Коллективные субъекты административного права. Их административно-правовой статус

Первостепенной задачей каждой правовой науки являются точные определения и обоснования ее предмета. Эта проблема касается и административного права, переживающего значительные изменения в последние года. Закрепления в Конституции принципа разделений властей, обособления института исполнительной власти, выходы на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур — все это значительно увеличило значение административного права в правовой системе. В данной работе мне хотелось бы затронуть проблему субъектов административного права в Российской Федерации, а именно его коллективных субъектов.

Актуальность темы обозначена тем, что без субъектов административного права невозможно ни одно правоотношение. Субъекты административного права — реальные участники административно-правовых отношений, владея административно-правовым статусом, принимают участие в организациях публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессах управления (административных процедурах).

В условии нестабильности современной общественной жизни, которая характеризуется, в первую очередь, ослаблениями правопорядка, известными противостояниями центра и регионов, возникновениями других отрицательных социальных процессов, вопросы обеспечений общественных порядков и общественной безопасности выдвигаются в число приоритетных объектов вниманий органов государственной власти.

Цель исследования — изучить научные источники, чтобы под разными углами взглянуть на термин «коллективные субъекты», обозначить их значимость в современном мире.

Задачи исследования вытекают из цели: изучить понятие, признаки и виды коллективного субъекта административного права, определить их место среди других субъектов, а также формирование целостного представления об изучении субъектов административного права и их административно — правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить права и обязанности субъектов административного права в сфере государственного управления.

Главным методом исследования данной работы послужили в первую очередь, общенаучные и частнонаучные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о субъектах административного права, история его развития на современном этапе. На основе формально-юридического метода были даны общее определения и классификация понятий, исследовались их признаки. Использовался сравнительно-правовой метод для выявления общих закономерностей данного правового явления.

11 стр., 5187 слов

Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

... субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы. Право ... использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая ... государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы. Все водные объекты на ...

Глава 1. Понятие и особенности субъекта административного права

1.1 Понятие субъекта административного права

Исследование каждой отрасли права начинается с определения ее субъектных составов. От верного решения данного вопроса зависит результативность отраслевых норм в регулированиях соответственной сферы социальных отношений. Соболева Юлия Викторовна, 2015. Саратовская государственная юридическая академияПонятие субъектов разрабатывалось и разрабатывается множеством ученых-юристов, что привело к тому, что в справочной литературе они определяются как лицо (физическое и юридическое), государство, государственные или муниципальные образования, которые обладают по закону правами иметь право и нести обязанность. Однако общепризнанной является точка зрения С,С. Алексеева: «субъектом административного права называется участник административного правоотношения, который владеет установленными правами и исполняет установленные обязанности, в соответствиях с административно-правовыми нормами» и «это лицо, которое реально может принимать участие в правоотношениях, получило свойства субъекта в силу юридической нормы» Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М.,1982. Т.2 с.138-139.

Но оно дает, скорее, не установление субъекта права, а определения его правоспособностей (фактически могут быть носителями субъективного юридического права и обязанности) и дееспособности (реально способно принимать участие в правоотношениях, приобрело свойства субъекта прав в силу юридической нормы).

«Вместе с тем, специалисты по теориям права все чаще приходят к выводам, что само понятие субъектов права, которое бытует в юридической науке, является неполным, неточным, односторонним», — считает В.Е. Чиркин. Он ссылается на мнения С.И. Архипова о том, что в базе этого понятия лежат «заимствованные из цивилистической доктрины частноправовые представления о субъекте права». В.Е. Чиркин отмечает: «В действующем праве субъекты права — это особенная юридическая конструкция, которая создана на базе обобщений многих норм в разных отраслях права. Ее нельзя назвать институтом той или другой отрасли права, это иное, наиболее общее явление».

К изучению понятия «субъекты административного права» и к их классификациям обращались такие ученые, как Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Г.И. Петров, Ц.А. Ямпольская и др. В современное время данная проблема также актуальная. Д.Н. Бахрах предлагает в качестве субъекта административного права признать участников управленческого отношения, которое административно-правовые нормы наделили правом и обязанностями, способностями вступить в административно-правовые отношения Бахрах Д.Н. Субъекты советского административного права // Субъекты советского админи-стративного права. Свердловск, 1985. С. 3.. Похожее понятие дает П.И. Кононов: «Субъекты административного права — это участники отношений, которые регулируются нормами административного права, у которых на базе этих норм появляются установленные субъективные права и обязанности в административно-правовых сферах, то есть административные права и обязанности» Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса. М., 2013. С. 56.. По тому же принципу формулирует это понятие Ю.Н. Старилов: «Традиционно субъектами административного права считаются физические или юридические лица (организации), которые в соответствиях с определенными административными законодательствами нормами принимают участие в реализации публичного управления… это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участники управленческих отношений, наделенные законодательствами правом, обязанностями, правомочиями, компетенциями, ответственностью, способностями вступать в административно-правовые отношения» Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. раб. С. 124. Что касается меня, я считаю, что субъектами административного права являются лица, наделенные правами и обязанностями в области государственного управления и способные осуществить их в административных правоотношениях.

4 стр., 1720 слов

Бюджетное право зарубежных стран: понятие, принципы, источники

... бюджетному праву это означает определение общих подходов и принципов закрепления публичных расходов за основными звеньями финансовой системы. Источники государственного (конституционного ) права ... специальное административно-бюджетное управление администрации ... субъектов бельгийской федерации пополняется за счет долевого участия в общегосударственных налогах. Важное место в системе бюджетного права ...

Исследование каждой отрасли права начинается с установлений ее субъектных составов. От верных решений этого вопроса, по справедливому мнению В.М. Манохина, во множестве зависит результативность отраслевых норм в регулированиях соответственной сферы социальных отношений.

Общепризнанной по этому вопросу является точка зрения С.С. Алексеева, который выделил два главных признака субъектов права: «Во-первых — это лица, участники общественных отношений (индивид, организация), которые по своим спецификам фактически может быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей… Во-вторых — это лицо, реально способное принимать участие в правоотношениях, приобрело свойства субъектов прав в силу юридических норм».

Это понятие субъекта прав, которое разработано в теории государства и права, применяемое при разработках этой проблемы в отраслевых правовых науках.

Но оно дает, скорее, не установление субъекта права, а установление его правоспособности (фактически может быть носителем субъективных юридического права и обязанности) и дееспособностей (реально способно принимать участие в правоотношениях, приобрело свойства субъектов прав в силу юридических норм).

«Вместе с тем, специалисты по теории права все чаще приходят к выводам, что само понятие субъекта права, которое бытует в юридической науке, является неполным, неточным, односторонним» — считает В.Е. Чиркин Чиркин В. Е. Указ. раб. С. 26-27.

Понятие «субъект права» изучается и в такой отрасли, как административное право. Притом вопросы о субъекте административного права является одним из важных, т.к. они выступают участниками административно-правового отношения, т.е. решают задачи и реализуют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные правомочия.

Кроме того, не вызывает сомнения высказывние Д.Н. Бахраха о том, что административная правосубъектность, в особенности для коллективных образований, первична по отношению к другой отраслевой правосубъектности (гражданско-правовой, финансовой).

Как бы в продолжение данной мысли Р.И. Елагин отмечает, что административными правами как одной из основных отраслей права обеспечиваются реализации права, свободы и обязанностей всех субъектов права.

1.2 Особенности субъектов административного права

11 стр., 5159 слов

Самозащита гражданских прав в рамках договорных отношений

... дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления самозащиты гражданских прав в договорных отношениях. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, направленные на регулирование самозащиты гражданских прав в договорных отношениях, а также практика их применения. Цель дипломной работы ...

В предыдущем подпункте 1 главы я указала, какое определение понятия «субъект административного права» , на мой взгляд, является наиболее приемлемым. Однако в нем не указаны основные признаки.

Любой субъект административного права — это индивидуальные потенциальные участники административного правоотношения, в которые они так или иначе вступают. Вступить в административно-правовые отношения можно или по собственным усмотрениям, или повинуясь определенным нормам (попадая в установленную ситуацию).

Например, гражданин, который выехал за рулем автомобилей, является участником движения и, подчиняясь правилам дорожного движения, должен пристегнуться, иметь при себе водительские удостоверения и т.д. Субъект административного права может стать субъектом административных правоотношений, если есть три условия:

1. Административно-правовые нормы, которые предусматривают право и обязанности субъекта;

2. Административная правосубъектность, которая состоит из дееспособности и правоспособности. В самом общем виде административная правоспособность содержит в себе способности иметь право и нести обязанность. Появляется административная правоспособность с момента рождения. Но с момента рождения она не полная. Так, права избираться на пост Президента РФ имеет гражданин, который достиг 35 лет.

3. Основания возникновения изменений и прекращений правоотношения (юридический) факт.

Профессор В.М. Манохин именует такие признаки субъектов административного права: «1) большое количество; 2) это физические лица всех их видов, коллективные субъекты, носители государственно-властных полномочий и др.; 3) взаимоотношение субъектов административного права строятся (и это тоже последствия многочисленности и многообразия субъектов) на базе не одного, а нескольких методов власти, подчинения, равенства, рекомендации, оказаний услуг и т.д.; 4) некоторые из них совмещают свои административно-правовые полномочия с правомочиями по иным отраслям права, скажем, конституционному праву; 5) субъекту административного права правомочия предоставляются и осуществляются в одной ситуации по его желанию, в иной — вопреки его желанию» Манохин В.М. Административное право России: учебник. Саратов, 2010. С. 32-33.

Субъекты административного права могут рассматривать дела и о правонарушении, совершаемом физическим и юридическим лицом в предпринимательской, налоговой, финансовой, таможенной, бюджетной сферах, в строительстве, в области общественного порядка и т.д.

Предметом административного права является конкретный участник административно-правовых отношений, в который он входит либо по его собственной просьбе (по усмотрению), либо в силу обязательства, налагаемого на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может обжаловать решение, принятое Исполнительной властью, решению в суд, если он считает, что он нарушает права, принадлежащие ему, и свободу. Однако он не может обжаловать это решение. Должностное лицо, которое занимает в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, в соответствиях с законодательством должно защищать права и свободы граждан, а в необходимом случае принимать соответственные меры по их обеспечению.

административный право юридический факт

Глава 2. Виды субъектов административного права

Субъекты административного права делятся на две группы: коллективные и индивидуальные.

5 стр., 2309 слов

Автоматизированная информационная система документооборота Административной ...

... принудительного исполнения. На сегодняшний день для обеспечения работы административной комиссии используется некомпьютерная информационная система, состоящая из журналов учета ... сфере ответственности за административные правонарушения осуществляется законами субъектов РФ. Законодательство об административных правонарушениях субъекта РФ призвано устанавливать административную ответственность за ...

Индивидуальные субъекты — это физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. К специальным субъектам относятся беженцы, вынужденные переселенцы, политэмигранты. В литературе часто выделяют не физических лиц, а индивидуальных, тогда список дополняется еще и служащими. Также можно дополнить этот список государственных и муниципальных служащих, служащих других организаций , индивидуальных предпринимателей. Так что можно сделать вывод, что к индивидуальным субъектам относятся все индивиды, имеющие специальный административно-правовой статус, в том числе служащие и индивидуальные предприниматели Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопас-ность ответственность за их совершение // Правовая идея. — 2013. — № 7. — С. 2.

Вторым звеном являются коллективные субъекты. К ним относятся юридические лица, однако в качестве разновидности организаций или коллективных субъектов, подразумевая то, что не всякое организованно-обособленное коллективное образование является юридическим лицом.

Разграничения данных субъектов между собой реализуетя по критерию состояния в устойчивых (постоянных) или эпизодических отношениях с иными участниками административно-правовых отношений (т.е., государственно-властным субъектом).

2.1 Коллективные субъекты административного права

Коллективные субъекты административного права — это организации, т.е. объединения физических лиц неопределенной численности, которые возглавляются своими органами управлений (администрацией), которые имеют обособленные им имущества, созданные для производств материальной и духовной ценности, а также реализаций других потребностей их членов. Их отличает особенные положения в обществе. Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и владеют государственно-властными правомочиями. Кроме них имеются многочисленные группы иных компаний, которые не обладают государственно-властными правомочиями, но также являются субъектами административного права Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. — Система ГАРАНТ, 2014 г.

Понятие «организация» имеет широкий смысл, и невозможно рассматривать его административно-правовой статус без применения норм других отраслей права, в том числе гражданских, трудовых и финансовых. Администрация реализует административную функцию внутри самой компании, а также вступает во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими субъектами административного права. Внедряя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления подчиненными органами и сотрудниками, но внешнее управление, в отличие от исполнительной власти, не управляет администрацией организаций, оно не обладает необходимыми полномочиями государства. Во внешних административных и правовых отношениях сама администрация является объектом управления Исполнительной властью, другими государственными органами, органами местного самоуправления.

Классификация юридических лиц во внутреннем законодательстве также различна. Например, согласно ст. 48 Гражданского кодекса, в зависимости от взаимоотношений юридических лиц с учредителем (участником) (другими словами, с субъектом управления, если он переводится в плоскости управленческих отношений).

4 стр., 1657 слов

Юридическое лицо как субъект административного права

... власти, местного самоуправления и другими субъекта­ми административного права. Реализовывая внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и ... явлений и процессов. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Участниками административно-правовых отношений являются различные организации, ...

Классификация по целевым (прибыльным) критериям: коммерческие и некоммерческие компании. Это также важно для объема административно-правового статуса, например, для отношений с налоговыми органами.

Бахрах Д. Н. ранее делили все коллективные предметы на 4 группы: организация; подразделение; трудовые группы; сложные компании (система суборганизаций).

Сейчас предлагает 3 класса: организации, структурные подразделения компаний, сложные компании (некоммерческие системы тесно взаимосвязанные организации); простейших организаций. В своей работе я хочу более подробно рассказать об организациях, в частности

В гражданском кодексе юридические лица, признанные такими организациями, которые имеют отдельные активы и отвечают за свои обязательства, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо — это, прежде всего, субъект гражданских правовых отношений, для которого он наделен гражданским дееспособностью Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Российское административное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2013. — 475 с.

Напомню, что для вступлений в административно-правовые отношения коллективные образования не обязательно должны являться юридическим лицом, более того, административная правосубъектность не связана с правом юридических лиц и с необходимостью государственных регистраций. К примеру, общественные объединения могут быть созданы без государственных регистраций и без права юридических лиц.

Под организацией понимается формальное или фактическое объединение физических лиц для осуществления определенной совместной деятельности, направленной на достижение какой-либо цели или выполнение задач. Она подразделяется на государственные и негосударственные. К государственным относятся: органы государственной власти, государственные предприятия и учреждения, аналогичные с ними по правовому статусу отраслевые организации и корпорации Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2012.

Еще более разнообразны и неоднородны негосударственные организации. Это: общественные объединения, политические партии, потребительские корпоративы, религиозные объединения, торгово-промышленные палаты и многие другие. Их в зависимости от основной деятельности подразделяют на производственно-хозяйственные, социально-культурные, административно-политические организации.

Специфики административно-правового статуса государственных компаний аргументируются тем, что государство — их собственник. К ведениям государственного органа относится основание государственных компаний; установление предмета и цели их деятельности, а также дислокаций; утверждение устава; назначения на должности и освобождения от должностей руководителей; обеспечения их в определенных ситуациях государственными заказами; реорганизации и ликвидации данных компаний и др.

Предприятия являются независимыми хозяйствующими субъектами. Их можно подразделить по организационно-правовым формам и по отраслевой производственно-технологической специализации.

12 стр., 5664 слов

Административная деятельность овд

... деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Кодексом РФ об административных ... в обеспечении соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от ... принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и ...

1. По организационно-правовым формам отличаются:

  • полные товарищества;
  • товарищества на вере;
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • общества с дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • производственный кооператив;
  • потребительский кооператив;
  • унитарные компании Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс.- М.: 2011. — 652 с..

2. По отраслевым производственно-технологическим специализациям принято выделять:

промышленные компании

сельскохозяйственные предприятия сельскохозяйственные кооперативы и артели

рыболовецкие артели

строительные предприятия

транспортные предприятия

предприятия связи

предприятия торговли

предприятия общественного питания

жилищно-коммунальные предприятия

другие виды предприятий.

Существует также понятие особого субъекта. Под ним понимаются структурные подразделения компаний. В ГК РФ это не независимые юридические лица. В теориях административного права признается, что структурные подразделения могут вступать в административно-правовые отношения как объекты управлений. К примеру, во внутриорганизационном отношении.

Поговорим о признаках структурного подразделения. Ими являются:

  • это элементы организаций, часть, реализующая ее деятельность;
  • организованные самоуправляемые группы людей, сотрудников, между которыми распределены обязанности и имеется иерархия (не меньше 4 сотрудников);
  • во главе стоят официально назначаемые руководители;
  • легальное основание деятельности Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г.

Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. М., 2013;

  • Стоит заметить, что оно не имеет своих имуществ (как правило), не выступает вовне, имеет ограниченную гражданскую правосубъектность.

Они бывают двух видов: линейные и функциональные. Линейные подразделения исполняют часть производственных деятельностей, функциональные — реализуют функции, имеют правомочия в отношении линейных единиц. Также имеются смешанные виды структурных подразделений.

По нашему мнению, можно выделять, как минимум, три важные свойства группы, которые являются нужными и фактически критериальными в описаниях коллективных субъектов.

1. Взаимосвязанности и взаимозависимости индивида в группе способствуют формированиям групповых состояний как состояний предактивностей, в частности, преддеятельностей — важной предпосылки (условия) каждой активности, в частности, деятельности. Критериальность этого качества заключается в том, что лишь при его наличиях группа становится коллективными субъектами. Но важнейшими являются и конкретные характеристики (показатели) взаимосвязанностей и взаимозависимостей, притом показатели двух классов:

  • а) динамические (интенсивности, или теснота взаимной связи и зависимости между индивидами в группе);
  • б) содержательные (содержания, или предмет взаимной связи и зависимости) Манохин В.

М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Российское административное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2013. — 475 с.

3 стр., 1310 слов

Право собственности некоммерческих организаций на жилые и нежилые помещения

... определено место отдельно взятых институтов права собственности и других вещных прав и некоммерческие организации как субъекты гражданских прав в современном российском гражданском праве. Кроме этого задачей данной ... Гражданский Кодекс Российской Федерации и новейшее гражданское законод... Развернуть Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему: Законодательное закрепление особенностей их ...

Перечисленные показатели являются принципиальными именно потому, что они, отличаясь, фактически характеризуют существенно (качественно) различные состояния одного и того же или разных коллективных субъектов. Не выделив факт наличия взаимосвязанности индивидов и конкретные динамические и содержательные характеристики (показатели) этой взаимосвязанности, невозможно исходно идентифицировать сам феномен коллективного субъекта.

Взаимные связанность и зависимость индивидов, являясь базовыми качествами совместности, имеют даже более общее значение, т.к. благодаря им может существовать группа (коллектив) как такое образование, которое качественно отлично от суммы индивидов, так называемое “надиндивидное”, выступающее носителем целостных психологических феноменов. Целостность как качество группы (коллектива) и групповых (коллективных) психологических явлений (процессов, состояний, свойств и т.п.), по сути, основана на реальных и различных видах взаимных связей составляющих ее индивидов. Проблему целостности психологии коллектива и субъекта коллективной деятельности, пожалуй, наиболее последовательно и как специальный вопрос разрабатывает А.И. Донцов.

2. Качество (способность) группы выражать разные формы совместной активности, т.е. выступать и быть единым целым по отношению к иным социальным объектам, или по отношениям к себе самой. К разным формам совместной активности можно относить следующие: общения и взаимодействия в группе (включая диаду), групповое действие, совместная деятельность, групповые отношения, групповые поведения, межгрупповые отношения и взаимодействие и т.п. Для обозначений этого качества группы в последнее время все чаще применяется понятие “активность”, имея в виду обширный перечень ее выражения, а не только в формах совместной деятельности. Применение понятия “совместная активность” позволяет объединять целые совокупности групповых феноменов и, соответственно, сложившихся понятий: “совместная деятельность”, “коммуникация”, “общение”, “групповое действие”, “групповое поведение”, “внутригрупповые и межгрупповые отношения” и т.п.

3. Качество (способности) группы к саморефлексии. В отличиях от первых двух признаков коллективных субъектов, групповая саморефлексия явно недостаточно исследована, поэтому существенно меньше известна.

В настоящее время можно выделять несколько главных функций групповой саморефлексии.

Во-первых, это формирования в группах социально-психологического чувства “Мы”, т.е. переживание членами группы своей принадлежности к ней, единства (процессов единения) со своей группой. Хорошо известно, что такие чувства возникают не сразу, а зачастую постепенно, в процессах включений личности в группу, одним из его механизмов является групповая саморефлексия.

Во-вторых, это формирования группового социального представления о своих группах, ее когнитивных оценок, суждений, мнений и т.п., которые также требуют установленного времени.

В-третьих, групповая саморефлексия настраивает членов группы на различные формы совместной активности, т.е. способствует формированиям их психологических готовностей к совместной активности, в целом, что более важно, к примеру, в организациях совместной деятельности группы. В-четвертых, групповая саморефлексия помогает членам группы наиболее адекватно ориентироваться в социальной среде, в частности, оптимальнее адаптироваться к ней. Этому способствуют развиваемые групповой саморефлексией способности личности к наиболее адекватным оценкам своей и чужих групп и их социальным сравнениям.

10 стр., 4601 слов

Право и организация социального обеспечения

... на правах подотдела. С декабря 1925 года он снова приобретает функции самостоятельного отдела. В 1934 году произошло административно ... реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР, управление соцобеспечения Челябинской области преобразовывается в управление социальной ... позиции целого ряда политических деятелей, общественных организаций и формирований, нашла свое выражение в ...

2.2 Административно-правовой статус коллективного субъекта

Изучение законодательства и литературы приводит к выводу, что наиболее объемный административно-правовой статус имеет государственные организации и их структурные подразделения. В меньшей степени административное право регулирует деятельность общественных организаций, особенно тех, которые не занимаются экономической деятельностью. Административно-правовой статус зависит от сложности организации и степени ее независимости. Сложная социальная и религиозная организация имеет руководящие органы и подчиненные предприятия и учреждения; прежние руководители последних, есть отношения власти и подчинения, которые могут регулироваться законом. С 20-го века наша страна сокращает административное вмешательство, что означает административное и правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений, общественных и религиозных организаций. Копытов Ю.А. Административное право. — М.: Юрайт, 2015. — 650 с.

Содержания административно-правового статуса коллективных субъектов зависят от таких факторов: 1) является он частью государственных механизмов, или нет; 2) какими видами деятельности он занимается (административно-политической, хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.); 3) является он независимой организационной единицей или включен в наиболее трудную организационную структуру.

В административно-правовом статусе коллективных субъектов можно выделять три основных блока:

  • а) целевые;
  • б) структурно-организационные;
  • в) компетенционные Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В.

Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. — Система ГАРАНТ, 2014 г;

— Первыми элементами административно-правового статуса государственной компании являются ее цели, цели и функции, юридически установленные, можно утверждать, что это является неотъемлемой частью статуса любого элемента государственной структуры. В целом его цель может быть понята как предоставление определенной социальной потребности, а в правилах, уставах и других административных действиях цель указана в списке задач, выполняемых функциями.

Второй — организационный и структурный компонент самого правового статуса — довольно сложная система. Он включает нормативные регулирования порядков формирования, легализаций, реорганизаций, ликвидаций субъекта их полномочий и передачи из юрисдикции некоторых организаций в подчинение иных лиц, определения и изменения их организационной структуры и постепенного продвижения права на организационные самоопределение и право на официальные символы.

Компетентность является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов прав и заключается из набора полномочий в отношении определенных субъектов компетенции. Его первый элемент включает обязанности и права, которые связаны с реализацией власти, участие в властных отношениях, в том числе права издавать установленные действия. Второй элемент компетенций — юрисдикция, юридическая консолидация круга объектов, объектов, дел, которые подлежат власти.

Правоспособность организаций непосредственно осуществляется действиями отдельных лиц, представителей, действующих от имени компаний. Такими могут быть должностные лица, государственный служащий, руководитель, председатель и т. Д. Действия данных представителей считаются действиями самих компаний. Этот факт создает одну из серьезных проблем в применениях административной ответственности — как должна соотноситься ответственность юридических лиц и их представителей

Свойственные особенности административной правосубъектности организаций (Конин Н. Ммм.):

1. Административная правосубъектность компаний связана с деятельностью власти (государственной власти) (интересы предприятий связаны с исполнительной властью).

Другими словами, есть общественный интерес.

2. Эти отношения носят организационный и управленческий характер.

3. Административная правоспособность закреплена в нормах административного права и осуществляется в административно-правовых отношениях.

4. Административная правосубъектность играет роль «передачи», в процессах ее реализаций приводятся в действие гражданские, трудовые, финансовые, земельные и другие отношения (регистрация, применение).

Все государственные коллективные субъекты обладают определенной компетенцией Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2014. — 816 с.

Он может быть проанализирован посредством подключения власти с определенными административными функциями. Таким образом, можно различать права и обязанности в планировании, методологическом руководстве, регулировании, управлении персоналом, бухгалтерском учете, контроле и т. Д. Наряду с функциональностью полезно учитывать субъективный характер компетенции. В этом случае необходимо различать компетенцию в отношении более крупных и подчиненных коллективов и служащих, а также в отношении лиц, контролируемых гражданами.

В частности, общие права: быть адресатами управленческих команд, требовать четких определений обязанности и создания необходимых условий для их осуществления, вносить предложения различным организациям, получать определенные информации, давать указание подчиненным. Назовем общие обязанности: рационально расходовать ресурсы, заботиться о природе, соблюдать санитарные и противопожарные правила, выполнять управленческие команды, своевременно рассматривать призывы как членов команды, так и граждан и т. д Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. М., 2013.

Анализ административно-правового статуса коллективных структурных единиц административных механизмов позволяет без большого труда решить вопросы о содержаниях административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов. В крайне редких ситуациях у последних существуют все те элементы статуса, что и у первых (целевого, организационного, компетенционного блоков), зачастую — только некоторые из них. Так, правовыми актами установлены цели и задачи многих общественных формирований (народных дружин, Всероссийского общества глухих и др.), трудовых коллективов.

Минимальные объемы административно-правового статуса негосударственных коллективных субъектов содержит в себе права на государственные признания, наименования, права независимо вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

2.3 Иные организации как субъект административного права

Субъектами административного права являются также компании и учреждения.

К предприятиям относят организации, которые осуществляют как основную хозяйственно-коммерческую деятельность, основная цель которой — получения прибыли.

В административном и правовом статусе общественных, частных и смешанных организаций остаются некоторые разногласия, которые будут устранены или, по крайней мере, будут сокращаться с течением времени, поскольку все они должны иметь равные условия для создания, регистрации и функционирования независимо от форм собственности. Организации имеют право государства на следующие права в области государственного управления: обжаловать незаконные действия органов публичного управления и должностных лиц; участвовать в различных мероприятиях и получать разрешение на их осуществление; не соответствуют требованиям государственных органов, осуществляющих инспекцию по вопросам, не входящим в их компетенцию; вносить изменения и дополнения в учредительные документы и т. д. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 2013. Некоторым из них предоставляются специальные права, основанные на специфике их деятельности. Таким образом, только банки могут осуществлять так называемые банковские операции; организации инвалидов имеют материальную и техническую поддержку из централизованных источников и т. д.

В то же время государство ограничивает права заниматься такими видами деятельности, как производство государственных ценных бумаг и денег, оружия и взрывчатых веществ; и лечение пациентов, страдающих от некоторых инфекционных и психических заболеваний. Такие права предоставляются только государственным организациям.

Помимо прав, у организации есть много обязанностей в области государственного управления. Некоторые из них являются общими для всех:

  • предоставлять статистическую информацию государственным органам, соблюдать государственные стандарты и технические условия, получать лицензии на различные виды деятельности, соблюдать антитрестовские и экологические требования и т. д. Специальные обязанности устанавливаются для определенных типов организаций: для оказания неотложной медицинской помощи для любого медицинского учреждения;
  • для обеспечения безопасности движения транспортных предприятий и т. д.

Осуществлять права и обязанности организации в многочисленных административных правоотношениях между ними и государственным управлением по целому ряду вопросов: получение лицензий на участие в любой деятельности, разрешение на строительство; в связи с привлечением к административной ответственности, контролем со стороны государства, оформлением транспортных средств и т. д Мелехин А.В. Административное право РФ: Курс лекций. — М., 2014. — 492 с.

Не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц в хозяйственную и иную деятельность организаций.

За нарушения правовых норм организации несут административную ответственность с применением таких мер административного взыскания, как штрафы, лишение лицензий, установление надзора за предпринимательской деятельностью и др. Наиболее тяжкой мерой административного взыскания является ликвидация организации, которая наряду с реорганизацией является формой прекращения их деятельности.

Заключение

Субъект права в каждой отрасли права — это обладатели, носители определенного права и обязанностей, которыми они наделены в связи с необходимостью реализаций своей жизненной потребности, полномочия, возложенного на них правовым актом, участиями в жизни общества, коллектива, государства. В административном праве нормы осуществляются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в данной ситуации субъектами административного права, носителями конкретного права и обязанности.

Правовой статус субъекта административного права составляет Общие правила для всех субъектов, например нормы о правильном обращении с субъектами в государственных и других органах власти, заявления, жалобы, предложения. Наряду с Общими правилами юридический статус субъекта административного права объединяет значительное количество правил, которые применяются только этим субъектом, например, правила создания общественных объединений, закрепленные в законе, рассматриваются только для эти субъекты административного права. В зависимости от типа и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и типы.

Организации как субъекты административного права также должны быть разделены на типы и группы. Прежде всего, все организации должны быть разделены на государственные и негосударственные.

Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, возложенные на них государством, основаны на государственной собственности и управляются государством, государственными органами (представительными органами, органами исполнительной власти и т. Д.), Государственными предприятиями и учреждениями (образовательными, культурные учреждения и т. д.) входят в число государственных организаций.

Организации не выполняют государственных задач и функций, хотя они могут способствовать этому, например, в области порядка и безопасности, народные отряды не финансируются государством и не управляются им, профсоюзами, спортивными организациями и другими общественными организациями объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация неправительственных организаций осуществляется в соответствии с их целями, формой собственности, территориальной сферой деятельности. Система Министерства внутренних дел как государственная система характеризуется существованием субъектов административного права в форме государственных организаций. Но законодательство допускает участие персонала в неправительственных организациях, таких как профсоюзы, спортивные организации и другие.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kollektivnyie-subyektyi-administrativnogo-prava/

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании зако.нода-тельства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.

2. Код.екс Российской Федерации об административных правонаруш.ениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Собрание законо.дательст-ва РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1).

— ст. 1.

3. Феде.ральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 03.06.2002. — № 22. — ст. 2031.

4. Агап.ов А.Б. Административное право. — М.: Ю.райт, 2014. — 944 с.

5. Коп.ытов Ю.А. Административ.ное право. — М.: .Юрайт, 2015. — 650 с.

6. М.алахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безоп.ас-ность ответственность за их совершение // Право.вая идея. — 2013. — № 7. — С. 2.

7. Мигач.ев Ю.И., По.пов Л.Л., Тихо.миров С.В. Административное право Россий.ской Фе.дерации. — М.: Юр.айт, 2015. — 520 с.

8. Ст.ахов А.И., Коно.нов П.И. Административное право. — М.: Юр.айт, 2014. — 656 с.

9 Бахр.ах Д.Н. Административное право Росс.ии. Учеб.ник для вузов. М. Эксм.о, 2011.

10 Бах.рах Д.Н., Росси.нский Б.В., Ст.арилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Нор.ма, 2014. — 816 с.

11 Габрич.идзе Б.Н., Черн.явский А.Г. Курс административного права Российской Фе.дерации. В трех ча.стях: Учебни.к для ву.зов. М., 2013.

12 Дмитр.иев Ю.А., Поля.нский И..А., Тр.офимов Е.В. Административное право Российс.кой Феде.рации: Учебник для юри.дических вузов. — Система ГАРАНТ, 2014 г.

13 Лаз.арев Б. М. Компетенция органов управлен.ия. М., 2013.

14 Мано.хин В. М., Адушк.ин Ю. С., Багиш.аев З. А., Российское административное право: Учеб.ник. — М.: Юри.стъ, 2013. — 475 с.

15 М.елехин А.В. Административное право РФ: Курс лекций. — М., 2014. — 492 с.

16 Сол.датов А.П. (Особенная часть), Ме.льников В.А. (Общая часть) Администрат.ивное право Ро.ссийской Федерации. Уче.бник. «Феникс» — 2016, 347 стр.

17 Стари.лов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наук.а. Пред.мет. .Нормы. Субъекты. М., 2012.

18 Тихоми.ров Ю.А. Адми.нистративное право и процесс: полный курс.- М.: 2011. — 652 с.