Обязательным условием достижения эффективности трудовой
подготовки лиц с интеллектуальной недостаточностью является учет в
методике обучения свойственных им особенностей трудовой деятельности.
Специальными исследованиями Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского,
Б. И. Пинского и других авторов установлено, что трудовой деятельности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью присущи типичные
особенности, которые необходимо учитывать на всех этапах их трудовой
подготовки. По общему мнению исследователей, у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью страдает как структура, так и
содержание трудовой деятельности, но ее недостатки могут в определенной
мере корригироваться и, соответственно, по-разному проявляются на разных
этапах трудового обучения.
Как и другие виды человеческой деятельности, трудовая деятельность вызывается определенными мотивами – то, чем она побуждается, ради чего
достигаются ее цели.
Даже у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью
очевидной является слабость их побуждений к деятельности, которая проявляется в рамках всех ее видов, в том числе трудовой. Несмотря на то,
что эти дети обычно положительно относятся к урокам трудового обучения,
это не означает, что у них в должной мере развиты мотивы учебно-трудовой
деятельности. Еще в конце 60-х гг. в исследовании Г. М. Дульнева было
показано, что младшие школьники с легкой интеллектуальной
недостаточностью демонстрируют непосредственный эмоциональный
характер мотивации при выполнении трудовых заданий. Они еще не умеют
учитывать своих возможностей и охотно берутся за выполнение
понравившегося, но реально непосильного для самостоятельной работы
изделия.
Положительное эмоциональное отношение к заданию у младших
школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью достаточно просто
можно стимулировать демонстрацией привлекательного объекта труда,
созданием связанной с ним игровой или занимательной ситуации. Однако
мотивы, вызванные подобным образом, неустойчивы и быстро угасают. Как
следствие – мотивы деятельности и ее цель утрачивают связь. Например, как
показано в исследованиях Б. И. Пинского, при встрече с трудностями ребенок
забывает не только о требованиях к изделию, но и о том, для чего оно
изготавливается.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
... на данном этапе развития общества проблеме коррекции и развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью уделяется очень мало внимания. Воображение как психически-познавательный процесс Воображение ... вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа ...
Неустойчивость мотивов учебно-трудовой деятельности у детей с
интеллектуальной недостаточностью, в значительной мере определяется
неполной их осознанностью, что связано не только с отставанием в
умственном развитии, но и с дефицитарностью житейского опыта. Например,
ребятам сложно представить ситуации применения выполненного изделия и,
следовательно, – принять соответствующие осознанные намерения.
У таких детей крайне редко проявляется желание получить новые
знания о выполняемых изделиях и видах работ, трудовые навыки и умения,
что также не способствует формированию мотивации учебно-трудовой деятельности. Однако указанные недостатки мотивации не являются
непреодолимыми, если процессу обучения придается необходимая
коррекционная направленность.
В целях обеспечения коррекционной направленности трудового
обучения для развития мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся
важнейшим условием является целенаправленное расширение их житейского
опыта. Например, рекомендуется специально организовывать применение
учащимися младших классов изготовленных изделий для удовлетворения
личных потребностей (закладок, футляров, игольниц, коробочек, игрушек), в
качестве наглядных пособий, подарков и сувениров, украшений для школьных и
домашних помещений. При этом ситуации применения изделий могут все
более удаляться во времени от момента начала их изготовления, что подготовит
детей к выполнению в старших классах более продолжительных практических
работ. Изготовление изделий, рассчитанное на увеличивающееся количество
занятий, позволяет развивать мотивы, связанные с достижением отдаленных
целей.
В старших классах, как показано в исследованиях Б. И. Пинского, у
учащихся обнаруживаются не только личные, но и действенные
общественные мотивы трудовой деятельности. Очевидно, что для этого
учащиеся должны приобрести положительный опыт использования
результатов выполнения трудовых заданий не только в личных целях, но и
для удовлетворения потребностей всего ученического коллектива, а также
заданий, имеющих более широкое общественное значение.
Еще недавно проблема формирования мотивации учебно-трудовой
деятельности учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью была
связана с ранней профессионализацией их трудового обучения, вводившейся
с 5 класса. Не имея возможности осознанного выбора профессии, учащиеся,
естественно, не могли в должной мере подчинять свою учебно-трудовую деятельность этому выбору. В настоящее время данная проблема устранена
благодаря новому содержанию трудового обучения учащихся средних и
старших классов, ориентированному на решение задач общетрудовой
подготовки. Это содержание определено с учетом жизненно-практической
значимости овладения учащимися конкретными технологическими
Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью
... трудовой деятельности лиц с ограниченными трудоспособностями Задачи: 1. Рассмотреть понятие ограниченной трудоспособности 2.Проанализировать дискриминация в сфере трудовых отношений 3.Изучить профессиональную подготовку инвалидов 4.Рассмотреть охрану труда лиц с пониженной трудоспособностью ... группах, классах и по индивидуальным учебным планам. Обучение инвалидов по индивидуальным в пределах ...
операциями, необходимыми для их выполнения знаниями, умениями и
навыками.
Следовательно, процесс трудового обучения может и должен быть
связан со специально организованной внеурочной трудовой деятельностью
учащихся, в процессе которой формируемые на уроках знания, навыки и
умения будут применяться с пользой для самих учащихся и других людей, что
будет способствовать формированию у учащихся устойчивых осознанных
мотивов учебно-трудовой деятельности.
Наиболее характерная особенность и основной недостаток трудовой
деятельности учащихся вспомогательной школы – ее низкая самостоятельность.
Это связано в первую очередь с недостаточным владением общетрудовыми
умениями, к которым относятся умения ориентироваться в задании,
планировать и контролировать его выполнение, применять вычислительные,
измерительные и разметочные навыки, использовать накопленный опыт в
различных ситуациях, устанавливать в процессе труда причинно-следственные
связи. Эти умения необходимы в любом виде трудовой деятельности для
обеспечения ее осознанности и целенаправленности.
Недоразвитие у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
общетрудовых умений особенно выражено в младших классах. Однако после
нескольких лет обучения ученики могут относительно самостоятельно
сориентироваться в простейшем задании (проанализировать изделие,
определить необходимые для работы материалы и инструменты), если оно аналогично ранее выполнявшимся, спланировать и проконтролировать
процесс его выполнения.
Опыт вспомогательных школ свидетельствует, что в старших классах,
ученики в большинстве своем могут справляться с предусмотренными
учебными программами работами на практическое повторение и
самостоятельными работами. Однако если учитель изменяет конструкцию
изделия, то учащиеся чаще всего нуждаются в помощи как в процессе
ориентировки в задании, так и в определении последовательности
предстоящих действий и контроле выполняемого.
Согласно рекомендациям, разработанным на основе результатов
психологических исследований и приведенным в методической литературе,
развитие у учащихся умения ориентироваться в задании осуществляется
следующими путями:
1) последовательным сокращением помощи учащимся в выполнении
ориентировочных действий;
2) обучением ориентировке в задании с использованием разных видов
наглядности – реального объекта (образца изделия), его изображения на
техническом рисунке, чертеже, эскизе;
3) применением в процессе ориентировки в задании как устных, так и
письменных инструкций.
Сокращение помощи при изготовлении изделий, аналогичных ранее
выполнявшимся или сходных с ними, предусматривается для развития у
учащихся умений планирования и самоконтроля. Обеспечивается
постепенный переход от работы по готовому плану к его составлению в
коллективной беседе и, наконец, к самостоятельному планированию. В
процессе планирования широко применяются технологические карты,
которые используются также в ходе практической работы, и устные отчеты
Курсовая работа по интеллектуальным нарушениям
... В. Н. Тарасов) Цель курсовой работы - изучение роли трудовой деятельности в коррекции нарушении младших школьников с нарушением интеллекта. Объект исследования - трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта Предмет - коррекционное нарушение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе трудовой деятельности. В исследовании поставлены ...
учащихся о ее выполнении. В младших классах анализ образца изделия проводится, как правило, по
образцу, а при планировании работы рекомендуется использовать
технологическую предметную карту в виде образцов результатов разных
этапов работы. В средних и старших классах появляется возможность более
широко применять технические рисунки, чертежи, эскизы. Однако в их
анализе дети с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать
серьезные затруднения, поэтому им требуется обучающая помощь учителя.
Развитие у учащихся самоконтроля осуществляется посредством как
обучения конкретным консольным (в том числе контрольно-измерительным)
действиям, так и формированием установки на их выполнение.
Известно, что ребенка с интеллектуальной недостаточностью мало
обучить только отдельным приемам контроля. Например, Б. К. Клюшников
указывает на применение учащимися контрольно-измерительных
инструментов в начале выполнения технологической операции долбления
древесины, когда в этом еще нет необходимости. Однако при продолжении
работы учащиеся забывают о необходимости выполнения измерений глубины
гнезда. В результате заданные параметры обработки заготовки не со-
блюдаются.
Лица с интеллектуальной недостаточностью в производственных
условиях чаще всего работают в постоянных или мало изменяющихся
условиях. Известно, что адаптация к новым условиям деятельности у них
затруднена. По этой причине особенно важно, чтобы для облегчения будущей социально-трудовой адаптации таким ребятам предлагались задания,требующие последовательного выполнения различных технологических операций и способствующие развитию интеллектуальных компонентов трудовой деятельности.
Следовательно, помимо рассмотренных в психолого-педагогической
литературе специальных средств и приемов обучения и использования обучающей помощи, условиями эффективного формирования у учащихся с
интеллектуальной недостаточностью общетрудовых умений являются:
1) выполнение ряда близких по содержанию работ, которое
обеспечивает возможность постепенного сокращения помощи со стороны
учителя в процессе ориентировки в задании, планирования и самоконтроля
(равно как и выполнения задания в целом) за счет приобретения учащимися
необходимого опыта;
2) вариативность практического повторения, необходимая для
овладения учащимися умением переноса, т. е. использования имеющегося
опыта в новых условиях.
В связи с этим важно отметить, что действующая учебная программа
трудового обучения в средних и старших классах ориентирует учителя
трудового обучения на увеличение объема уроков практического повторения
до 40-50 % и более от общего объема учебного времени в старших классах.
Важнейшей задачей трудового обучения является формирование у
учащихся двигательных трудовых навыков, необходимых для овладения
изучаемыми технологическими операциями, предусмотренными учебной
программой.
Известно, что двигательная недостаточность является одной из
характеристик интеллектуальной недостаточности, что связано с
Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению
... элементами учебной деятельности; ·положительное отношение к школе, куда входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты личности дошкольника. üПроскура Е.В. выделяет в готовности к школе: ·умственную готовность, ·мотивационную готовность, ·эмоционально-волевую готовность, ·готовность к обучению. üЕ.И. Радина под готовностью к школе понимает: ...
нарушениями деятельности центральной нервной системы.
Наиболее трудным для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
является овладение высшими произвольными движениями (в том числе
трудовыми), развитие которых опосредуется речью. Это связано со
свойственными им нарушениями словесной регуляции действий.
В специальных исследованиях, проведенных И. П. Акименко,
В. И. Бондарем, Г. М . Дульневым, Б. И. Пинским и обобщенных
Б. И. Пинским, отмечаются недостатки двигательных трудовых навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью – нарушения точности,
темпа, ритма, координации трудовых движений, которые приводят к ряду
ошибок при выполнении практических работ. Например, зная требования к
качеству обработки заготовки из древесины строганием, ученики не всегда им
следуют, так как испытывают затруднения в осуществлении не только
контрольных действий, но и рабочих движений.
Первично освоенные двигательные навыки автоматизируются у
учащихся с интеллектуальной недостаточностью медленнее, чем у их
нормально развивающихся сверстников. По этой причине таким учащимся
требуется значительно большее число упражнений, даже если последние
выполняются в условиях грамотного педагогического руководства.
Недостатки двигательных трудовых навыков (внешней стороны
трудовой деятельности) во многом определяют трудности овладения
школьниками с интеллектуальной недостаточностью приемами выполнения
технологических операций. Однако эти трудности связаны и с недоразвитием
внутренней стороны трудовой деятельности – умственных действий.
Двигательная программа трудового приема включает последовательно
идущие действия. Например, при закреплении заготовки в тисках ее
необходимо взять, разместить между губок, выполнить действия с рукояткой.
Усвоение такой относительно несложной программы обычно оказывается
доступным. Однако необходимо еще знать и выполнять требования к
ученикам часто необходима помощь.
Еще более выражены затруднения детей, когда свои действия им
необходимо контролировать по разным параметрам – положению
инструмента, траектории его движения, скорости движений и др.
Проблемы овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью
трудовыми движениями в значительной мере связаны с нарушениями словесной регуляции действий. В связи с этим важнейшим условием
эффективного формирования у таких детей двигательных трудовых навыков в методической литературе считается специально организованное речевое
сопровождение. При этом важнейшее значение имеет активная речь самих
учащихся.
Исходя из анализа особенностей овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью двигательными трудовыми навыками, в
специальной психолого-педагогической литературе также рекомендуется:
1) ограничение количества изучаемых на уроке новых приемов труда;
2) усиление внешнего контроля со стороны учителя на начальном этапе
формирования двигательного трудового навыка;
3) выполнение учащимися специальных тренировочных упражнений;
4) специальное обучение приемам самоконтроля, содействие учащимся
Развитие интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
... 2005: 82]. 1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте интеллектуальный развитие школьник Для учащихся младшего школьного возраста ... его достаточность или недостаточность для полноценного развития; 3. психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны ... энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей ...
в немедленном обнаружении допускаемых ошибок при выполнении трудового
приема, выяснении причин этих ошибок;
5) выполнение необходимого количества упражнений для закрепления
формирующегося навыка.
Последнее определяет необходимость выделения на трудовое обучение
значительно большего количества учебного времени, что традиционно
предусматривается учебными планами учреждений образования,
обеспечивающими образование лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, основным условием обеспечения эффективности
трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью является
его коррекционная направленность. Она определяется как особой
организацией педагогического процесса (в частности, увеличением объема
трудового обучения, в том числе практического повторения), так и
специальным педагогическим руководством за развитием у учащихся мотивов учебно-трудовой деятельности, общетрудовых умений, двигательных
трудовых навыков.
Важное значение для обеспечения эффективности трудового обучения
учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет также
профессиональная ориентация, что связано с ограниченной
профпригодностью учеников вследствие рассмотренных недостатков трудовой деятельности и умственного развития.