Электоральная политика как особая разновидность правовой политики в современной россии: общетеоретический аспект

Курсовая работа

Глава I «Общая характеристика электорально-правовой политики в современной России», В первом параграфе

Электоральная политика может быть представлена как: а) комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в виде стратегии и тактики государства в сфере формирования системы органов политической власти; б) научно обоснованная и нормативно обеспеченная последовательная деятельность специализированных субъектов (государственных и муниципальных органов, избирательных комиссий, избирательных объединений и т. п.) по подготовке и проведению выборов в органы власти, обеспечению участия граждан в формировании системы властвования на основе их свободного волеизъявления и в её функционировании.

^

Во втором параграфе

Субъектами, вырабатывающими и реализующими электорально-правовую политику в Российской Федерации, являются: 1) Президент РФ; 2) Государственный совет и иные совещательные и консультативные органы при Президенте; 3) Федеральное Собрание Российской Федерации; 4) Правительство РФ; 5) Министерство юстиции РФ, иные федеральные органы исполнительной власти; 6) высшие судебные органы; 7) другие органы судебной власти; 8) Прокуратура России, иные правоохранительные и контрольно-надзорные органы государственной власти РФ; 9) органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 10) избирательные органы (избирательные комиссии), занимающие особое место в системе государственных институтов, обеспечивающие формирование выборных государственных и муниципальных органов, без которых в современных условиях невозможно осуществление народовластия; 11) граждане России; 12) политические партии; 13) иные общественные объединения граждан; 14) негосударственные юридические организации; 15) средства массовой информации; 16) муниципальные органы власти и управления в РФ; 17) научные учреждения, коллективы, специалисты и т. д.

В третьем параграфе

С учётом имеющихся в лингвистической и теоретико-правовой литературе подходов к трактовке понятий «приоритет», «приоритет правовой политики» (Н. И. Матузов, А. П. Коробова и др.) формулируется определение понятия «приоритет электорально-правовой политики».

В диссертации осуществлена классификация приоритетов современной российской электоральной политики по: 1) по степени значимости для правовой политики в целом выделяются приоритеты общие (единые для всех видов правовой политики) и специальные (свойственные электоральной политике как особой разновидности правовой политики); 2) по степени отражения интересов субъектов различаются приоритеты: а) универсальные, обеспечивающие интересы всех субъектов, способствующие достижению всех целей, представляющие одинаковую важность и для личности, и для партий, общественных движений, общества и государства в целом; б) приоритеты, отражающие интересы личности; в) приоритеты, выражающие групповые (общественные) интересы; г) приоритеты, воплощающие интересы государства; 3) в зависимости от времени действия приоритеты электорально-правовой политики делятся на постоянные и временные; 4) в зависимости от уровней выстраивания и реализации российской электорально-правовой политики, её приоритеты бывают федеральные, региональные (в субъектах РФ) и местные. Муниципальные приоритеты могут быть различными для конкретных муниципальных образований. Так, задача совершенствования избирательного законодательства может рассматриваться как приоритет и федеральный, и региональный. Развитие правового регулирования муниципальных выборов – приоритет и региональной, и муниципальной электоральной политики.

42 стр., 20991 слов

Государство как объект конституционно-правового регулирования

... как объекта конституционно-правового регулирования 1 Понятие правового статуса государства Конституционное право, в отличие ... от содержания определенных норм. - Приоритет международного права над национальным ... что позволяет характеризовать организацию государственной власти не только по горизонтали, ... может быть произвольно лишен свободы. Органы юстиции, хранитель личной свободы, обеспечивает ...

Актуальными задачами (приоритетами) электорально-правовой политики в Российской Федерации являются: ♦ научное обоснование стратегии электорально-правового развития на длительную перспективу; ♦ инвентаризация системы правовых средств и механизмов, используемых в электоральных отношениях, с оценкой степени их целесообразности и эффективности; ♦ устранение пробельности избирательного и сопутствующего ему законодательства; ♦ обеспечение согласованности в системе действующих в электоральной сфере правовой жизни нормативных правовых актов; ♦ укрепление юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и тактических целей и задач правового регулирования электоральных отношений; ♦ повышение степени легитимности представительных органов государственной и муниципальной власти; ♦ совершенствование механизмов обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан в электоральной сфере; ♦ гарантирование равной для участников электоральных отношений доступности правосудия; ♦ совершенствование процедур профилактики и преодоления коллизий правовых актов Федерации и её субъектов; ♦ декриминализация электоральных отношений; ♦ повышение качества и эффективности расследования преступлений, рассмотрения административных правонарушений, совершаемых в электоральной сфере; ♦ радикальное снижение административных барьеров для участия граждан в управлении делами общества и государства; ♦ выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы; создание благоприятных правовых условий для преодоления правового нигилизма, оздоровления нравственного состояния российского общества.

Принципы электорально-правовой

Принципами электорально-правовой политики в Российской Федерации являются следующие основополагающие идеи, положения, установки: приоритет основных прав и свобод человека и гражданина; народовластие (непосредственное участие граждан в формировании органов власти и их деятельности); законность; согласованность отечественной электоральной политики с международно-правовыми стандартами выборной демократии (при учёте национальных интересов); социально-политическая обусловленность; комплексность; системность; федерализм. Электоральная политика должна соответствовать также таким общим принципам правовой политики в России, как легитимность, демократизм, учёт нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества, гласность, целенаправленность и чёткое определение приоритетов, прогнозирование, планомерность и поэтапность, эволюционный характер реформирования правовой формы, реалистичность и ориентация на достижимые результаты, достаточность средств и ресурсов, сочетание механизмов управления и самоорганизации. Важен также учёт принципов избирательного права как подотрасли конституционного права: принципов организации и проведения выборов (обязательность выборов, их периодичность, свобода, альтернативность, допустимость различных избирательных систем, функциональная и организационная самостоятельность избирательных органов) и принципов участия граждан в выборах и референдуме (всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме; равное избирательное право и право на участие в референдуме; прямое избирательное право, право на прямое волеизъявление на референдуме; тайное голосование; добровольность участия в выборах и референдуме).

22 стр., 10809 слов

Правовой статус президента рф

... Российской Федерации (далее Конституция РФ) главой государства является Президент Российской Федерации (далее Президент РФ). Актуальность данной дипломной работы заключается в особом конституционном положении Президента РФ. Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и ...

Оценивая совокупность принципов, лежащих в основе электоральной политики, следует признать, что они отражают демократическую природу электоральных процессов и отношений, выборов как одного из главных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами при выработке и реализации электорально-правовой политики на всех уровнях.

Пятый параграф

На основе общетеоретических положений формулируется дефиниция «цель электорально-правовой политики». Определены требования, которым должны соответствовать цели электорально-правовой политики как юридически значимые государственные ориентиры: 1) они устанавливаются преимущественно государством; 2) отражают наиболее значимые общественные интересы; 3) характеризуются специфичными способами юридической формализации и осуществления; 4) обладают нормативной обязательностью; 5) обеспечиваются государственными гарантиями; 6) должны быть нравственно обоснованными; 7) адекватно отражать особенности национальной избирательной системы и переживаемого обществом и государством исторического периода; 8) цели должны обладать позитивным правовым потенциалом; 9) быть социально мотивированными, вызывать поддержку и одобрение в общественном мнении и поведении избирателей; 10) обеспечиваться соответствующими юридическими, интеллектуальными, материальными, организационными и иными ресурсами; 11) цели электорально-правовой политики должны быть системно организованными, включать в определённой последовательности стратегические и тактические, общие и частные, главные и производные, конечные и промежуточные (основные и вспомогательные) и другие цели.

Проведена классификация целей электорально-правовой политики. С точки зрения последовательности осуществления они подразделяются на ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические); по содержанию – на общественно-политические; идеологические и культурно-просветительские; организационные; информационные; по объёму – на общие и частные; по степени индивидуализации – на предметные (цели-задания) и функциональные (цели-направления); по значимости для субъекта – на основные и неосновные; по характеру – на реальные и нереальные (истинные и ложные), эмпирические и теоретические, индивидуальные и общественные, прогрессивные и реакционные, моральные (нравственные) и аморальные (бесчеловечные), и др.

28 стр., 13709 слов

Пути и средства формирования электорально-правовой культуры

... правовой культуры (обучение и просвещение) различных возрастных и социальных групп избирателей. 3. Обучение и повышение квалификации представителей средств ... правового воспитания. Таким образом, правовая культура личности — необходимая пред­посылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель ... работы с избирателями, конкурентами и средствами массовой информации. Нередкие сбои в работе ...

Значение электорально-правовых политических целей соискатель связывает с функциями, которые эти феномены выполняют в процессе правового регулирования соответствующих отношений. Рассмотрены коммуникативная, консолидирующая (интегрирующая), мотивационная (смыслообразующая), оценочная, побудительная (стимулирующая) и регулятивная функции целей электорально-правовой политики.

Основная (генеральная) цель электоральной политики в современной России – оптимизация правового регулирования электорального процесса, создание правовых условий для поддержания политической стабильности в стране, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Тактическими целями являются: обеспечение незыблемости основ конституционного строя при формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления (создание необходимых условий для развития института выборов, гарантирование местного самоуправления, соблюдение принципов политического многообразия и многопартийности при определении параметров избирательной системы в субъектах РФ и установлении конкретных избирательных процедур); регулирование и защита избирательных прав граждан. Тактический комплекс целей электоральной политики проявляется, главным образом, в её правоприменительной, правоинтерпретационной и правообучающей формах.

Исходя из характера решаемых электорально-правовой политикой задач, места и назначения в общественной жизни, в диссертации выделяются и анализируются функции рассматриваемой политики: регулятивная, охранительная, идеолого-воспитательная, прогностическая, организаторская, контрольно-координационная; функция достижения социального компромисса, согласия и разрешения конфликтов. Все функции электоральной политики имеют большое значение с точки зрения осуществления стоящих перед ней задач, достижения её целей. Ослабление какой-либо из них сказывается на эффективности и её самой, и правовой политики в целом.

В шестом параграфе

Подчёркивается многообразие правовых средств электоральной политики, невозможность их изучения вне научной классификации. Основное внимание уделено характеристике двух групп: а) собственных специальных средств, непосредственным предназначением которых являются совершенствование и развитие электоральной политики как правового феномена, как части правовой системы (концепции, программы, электорально-правовой мониторинг, систематизация правовых актов, планирование, прогнозирование, унификация и специализация законодательства, экспертиза правовых актов и др.); б) инструментов механизма правового регулирования (ограничения, стимулы, поощрения, наказания, субъективные права и юридические обязанности, правоотношения, правовые акты, юридическая ответственность и т. п.).

3 стр., 1447 слов

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Великобритании. ...

... Великобритании, но вышедшей из-под британской опеки. гражданство Европейского союза, Наконец, особый статус имеют на территории Соединенного Королевства граждане ... объединения в них граждан, определяется их главная функция - содействие определению национальной политики демократиче Юридически ... степени отражают их правовые гарантии. Конституцион­ные гарантии прав и свобод человека и гражданина — это ...

Выделяются также простые (первичные, элементарные, базовые) и сложные (комплексные, составные) средства (инструменты).

Юридические средства электоральной политики могут быть классифицированы и иначе: по значимости – основные и вспомогательные; с учётом функциональной роли – регулятивные и охранительные; в зависимости от вида правового регулирования – нормативные и индивидуальные; в зависимости от характера использования – однократного и многократного использования; в зависимости от периода действия – постоянные и временные. Особое значение имеет такой критерий классификации, как информационно-психологическая направленность (особенности воздействия на сознание, волю и мотивы субъектов).

По этому основанию изучаемые средства делятся на стимулирующие и ограничивающие.

Отдельному общетеоретическому анализу подвергнуты наиболее действенные средства электоральной политики, которые, будучи неразрывно связанными с её целями, образуют основу её содержания, выявляют специфику. Это группа средств, в которых воплощены стратегия и тактика электоральной политики: соответствующие концептуальные положения, программы, руководящие директивы, отдельные правоприменительные акты (решения судебных, надзорных, исполнительно-распорядительных органов, органов прокуратуры) и т. п.

Особое внимание уделено анализу такого средства, как цензы. Обосновывается нецелесообразность отказа от некоторых цензов или существенного сужения их действия. Имеет смысл ввести более высокий возрастной ценз, который должен быть выше для граждан, намеренных избираться в представительные и другие государственные органы. Достаточно разумным представляется также высказанное в литературе предложение (А. Д. Керимов) о введении некоторых образовательных цензов, ограничивающих избирательные права безграмотных или малограмотных и предоставлении преимуществ высокообразованным гражданам. Есть резон использовать в электоральной политике и такие правовые средства, как лишение избирательных прав лиц, злоупотребляющих наркотиками и алкоголем, граждан, лишённых родительских прав. Эти признаки вполне могут быть точно юридически установлены и зафиксированы.

Необходима теоретическая разработка и практическое внедрение системы таких правовых средств, которые позволят разумно и гармонично сочетать в электоральной политике преимущества всеобщего и цензового, равного и неравного избирательного права. Только такая система позволит в процессе реализации электоральной политики гарантировать и реализовывать права и законные интересы как всего государства, общества, так и отдельной личности в той мере и в том объёме, в какой и каком это поможет преодолеть препятствия для прихода во власть людей наиболее достойных, способных обеспечить благополучие и эффективное развитие всего социума.

Все институты отечественной государственности должны решительно отвергать тезис о том, что «цель оправдывает средства». Исторический опыт свидетельствует, что применение антигуманных средств, которые унижают человеческое достоинство, попирают права и свободы человека и гражданина, но направлены на реализацию, казалось бы, благовидных целей, неизбежно приводит к обесчеловечению самих целей, к превращению их в ориентиры, которые не воспринимаются и не поддерживаются значительной частью населения. Только обладая качеством социальной ценности, государственно-правовые средства могут быть эффективными, приносить позитивный результат, выступать в качестве критерия эффективности правовой политики.

Седьмой параграф

В диссертации даётся анализ форм, методов деятельности каждого из субъектов в данном направлении. Отмечается, что вопрос о механизме выстраивания электорально-правовой политики, имеет большое значение. Ответ на него влияет на всю систему формирования и осуществления такой политики в России. Из рассмотренных в главе субъектов на первом плане выступает гражданин РФ, а все остальные субъекты – производные от него. При этом поведенческая реакция граждан РФ и организаций на проводимые органами власти реформы является отражением эффективности общегосударственной электорально-правовой политики.

^

Стержневыми позициями главы II являются следующие положения.

1. Всесторонняя модернизация российского общества – стратегический курс, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни общества 7 , в том числе – электоральной сферы. Данный курс предусматривает активную электоральную политику, главным стратегическим направлением которой выступает не простое воспроизводство через определённые промежутки времени представительных государственных и муниципальных органов как базовых компонентов механизма государства, а совершенствование системы властвования, её модификация, формирование властных структур, способных адекватным образом реагировать на многообразные проблемы, возникающие в связи с усложнением и ускорением общественных процессов.

2. Для выстраивания и эффективной реализации электоральной политики необходим более высокий по сравнению с нынешним интеллектуальный и духовно-нравственный уровень электората. Эффективная электоральная политика возможна на основе высокой правовой культуры российского общества, его граждан, должностных лиц, являющейся важнейшей частью общей культуры. В конечном счёте, правовая культура – один из основных рычагов формирования дисциплины, организованности, а на их основе – активности в исполнении прав, свобод в электоральной сфере правовой жизни. Недисциплинированное и неорганизованное поведение в электоральных правоотношениях препятствует решению задач, стоящих перед гражданами как субъектами электорально-правовой политики.

3. Электорально-правовая культура личности – конкретное проявление её правовой культуры. Структурными элементами электорально-правовой культуры выступают явления юридической действительности в их особом проявлении как эталонов электорального поведения: избирательное право и соответствующее (электоральное) правосознание; электоральные правоотношения и законность соответствующих действий; упорядоченность электоральной сферы правовой жизни; правомерная деятельность субъектов указанных правоотношений. Электорально-правовая культура выступает одновременно и как цель, и как средство достижения целей электорально-правовой политики, повышения её эффективности. Мероприятия, направленные на повышение уровня электорально-правовой культуры субъектов обязательно должны присутствовать в содержательной части электорально-правовой политики.

4. Электорально-правовая культура личности во многом выступает как определённый уровень правосознания и правового поведения в сфере реализации важнейших политических прав и свобод граждан – тех, что связаны с формированием и деятельностью представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. Цели электорально-правовой политики могут быть достигнуты только при господстве в обществе активистского правосознания граждан, которые полностью и навсегда избавились от патерналистского правосознания.

5. Высшим принципом активистского правосознания граждан как субъектов электоральной политики является признание независимости каждого члена общества, его права на свободное волеизъявление. Действия власти в электоральных отношениях должны быть регламентированы правом. Гражданам с активистским правосознанием опека не нужна; они не воспринимают государственную заботу главным условием их благополучия. Электоральная политика с учётом такого подхода должна обеспечивать справедливые «правила игры» в электоральных процессах, формирование такой власти, которая защищала бы и охраняла личность, а каждый, соединяясь со всеми, оставался бы таким же свободным, каким был ранее (Ж. Ж. Руссо).

Личностью признаётся не только тот, кто способен подчиняться, но в особенности тот, кто действует самостоятельно, независимо, по собственной воле.

6. Именно свободная и ответственная личность выступает, с одной стороны, субъектом выстраивания и реализации электоральной политики, а с другой стороны, – объектом, на формирование активистского правосознания которого такая политика должна быть сориентирована. Изложенные положения дают возможность определить электоральную сферу правовой жизни общества как сферу свободной, автономной активности граждан и созданных ими организаций, которые в этой сфере выступают как самостоятельные и независимые субъекты. Юридически грамотный, культурный, активный гражданин, выстраивающий своё электоральное поведение на основе права и морали, крайне неудобен для манипулирования, независим не только от государства, но и от более сильных людей. Такие граждане в наибольшей степени могут способствовать достижению целей электорально-правовой политики.

7. Электорально-правовая культура может быть подразделена на культуру общества, социальных групп и институтов (политических партий, иных общественных объединений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих и др.), отдельных граждан.

Показателями уровня развития электорально-правовой культуры общества можно считать следующие её характеристики: 1) степень развития и совершенства избирательного и сопутствующего ему законодательства; 2) степень совершенства юридической практики в электоральной сфере; 3) уровень соблюдения и исполнения субъектами (избирательными органами, избирателями, политическими партиями, кандидатами на выборные должности и др.) предписаний законодательства. 4) уровень сознательной правомерной активности субъектов электоральной сферы правовой жизни общества; 5) качество толкования соответствующих правовых норм; 6) наличие системы правовой подготовки организаторов выборов, а также воспитательной и просветительской работы с избирателями; 7) доступность электорально-правовых знаний, соответствующей информации и т. д.; 8) уровень развития и востребованности правовой науки, научного осмысления электорально-правовых отношений. Электорально-правовая культура общества – важный фактор правопорядка и государственно-правового прогресса общества. В обществе с высоким уровнем электорально-правовой культуры более эффективным и упорядоченным становится процесс правового регулирования соответствующих отношений, электоральная политика становится более результативной. Если же в обществе электорально-правовая культура развита недостаточно, то это является серьёзным препятствием на пути реализации электоральной политики, обеспечения режима законности электоральных процессов, существенно затрудняет правовое регулирование, заставляет законодателя усложнять электорально-правовые механизмы и развивать системы неюридических гарантий законности.

8. В электорально-правовой культуре личности можно выделить три группы элементов: правовую информированность, позитивные правовые чувства и позитивную активность индивида в электоральной сфере. Такая активность проявляется в области познания электорально-правовых явлений, в сфере электорального правотворчества, в правореализующей деятельности, в действиях против нарушений избирательного законодательства, установленного порядка протекания электоральных процессов. Культурный в правовом отношении избиратель может быть охарактеризован, исходя из таких критериев, как: а) уважение к избирательному праву и соответствующим правам других граждан; б) уровень правовой информированности, эрудиции, образования, знание и понимание принципов электоральной политики государства; в) качественные характеристики правосознания; г) привычка соблюдать закон и правопорядок; д) качество практического поведения в электоральной сфере, степень его правомерности.

Электоральная политика, таким образом, в определённой части выступает как государственная стратегия и тактика деятельности по повышению уровня электорально-правовой культуры и общества, и личности.

9. Особого внимания требует электорально-правовая культура должностных лиц государства и местного самоуправления. От этого зависит соответствующая культура всех других субъектов электоральной политики. В наиболее общем виде электорально-правовая культура должностного лица включает элементы, свойственные электорально-правовой культуре всех избирателей (личности в целом).

Вместе с тем можно выделить черты культуры должностных лиц, характеризующие особенности их деятельности в электоральной сфере: 1) данная культура должностных лиц неразрывно связана с их общей политической и правовой культурой. Особое значение имеет политическая культура. Политическая культура должностного лица как субъекта электорально-правовой политики означает стиль работы, в котором сочетаются осознание её целей с инициативой, исполнительностью, дисциплинированностью. Принципиальное значение имеют такие качества, как чувство нового, близость к избирателям, готовность брать ответственность на себя, желание постоянно повышать профессиональный (управленческий) уровень, требовательность к себе и другим, внимательное, чуткое отношение к избирателям; 2) высокая электорально-правовая культура должностных лиц означает глубокое, искреннее уважение к личности избирателя, правам, достоинству; уважение прав личности как компонент электорально-правовой культуры должностных лиц неотделимо от признания её достоинства; 3) неотъемлемое свойство электорально-правовой культуры работников государственных и муниципальных органов – соблюдение ими законности в электоральных процессах; 4) электорально-правовая культура означает профессиональную компетентность должностного лица, овладение специальными знаниями, опытом; 5) уровень электорально-правовой культуры должностных лиц обусловлен также их личностными качествами. Должностные лица, чья профессиональная деятельность связана с выстраиванием и реализацией электорально-правовой политики, должны обладать определёнными личными качествами: достаточно высокими интеллектуальными, характерологическими, коммуникативными данными, принципиальностью, самостоятельностью и др.

10. Электорально-правовая культура проявляется в реальном поведении, активной деятельности в сфере выстраивания и реализации электоральной политики. Электорально-правовая активность – один из важнейших видов правовой и социальной активности. Это интенсивная деятельность гражданина в сфере выстраивания и реализации электоральной политики, одна из форм юридически значимого бытия граждан, связанного с воплощением в жизнь их права на участие в управлении делами общества и государства. Одним из главных условий развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах российских регионов. В диссертации данному аспекту уделено особое внимание. Выдвигается ряд предложений по повышению такой активности.