ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЧС РОССИИ

Переход к рыночным отношениям создал предпосылки для появле­ния значительного числа субъектов предпринимательской деятельнос­ти в области пожарной безопасности. Вместе с тем практика показывает, что без государственного регулирования этой деятельности не обойтись, так как уровень пожарной безопасности объектов контроля (надзора) находится в прямой зависи­мости от качества выполненных работ или оказанных услуг в этой об­ласти.

Одно из наиболее приоритетных направлений деятельности Государственной противопожарной службы – лицензирование. Лицензирование это процесс выдачи специального разрешения (лицензии) на право выполнения той или иной деятельности.

Статистика свидетельствует: ежегодно в России происходит более 264 тыс. пожаров, в результате которых гибнет более 14 тыс. человек. Это означает, что ежедневно происходит более 700 пожаров, от которых уничтожается более 200 строений различного назначения, десятки единиц автомототранспорта и т. д. При этом относительный уровень потерь от пожаров почти в пять раз превышает аналогичные показатели развитых стран мира, а число погибших на 1 тыс. человек населения почти в 18 раз больше чем в Японии и в 4 раза – чем в США. Только в 2013 г. в Российской Федерации произошло около 246 тыс. пожаров, прямой ущерб от которых составил более 1,8 млрд. рублей. На пожарах погибло 16298 человек и 14034 получили тяжкие увечья. Огнем было уничтожено более 61 тыс. строений жилого, производственного, научного, медицинского, образовательного, культурно-зрелищного, торгового и иного назначения. Сгорело более 6 тыс. единиц различных автомототранспортных средств и иной самоходной техники. Погибло в огне около 16 тыс. голов крупного рогатого скота.

Актуальность лицензирования в области пожарной безопасности заключается в том, что лицензирование позволяет реально воздействовать на качество выполняемых противопожарных работ (услуг) и не допустить на российский рынок продукцию, опасную для имущества и здоровья граждан.

Исходя из актуальности лицензирования в области пожарной безопасности, целью курсовой работы является анализ деятельности органа государственного противопожарного надзора по осуществлению деятельности предоставлению государственной услуги по лицензированию.

В связи с этим можем обозначить основные задачи курсовой работы:

7 стр., 3006 слов

Основные положения Закона Российской Федерации «О пожарной ...

... пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) ...

1) определение порядка лицензирования в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов;

2) определение основных правовых баз при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЧС РОССИИ

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности и осуществляется в установленном законом порядке.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных ви­дов деятельности регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности».[1]

Лицензирование МЧС России включает в себя деятельности:

  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225[2].

Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя выполнение следующих видов работ и оказание услуг:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

5 стр., 2224 слов

Российское законодательство в области промышленной безопасности ...

... региональном и местном. Нормативно-техническая правовая база в области промышленной безопасности. Сфера промышленной безопасности охватывает многие области деятельности человека – социальную, трудовую, экономическую ... пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, ...

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — государственная услуга) определяет Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений[3].

Основными федеральными органами исполнительной власти, предоставляющую государственную услугу по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, являются:

Департамент надзорной деятельности МЧС России

1)осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности региональных центров МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации;

2)организует контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

3)ведет реестр лицензий и осуществляет предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий;

4)разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и проекты нормативных правовых актов МЧС России, а также методические материалы, регламентирующие предоставление государственной услуги;

5)организует подготовку сотрудников региональных центров МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, отвечающих за исполнение административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом;

6)ведет информационный ресурс, содержащий сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к предоставлению государственной услуги;

7)осуществляет контроль за исполнением региональными центрами МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом, и при поступлении обращений от юридических лиц и граждан принимает решения, обязательные для исполнения региональными центрами МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве, о возможности осуществления указанными лицами лицензируемой деятельности.

Региональные центры МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве

1)осуществляют прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;

8 стр., 3623 слов

Значение саморегулируемых организаций (СРО) в системе правового ...

... регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации; - всемерно содействовать развитию добровольной сертификации услуг оценщиков. Важное значение для совершенствования процедур оценочной деятельности, повышения ... экспертизе законопроектов и т.д.); для контроля над деятельностью, осуществляемой членами СРО (анализ деятельности, проведение проверок, применение мер ответственности); для ...

2)осуществляют переоформление лицензий;

3)осуществляют выдачу дубликатов и копий лицензий;

4)осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

5)осуществляют приостановление, возобновление и прекращение действия лицензии;

6)обращаются в судебные органы с заявлениями об аннулировании лицензии.

-ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации или подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях :

1)по поручению региональных центров МЧС России осуществляют проверки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;

2) осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований.

Правительством Российской Федерации определяются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности[4]»

В соответствии статьей 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[5]» к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение типовой формы лицензии;

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.

Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов определены статьей 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

8 стр., 3879 слов

Природоохранная деятельность в Российской Федерации (2)

... актуальной темой исследования. Цель работы - оценить положительный результат природоохранной деятельности в Российской Федерации. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть проблемы природоохранной деятельности; ·Изучить основы государственного регулирования в области охраны ...

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные указанными в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона федеральными законами.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

27 стр., 13222 слов

Деятельность ДПС ГИБДД по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения

... признается одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти. На территории Российской Федерации основная нагрузка по осуществлению контроля и надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД МВД России ...

К основным этапам лицензирования относится:

  • оформление и подача заявления;
  • принятия решения о предоставлении лицензии.

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом, установлен статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[6]».

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

4) опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения и представлять документы, не предусмотренные Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3 стр., 1117 слов

Реферат классификация лицензий

... собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам, так называемых сублицензий. Следует сразу отметить необходимость осторожного подхода к ... лицензионных соглашений. Это открытая и принудительная лицензии. Патентообладатель может подать заявление в Патентное ведомство о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности ...

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением перечисленных выше требований, или документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов. В случае несоответствия документов положениям Закона заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю с мотивированным обоснованием причин возврата.

Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии установлен статьей 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[7]».

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, устанавливает соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиями принимает о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на вид деятельности, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сведения, подлежащие включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию приведены в статье 15 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[8]».

В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения:

1) наименование лицензирующего органа;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

6) номер и дата регистрации лицензии;

7) номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме).

Типовая форма лицензии утверждена Приказом МЧС России от 28.05.2012 № 292. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную статьей 15 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же федеральными законами, устанавливающими особенности лицензирования отдельных видов деятельности, указанными в части 4 статьи 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[9]». Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно.

Вывод по 1 главе

Глава 1 отражает нормативные документы в области лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТОМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют плановые и внеплановые проверки за соблюдением лицензиатом лицензионных требований отдельных видов деятельности.

Согласно части 6 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля[10]» в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок , органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (для согласования планов ).

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Согласно статьи 19 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности[11]» плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

О проведении плановой выездной проверки лицензиат уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки любым доступным способом.

Проверка заключается содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети «Интернет», за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, осуществляемой юридическими лицами и индиви­дуальными предпринимателями определен положением, утвержденным Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений[12]».

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно части 4 настоящего Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

  • а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
  • б) наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, — для юридического лица;
  • в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, а также минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности, составляющего 3 года, — для индивидуального предпринимателя;
  • г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
  • д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;

— е) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены частью 4 статьи 145 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности[13]».

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[14]», а также:

  • а) копии документов, подтверждающих квалификацию работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, — для юридического лица;
  • б) копии документов, подтверждающих квалификацию соискателя лицензии, осуществляющего лицензируемую деятельность, — для индивидуального предпринимателя;
  • в) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающих стаж работы работников, осуществляющих лицензируемую деятельность, — для юридического лица;

— г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг.

Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их приема лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, выдаче дубликата, копий лицензий, а также ведение информационного ресурса и реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «а» и «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Информация, содержащая сведения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности[15]», размещается лицензирующим органом в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

  • а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
  • б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении действия лицензии;
  • в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места выполнения работ и оказания услуг и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также:

  • а) сведения о наличии у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
  • б) сведения о наличии у лицензиата работников, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, — для юридического лица;
  • в) сведения о наличии у лицензиата профессионального образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, — для индивидуального предпринимателя;
  • г) сведения о повышении квалификации работников лицензиата в области лицензируемой деятельности — для юридического лица.

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля[16]» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности[17]».

За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий государственной ус­луги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслу­живанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности здании и сооружений определяет Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной Безопасности зданий и сооружений от 28 мая 2012 года № 291[18].

Государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим намерение осуществлять на территории Российской Федерации деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Государственная услуга предоставляется МЧС России в лице

Департамент надзорной деятельности МЧС России, Региональные центры МЧС России и ГУ МЧС России по г. Москве

  • ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации или подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях .

услуги оформляются ряд документов

  • бланки лицензий;
  • приказы о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензий;
  • приказы о переоформлении (отказе в переоформлении) лицензий;
  • приказы о приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензий;
  • уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют;
  • уведомление об отказе в предоставлении или переоформлении лицензии;
  • выписки из реестра лицензий;
  • акты проверок соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;
  • акты проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям;
  • акты проверок соответствия выполненных лицензиатом работ нормативным требованиям;
  • предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Получателями результатов предоставления государственной услуги являются:

  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (соискатель лицензии);
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию (лицензиат).

Вывод по 2 главе:

Глава 2 посвящена деятельности органов государственного пожарного надзора по проведению плановой выездной проверки за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов. Здесь отражены основные нормативные документы, порядок проведения проверки и порядок составления по результатам проверки актов проверки.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что лицензирование в области пожаротушения и осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов необходимо.

Правовые нормы, регламентирующие лицензирование в области пожарной безопасности, не всегда полностью обхватывают сектор лицензирования в этой области.

С развитием общества, развивается их деятельность, возможности и появляются новые угрозы. Для безопасности необходимо принимать уже новые законы. И лицензирование в области осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов коснется то же.

Почти без преувеличения можно сказать, что лицензия нужна для многих видов деятельности, касающихся пожарной безопасности и обслуживание пожарной безопасности без наличия соответствующей лицензии считается незаконным и грозит административной или уголовной ответственностью.


Просмотров 844