Компетенция прокуратуры в РФ

Актуальность темы курсовой работы. Прокуратура в Российской Федерации — это система органов, на которые государством возложено осуществление особой формы государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законов.

Деятельность прокуратуры РФ направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений и организаций, общественных объединений.

Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.

Прокуратура РФ действует по следующим направлениям:

надзор за точным и единообразным исполнением законов государственными, местными органами управления и контроля, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и полиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы на три вида. Первый вид, включающий первые четыре направления, представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы — участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.

6 стр., 2535 слов

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. 2014 г

... преступлений, значительным объемом работы прокуратуры в этом направлении. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, ... прокурорского надзора за нарушениями законности при производстве дознания; Объектом исследования является надзор прокурора за органами дознания в Российской Федерации. При написании дипломной работы ...

Кадровая служба в органах прокуратуры определяется сложившейся системой управления и в этой связи отражает ее трехуровневую (трехзвенную) структуру. Единство и централизация системы органов прокуратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим нашли преломление в целях, задачах, направлениях кадровой работы.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют особенности прокурорского надзора за исполнением законов в РФ.

Предметом исследования курсовой работы являются особенности прокурорского надзора за исполнением законов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

дать понятие прокурорского надзора и его характеристики;

проанализировать цели и задачи прокуратуры;

охарактеризовать принципы прокурорского надзора;

рассмотреть содержание компетенции прокуратуры;

определить пределы компетенции прокуратуры.

Методология исследования. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных. С помощью этого метода произведена конкретизация и структуризация нормативных данных, устанавливающих особенности прокурорского надзора за исполнением законов в РФ. Применялся системно-структурный метод изучения темы. Также использовались формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: содержание, введение, две главы, список использованных источников.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

.1 Понятие прокурорского надзора и его характеристика

Функция прокуратуры особая, по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор являются самостоятельными видами государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами. Одним из главных отличий прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.

Прокурорский надзор — это деятельность органов и учреждений прокуратуры. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

13 стр., 6410 слов

Прокуратура в российской конституционной системе власти

... как меха гармони во время игры. Цели данного исследования по теме состоят в анализе и теоретическом изучении места прокуратуры в российской конституционной системе власти, сущности прокурорского надзора. Основные задачи - изучение и обобщение научных материалов ...

. Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры.

Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права.

В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.

Например, в приказе Генерального прокурора от 30.05.1996 №30 «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором, осуществляющим надзор по данному направлению», предписывается в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций; в случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших; обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора и т.д.

. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов.

На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного прав в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

. Цель деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

Таким образом, прокурорский надзор — это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства. В связи с тем, что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

9 стр., 4401 слов

Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов ...

... роли и месте органов прокуратуры, о признании прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли российского права, а его института — координации правоохранительной деятельности других органов государственной власти в сфере борьбы с коррупцией — ведущим направлением деятельности1. В ... о роли прокуратуры в организации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью коррупционного ...

соблюдение Конституции и исполнение законов;

соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

исполнение законов судебными приставами;

исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Законодательное закрепление отраслей прокурорского надзора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры. Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.

.2 Цели и задачи прокуратуры

Необходимый атрибут любой организованной структуры, любого органа или организации — это наличие чётких целей и задач. Через цели, задачи того или иного государственного органа, организации получает отражение его сущность, предмет и пределы деятельности. Именно цели и задачи определяют направление деятельности функции этих структурных образований, устанавливаются компетенция и конкретные полномочия каждого из них. В зависимости от полноты достижения целей и задач определяется эффективность функционирования государственного органа, учреждения. Не будет в данном случае исключений и с органами прокуратуры. При этом в этимологическом смысле цель — это то, к чему стремятся, чего надо достичь. В философии она рассматривается как идеально намеченная модель, мысленно представляемый образ предполагаемого результата. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова цель — это «то, к чему стремятся, что надо осуществить». Аналогичное значение данного слова дает Д.Н. Ушаков: «…то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить». В философии «цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия».

8 стр., 3879 слов

Природоохранная деятельность в Российской Федерации (2)

... развитием человечества и охраной природы как незаменимой среды его обитания. 2. Итоги деятельности в сфере природопользования в России за 2010 год Общественный Совет при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования был ...

Цели и задачи обусловливают внутреннее содержание деятельности того или иного органа, института, принципы его функционирования и построения, включая и саму форму организации. Структура различных нормативных правовых актов, описывающих компетенцию того или иного органа государства, выстроена по принципу от общего к частному, то есть от целей деятельности к задачам, функциям и компетенции по их реализации.

В этой связи представляется правильной мысль Е.Р. Ергашева, который говорит, что принципы любой отрасли права, как, впрочем, и правового института, складываются непроизвольно, поскольку причинно обусловлены целями и задачами, поставленными государством перед органами прокуратуры. Принципы данного института прокурорского надзорно-охранительного права должны быть таковыми, чтобы осуществляемая на их основе надзорная деятельность прокуратуры была способной решить поставленные задачи и обеспечить достижение результативности целей.

Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура.

Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения: верховенства закона; единства и укрепления законности; защиты прав и свобод человека и гражданина; охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры. В Федеральном законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены прежде всего в законах. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы.

Необходимо отметить, что сами по себе цели, как и их понятийные категории, являются абсолютно бессмысленными в отрыве, вне связки с такими категориями, как задачи и функции (применительно к деятельности государственных органов).

Оставаясь вне связи с взаимодополняющими обозначенными категориями, они становятся не чем иным, как лозунгами, не влекущими за собой никаких правовых и иных последствий.

Как более конкретные и частные категории задачи в зависимости от реализации всех и отдельных функций органа, организации подразделяют на общие и специальные (частные).

15 стр., 7264 слов

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных ...

... укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РФ. Важным направлением деятельности органов ... существенные усилия, чтобы граждане Российской Федерации владели этой информацией. Ее анализ ... надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции ...

Иногда выделяют функциональные задачи. Иными словами, в качестве целей участия прокуратуры в правозащитной деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в этой деятельности вытекают из целей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить, можно сделать вывод, что они должны соответствовать последним. Но они не могут полностью совпадать, так как деятельность органов и учреждений современной российской прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.

Таким образом, исходя из изложенного выше, следует, с нашей точки зрения, четко уяснить, что цели и задачи деятельности прокуратуры исчерпывающим образом определены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», иных законах, ряде международных договоров Российской Федерации, приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. При этом цели и задачи отмеченной деятельности определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государственном механизме.

В «Курсе лекций по прокурорскому надзору» В.Ф. Крюков предлагает различать цели деятельности прокуратуры — ближайшие и конечные. По его мнению, принятие прокурором мер по установлению конкретного нарушения прав и свобод гражданина и восстановление их — это ближайшая цель. Конечная цель прокурорского надзора состоит в создании условий, исключающих нарушение закона.

В отличие от понятий целей и задач более устоялось в юридической литературе понятие «функция». Оно, по выражению В.П. Рябцева, относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности того или иного государственного органа. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, он сформулировал понятие «функция» по отношению к прокуратуре как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур.

Функцией прокуратуры является надзор. Об этом со ссылкой на разных авторов пишет Ф.М. Кобзарев: «Анализ норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры. Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения».

Оба упомянутых закона говорят лишь о двух функциях прокурора: надзора за законностью и уголовного преследования. Причем если Закон о прокуратуре РФ на первое место ставит надзор, то УПК РФ — уголовное преследование.

8 стр., 3610 слов

Система органов прокуратуры и направления прокурорского надзора

... Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в ... организация прокуратуры РФ 1 Система прокуратуры РФ Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные ...

В свою очередь, С. Осипян, говоря о функциях, пишет следующее: «Исходя из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении уголовного преследования, базовые функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры. В целом они определены в Законе о прокуратуре. В законе, нам представляется, должны быть четко обозначены три базовые функции прокуратуры:

  • функция надзора за соблюдением Конституции и законов;
  • функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства;
  • функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде».

Такой подход представляется правильным, соответствующим характеру тех полномочий, которыми прокурор наделен в настоящее время.

Как уже упоминалось выше, прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры.

Ю.П. Синельщиков, говоря о важности надзора, пишет, что совершенно очевидно, что в связи с принятием Закона от 5 июня 2007 г. функция надзора за законностью становится главной, а по нашему мнению, и единственной на досудебных стадиях уголовного процесса.

М.Н. Шевцов определяет прокурорский надзор за исполнением законодательства как эффективную надведомственную форму контроля со стороны Российского государства, целью которого является обеспечение законности.

Указанные цели могут быть достигнуты путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов, охраны социально-экономических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Российской Федерации и республик в составе Федерации, прав других национально-государственных и административно-территориальных образований, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, субъектов Федерации, а также органов местного. Прокурорский надзор состоит:

  • в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;

— в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.. Прокуратура должна не подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего, правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция. Органы прокуратуры субъектов Федерации не подчиняются и не подотчетны местным органам власти. Об этом говорится в п. 1 ст. 129 Конституции РФ. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ, даже если предмет надзора — исполнение законов субъектом Федерации.

15 стр., 7125 слов

Документы первичного учёта в органах МВД, прокуратуре и судах. ...

... ётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме — единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке. В настоящее время ... по мнению тех же исследователей, вторичная статистика. Сбор полноценной, высококачественной информации о преступности невозможен без научно организованного первичного учёта — основы единого учёта преступлений. ...

Анализируя изложенное, следует сказать, что правильно поставленные цели и задачи позволят максимально обеспечить приоритет законности в различных системах правоотношений и отраслях жизни, качественно обеспечивать права и свободы человека, а также интересы общества и государства.

.3 Принципы прокурорского надзора

Принципы прокурорского надзора предопределяют все основные свойства данного вида государственной деятельности; налагают своеобразный отпечаток на все содержание прокурорского надзора, его структуру, осуществление. Принципы формируются значительно раньше учреждения прокуратуры и издания законов, регулирующих ее деятельность. Первоначально принципы, положенные в основу организации и деятельности прокуратуры, формулируются как основополагающие идеи, которые при одобрении законодателем воплощаются в нормы права, закрепленные в Конституции РФ, Законе о прокуратуре Российской Федерации и других законодательных актах. Данные нормы права реализуются в организации прокурорской системы и ее функционировании.

Таким образом, принципы прокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Они складываются непроизвольно, будучи причинно обусловлены целями и задачами, ставящимися государством перед прокуратурой. При учреждении прокуратуры в 1922 г. разгорелась острая дискуссия по поводу того, должна ли она подчиняться только центру, или только местным органам власти, либо находиться в двойном подчинении. С учетом целевого назначения прокуратуры вопрос решился в пользу центра, двойное подчинение было отвергнуто как угрожающее целостности Российского государства.

Как уже отмечалось, целями и задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, ими и предопределяются принципы прокурорского надзора.

В литературе в качестве одного из принципов указан демократизм. Это не совсем верно. Демократия — власть народа, она свойственна деятельности всех видов государственных органов, в том числе прокурорских. Все принципы их деятельности демократические и иными быть не могут.

В соответствии с целевым назначением прокурорский надзор — деятельность многогранная, что обусловлено множеством его принципов. По характеру их можно подразделить на три группы: общеорганизационные, специфические и отраслевые. Общеорганизационные — принципы, присущие организации и деятельности всех государственных органов (в том числе прокурорских).

8 стр., 3765 слов

Прокурорский надзор за законностью нормативно–правовых актов

... занимала именно прокуратура. 1. Прокурорский надзор за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц В настоящее время российская прокуратура имеет возможность поддерживать необходимый с точки зрения закона баланс между полномочиями органов местного самоуправления ...

К ним прежде всего относится принцип законности, составляющий основу деятельности всех государственных органов. Последние обязаны издавать свои правовые акты, принимать решения в строгом соответствии с действующим законодательством. Прокуратура тоже должна руководствоваться законами, подзаконными актами.

В связи с рыночными отношениями и утверждением демократии актуальность приобретает принцип гласности, суть которого заключается в осведомлении населения о работе различных органов государства, включая прокуратуру. Применительно к прокуратуре гласность — действенный способ правового воспитания населения. Но гласность небезгранична. При определенных случаях она может нанести значительный вред государству, обществу, отдельным предприятиям, гражданам. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а равно о государственной или иной охраняемой законом тайны. Иными словами, недопустимо разглашение сведений, касающихся сферы личной жизни граждан, коммерческой, государственной тайны, хода расследования.

В этом же Законе в качестве самостоятельного указывается принцип информирования прокурорами органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности в регионе. Но такое предписание не совсем определенно, ибо информирование населения и государственных органов о состоянии законности в регионе есть не что иное, как проявление принципа гласности. Но цель предоставления такой информации — привлечение их к участию в борьбе с преступностью и другими нарушениями законности.

Принцип провозглашения равенства всех органов, организаций и лиц перед законом в Законе о прокуратуре Российской Федерации прямого отражения не нашел, но о нем можно говорить как о принципе деятельности всех государственных органов (в том числе прокурорских), поскольку им определяется отношение последних к требованиям норм права. При осуществлении надзора за исполнением законов прокуроры не вправе оказывать какое-либо предпочтение одним субъектам и ограничивать правовой статус других. Демократизм нашего государства предполагает равенство всех граждан независимо от возраста, пола, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания перед законом, судом, прокуратурой, другими государственными органами. Их права и охраняемые законом интересы защищаются в равной мере. Строгое претворение в жизнь указанного руководящего начала приобретает особую значимость в условиях обострения межнациональных отношений. Утверждение мира в обществе возможно лишь при условии прекращения преследований по признаку национальной принадлежности.

Прокуратура как часть государственного аппарата характеризуется своей индивидуальностью, ей присущи следующие специфические принципы: независимость прокурорских органов, единство прокурорского надзора, централизм, единоначалие. Разумеется, в определенной мере данные принципы характерны и для деятельности других государственных органов (например, принцип независимости — для деятельности судов, единоначалия — для органов государственной власти, управления).

Но особенно действенны они применительно к осуществлению прокурорского надзора, поскольку ими в наибольшей мере обеспечивается достижение целей борьбы с нарушениями законности.

Некоторые авторы к группе специальных принципов относят также публичность и универсальность прокурорского надзора.

Обычно публичность трактуется как синоним гласности, открытости. Между тем указанные авторы истолковывают ее как «обязанность прокурора в той или иной форме отреагировать на факт правонарушения».

Общеизвестно, что реагирование на нарушения законности есть составная часть прокурорского надзора, а часть не может быть принципом. Вряд ли оправданно также говорить об универсальности прокурорского надзора как о его принципе. Действительно, границы прокурорского надзора очень обширны — он призван обеспечивать исполнение законодательства на всей территории РФ и распространяется на широкий круг субъектов, обязанных исполнять законы. Но это не принцип прокурорского надзора, а сфера его проявления, в которую входят различные регулируемые правом общественные отношения, а значит, универсальность принципом прокурорского надзора быть не может.

Обосновывается в литературе и такой принцип, как принятие прокурорами мер по выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Однако данное положение нельзя считать принципом организации и деятельности прокуратуры, ибо принцип обычно отражает какую-либо одну особенность отрасли права и определенного вида деятельности государственных органов. Приведенное же положение отражает по существу все содержание прокурорского надзора.

Наконец, выделим еще одну группу принципов, имеющих отношение к осуществлению прокурорского надзора и в определенной степени влияющих на его организацию. Это отраслевые принципы деятельности поднадзорных субъектов, свойственные отдельным направлениям прокурорского надзора. Прокуроры, надзирая за работой органов государственной власти, государственного управления, осуществляют множество действий, которые являются неотъемлемой частью деятельности указанных органов. Следовательно, порядок совершения прокурорами надзорных действий подчиняется, во-первых, установленному законом режиму работы органов власти и управления, во-вторых, принципам, определяющим выполнение возложенных на них функций. Таким образом, принципы деятельности этих органов становятся тождественными принципам прокурорского надзора. Прокуроры обязаны ими руководствоваться и даже способствовать их реализации самими органами, тем более, что они отражены в правовых нормах, обязательных для исполнения.

В ст. 30 Закона о прокуратуре Российской Федерации отмечается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Следовательно, полномочия прокурора связываются с принципами, определяющими производство дознания и предварительного следствия, а в более широком смысле — уголовного судопроизводства вообще, т.е. последний выполняет свои функции согласно принципам правосудия по уголовным делам. Они влияют на действия, которые прокурор совершает в стадии судебного разбирательства, в кассационном и надзорном производствах. Реализуя уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления, прокурор в соответствии с принципом состязательности уголовного процесса выступает перед судом в качестве стороны и поддерживает государственное обвинение. В соответствии с этим же принципом он приносит протест на незаконный и необоснованный приговор в суд второй инстанции и поддерживает его в кассационном производстве.

В значительной степени влияет на осуществление надзорных функций в данном процессе и принцип состязательности. Им определяется доказательственная деятельность сторон. Истец, обращаясь с иском в суд, обязан указать юридические факты, с которыми связаны его требования к ответчику, привести доказательства и представить их в суд. В таком же положении оказывается и прокурор. Обращаясь с иском, он должен укапать факты, его обосновывающие, назвать и представить доказательства, а затем отстаивать их в суде.

Таким образом, принципы, определяющие деятельность различных органов власти и управления, влияют и на осуществление прокурорского надзора за исполнением ими законов.

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ В РФ

.1 Содержание компетенции прокуратуры

Органы прокуратуры для осуществления надзора за исполнением законов должны располагать соответствующими полномочиями. Специфика полномочий прокуратуры предопределяется их природой: они предоставляются не просто государством, а его высшими органами власти (согласно Закону о прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1995 г.- Федеральным Собранием РФ с внесёнными постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №13-П <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=43508;fld=134;dst=100057>

  • . В определенной степени прокурорский надзор осуществляется и от имени Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Компетенция — своеобразный аналог правоспособности. Обе эти категории характеризуют правовое положение субъектов в обществе и государстве. Но имеется существенное различие в их содержании. Тогда как правоспособность есть только признаваемая законом способность физического или юридического лица иметь права и нести обязанности, компетенция включает в себя реальные полномочия, предоставленные государством его органам. российский правовой прокурорский надзор

Понятие полномочий сложное. Прежде всего, это субъективные права, предоставляемые органу или должностному лицу для выполнения возложенных на него функций. Полномочия — это не просто связь прав и обязанностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. Например, в соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокуроры не только вправе рассматривать жалобы и заявления, содержащие сведения о нарушениях законности, но и обязаны это делать для принятия мер по их устранению.

В правовом положении прокурорских органов (впрочем, как и других органов государства) не существует дифференциации прав и обязанностей подобно тому, как это бывает у граждан. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия».

Прокуроры прежде всего несут обязанности перед государством, поскольку оно предопределило их назначение, возложило на них выполнение строго определенных функций. Складывается впечатление, что применительно к различным государственным органам, общественным организациям, учреждениям, предприятиям прокуроры выступают только как носители права. Но это не так. Правовое положение прокурора по существу не изменяется, когда он вступает в отношения с поднадзорными субъектами, ибо присущее его праву долженствование проявляется и применительно к ним. Представим себе, что глава районной администрации вынес незаконное решение. Перед государством прокурор несет обязанность опротестовать его. По отношению к главе администрации он имеет право на принесение протеста, но, казалось бы, не обязанность. В то же время прокурор должен содействовать органам местного самоуправления в соблюдении законности, следовательно, входящая в полномочия прокурора обязанность перед государством как бы автоматически срабатывает и в отношении различных органов власти, управления.

Особенно ярко эта обязанность проявляется в отношении тех, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены. В этом случае прокурор принимает меры по их восстановлению, защите.

Полномочия прокурора иногда именуются правомочиями прокурорского надзора. Между тем указанные термины при очевидном сходстве не тождественны. По смысловому значению полномочие суть предоставление кому-либо права на совершение каких-либо действий. Правомочие же толкуется как обладание законным правом. Создавая органы, государство передает им часть своих прав и возлагает на них определенные обязанности, наделяя их как своих представителей реальными полномочиями. Правомочия же — гражданско-правовая категория. Будучи участниками гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, граждане, учреждения, предприятия, организации выступают как носители правомочий. Говорить о полномочиях (правомочиях) прокурорского надзора вряд ли правильно. Данные категории принадлежат органам прокуратуры, прокурорам, а прокурорский надзор — деятельность по их реализации и потому не может выступать в качестве субъекта, обладающего ими. Неверно также называть полномочия правовыми средствами прокурорского надзора. Средство — это прием, способ действия, к которым прибегают для достижения каких-либо целей, а полномочия — предоставляемая государством возможность совершать те или иные действия. Сама по себе возможность еще не действие. Можно обладать полномочиями и в то же время не выполнять каких-либо функций. Право на совершение действия не есть само действие, это понятия не тождественные. Например, право прокурора на иск и сам иск — категории разные. Первая — предоставляемая законом возможность обратиться в народный суд с требованием о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций. Вторая — непосредственно требование о защите. Иск есть средство защиты, право на предъявление его — полномочие.

В науке конституционного права компетенция раскрывается как совокупность властных полномочий. Это правильно. Государство как носитель власти, учреждая органы, распределяет ее между последними в форме властных полномочий. Объем и характер полномочий прокурора своеобразны. По данному поводу высказаны разные суждения. Одни авторы убеждены в отсутствии власти у прокурора в гражданском, уголовном процессах. Другие же считают, что прокурор располагает властными полномочиями во всех отраслях.

Круг субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, очень широк. С учетом их правового статуса надзор осуществляется по-разному.

В отношении судов он не может быть властным, а значит, и полномочия не должны быть таковыми. Судьи независимы и подчиняются только закону. Власть прокуроров представляла бы посягательство на эту независимость. Итак, это первый вид полномочий, в которых власть не проявляется.

Иными полномочиями прокуроры обладают в отношениях с органами дознания и предварительного следствия. Здесь прокурорская власть проявляется в активной форме. Прокуроры могут не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их. Например, по действующему уголовно-процессуальному законодательству прокурор вправе отменить любое незаконное постановление следователя, инспектора по дознанию; давать им обязательные для исполнения указания по расследованию преступлений. Активная форма власти в несколько суженном объеме проявляется и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы. В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокурор своим постановлением может освободить любое лицо, содержащееся без законных оснований в исправительных учреждениях. Это второй вид полномочий, в котором власть проявляется в особо активной форме.

Третий вид — полномочия с ограниченной властью, характерные для отношений с органами государственной власти. Субъекты многочисленны, и применительно к ним прокуроры не могут выполнять каких-либо управленческих функций. Властностью обладают только полномочия прокурора по выявлению нарушений законности. Что же касается полномочий по устранению последних, то прокурор может лишь обращаться с требованиями к компетентным органам о принятии необходимых мер.

По характеру полномочия органов прокуратуры подразделяются на два вида: основные и дополнительные. Основные полномочия непосредственно связаны с осуществлением надзора; дополнительные касаются организации работы прокурорских органов и в свою очередь по целевому назначению делятся на предметные и функциональные.

Предметные (и это видно из названия) связаны с предметом надзора, т. е. правовыми действиями и актами субъектов, за исполнением законов которыми надзирает прокуратура. Иными словами, предметные полномочия предопределяют круг этих субъектов.

Функциональные полномочия регламентируют действия прокуроров по выявлению нарушений законности и по реагированию на них.

Все полномочия, как предметные, так и функциональные, — отраслевые. Они определяются законодательством применительно к каждой отрасли в отдельности с учетом ее специфики. Общих для всех отраслей полномочий не существует, ибо надзор реализуется не в целом, а по отдельным направлениям.

Следует выделить также три вида компетенции.

Общая компетенция относится к прокуратуре в целом. Она определяется ст. 1, 2, 9 и др. Закона о прокуратуре Российской Федерации и включает в себя всю совокупность предоставляемых ей полномочий.

Компетенция отдельных видов прокуратур: территориальной, военной, транспортной, природоохранной и прокуратуры при исправительных учреждениях. Индивидуальная компетенция присуща каждому прокурорскому органу в отдельности. При осуществлении надзора за исполнением законов участником возникающих при этом отношений является не вся прокуратура или ее отдельный вид, а конкретный прокурорский орган. Для этого данный орган должен выступать как субъект права, т. е. обладать особой индивидуальной компетенцией, обеспечиваемой четким разграничением полномочий между различными прокуратурами.

.2 Пределы компетенции прокуратуры

Итак, мы выяснили, что полномочия прокуратуры являются очень широкими, но в то же время у них есть и свои пределы. В Законе названы два ограничения: первое касается круга субъектов, за соблюдением законности которыми надзирает прокуратура, второе связывается с правовыми актами, за исполнением которых она надзирает.

Все субъекты, обязанные соблюдать законность, подразделяются на поднадзорные и не поднадзорные прокуратуре. Можно выделить три уровня органов надзора, за соблюдением законности которыми прокуратура осуществляет надзор.

Первый уровень — федеральные органы. В соответствии со ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры надзирают за исполнением законов всеми федеральными министерствами, их структурными подразделениями, подчиненными им органами государственного управления. Надзор распространяется и на все федеральные ведомства, под которыми понимаются системы различных органов, обособленные от министерств, но приравненные к ним (Государственный таможенный комитет, Федеральная служба безопасности РФ, Главное управление охраны и т.д.).

Надзор касается всех органов, входящих в систему этих ведомств.

Второй уровень — органы субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 1 того же закона прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, краев и областей. Представительные органы — это всевозможные законодательные собрания, краевые, областные думы, избирающиеся народом и издающие законы, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Надзор касается не только самих органов, но и их структурных подразделений (комитетов, комиссий).

Но главное — обеспечение законности органами, принимающими законы, т.е. исполнительными органами (президентами республик, губернаторами, главами администраций краев, областей, а также правительствами субъектов РФ).

Правительства сложны по своему составу, в них входят различные департаменты, управления, отделы, иные структурные подразделения, принимающие, издающие различные правовые акты, которые должны соответствовать действующему законодательству и потому являются предметом прокурорского надзора. В некоторых областях (например, в Свердловской) созданы управленческие округа с соответствующими органами исполнительной власти, на которые тоже распространяется прокурорский надзор.

Третий уровень — органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ они не являются государственными органами, но, тем не менее, располагают широкими (в том числе властными) полномочиями: принимают различные правовые акты нормативного и ненормативного характера, которые также должны соответствовать действующему законодательству, а потому входят в предмет прокурорского надзора. К органам местного самоуправления относятся главы администраций районов, городов, сел, поселков, деревень, а также сама администрация (ее управления, отделы, иные структурные подразделения).

В Законе о прокуратуре Российской Федерации в числе поднадзорных субъектов указаны органы военного управления, контроля и их должностные лица. Но в этом не было необходимости. Органы военного управления выполняют свои функции не обособленно от Министерства обороны или других ведомств, они входят в их состав. Если прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности указанным министерством или ведомством, то он распространяется и на все входящие в него органы. Органы контроля также находятся в подчинении конкретных министерств, ведомств. Например, Контрольно-ревизионное управление — структурное подразделение Министерства финансов, Управление санитарно-эпидемиологического надзора — составная часть Министерства здравоохранения. Контрольные органы могут быть объединены в одно обособленное ведомство. Надзор за соблюдением законности ведомствами распространяется на все входящие в них органы.

Должностные лица при выполнении возложенных на них функций реализуют не свои личные права и обязанности, а предоставленные им по службе, т.е. полномочия соответствующего органа. В широком смысле слова надзор за законностью действий должностных лиц, принимаемых ими правовых актов представляет собой надзор за соблюдением законности органами, функции которых последние выполняют. Должностные лица могут быть самостоятельными участниками надзорных отношений только в тех случаях, когда за совершенные правонарушения они привлекаются к установленной законом ответственности. По существу, тремя перечисленными видами субъектов и ограничиваются пределы компетенции прокуратуры. Другие субъекты (их немало) тоже обязаны соблюдать законность, но прокуратуре они не поднадзорны, например Правительство РФ. Возникает вопрос: как быть в случаях вынесения Правительством незаконного постановления? Незаконные правительственные акты имеют повышенную социальную опасность, ибо способны вызвать множество нарушений законности со стороны различных органов, граждан, обязанных исполнять содержащиеся в них предписания. Чем шире круг обязанных субъектов, тем больше посягательств на права и охраняемые законом интересы граждан, государства и общества.

Для достижения целей, поставленных перед прокуратурой, прокуроры обязаны реагировать на любые нарушения законности, это отражено в присяге, которую дает лицо, впервые назначаемое на должность: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь … непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства…» (ст. 40 Закона о прокуратуре Российской Федерации).

Таким образом, ограничение пределов компетенции прокуратуры формально. Генеральный прокурор РФ обязан принимать меры по отмене или изменению незаконных постановлений Правительства РФ: при несоответствии их Конституции и законам РФ он информирует об этом Президента РФ (п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре Российской Федерации).

Генеральный прокурор подконтролен и подчинен Федеральному Собранию и Президенту, тем не менее, он обязан реагировать на случаи несоответствия Конституции России принимаемых ими законов, постановлений, указов. Неконституционные акты могут также повлечь за собой множество нарушений законности. Согласно п. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Необходимо расширить полномочия Генерального прокурора, предоставив ему право обращаться в Конституционный Суд, когда принятым законом нарушены не только права и свободы граждан, но и права различных органов, учреждений, предприятий, организаций. Иными словами, Генерального прокурора надлежит уполномочить обращаться в Конституционный Суд при несоответствии Конституции РФ любого принятого Федеральным Собранием закона. При несоответствии Конституции и законам указов Президента Генеральный прокурор информирует его об этом, а при необходимости он должен иметь право обращаться в Конституционный Суд.

Неопределенны также отношения прокурорских органов с судами. С одной стороны, последние не поднадзорны прокуратуре, а с другой — прокуроры имеют право приносить кассационный или частный протест в суд второй инстанции на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда (п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре Российской Федерации).

Сам факт опротестования судебных актов указывает на поднадзорность вынесших их судов. При этом предметом надзора оказываются не только сами решения, приговоры, определения, постановления, но и все предшествующие их вынесению процессуальные действия суда. Иными словами, предметом надзора при осуществлении правосудия является исполнение судами материального и процессуального законодательства, следовательно, судебные органы поднадзорны прокуратуре.

В некоторых областях, краях созданы уставные суды, а в республиках — конституционные, назначение которых — обеспечивать исполнение уставов, конституций, с тем, чтобы издаваемые законодательными органами законы, а исполнительными — подзаконные акты соответствовали содержащимся в них требованиям. Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за законностью правовых актов, выносимых уставными и конституционными судами. При несоответствии последних российскому законодательству прокуроры должны приносить протесты в эти суды, а при их отклонении — информировать Генерального прокурора РФ о принятии необходимых мер.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. в числе поднадзорных субъектов указывались юридические лица, т. е. учреждения, предприятия, организации, общественные объединения (общественные и политические организации и движения).

В одноименном законе в редакции от 17 ноября 1995 г. они уже не упоминаются. Следовательно, прокуроры не осуществляют надзор за соблюдением законности юридическими лицами. Видимо, разработчики законопроекта исходили из того, что такой надзор противоречит характеру рыночных отношений, в основе которых заложена свобода предпринимательства, а предприятия, учреждения, организации как участники этих отношений должны располагать полной самостоятельностью.

В Законе о прокуратуре Российской Федерации в числе поднадзорных субъектов не названы граждане, возможно, это вызвано многочисленностью населения страны. Прокуратура не в состоянии надзирать за соблюдением законности каждым гражданином, да в этом и нет необходимости. Надзор должен осуществляться только за теми гражданами, в отношении которых имеются сведения о совершении правонарушений, и если эта информация подтверждается, прокуроры должны принять меры по устранению последствий, восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов, привлечению виновных лиц к ответственности. На этом основываются поддержание прокурорами государственного обвинения в суде, предъявление и поддержание ими исков в гражданском процессе. Таким образом, прокурор все же наделен полномочиями надзирать за исполнением законов гражданами. Косвенное подтверждение этому имеется в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре Российской Федерации, где говорится, что прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Как уже отмечалось ранее, ограничение компетенции прокуратуры связывается также с кругом правовых актов, надзор за исполнением которых она осуществляет. Согласно п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре Российской федерации Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, т.е. Конституции РФ, законов, принятых Федеральным Собранием и подписанных Президентом, а также конституций, уставов субъектов РФ, законов, принятых их законодательными органами. Надзор за исполнением всех других нормативных актов выходит за пределы компетенции прокуратуры.

Вместе с тем Государственная Дума Федерального Собрания РФ не только принимает законы, но и выносит постановления. Например, Думой 12 марта 1997 г. принято постановление «Об объявлении амнистий в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике». Представим, что в отношении чеченца-боевика, подлежащего амнистии, возбуждено уголовное дело, он привлечен в качестве обвиняемого и в перспективе должен быть наказан. И, естественно, прокурор должен реагировать на нарушение законности — вынести постановление о прекращении производства по уголовному делу. А это означает осуществление надзора за исполнением постановления Государственной Думы об амнистии.

В литературе высказано суждение, что прокуратура не надзирает за исполнением указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства России, поскольку это не законы, а подзаконные акты. Контроль за их исполнением должен осуществляться администрацией Президента и Правительства РФ. Правда, делается оговорка, что прокуратура должна надзирать за исполнением, если эти акты сформулированы неконкретно, бланкетно, отсылочно. Иными словами, несовершенство законов дает прокурорам право надзирать и за исполнением подзаконных нормативных актов. Но такое пояснение неопределенно. Можно по-разному оценивать содержание одного и того же закона, и у прокуроров будет разная реакция. Однако возможно и иное: в указах Президента и постановлениях Правительства содержатся правовые нормы, которые вообще отсутствуют в законах, но в их исполнении заинтересованы граждане.

Необходимость прокурорского надзора связывается и с такой целью, как обеспечение единства законности. Единство законности есть не только соответствие принимаемых актов законам, но и исполнение их, претворение в жизнь. Конечно, главное для прокуратуры — надзор за исполнением законов, а надзор за исполнением подзаконных актов должен осуществляться по мере необходимости. Противопоставлять же законы подзаконным актам нельзя, поскольку они связаны между собой единством выражения воли государства. Подзаконные акты выносятся на основе и во исполнение законов, в них конкретизируются и дополняются содержащиеся в законах нормы. В широком смысле слова надзор за исполнением подзаконных актов есть ничто иное, как надзор за исполнением законов.

Обозначим еще одну категорию правовых актов: правоприменительные. Они названы так потому, что правовые нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах, применяются компетентными органами к конкретным юридическим фактам и определяют связанные с ними правовые последствия: судебные приговоры, решения, постановления административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и т. д.

Особенно активным должен быть надзор за исполнением судебных приговоров. Осуществляя уголовное преследование лиц, совершивших преступления, прокуроры принимают меры по обеспечению реальности исполнения определенных судами уголовных наказаний, которые имеют своей целью воспитание и перевоспитание осужденных в духе добросовестного отношения к труду, соблюдения законности, правопорядка.

Прокуратура должна надзирать также за исполнением международных договоров, заключенных Россией с другими государствами. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Надзор за исполнением последних осуществляется при условии, что они в установленном порядке ратифицированы нашим государством и приобрели юридическую силу.

Кроме того, прокуратура надзирает и за исполнением иностранного законодательства, применяемого на территории нашего государства. Так, в соответствии со ст. 166, 167 Семейного кодекса РФ суд и другие органы при применении норм иностранного семейного права обязаны выяснять их содержание согласно официальному толкованию, практике применения и доктрине иностранного государства. Указанные требования относятся и к прокурору, который призван надзирать за их претворением в жизнь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод, мы можем сказать, что цель курсовой работы, анализ общего прокурорского надзора, достигнута посредством выполнения поставленных во введении задач.

Раскрыв понятие, содержание и меры реагирования на нарушения закона присущие прокурорскому надзору, можно сделать вывод о том, что он является важнейшей отраслью надзора органов прокуратуры с момента их создания.

Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попытки преобразовать прокуратуру в лишенный надзорных полномочий придаток исполнительной или судебной системы. Решения принимались почти единогласно всеми фракциями, за исключением в каждом случае нескольких депутатов. Законодатели сознавали, что при существующем состоянии законности отсутствие механизма её защиты губительно для страны.

Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечения законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.

Данное направление деятельности российской прокуратуры имеет непосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельности федеративного государства суверенитета субъектов Российской Федерации, предотвращению сепаратистских тенденций. Так же в прокурорском надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку широкого диапазона правонарушений, и в первую очередь, преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kompetentsiya-organov-prokuraturyi/

а) нормативные правовые акты РФ

. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. от 07.02.2011.

. Гражданский Кодекс РФ. — М.: Норма, 2011.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г.

Научная и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kompetentsiya-organov-prokuraturyi/

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/kompetentsiya-organov-prokuraturyi/

а) учебники и монографии

. Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 2010. С. 52

. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 2008.

. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

. Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учеб. пособие для юридических вузов и факультетов. Курск, 2009.

. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005.

. Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 2007.

. Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003.

. Прокурорский надзор: Учебник для вузов Под ред. засл. юриста РФ, д. ю. н., проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2007. — 480 с.

. Прокурорский надзор. Под ред Винокурова Ю.Е. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. — М.: Юристь, 2008. — 356 с.

. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2001.

. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.: Криминологическая ассоциация, 2010.

б) статьи из периодических изданий

. Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // Российский судья. 2007. № 12.

. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». М., 2008.

. Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. « 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2007.

. Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. № 12.

. Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. 2008. № 17.

. Шевцов М.Н. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности средствами прокурорского надзора // Законодательство и экономика. 2010. №

в) диссертации

. Кобзарев Ф.М. Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2006.