Конституция — Основной закон в любом государстве, где была принята и именно на нее будут опираться все нормы, кодексы и законы существующие, принимаемые и разрабатываемые в стране. В то же время, отношение к данному явлению в разных странах — разное.
К примеру, наличие Конституции в СССР все успешно забывают, когда говорят о том, что это было тоталитарное или авторитарное государство. А по факту, страна существовала в соответствие с конституционными нормами, утверждавшими равноправие всех членов общества, главенства партии и значимость безопасности самого государства. По сути, получается, что Конституция не всегда залог демократии.
Но и вопрос о том, что есть демократия и существует ли она в чистом виде хотя бы в одном из существовавших или ныне существующих обществ, не имеет однозначного ответа, так как по сути демократии не существует. Конституция же просто является основой для развития правовой сферы жизни общества. А потому, вопрос о том, что из себя представляет конституция не просто актуален — он определяет уровень осознания, как гражданами, так и специалистами, тех основ, на которые опирается то или иное государство.
Безусловно, Россия и зарубежные страны стремятся к идеалам демократизма, но по факту их нет нигде и никогда не было и можно сказать, что демократия в своем чистом виде — это утопия, которую невозможно реализовать. Но знать основы конституционного строя, информационное и правовое поле, которое обеспечивает распространение конституционных норм, какие институты отвечают за распространение влияния и реализуют конституционные нормы, необходимо как специалистам, так и простому населению, так как именно знание определяет отношение населения к правовому строю, существующему в стране.
Предмет исследования — конституционно-правовые нормы.
Объект работы — отношение к вопросам развития норм конституции и институтов их реализующих.
Целью работы является изучение вопроса развития и закрепления конституционных норм и институтов.
Задачи:
- рассмотреть историю формирования представлений о конституции;
- охарактеризовать конституционные нормы в представлениях исследователей;
- раскрыть основные черты и особенности конституционных норм;
- описать деятельность правовых институтов реализующих нормы права.
Данная тема широко освещена в статьях и учебных пособиях по конституционному праву, так же законодатель постоянно дополняет перечень законов регулирующих деятельность институтов власти. На эти работы и нормативные источники будет опираться данная работа.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РФ
... Конституция РФ. Проблемы реализации. М., - 2002. С. 361. 51. Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и ... банках и банковской деятельности». М.: Изд-во ЗАО «Юстицинформ», 2006. 62. Гришковец А.А. Правовое положение служащих Банка России ... российского законодательства и его систематизация: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1999. ...
Глава 1. Теоретические основы представлений о конституционном праве
1.1 История формирования представлений о конституции
Говоря о конституции, необходимо начать с того, как возник вопрос о том кто и на что имеет право. Во-первых, человек, как представитель животного мира всегда признавал право сильнейшего. Но если в первобытную эпоху сила, ловкость, ум и умение вести за собой других давали право первенства, то в процессе развития общества сила стала категорией равной власти, а власть, передаваясь по наследству, не могла оказаться в руках простого человека. Во-вторых, животное представление «мы-они» с новой силой получило развитие в период формирования государств: они не такие как мы, а значит, не могут участвовать в жизни нашего общества на равных правах. В-третьих, развитое, расслоенное общество не могло признать за всеми равноправие. А потому, в процессе развития шел процесс дифференциации правовой системы, и как следствие ограничение одних и расширение прав других.
Конечно, начинать разговор о конституционных нормах и о самой конституции необходимо с учения Аристотеля «О государстве». Именно Аристотель вводит данное понятие в научно-исследовательский процесс, но Аристотель имел в виду структуру государства, его сущность. Но развивая его учение, греки стали говорить «конституция», подразумевая форму правления, а не какой-то документ, закрепляющий эту форму.
Самой старой из ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том, что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году Мировая история конституции//http://constitution.sokolniki.com/rus/History/WorldHistory.aspx..
Итак, конституция(constitutio) — в переводе с латыни — установление, т.е. основной закон, определяющий основные принципы существования государства.
Необходимость этих основ появилась вместе с появлением государств, поэтому прообразами конституции можно считать и древние законы (например, Законы Хаммурапи, Русскую правду, Великую хартию вольностей и т.п.).
Однако настоящая, письменная Конституция появилась лишь в 18 веке.
Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII-начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной.
Свою роль также сыграло и влияние эпохи Просвещения, рождения новых идей естественных и неотчуждаемых прав человека, необходимости разделения властей, неприкосновенности частной собственности, право на восстание против тех правительств, которые пользуются тиранической властью.
Такие идеи были закреплены в основных законах государств. Первой писаной конституцией была Конституция Соединенных Штатов, которая была принята в 1787 году после долгой борьбы с английской метрополией и действует до сих пор. Затем последовали конституции Французской республики, Мексики, Боливии, других латиноамериканских стран, возникшие также после успешных буржуазных революций.
Конституция РФ — основной закон государства
... моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно- ... и изменения; созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством). Из свойства юридического верховенства Конституции вытекает и то, что с ее ...
Следующий этап развития конституционализма относится к XIX веку, когда по Европе прокатилась волна революций, которые вели к изменениям политических устройств и мировоззрения людей вообще.
Но самый большой вклад в смену политических курсов внесла Первая мировая война, которая стерла с карты мира крупные государства и заставила перейти к демократизации, проводя радикальные изменения в социально-экономической сфере, а так же поменяла культурный и мировоззренческий уклад цивилизованного общества.
Вторая мировая война так же внесла свой вклад в процесс развития конституционализма. Во-первых, после войны завершился процесс освобождения колоний. Во-вторых, под воздействием холодной войны изменялись взгляда на демократические предпочтения, так как и в СССР и в США была объявлена демократия и существовали Конституции, необходимо было выбирать идеологию и мировоззрение, что и определило дальнейшее развитие современных стран. В-третьих, кардинально изменилось отношение к закону, появляются международные организации и международные нормы, которые в той или иной степени регулируют вопрос реализации прав и свобод населения стран-участниц, а в более поздний период и во всем мире.
Т.е. по сути, после двух мировых войн изменился взгляд на идею прав и свобод человека, которые должны гарантировать как Конституции, так и международные нормы права. А потому, в последующие периоды развития человеческого общества идея распространения Основного закона была залогом существования демократической формы правления.
Тогда же появились и первые попытки классификаций мировых конституций, выяснения наиболее лучшей из них, попытки создания мирового стандарта.
Разумеется, ведущая роль в этом принадлежала США, по образцу конституции которых написаны основные законы многих латиноамериканских государств. В то же время, многие страны искали свой путь в конституционном строительстве, старались учитывать традиции своего государства. Так же необходимо учитывать и колониальный опыт, так как многие страны получили свои Конституции только по решению метрополий, которые по своему образу и подобию пытались создать демократическое государство.
В этом смысле, большинство конституций уникальны и втиснуть их в жесткие рамки классификаций иногда не представляется возможным. Так, в Великобритании вообще нет конституции как единого правового акта, однако это не мешает оставаться Соединенному Королевству одному из самых демократичных, правовых государств.
В современной правовой науке существует необходимость систематизации конституционного опыта различных стран, а для этого необходимо классифицировать бывшие и существующие конституции по различным основаниям.
Таким образом, на сегодняшний день существует большое множество оснований классификации мировых конституций: по способу принятия; по времени действия; по режиму, оформляемому конституцией; по наличию социально-политических принципов и др.
По способу принятия — определяется способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значение конституции, ее авторитет. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:
Виды конституций в зарубежных странах
... требуется и референдум. 2. Содержание конституции в различных странах. Юридическая конституция может представлять собой один документ (это консолидированная, или кодифицированная конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982 г., Папуа ...
Дарованные — когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией.
Принятые — такими являются большинство современных мировых конституций. Среди принятых конституций выделяют, в частности, три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме.
Конституции многих стран, в том числе Франции (1958 год), Испании (1978 год) и России (все конституции) были приняты путем всенародного волеизъявления История развития конституции//http://verakameneckaya.ucoz.ru/istorija_razvitija_konstitucij.pdf ..
Референдум — это так же одно из нововведений ХХ века, который лишний раз подчеркивает, что данное государство основывается как на демократии, так и на принципах конституционализма.
Таким образом, история становления представлений о конституции сильно изменила первоначальный смысл, т.е. внося в научный оборот слово «конституция», Аристотель предполагал государственное устройство — форму власти, а вот деятели эпохи Просвещения пересмотрели его и переосмыслив его предположили, что конституция может означать основы государственного строя — документ учреждающий это самое государство. Благодаря деятельности просветителей XVIII века, революциям во Франции и в США, появились первые конституции, ряд которых действует и сегодня и на которые опираются страны, в которые конституционный строй только оформляется.
1.2 Конституционные нормы в представлениях исследователей
Термин конституция и как следствие, конституционализм, стали популярны в научном обороте, благодаря деятельности просветителей и получили распространенность в XVIII-XIX вв.
В то же время, важно отметить, что иногда европейский просветителей причисляют к создателям «просвещенных конституций», так идеи Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и Дж. Локка легли в основу принципа разделения властей, который теперь является основой любой конституционной модели, кроме того, они утверждали, что в государстве необходимо распространять уважение к закону и для этого все граждане должны ему следовать и исполнять.
Но, по сути, конституционные идеи били последствием буржуазных революций, которые прокатились по Европе и захватили Америку.
Еще одним исследователей, который внес значительный вклад в вопрос становления конституции является О. Броунсон. Согласно Броунсону есть, в некотором смысле, три включенные «конституции»: первое конституция природы, которая включает все из того, что назвали «естественным правом». Второй является конституция общества, ненаписанного и обычно понимаемого свода правил для общества, сформированного общественным договором, прежде чем это установит правительство, которым это устанавливает третье, конституцию правительства. Второе включало бы такие элементы как создание из решений общественных соглашений, названных официальным уведомлением и проводимых установленными правилами процедуры.
Таким образом, можно отметить, что западные исследователи задавались вопросами конституционного устройства уже в период Нового времени. И важно так же подчеркнуть, что не только политические деятели и общественника задавались идеями конституционализма. Так, к числу правоведов и основоположников современной правовой системы можно причислить Э. Канта, который в своих работах рассматривал не только человека и его особенности мировосприятия, но так же и положение государства, как на момент его жизни, так и предсказывая будущее. Т.е. Кант утверждал, что если страны не начнут развивать идеи правового устройства и соблюдения основ прав и свобод населения, то результатом будут продолжительные войны, перевороты и так или иначе, но простой народ добьется признания его правового статуса.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ (2)
... выпускной квалификационной работе является: совокупность юридических норм, закрепляющих конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации, систему, структуру, правовое положение его членов, порядок его организации ... Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции, конституционных и текущих законах. Государственная власть опирается на государственный ...
В последствие, когда конституции стали появляться, встал вопрос об из предназначении и функциях, который занимает исследователей и сегодня. Важно так же и то, что исследователи ХХ и XXI вв. занимаются изучением конституции с позиций ее общественного восприятия и значимости не по тому, что нет других проблем, а в связи с тем, что в мире нет четкой систематизации конституций, так как все зависит от самих государств, в которых они действуют, а потому и отношение к конституциям будет в разных странах разное, что крайне интересно для исследователей, как отечественных, так и зарубежных.
Берман Г.Дж. пишет, что конституционализм нужен был для того что бы как-то обозначить произошедший в Америке переворот и наметившуюся доктрину главенства писаной конституции над законами.
Однако, ряд авторов считают, что наличие конституции и ее реализация — это разные вещи. Как справедливо замечает Ю.М. Тодик, следует учитывать, что наличие конституции еще не означает существования конституционализма как массового политического движения, заинтересованного в обеспечении в стране демократического конституционного строя. Соотношение конституции и конституционализма тесно связано с проблемой конституционности самой конституции, то есть с тем, насколько конституционный текст соответствует принципам гуманизма, справедливости, демократизма, обеспечения прав и свобод личности Историческое развитие конституционализма//https://ru.wikipedia.org/wiki/..
Как считал М. Дюверже, «конституции похожи немного на правила игры, в которой положение фигур зависит от способностей игроков, состава команд, их стратегического выбора, случайностей игры. Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построения которых зависят от расстановки сил в данный момент. Различные политические режимы могут, таким образом, функционировать в одних и тех же юридических рамках».
Кроме того, сама идея права, как отмечал В.М. Межуев, «продиктована не стремлением народных масс к власти, а стремлением отдельной личности к относительной (прежде всего экономической) свободе от власти, причем от любой — личной, абсолютной, абсолютистской и даже, может быть, демократической (народной)». Сочетать эти два стремления, примирить между собой идеи народовластия и личной свободы можно только лишь с помощью представительной демократии, при которой народ способен осуществлять свою власть через свободно избранных им самим представителей, действующих в рамках строго фиксированных законов и правовых норм.
Если просмотреть работы отечественных специалистов, то окажется, что основной вопрос, которым задаются современные исследователи заключается в первостепенности норм — что важней конституция или международное право. А если последнее, то почему не все страны с ними считаются, а если первые, то почему конституции всего мира опираются на международное право. К таким исследователям можно причислить Будылина С.Н., Бычкова А.И., Анохина П.А. и др., работы которых посвящены поиску ответов в историческом развитии конституционализма и самих стран, в которых существуют конституционные нормы.
Конституционное право в РФ
... конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства. В конституционном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями: ... его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы. Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании ...
Что касается нормативной основы, то важно отметить, что российская Конституция (как и большая часть мировых конституций) опирается на Всеобщую декларацию прав и свобод человека ООН, по образу которой в России в 1991 году была принята Декларация прав человека и гражданина. В то же время, в нашей стране конституция постоянно дополнялась, правительство издавало определенные законы и постановления, которые позволяли отменять или корректировать конституционные нормы. В результате чего само общество уже давно перестало прослеживать те изменения, которые есть в Конституции и тем более следовать им.
С другой стороны, отечественный специалисты Кондрашев А.А., Дмитриев Ю.А., Авакьян С.С. и другие интересуются отношением самого общества к конституционным нормам и задаются проблемой реализации норм конституции в повседневной жизни общества. Поднимаются так же проблемы общественно-правового нигилизма в России и ставят задачу перед правительством этот нигилизм уменьшать.
Чиркин В.К., в своей статье «К вопросу о ценности российской Конституции», поднимает еще один важный вопрос — а имеет ли реальную силу Основной закон в нашей стране, какие из институтов регулируют реализацию этих норм и реально влияют на отношение населения к правовым нормам Чиркин В.К. К вопросу о ценности российской конституции 1993 г.// http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=-26694.. Исследователь периодически упоминает возможность принятия новой конституции, которая будет соответствовать требованиям современного общества, будет доступна и понятна всем членам общества и будет действительно реализовывать.
Таким образом, можно заключить, что отечественные и зарубежные исследователи поднимают самые разные вопросы о становлении, развитии, формировании и восприятия конституционных норм, как обществом, так и властью. При этом отечественные исследователи отмечают, что наша конституция довольно подвижна — правительство ее изменяет, а нужно было бы совершенствовать с требованиями самого общества. С другой стороны, если не изменять конституцию, то, о каком демократизме можно говорить, ведь все изменения, которые вносятся в то или иное законодательство так или иначе будут основываться на Конституции, а она в свою очередь стремиться обеспечить человека и гражданина всеми правами и обязанностями, о которых говорят международные законы.
Глава 2. Конституционные нормы и институты
2.1 Основные черты и особенности конституционных норм
Интересно то, что конституционные нормы это основа любого государственного строя. Но, если говорить об этих нормах, то необходимо отметить, что их очень много и главной особенностью конституционных норм является классификация, которая выделяет множество видов правовых норм.
Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определению сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобразием их объекта.
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся, прежде всего, в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.
Прямое действие норм Конституции
... должно объявляться причиной неприменения конституционных норм. Обеспечение прямого действия Конституции— одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации. Пленум ...
Особенностями конституционно-правовых норм являются:
- а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством;
- б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем;
- в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;
- г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.;
- д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека;
- е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами;
- ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;
- з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.
Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.
Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.
По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации».
По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: обязывающие и запрещающие.
По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения).
Конституционные институты прямой демократии РФ
... местного самоуправления. Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. 2. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия ...
По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др.
По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.
Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскрытие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «неделимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст. 1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъясняется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны Конституционное право. Учебники для вузов// .
Таким образом, конституционно-правовые нормы определяются по разным критериям и при этом, каждые из них имеет свою специфику — во-первых, это всеобщий характер, во-вторых, это первооснова для других норм, в-третьих, всеохватывающий характер. Это только самые главные отличительные черты от других норм права, но по сути, именно тот факт, что Конституция является основой для развития любой отрасли права и является первоочередным, при изучении конкретных случаев применения права. И важно подчеркнуть, что такая система действует не только в России, но и во всех странах, которые основываются на конституции.
2.2 Правовые институты, реализующие нормы права
По сути, любая система в обществе была создана этим обществом и им же изменяется. Но для того что бы само общество существовало в рамках норм и правил, необходимы социальные институты — регуляторы всех явлений в обществе.
К таким институтам можно отнести и институты конституционного права, которые выражаются в систематизации существующих правовых норм и регуляции отраслей жизни общества и межличностных отношений.
Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия, как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
Проведите сравнительно-правовой анализ организации и функционирования ...
... споры в пределах его компетенции. В настоящее время институт конституционного контроля законодательно оформлен в нескольких параграфах 28-го титула Свода законов США. В связи с тем, что конституционный контроль в США децентрализован, ... и лиц, имеющих право на обращение в зависимости от его характера, определен ст. 125 Конституции РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 ...
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы государства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных органов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов) Конституционное право. Учебники для вузов// .
Другим примером можно назвать на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации Конституционное право России// http://uchebnik.biz/book/92-konstitucionnoe-pravo-rossii/6—2-konstitucionno-pravovye-normy-i-instituty.html ..
Таким образом, конституционные нормы регулируются системой конституционных институтов, или точнее институтов конституционного права, которые были созданы в результате развития конституционализма в различных странах и потому имеют свою специфику — которая будет завесить конкретно от того общества в котором действуют, так как направлены на регулирование общественных отношений.
Заключение
Подводя итог проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
- история становления представлений о конституции сильно изменила первоначальный смысл, т.е. внося в научный оборот слово «конституция», Аристотель предполагал государственное устройство — форму власти, а вот деятели эпохи Просвещения пересмотрели его и переосмыслив его предположили, что конституция может означать основы государственного строя — документ учреждающий это самое государство. Благодаря деятельности просветителей XVIII века, революциям во Франции и в США, появились первые конституции, ряд которых действует и сегодня и на которые опираются страны, в которые конституционный строй только оформляется;
- отечественные и зарубежные исследователи поднимают самые разные вопросы о становлении, развитии, формировании и восприятия конституционных норм, как обществом, так и властью. При этом отечественные исследователи отмечают, что наша конституция довольно подвижна — правительство ее изменяет, а нужно было бы совершенствовать с требованиями самого общества;
- конституционно-правовые нормы определяются по разным критериям и при этом, каждые из них имеет свою специфику — во-первых, это всеобщий характер, во-вторых, это первооснова для других норм, в-третьих, всеохватывающий характер. Это только самые главные отличительные черты от других норм права, но по сути, именно тот факт, что Конституция является основой для развития любой отрасли права и является первоочередным, при изучении конкретных случаев применения права. И важно подчеркнуть, что такая система действует не только в России, но и во всех странах, которые основываются на конституции;
— конституционные нормы регулируются системой конституционных институтов, или точнее институтов конституционного права, которые были созданы в результате развития конституционализма в различных странах и потому имеют свою специфику — которая будет завесить конкретно от того общества в котором действуют, так как направлены на регулирование общественных отношений.
Таким образом, можно сказать, что в дальнейшем во всех странах будут корректироваться, уточняться и подстраиваться под нужды своих народов, что и является первоочередным предназначением конституции — удовлетворение потребностей людей в правах и свободах.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/konstitutsionnyie-institutyi/
1. Александрова М.А. История создания Конституции РФ. // www.juristlib.ru/book_7561.html .
2. Анохин П.А. Какая конституция — такая и страна // Рос. Федерация сегодня. — 2013. — N 23. — С. 4-8.
3. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журн. рос. права. — 2013. — N 11. — С. 5-17.
4. Будылин С.Н. Конвенция или конституция? Международное право и пределы государственного суверенитета // Закон. — 2013. — N 12. — С. 64-80.
5. Бычков А.И. Историко-правовая характеристика Конституции СССР 1936 г. // История государства и права. — 2012. — N 8. — С. 17-19; N 9. — С. 18-21.
6. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник.2-е изд. — М.: ЮРИСТЪ, 2010.
7. Историческое развитие конституционализма//https://ru.wikipedia.org/wiki/.
8. История развития конституции//http://verakameneckaya.ucoz.ru/istorija_razvitija_konstitucij.pdf .
9. Козлова Е.М., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. 4-е изд. — М.: Издательство «Проспект». 2010.
10. Конституционное право России// http://uchebnik.biz/book/92-konstitucionnoe-pravo-rossii/6—2-konstitucionno-pravovye-normy-i-instituty.html Конституция// http://ru.knowledgr.com/.
11. Конституционное право. Учебники для вузов// .
12. Конституционные основания демократии//http://all-politologija.ru/knigi/politicheskaya-nauka-gadzhiev/konstitucionnie-osnovaniya-demokratii.
13. Конституция РФ// http://www.constitution.ru/.
14. Мировая история конституции//http://constitution.sokolniki.com/rus/History/WorldHistory.aspx.
15. Румянцев О.Г. История создания Конституции РФ: 1990-1993// .
16. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. 3-е изд.- М.: «Норма». 2011.
17. Чиркин В.К. К вопросу о ценности российской конституции 1993г.// http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=-26694.