Особенности трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью и реализация их результатов в специальной методике обучения

Обязательным условием достижения эффективности трудовой

подготовки лиц с интеллектуальной недостаточностью является учет в

методике обучения свойственных им особенностей трудовой деятельности.

Специальными исследованиями Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского,

Б. И. Пинского и других авторов установлено, что трудовой деятельности

учащихся с интеллектуальной недостаточностью присущи типичные

особенности, которые необходимо учитывать на всех этапах их трудовой

подготовки. По общему мнению исследователей, у учащихся с

интеллектуальной недостаточностью страдает как структура, так и

содержание трудовой деятельности, но ее недостатки могут в определенной

мере корригироваться и, соответственно, по-разному проявляются на разных

этапах трудового обучения.

Как и другие виды человеческой деятельности, трудовая деятельность вызывается определенными мотивами – то, чем она побуждается, ради чего

достигаются ее цели.

Даже у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью

очевидной является слабость их побуждений к деятельности, которая проявляется в рамках всех ее видов, в том числе трудовой. Несмотря на то,

что эти дети обычно положительно относятся к урокам трудового обучения,

это не означает, что у них в должной мере развиты мотивы учебно-трудовой

деятельности. Еще в конце 60-х гг. в исследовании Г. М. Дульнева было

показано, что младшие школьники с легкой интеллектуальной

недостаточностью демонстрируют непосредственный эмоциональный

характер мотивации при выполнении трудовых заданий. Они еще не умеют

учитывать своих возможностей и охотно берутся за выполнение

понравившегося, но реально непосильного для самостоятельной работы

изделия.

Положительное эмоциональное отношение к заданию у младших

школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью достаточно просто

можно стимулировать демонстрацией привлекательного объекта труда,

созданием связанной с ним игровой или занимательной ситуации. Однако

мотивы, вызванные подобным образом, неустойчивы и быстро угасают. Как

следствие – мотивы деятельности и ее цель утрачивают связь. Например, как

показано в исследованиях Б. И. Пинского, при встрече с трудностями ребенок

забывает не только о требованиях к изделию, но и о том, для чего оно

изготавливается.

8 стр., 3882 слов

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

... на данном этапе развития общества проблеме коррекции и развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью уделяется очень мало внимания. Воображение как психически-познавательный процесс Воображение ... вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа ...

Неустойчивость мотивов учебно-трудовой деятельности у детей с

интеллектуальной недостаточностью, в значительной мере определяется

неполной их осознанностью, что связано не только с отставанием в

умственном развитии, но и с дефицитарностью житейского опыта. Например,

ребятам сложно представить ситуации применения выполненного изделия и,

следовательно, – принять соответствующие осознанные намерения.

У таких детей крайне редко проявляется желание получить новые

знания о выполняемых изделиях и видах работ, трудовые навыки и умения,

что также не способствует формированию мотивации учебно-трудовой деятельности. Однако указанные недостатки мотивации не являются

непреодолимыми, если процессу обучения придается необходимая

коррекционная направленность.

В целях обеспечения коррекционной направленности трудового

обучения для развития мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся

важнейшим условием является целенаправленное расширение их житейского

опыта. Например, рекомендуется специально организовывать применение

учащимися младших классов изготовленных изделий для удовлетворения

личных потребностей (закладок, футляров, игольниц, коробочек, игрушек), в

качестве наглядных пособий, подарков и сувениров, украшений для школьных и

домашних помещений. При этом ситуации применения изделий могут все

более удаляться во времени от момента начала их изготовления, что подготовит

детей к выполнению в старших классах более продолжительных практических

работ. Изготовление изделий, рассчитанное на увеличивающееся количество

занятий, позволяет развивать мотивы, связанные с достижением отдаленных

целей.

В старших классах, как показано в исследованиях Б. И. Пинского, у

учащихся обнаруживаются не только личные, но и действенные

общественные мотивы трудовой деятельности. Очевидно, что для этого

учащиеся должны приобрести положительный опыт использования

результатов выполнения трудовых заданий не только в личных целях, но и

для удовлетворения потребностей всего ученического коллектива, а также

заданий, имеющих более широкое общественное значение.

Еще недавно проблема формирования мотивации учебно-трудовой

деятельности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью была

связана с ранней профессионализацией их трудового обучения, вводившейся

с 5 класса. Не имея возможности осознанного выбора профессии, учащиеся,

естественно, не могли в должной мере подчинять свою учебно-трудовую деятельность этому выбору. В настоящее время данная проблема устранена

благодаря новому содержанию трудового обучения учащихся средних и

старших классов, ориентированному на решение задач общетрудовой

подготовки. Это содержание определено с учетом жизненно-практической

значимости овладения учащимися конкретными технологическими

3 стр., 1409 слов

Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью

... трудовой деятельности лиц с ограниченными трудоспособностями Задачи: 1. Рассмотреть понятие ограниченной трудоспособности 2.Проанализировать дискриминация в сфере трудовых отношений 3.Изучить профессиональную подготовку инвалидов 4.Рассмотреть охрану труда лиц с пониженной трудоспособностью ... группах, классах и по индивидуальным учебным планам. Обучение инвалидов по индивидуальным в пределах ...

операциями, необходимыми для их выполнения знаниями, умениями и

навыками.

Следовательно, процесс трудового обучения может и должен быть

связан со специально организованной внеурочной трудовой деятельностью

учащихся, в процессе которой формируемые на уроках знания, навыки и

умения будут применяться с пользой для самих учащихся и других людей, что

будет способствовать формированию у учащихся устойчивых осознанных

мотивов учебно-трудовой деятельности.

Наиболее характерная особенность и основной недостаток трудовой

деятельности учащихся вспомогательной школы – ее низкая самостоятельность.

Это связано в первую очередь с недостаточным владением общетрудовыми

умениями, к которым относятся умения ориентироваться в задании,

планировать и контролировать его выполнение, применять вычислительные,

измерительные и разметочные навыки, использовать накопленный опыт в

различных ситуациях, устанавливать в процессе труда причинно-следственные

связи. Эти умения необходимы в любом виде трудовой деятельности для

обеспечения ее осознанности и целенаправленности.

Недоразвитие у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

общетрудовых умений особенно выражено в младших классах. Однако после

нескольких лет обучения ученики могут относительно самостоятельно

сориентироваться в простейшем задании (проанализировать изделие,

определить необходимые для работы материалы и инструменты), если оно аналогично ранее выполнявшимся, спланировать и проконтролировать

процесс его выполнения.

Опыт вспомогательных школ свидетельствует, что в старших классах,

ученики в большинстве своем могут справляться с предусмотренными

учебными программами работами на практическое повторение и

самостоятельными работами. Однако если учитель изменяет конструкцию

изделия, то учащиеся чаще всего нуждаются в помощи как в процессе

ориентировки в задании, так и в определении последовательности

предстоящих действий и контроле выполняемого.

Согласно рекомендациям, разработанным на основе результатов

психологических исследований и приведенным в методической литературе,

развитие у учащихся умения ориентироваться в задании осуществляется

следующими путями:

1) последовательным сокращением помощи учащимся в выполнении

ориентировочных действий;

2) обучением ориентировке в задании с использованием разных видов

наглядности – реального объекта (образца изделия), его изображения на

техническом рисунке, чертеже, эскизе;

3) применением в процессе ориентировки в задании как устных, так и

письменных инструкций.

Сокращение помощи при изготовлении изделий, аналогичных ранее

выполнявшимся или сходных с ними, предусматривается для развития у

учащихся умений планирования и самоконтроля. Обеспечивается

постепенный переход от работы по готовому плану к его составлению в

коллективной беседе и, наконец, к самостоятельному планированию. В

процессе планирования широко применяются технологические карты,

которые используются также в ходе практической работы, и устные отчеты

17 стр., 8308 слов

Курсовая работа по интеллектуальным нарушениям

... В. Н. Тарасов) Цель курсовой работы - изучение роли трудовой деятельности в коррекции нарушении младших школьников с нарушением интеллекта. Объект исследования - трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта Предмет - коррекционное нарушение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе трудовой деятельности. В исследовании поставлены ...

учащихся о ее выполнении. В младших классах анализ образца изделия проводится, как правило, по

образцу, а при планировании работы рекомендуется использовать

технологическую предметную карту в виде образцов результатов разных

этапов работы. В средних и старших классах появляется возможность более

широко применять технические рисунки, чертежи, эскизы. Однако в их

анализе дети с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать

серьезные затруднения, поэтому им требуется обучающая помощь учителя.

Развитие у учащихся самоконтроля осуществляется посредством как

обучения конкретным консольным (в том числе контрольно-измерительным)

действиям, так и формированием установки на их выполнение.

Известно, что ребенка с интеллектуальной недостаточностью мало

обучить только отдельным приемам контроля. Например, Б. К. Клюшников

указывает на применение учащимися контрольно-измерительных

инструментов в начале выполнения технологической операции долбления

древесины, когда в этом еще нет необходимости. Однако при продолжении

работы учащиеся забывают о необходимости выполнения измерений глубины

гнезда. В результате заданные параметры обработки заготовки не со-

блюдаются.

Лица с интеллектуальной недостаточностью в производственных

условиях чаще всего работают в постоянных или мало изменяющихся

условиях. Известно, что адаптация к новым условиям деятельности у них

затруднена. По этой причине особенно важно, чтобы для облегчения будущей социально-трудовой адаптации таким ребятам предлагались задания,требующие последовательного выполнения различных технологических операций и способствующие развитию интеллектуальных компонентов трудовой деятельности.

Следовательно, помимо рассмотренных в психолого-педагогической

литературе специальных средств и приемов обучения и использования обучающей помощи, условиями эффективного формирования у учащихся с

интеллектуальной недостаточностью общетрудовых умений являются:

1) выполнение ряда близких по содержанию работ, которое

обеспечивает возможность постепенного сокращения помощи со стороны

учителя в процессе ориентировки в задании, планирования и самоконтроля

(равно как и выполнения задания в целом) за счет приобретения учащимися

необходимого опыта;

2) вариативность практического повторения, необходимая для

овладения учащимися умением переноса, т. е. использования имеющегося

опыта в новых условиях.

В связи с этим важно отметить, что действующая учебная программа

трудового обучения в средних и старших классах ориентирует учителя

трудового обучения на увеличение объема уроков практического повторения

до 40-50 % и более от общего объема учебного времени в старших классах.

Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у

учащихся двигательных трудовых навыков, необходимых для овладения

изучаемыми технологическими операциями, предусмотренными учебной

программой.

Известно, что двигательная недостаточность является одной из

характеристик интеллектуальной недостаточности, что связано с

9 стр., 4040 слов

Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению

... элементами учебной деятельности; ·положительное отношение к школе, куда входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты личности дошкольника. üПроскура Е.В. выделяет в готовности к школе: ·умственную готовность, ·мотивационную готовность, ·эмоционально-волевую готовность, ·готовность к обучению. üЕ.И. Радина под готовностью к школе понимает: ...

нарушениями деятельности центральной нервной системы.

Наиболее трудным для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

является овладение высшими произвольными движениями (в том числе

трудовыми), развитие которых опосредуется речью. Это связано со

свойственными им нарушениями словесной регуляции действий.

В специальных исследованиях, проведенных И. П. Акименко,

В. И. Бондарем, Г. М . Дульневым, Б. И. Пинским и обобщенных

Б. И. Пинским, отмечаются недостатки двигательных трудовых навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью – нарушения точности,

темпа, ритма, координации трудовых движений, которые приводят к ряду

ошибок при выполнении практических работ. Например, зная требования к

качеству обработки заготовки из древесины строганием, ученики не всегда им

следуют, так как испытывают затруднения в осуществлении не только

контрольных действий, но и рабочих движений.

Первично освоенные двигательные навыки автоматизируются у

учащихся с интеллектуальной недостаточностью медленнее, чем у их

нормально развивающихся сверстников. По этой причине таким учащимся

требуется значительно большее число упражнений, даже если последние

выполняются в условиях грамотного педагогического руководства.

Недостатки двигательных трудовых навыков (внешней стороны

трудовой деятельности) во многом определяют трудности овладения

школьниками с интеллектуальной недостаточностью приемами выполнения

технологических операций. Однако эти трудности связаны и с недоразвитием

внутренней стороны трудовой деятельности – умственных действий.

Двигательная программа трудового приема включает последовательно

идущие действия. Например, при закреплении заготовки в тисках ее

необходимо взять, разместить между губок, выполнить действия с рукояткой.

Усвоение такой относительно несложной программы обычно оказывается

доступным. Однако необходимо еще знать и выполнять требования к

ученикам часто необходима помощь.

Еще более выражены затруднения детей, когда свои действия им

необходимо контролировать по разным параметрам – положению

инструмента, траектории его движения, скорости движений и др.

Проблемы овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью

трудовыми движениями в значительной мере связаны с нарушениями словесной регуляции действий. В связи с этим важнейшим условием

эффективного формирования у таких детей двигательных трудовых навыков в методической литературе считается специально организованное речевое

сопровождение. При этом важнейшее значение имеет активная речь самих

учащихся.

Исходя из анализа особенностей овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью двигательными трудовыми навыками, в

специальной психолого-педагогической литературе также рекомендуется:

1) ограничение количества изучаемых на уроке новых приемов труда;

2) усиление внешнего контроля со стороны учителя на начальном этапе

формирования двигательного трудового навыка;

3) выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений;

4) специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся

11 стр., 5262 слов

Развитие интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте

... 2005: 82]. 1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте интеллектуальный развитие школьник Для учащихся младшего школьного возраста ... его достаточность или недостаточность для полноценного развития; 3. психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны ... энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей ...

в немедленном обнаружении допускаемых ошибок при выполнении трудового

приема, выяснении причин этих ошибок;

5) выполнение необходимого количества упражнений для закрепления

формирующегося навыка.

Последнее определяет необходимость выделения на трудовое обучение

значительно большего количества учебного времени, что традиционно

предусматривается учебными планами учреждений образования,

обеспечивающими образование лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, основным условием обеспечения эффективности

трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью является

его коррекционная направленность. Она определяется как особой

организацией педагогического процесса (в частности, увеличением объема

трудового обучения, в том числе практического повторения), так и

специальным педагогическим руководством за развитием у учащихся мотивов учебно-трудовой деятельности, общетрудовых умений, двигательных

трудовых навыков.

Важное значение для обеспечения эффективности трудового обучения

учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет также

профессиональная ориентация, что связано с ограниченной

профпригодностью учеников вследствие рассмотренных недостатков трудовой деятельности и умственного развития.