Конституция Российской Федерации и конституционное право — это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.
История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д.
Конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Тема курсовой работы — «Конституционные проекты преобразования России XIX века».
История конституционализма в России, представляющая собой учения о конституции или учения о политических свободах, — важная составная часть истории русской общественно-политической мысли.
Свою историю развитие конституции в России начинает еще в девятнадцатом веке. Известные государственные деятели пытались оформить созревшие идеи о создании правового общества в некие подобия современной конституции.
Идеи конституции отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов — совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были «Основные государственные законы», вторым «Учреждение об императорской фамилии». Ряд актов царского правительства, принятых на разных этапах, носил характер государственных реформ (в частности, освобождение крестьян от крепостной зависимости, судебные реформы, введение земских учреждений и др.).
Конституция РФ 1993 года
... власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе. Основной целью курсовой работы является изучение сущности конституции РФ, ...
Отмена крепостного права в 1861 г., начавшееся развитие промышленного капитализма, формирование новых, буржуазных отношений дали сильный импульс конституционному движению в России. Тесные связи России с Западом не могли не наталкивать передовые слои русского общества на мысль об усвоении политического опыта Западной Европы — представительного правления, самоуправления, конституции.
В данной курсовой работе будет рассмотрено постепенное развитие российской конституции девятнадцатого века.
Как видно из вышеизложенного, тема курсовой работы актуальна.
Таким образом, исходя из этого, определим цель работы — изучение конституционных проектов преобразования России XIX века.
Согласно цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть конституционное развитие России начала XIX века;
2. Изучить развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции;
3. Проследить за развитием российского конституционализма конца XIX и начала ХХ в.в.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.
При написании курсовой работы использовались работы таких авторов, как Авакьян, С.А., Исаев И.А., Нечкина М.В. Смоленский, М.Б. и других.
Глава 1 Конституционное развитие России начала XIX века
- Карамзин о конституционном переустройстве России
Государственно-правовая наука в России начинает формироваться в XIX в. и долгое время пребывает в зачаточном состоянии, если учесть, что серьезной основы для самостоятельного государственного права пока еще не было. Отрасль права и науку в то время именовали, как правило, «государственным правом». Власть в государстве строилась на строжайшей бюрократической централизации и всевластии исполнительного аппарата. Монарх был главой государства, законодателем, главой централизованной системы органов управления; личность воспринимается лишь в качестве подданного; суд был также монаршим и судил от его имени.
Попытки выработки конституции, предложения некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т.е. конституционной монархии в России предпринимались. Однако они заканчивались безрезультатно.
В первой половине XIXв государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс.
Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Нарастающее противоречие феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновении либеральной и охранительной идеологи.
Вначале XIX в. создавалось множество планов преобразования России. Один из них является проект Н.М. Карамзина. В 1803 г. Карамзин сосредоточивает свое внимание на создании «Истории государства Российского». Свою политическую концепцию Карамзин высказывал в «Вестнике Европы», который был практически первым серьезным политическим журналом в России.
Имущественное страхование: анализ современного состояния в России ...
... 4) страхование средств водного транспорта; 5) страхование грузов; 6) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных); 7) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования; 8) страхование имущества граждан, за ...
Карамзин излагал свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов. Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», которую он писал практически всю свою сознательную жизнь, и дополнительно в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».
Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России в ее современном состоянии. В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно высказывал симпатии республике. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном состоянии общества. Схема рассуждений напоминает учение Канта о разделении властей, при неуклонном соблюдении принципов которого монархия становится республикой. Карамзин полагал, что для современной ему России монархическое правление более надежная организация власти в смысле установления системы порядка и подчинения. Реальный уровень нравственности людей и степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна.
Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека.
Наблюдая в Париже революционные события 1789 г., он приветствовал революцию как «победу разума»; однако позже осудил террор ,как крушение идей просвещения. Он утверждал, что революции, «…всякие насильственные потрясения гибельны», что «царство счастья» «может исполниться… посредством медленных, но верных, безопасный успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов».
Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов всей страны. Предпочтение монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величие толкали ее к монархии.
Обосновывая свою точку зрения, он традиционно воспроизводит учение о нравственном облике носителя верховной власти, усложняя его атрибутику уже на уровне идей своего века. Мыслитель противник разделения властей». Две власти в одной державе суть два грозных льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Государь соединяет в одном лице все власти, определяя образ отечества. Всю социально-политическую схему страны он представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь единственный за