиваемые перерывы на отдых и разминку в течение рабочего дня, а также сокращенное рабочее время. В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса, в течение рабочего дня работникам должен предоставляться перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов;
  • Приобретение и предоставление за свой счет сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, чистящих и дезактивирующих средств в соответствии с установленными нормативами для работников, работающих на предприятиях с вредными и (или) опасными условиями труда либо на предприятиях с особыми температурными условиями либо на предприятиях, связанных с загрязнением окружающей среды.
    13 стр., 6291 слов

    Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

    ... особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Целью данной работы является детальный и всесторонний анализ норм права, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а также соответствующей правоприменительной практики. 1. Охрана труда. Понятие, требования, права и обязанности работников Охрана труда ...

  • Обучение сотрудников правилам техники безопасности, а также оказанию первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, инструктажу по охране труда и т.п;
  • Недопущение к работе сотрудников, не прошедших обучение и стажировку по охране труда;
  • Обеспечить контроль за состоянием рабочих мест, а также за правильным использованием работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • Своевременная аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей аттестацией по охране труда;
  • За свой счет — медицинские осмотры (обследования), обязательные психиатрические осмотры (обследования), обязательные психиатрические осмотры (обследования) работников по их просьбе в соответствии с медицинскими рекомендациями при сохранении за ними рабочего места (должности) и среднего заработка за время проведения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
  • Не допускать к работе лиц, не прошедших обязательных медицинских осмотров (тестов), обязательных психиатрических осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • Информирование работников об условиях труда и охране труда, о риске причинения вреда здоровью, а также о компенсациях и СИЗ, на которые они имеют право;
  • Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку государственной политики в области труда и нормативного правового регулирования, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих трудовое законодательство, иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, органы исполнительной власти;
  • Принимать меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и защите жизни и здоровья сотрудников в случае возникновения таких ситуаций, включая оказание первой помощи жертвам;
  • Расследуйте и регистрируйте несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
  • Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-гигиенического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности, а также транспортировка работников, заболевших на производстве, в экстренную медицинскую организацию;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля для проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Выполнять указания должностных лиц федеральных правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль, а также рассматривать представления государственных надзорных органов в сроки, указанные в настоящем Кодексе и других федеральных законах;
  • Обеспечить обязательное социальное страхование работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • Повысить осведомленность сотрудников о требованиях охраны труда;
  • Разработка и принятие правил и инструкций по охране труда работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо иного уполномоченного работниками органа в соответствии с порядком принятия локальных нормативных правовых актов, установленным статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • Иметь свод правил, содержащих конкретные требования к охране труда на своем предприятии.

Следовательно, работники имеют право требовать от работодателя выполнения указанных требований. В соответствии со ст. 379 ТК РФ при несоблюдении работодателем указанных требований работник вправе отказаться от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью. Работодатель также может быть привлечен к ответственности за невыполнение вышеуказанных требований. Действительно, статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) предусматривает административное наказание за нарушение законодательства об охране труда государственными служащими. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица могут быть подвергнуты административному приостановлению деятельности на срок до 90 дней. В случае повторного подобного нарушения должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 до 3 лет (лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом, а также осуществлять руководство юридическим лицом).

9 стр., 4187 слов

Особенности охраны труда отдельных категорий работников

... охраны труда; требования охраны труда; прав и обязанностей субъектов трудового права, касающихся охраны труда; ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда; прав отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц с пониженной трудоспособностью). 1. Охрана труда Конституция Российской Федерации ...

В случае выявления государственным инспектором нарушений требований охраны труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, он может обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения.

5 стр., 2460 слов

Обязанности и права работника и работодателя в сфере охраны труда

... работника в сфере охраны труда; рассмотреть права и обязанности работодателя в сфере охраны труда; изучить гарантии прав работников, предоставляемые государством. 1 Обязанности и права работника и работодателя в сфере охраны труда 1.1 Права и обязанности работника в области охраны труда Работником ...

Следует также отметить, что нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда составляют основную часть преступлений, нарушающих права граждан. В 2007 году судами общей юрисдикции и мировыми судьями административного взыскания было подвергнуто 512 юридических лиц (74,4 процента от общего числа юридических лиц, наказанных за нарушение прав граждан); в 2008 году административное взыскание было назначено 862 юридическим лицам (86,4 процента от общего числа юридических лиц, наказанных за такие нарушения).

— В 2008 году административное взыскание было назначено 862 юридическим лицам (86,3%), в 2009 году — 1186 юридическим лицам (88,3%).

— В 2009 году к административной ответственности было привлечено 1186 юридических лиц (88,5%).

В целях предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных факторов производства, а также защиты от загрязнения окружающей среды, работники должны быть обеспечены СИЗ (специальная одежда, обувь и другие СИЗ) и средствами коллективной защиты (технические средства защиты, например, от движущихся частей оборудования, которые являются источником опасности; от попадания в рабочую зону опасных веществ и материалов или инструментов, используемых на работе, и т.д.) за счет работодателя.

Если личные и коллективные средства защиты не предоставляются работнику в соответствии с правилами, работодатель не вправе требовать от работника выполнения его трудовых обязанностей и обязан оплатить причиненный им ущерб. Отказ работника от выполнения работы при наличии опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения правил охраны труда или выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечение работника к дисциплинарной ответственности.

Работник обязан сохранить за собой рабочее место (должность) и средний заработок за время остановки работы в связи с нарушением требований охраны труда без вины работника. В течение этого периода работник с его согласия может быть переведен на другую должность, вознаграждение за которую не должно быть ниже среднего заработка на предыдущей должности.

При тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин, запрещается применение труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также использование труда лиц, которым такая работа противопоказана по состоянию здоровья.

При выполнении работ в условиях, вредных для здоровья, работники должны бесплатно получать 0,5 литра молока или других эквивалентных продуктов питания за смену в соответствии с установленными нормами. Замена молока или продуктов питания может быть произведена на компенсационную выплату по письменному заявлению работника, если это предусмотрено трудовым договором или коллективным договором.

Профилактическое питание и витаминная подкормка в соответствии с установленными нормами предоставляются бесплатно на работах с особо вредными условиями труда.

В перечень вредных факторов производства, под воздействием которых рекомендуется потребление молока или других эквивалентных ему профилактических пищевых продуктов, включены химические, биологические и физические факторы.

Работодатель обязан обеспечить контроль за соблюдением работниками инструкций по охране труда. В должностных инструкциях или приказах, издаваемых руководством, должны быть указаны конкретные обязанности сотрудников в области охраны труда и техники безопасности.

4 стр., 1940 слов

Организация охраны труда в РФ.Обеспечение прав работников на охрану труда

... секретаря. 2. Обеспечение прав работников на охрану труда 2.1. Права и гарантии работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Нормы об обеспечении прав работников на охрану труда содержатся в главе 36 Трудового кодекса РФ. Право работника на охрану труда многокомпонентно и включает в себя: право на рабочее ...

Обязательства работников в области охраны труда и техники безопасности

Обязательства предприятия в области охраны труда установлены пунктом 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель имеет право требовать от работников выполнения обязательств, предусмотренных законом.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законом, а также правила и инструкции по охране труда. Следовательно, агенты работодателя имеют право требовать от работника соблюдения правил и инструкций по охране труда, действующих в организации. Работник может отказаться от соблюдения правил и инструкций по охране труда, противоречащих трудовому законодательству. Эти правила и нормы могут быть оспорены сотрудником в государственной инспекции труда и (или) в суде.

Работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарные меры, если он нарушает требования техники безопасности и охраны труда, а также соответствующие правила и инструкции. Ответственность за правильное использование средств индивидуальной и коллективной защиты лежит на сотруднике. Если работник не использует эти защитные средства надлежащим образом, работодатель или его представитель обязаны обучить его безопасному ведению работ. В случае умышленного невыполнения работником правил использования защитных средств в случаях, когда это необходимо, работник будет нести дисциплинарную ответственность.

Работник обязан пройти обучение по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, испытательный срок на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности. Невыполнение работником вышеуказанных обязанностей является основанием для его отстранения от работы, а также для возбуждения дисциплинарной ответственности. Отсутствие вины работника в том, что он не прошел вышеупомянутое обучение, влечет за собой обязанность работодателя удержать средний заработок работника в течение всего периода временного отстранения от работы.

Каждый работник обязан незамедлительно сообщать своему руководителю или непосредственному руководителю о любой ситуации на рабочем месте, которая угрожает его жизни или здоровью, о любом несчастном случае на производстве, а также о любом ухудшении его здоровья, включая признаки острого профессионального заболевания. Если сотрудник не выполняет эту обязанность, он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Работник обязан проходить обязательное предварительное (при поступлении на работу) и периодическое (во время трудовой деятельности) медицинское освидетельствование (обследование).

Работодатель имеет право требовать от работника предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования) на основании действующего законодательства. В то же время работодатель обязан организовать осмотр, т.е. освободить работника от работы на время осмотра и, при необходимости, оплатить услуги по осмотру. Если работодатель этого не делает, то работник не виноват в этом.

5 стр., 2074 слов

Защита профсоюзами трудовых прав работников

... жалобы. Профсоюз защищает трудовые права работников и при осуществлении им общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, прав работников. Повседневный ... индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников - членов профсоюза. 2. Защита профсоюзами трудовых прав работников Правовую основу деятельности профсоюзов в организациях ...

Как правило, положение работника ухудшается, когда на него возлагаются дополнительные обязанности сверх установленных законом. Однако работодатель имеет право принимать дополнительные меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников в их трудовой деятельности. В случае принятия таких мер на сотрудников могут быть наложены дополнительные обязательства. В этом случае работодатель обязан предоставить работнику дополнительные гарантии по охране жизни и здоровья на рабочем месте. Поэтому в трудовом договоре должны быть указаны дополнительные обязательства, обеспечивающие охрану жизни и здоровья работника при выполнении им трудовых обязанностей.

Обеспечение безопасности труда

Государственная служба охраны труда

В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или от его имени федеральным органом исполнительной власти по труду и иными федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также делегировать их опубликование федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специального разрешенного надзора и контроля в сфере охраны труда, координируют свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны труда — Министерством здравоохранения Российской Федерации. Таким образом, Правительство Российской Федерации может делегировать федеральным органам исполнительной власти полномочия по изданию нормативных правовых актов в области охраны труда.

Иные федеральные органы исполнительной власти при принятии нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получать соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации, но и согласовывать эти правовые акты с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Из этого следует, что иные федеральные органы исполнительной власти должны издавать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда и Минздрава РФ.

Государственный контроль в области охраны труда может также осуществляться путем издания федеральными органами исполнительной власти актов принудительного характера, например, для устранения нарушений законодательства в области охраны труда. Такие действия могут быть оспорены работодателем в суде по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, издавшего закон. Если суд признает рассматриваемый акт законным и обоснованным, а срок обжалования истек, работодатель обязан обеспечить исполнение данного акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в государственном управлении охраной труда. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут противоречить нормативным правовым актам федерального уровня.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации оспариваются в суде соответствующего субъекта Российской Федерации, который вправе объявить их недействительными, если они противоречат высшему действующему законодательству.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут также участвовать в управлении охраной труда, например, путем создания за счет собственных средств дополнительных гарантий защиты жизни и здоровья работников во время трудовой деятельности.

Услуги и комитеты (комиссии) по охране труда

Статья 217 Трудового кодекса РФ предусматривает, что на каждом предприятии с численностью работников более 50 человек для обеспечения и контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда должна быть назначена служба охраны труда или специалист по охране труда. Этот специалист должен иметь соответствующую подготовку или профессиональный опыт в данной области.

Так, «Гражданин Б. подал иск против ОАО, заявив, что, по его мнению, был незаконно уволен с должности инженера по охране труда в связи с сокращением численности и уменьшением численности персонала. По словам истца, незаконность его увольнения обусловлена тем, что он был единственным специалистом по охране труда на предприятии, и после его увольнения обязанности по охране труда были возложены на работника, занятого неполный рабочий день. Это противоречит правилам, регулирующим численность персонала по охране труда и технике безопасности на предприятии.

Первая инстанция отклонила иск против бывшего инженера. Обоснование подсудимых, которые согласились с городским судом, заключалось в том, что охрана труда на службе не отменяется, а количество дежурных работников имеет право устанавливать работодателя, а методические рекомендации по нормативам количества дежурных работников в их смысле являются консультативными, но не обязательными.

Суд второй инстанции отменил ранее принятое решение, разрешил иск и восстановил инженера в должности. Значение решения суда состоит в том, что если в законе конкретизируются рекомендации, то они носят обязательный характер. А статья 217 ТК РФ обязывает работодателя определять численность работников для службы охраны труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по вопросам нормативного правового регулирования труда. Президиум Пензенского областного суда, действуя по поручению судьи Верховного Суда Российской Федерации, повторил иск ответчика, отклонил его и подтвердил правильность решения о признании иска.

Таким образом, судебная власть Российской Федерации приняла постулат о необходимости наличия у организации или предприятия отдельного специалиста по охране труда. Кроме того, я хотел бы обратить внимание всех заинтересованных сторон на то, что не следует доверять обманчивому значению слова «рекомендация». Если такое слово вообще фигурирует в различных названиях нормативных документов, то вполне вероятно, что эти «рекомендации» будут выполняться так же, как и прямые указания.

Служба охраны труда в организации создана с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы обязаны осуществлять деятельность, направленную на охрану жизни и здоровья работников во время трудовой деятельности, надлежащее использование средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мер, предусмотренных законодательством и локальными актами организации.

Комитеты (комиссии) по безопасности и гигиене труда формируются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников или их представительного органа в организации. Такие комитеты (комиссии) по охране труда состоят из равного числа представителей работодателя и представителей выборного органа главной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Министерство труда России приняло типовое положение о комитетах (комиссиях) по охране труда.

В соответствии со статьей 218.2 Трудового кодекса Российской Федерации комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводит проверки условий и охраны труда на рабочих местах, а также информирует работников о результатах этих проверок и собирает предложения по разделу коллективного договора (контракта) об охране труда.

Из этого можно сделать вывод, что формирование комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом уполномоченных представителей работодателя и работников. Эти лица также определяют мандат комитета (комиссии) по безопасности и гигиене труда.

В состав комитета (комиссии) по охране труда могут входить как работники службы охраны труда, так и специалисты по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть сформирован как на предприятиях, имеющих службу охраны труда или специалиста по охране труда, так и на предприятиях, не имеющих такой службы. Уполномоченные представители работодателя не имеют права вмешиваться в проверки соблюдения работниками правил охраны труда на рабочих местах.

В случае обнаружения нарушения БГТ Комитет (комиссия) по БГТ может сообщить об этом в Государственную инспекцию труда. Следует также подчеркнуть, что они не могут самостоятельно подавать иски в суд для исправления таких нарушений. Однако, если они уполномочены на это работодателем или представительным органом работников (что обычно выражается в виде доверенности), они могут представлять свои интересы для защиты прав и законных интересов в суде.

В применении правил охраны труда могут участвовать службы охраны труда, специалисты по охране труда, комитет (комиссия) по охране труда. В частности, они могут вносить предложения работодателю о содержании нормативно-правовых актов, издаваемых его уполномоченными представителями. Принятые ими документы являются допустимыми доказательствами в решении ходатайств о применении правил охраны труда государственной инспекцией труда и (или) судом.

Однако эти органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законом. Таким образом, целью их деятельности является создание условий для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обеспечение прав работников на безопасность труда

Статья 219 Трудового кодекса РФ устанавливает право работников на труд с соблюдением требований безопасности и охраны здоровья. Это право включает в себя ряд прав, перечисленных в указанной статье, которые работодатель обязан осуществлять.

Работник имеет право на рабочее место, отвечающее требованиям безопасности и гигиены труда. Это право осуществляется как работодателем, так и Государственной инспекцией по безопасности и гигиене труда. В случае несоблюдения правил, в результате чего на производстве возникает опасная для жизни и здоровья рабочая среда, работник имеет право отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей. Такой отказ является самозащитой работника за его трудовые права, и работодатель обязан удержать среднюю заработную плату работника на весь период до устранения нарушений правил техники безопасности и охраны труда на рабочем месте.

Работник имеет право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Следовательно, работник обязан застраховаться от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан обеспечить работника этим видом страхования.

Работник имеет право на получение от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций достоверной информации об условиях и охране труда на своем рабочем месте, о существующем риске нанесения вреда здоровью, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Соответственно, перечисленные органы власти обязаны информировать работника об имеющейся информации об условиях труда на его рабочем месте.

Если жизнь или здоровье работника находятся под угрозой в результате нарушения правил охраны труда, он имеет право отказаться от выполнения работы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Отказ является законным и обоснованным до устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работника на его рабочем месте. Факт устранения нарушений должен быть подтвержден путем предоставления ему достоверной информации об этом, в том числе данных об изучении условий труда на производстве.

Работник имеет право на обеспечение за счет работодателя средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с действующим законодательством. В случае невыполнения работодателем этой обязанности работник имеет право отказаться от выполнения работы, а также потребовать от государственных органов исправления допущенного работодателем нарушения.

Работники имеют право на обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя. Если отсутствие навыков выполнения работы ставит под угрозу жизнь и здоровье работника, он имеет право отказаться от выполнения работы до тех пор, пока работодатель не приобретет необходимые знания для сохранения жизни и здоровья работника. В такой ситуации работодатель обязан удержать среднюю заработную плату работника на весь период обучения безопасным методам и приемам работы.

Работник имеет право на переподготовку за счет работодателя, если его рабочее место было закрыто в связи с нарушением правил техники безопасности и охраны труда. Работник имеет право на переподготовку за свой счет, если его рабочее место закрыто в связи с нарушением правил техники безопасности и охраны труда, и может впоследствии потребовать от работодателя возмещения этих расходов.

В случае выявления недостатков в области охраны труда, а также нарушений охраны труда работник имеет право обратиться в органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также в органы, осуществляющие государственную инспекцию условий труда, и в профсоюзные органы, осуществляющие надзор за соблюдением трудового законодательства, за проверкой условий труда и охраны труда на своем рабочем месте.

Если у работника возникают вопросы по охране труда, он имеет право обратиться по вопросам охраны труда в федеральные и провинциальные органы власти, муниципальные органы, к работодателю, объединениям работодателей и профсоюзам.

Работники также имеют право участвовать лично или через своих представителей в расследовании вопросов, связанных с безопасными условиями труда на рабочем месте, а также в расследовании несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, с которыми они столкнулись. В свою очередь, лица, готовящие документы по вышеуказанным вопросам, обязаны обеспечить участие сотрудников в их решении.

Работники имеют право на внеплановый медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, сохраняя при этом за собой рабочее место (должность) и средний заработок за время проведения обследования. Взамен работодатель должен предоставить возможность пройти внеплановый медицинский(ие) осмотр(и) при наличии медицинских рекомендаций.

При выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда работник имеет право на получение компенсации за особые условия труда, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса, невыплата работодателем указанных сумм является основанием для наложения юридических взысканий и, в частности, материальной ответственности в виде процентов за каждый день просрочки выплаты компенсаций работникам.

В ст. 220 ТК РФ перечислены гарантии права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Они включают в себя:

  • Сохранение рабочего места (должности) на период приостановления работы органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде в связи с нарушением требований охраны труда, которое не произошло по вине работника;
  • Предоставление работникам, отказавшимся от выполнения работы, угрожающей их жизни и здоровью, другой работы или, при отсутствии такой работы, удержание среднего заработка в течение всего периода до устранения такой угрозы;
  • Запрет на привлечение к дисциплинарной ответственности работников, воспользовавшихся правом отказа от выполнения работы, опасной для жизни и здоровья, либо работы с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором;
  • Запрет требовать от работников, не имеющих личных и коллективных средств защиты, выполнения своих трудовых обязанностей, удержание среднего заработка за период невыполнения трудовых обязанностей из-за отсутствия личных или коллективных средств защиты;
  • Возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью работников в ходе трудовой деятельности;
  • Осуществление государственного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда;
  • Привлекать представителей работодателя, допустивших нарушение правил охраны труда, к мерам ответственности, установленным законодательством.

Перечисленные гарантии не являются исчерпывающими. Работник имеет право защищать свои законные права и интересы в области охраны труда, обращаясь в суд, а также иными способами, не запрещенными действующим законодательством.

Перечень гарантий в статье 220 ТК РФ не является исчерпывающим. Работник может защищать свои права в области охраны труда как путем подачи иска, так и иными способами, не запрещенными действующим законодательством.

Заключение

В заключение мы хотели бы еще раз подчеркнуть важность такого института трудового права, как охрана труда.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Работа и здоровье людей защищены государством. Нормы статей. 7, 37 Конституции Российской Федерации закладывают конституционные основы охраны труда; они также содержат права работников на охрану труда, государственное регулирование в области охраны труда и государственного управления охраной труда, обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, расследование и регистрацию несчастных случаев на производстве и др.

Безопасность и охрана труда

Значительная роль в системе указанных мер принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, их действия распространяются независимо от сферы экономической деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций.

Охрана труда необходима повсеместно при работе в организациях, потому что только она способна поддерживать жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности.

Охрана труда и здоровья состоит из многих компонентов (правовых, медицинских, технических или экономических), исключение даже одного из них означало бы, что вся безопасность и здоровье на рабочем месте не обеспечивается должным образом. Всесторонняя охрана труда обеспечивается только при одновременном соблюдении всех ее компонентов.

Таким образом, охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение обязательных для работодателей и их должностных лиц условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

В заключение следует отметить, что охрана труда по своей сути является одним из важнейших гарантов соблюдения трудовых прав граждан. Поэтому можно надеяться на дальнейшее совершенствование законодательства в области охраны труда.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/ohrana-2/

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская Федерация // Рос. газ. — 1994 — 25 декабря. — Вход в SPC Garant (дата входа: 04.04.2013).

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции от 28.07.2013 г.) / Российская газета. от 31 декабря 2002 г. № 256; СЗ РФ от 7 января 2003 г. 1 (часть I) ст. 3; Парламентская газета от 5 января 2003 г. № 2-5 — доступна Госкомимуществу «Гарант» (дата ссылки: 15.04.2013 г.).

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2002 г. № 195-ФЗ (ред. №80-ФЗ, №91-ФЗ от 07.05.2014 г.) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу 19.05. 2012) / Российская Федерация // Российская газета. от 31 декабря 2002 г. № 256; Парламентская газета от 05 января 2003 г. № 2-5; СЗ РФ от 07 января 2001 г. № 1 (часть 1), ст. 1 — доступна по ссылке КонсультантПлюс (дата вступления в силу: 24.05.2012).

  4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 125-ФЗ (ред. № 36-ФЗ от 05.04.2012) // СЗЗ РФ от 03 августа 1999 г. № 31, ст. 3803; Рос. газ. от 12 августа 1997 г. № 153-154. — Доступно из ГПЦ «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2013).

  5. Принятие и вступление в силу правил сертификации средств индивидуальной защиты: постановление Госстандарта РФ от 19.06.2001 г. № 34″ (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 28. 07.2002, № 2331) / Российская Федерация // Вестник нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21.08.2001, № 34; Рос. газ. от 12.10.2001 № 197. — Взаимодействие с НПК «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2012).

  6. Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 / Российская Федерация // СЗ РФ от 25 июня 2013 г. № 26 ст. 3528 — поступило из ГПК «Гарант» (дата обращения: 15.04.2011).

  7. Об утверждении типового положения о Комитете (Комиссии) по охране труда: Приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2007 № 413 / Российская Федерация // Вестник трудового и социального законодательства России, 2007, №6; Здравоохранение, 2007, №11; Новая аптека, 2007, №11; Безопасность труда и социальное страхование, декабрь 2007, №12; — Выходит из ГПЦ «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.05.2012).

  8. Трудовое право России. — «Взгляд», 2009 год. 520 с.
  9. миронов В.И. Трудовое право России: учебник. — М.: Управление персоналом, 2005. — 1149 с.
  10. Трудовое право: учебник / Н.А. Бриллиантова, И.Я. Киселев [и др.]; ред. О.В. Смирнов. — М.: Торговая компания «Велби», Издательство «Проспект», 2005. — 528 с.
  11. Административная ответственность юридических лиц — «полигон» для корпоративной (коллективной) уголовной ответственности // Журнал практики для руководителей и юристов «Законодательство», 2011, №5. — Вступил в ГПК «Гарант» (тираж: 24.05.2011).

  12. Обязательства работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ «Интерком-Аудит». — URL-АДРЕС: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/44480.html (Дата доступа: 15.04.2012).

  13. Правовое регулирование в области охраны труда. Куренной А.М. — доктор юридических наук, профессор. Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2002, №7. — Доступно по ГПК «Гарант» (ссылка: 15.04.2013).

  14. Правовые проблемы охраны труда. Хныкин Г.В. — доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права юридического факультета МГУ «М.В. Ломоносов». Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2008, №3. — доступен ГПК «Гарант» (дата обращения: 15.04.2012).

  15. Услуги и комитеты (комиссии) по охране труда в организации. Закон о труде. — URL-АДРЕС: http://isfic.info/trudpr2/trupra29.htm (посещение 15/04/2012).

  16. Пересмотр судебной практики в области охраны труда. Выпуск 15. увольнение инженера по технике безопасности и охране труда не состоялось. Международный сайт по охране труда и технике безопасности. —