Подсудность дел мировым судьям

Происшедшие за последние годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов в социальных ценностях, совершенствование законодательства. Среди судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские дела по первой инстанции, особое место занимают мировые судьи, которые в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц.

Тема моей курсовой работы «Подсудность дел мировым судьям». Актуальность избранной темы обусловлена многими факторами. Становление судебной власти в России отражает процесс постепенного формирования в нашей стране правового государства. Решение этой задачи предполагает утверждение в России власти закона, право толкования и применения которого принадлежит только суду. Одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд, является подведомственность после разрешения вопроса, о которой заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует подать исковое заявление. Разрешение этих вопросов происходит в рамках института подсудности.

Такой гражданско-процессуальный институт как «подсудность» нуждается в его правильном понимании и применении ввиду того, что именно через данный институт заинтересованное лицо имеет возможность реализовать свое конституционное право на судебную защиту. Так, в связи с проводимой в стране судебной реформой и серьезными изменениями в российском процессуальном законодательстве понятие подсудности требует дополнительного всестороннего исследования. Более того, законодательная регламентация подсудности имеет конституционно-правовое значение.

Цель работы – рассмотреть институт гражданско-процессуального права как подсудность дел мировым судьям, охарактеризовать каждый вид подсудности. Объектом исследования выступает подсудность дел как институт гражданского процессуального права. Предметом – деятельность мировых судей.

3 стр., 1433 слов

Прокуратура как правовой институт в Российской Федерации

... прокуратуру как правовой институт в Российской Федерации; Выявить основные принципы и направления в деятельности прокуратуры; Рассмотреть систему органов прокуратуры. Объект исследования - прокуратура как правовой институт. Предмет исследования - основы организации и деятельности Прокуратуры в РФ. Для написания работы ...

Цели исследования предопределили решение

  • рассмотреть понятие подсудности, его актуальных аспектов;
  • раскрыть подсудность дел мировым судьям;
  • исследовать родовую подсудность, в частности определить подсудность мировых судей и районных судов;
  • определить подсудность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов, определить подсудность Верховного Суда РФ;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Институт мировых судей в Российской Федерации

1.1. Понятие института мировых судей

Мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, «мировая юстиция») заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития. Это необходимо еще и потому, что становление института мировых судей в Российской Федерации – сложный и тяжелый процесс.

Институт мировых судей получил свое развитие, пройдя четыре этапа. Первый этап характеризуется учреждением и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (XII в. — начало 1860-х гг.).

Второй этап — это учреждение и деятельность института мировых посредников, также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861 — 1874 гг.), причем, последние десять лет — параллельно с мировыми судьями. Третий этап представляет собой учреждение и деятельность института мировых судей (1864 — 1917 гг.), в эволюции которых также можно выделить два периода: 1) период становления (1864 — 1881 гг.) и 2) период ревизии Судебных уставов (1881 — 1917 гг.).

Законодательное закрепление института мировых судей как одного из звеньев судебной системы осуществлено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4).

Позднее, 11 ноября 1998 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Этот четвертый этап становления института мировых судей. Этим Законом определена компетенция мирового судьи. Помимо уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, мировые судьи по первой инстанции призваны рассматривать дела о выдаче судебного приказа, а также иные гражданские дела, вытекающие из семейных, трудовых и гражданских правоотношений. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к введению мирового судьи отнесены некоторые дела об административных правонарушениях. Возрождение института мирового судьи в России обусловлено тем, что население страны нуждалось в суде скором, правом, справедливом».1

18 стр., 8965 слов

Слияние и поглощение компаний, мировая и российская практика

... в том, что для российских предприятий осуществляющих свою производственную деятельность в конкурентной борьбе необходимо эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся рыночным условиям. Именно слияния и поглощения становятся той стратегией ...

Перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:

1) облегчить доступ населения к правосудию;

2) воплотить идеи судебного федерализма;

3) разгрузить районное звено судебной системы;

4) повысить оперативность судопроизводства.

Для достижения указанных целей и повышения эффективности судопроизводства в новом законодательстве нашли свое отражение конкретные предложения по усовершенствованию процедуры уголовного, гражданского и административного процесса. При их реализации учитывались те основные тенденции, которые наметились за последние годы в законотворчестве. Были приняты новые УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ.

В действующем законодательстве сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.2

Согласно словарю юридических терминов: «Мировой судья – физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами».

Таким образом, доминирующими признаками мирового судьи являются:

1. Мировой судья является носителем судебной власти. Он независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Устанавливаются гарантии его независимости.

2. Мировой судья — судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

3. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. Они провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации.

Мировым судьям свойственны общие для всех судов российской судебной системы сходные черты:

а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т. д);

12 стр., 5802 слов

Правовой статус судьи Конституционного суда Российской Федерации

... характеристике служебных отношений, которые затрагивают конституционный статус судей. Авакьян С. А. Целью задачи : понятие и полномочия Конституционного Суда РФ ; статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ ; статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации; прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. Во введении дается общая характеристика ...

б) наличие общих принципов (независимость судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.);

в) единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции — осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств);

г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе».3

Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. Ему подсудны по первой инстанции (ст. 31 УПК РФ) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых определен законом. Все свои решения по уголовным делам, затрагивающие вопросы факта или вопросы права, мировой судья принимает самостоятельно.

Судебные участки мировых судей располагаются на территории районного суда (из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек), что приближает суд к населению и обеспечивает доступ к правосудию. Создание института мировых судей должно уменьшить нагрузку районных судов за счет передачи категории дел мировым судьям.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более, чем на пять лет.

1.2. Производство мирового судьи

В настоящее время мировые судьи действуют по всей стране. Сегодняшние реалии наглядно свидетельствуют о явной перегруженности мировых судей и обоснованно продиктовали потребность корректирования и перераспределения на законодательном уровне родовой подсудности отдельных категорий гражданских дел между мировыми судьями и районными судами. Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в т.ч. Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска и иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела.
  • Подсудность дел мировым судьям определятся федеральным законодательством, а именно настоящей статьей и Законом о мировых судьях. В соответствии со ст. 3 этого Закона мировой судья рассматривает по первой инстанции:
  • 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
  • 2) дела о выдаче судебного приказа;
  • 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
  • 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  • 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленной законом на момент подачи заявления;
  • 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
  • 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
  • 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ.
  • Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.