“Смертная казнь”- тема действительно интересная для рассмотрения и обсуждения. Я выбрала её в качестве курсовой работы, т.к. ни один вопрос уголовного права не пользуется такой известностью и таким свойством привлекать к себе дух исследователей. Данная тема всегда рождает споры между сторонниками и противниками этого вопроса: является ли угроза применения смертной казни фактором, сдерживающим преступность?
Нарушает ли она права человека? Принять ли её в современный период развития общества или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной меры для поддержания и охраны правопорядка? Бурная полемика вокруг сохранения в уголовном законе исключительной меры наказания не прекращается уже более двух столетий. Создается впечатление, что дебаты непримиримых оппонентов, если и затихают ненадолго в какой-то момент общественной жизни, то лишь затем, чтобы вспыхнуть с новой силой на следующем историческом витке. Право карать виновных принадлежит государству испокон веков. Можно сказать, что оно обладает им с момента возникновения. В то время способы такого воздействия варьировались от информационных — осмеяние,
общественное порицание — до физических — членовредительство, изгнание из общины, смертная казнь.
Множество людей считает, что смертная казнь есть дикость, варварство, она противоречит идеям прогресса и
Актуальность темы заключается в том, что вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решен и является дискуссионным. С одной стороны, ч. 2 ст. 20 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жизнь, но вместе с тем провозглашает, что “смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни”, что и закрепил УКРФ 1996 г. в отношении умышленного убийства человека и некоторых других особо тяжких посягательств на жизнь человека.
Смертная казнь как вид уголовного наказания
... что смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на ... права церкви) и уголовное преступление (похищение людей, воровство, поджог). Во второй половине XVI в. после Судебника 1550 г. были приняты указы и грамоты, подтверждающие применение смертной казни ...
С другой стороны, сегодня, когда человечество прошло несколько этапов общественно-экономического развития, идеи гуманизма, справедливости и добра всё больше проникают в общественное сознание, что закономерно приводит к отказу многих государств от применения смертной казни. Вступление России в совет Европы предполагает отмену смертной казни и на территории РФ. Поэтому 27 февраля 1997 года Б.Н. Ельцин объявил мораторий на исполнение смертной казни. Все осуждённые к высшей мере наказания судами автоматически получили помилование.
Глава 1. Зарождение и узаконение смертной казни. Ее виды.
Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно заметить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, так как в своем зачатке она имела образ «народной расправы». Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства то, в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казни в Древнерусском государстве во многом связана с введением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организацией церкви, призванной выполнять важные для государства идеологическую и морально-этическую функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, насколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.
Отношение церкви к смертной казни имело
Владимир, мечтавший об усилении своей власти, предпочел услуги константинопольского патриарха, исходя из того, что в системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение и всецело зависела от императора.
Поначалу принятие христианства мало изменило языческий быт древнерусского общества. Но не потому, что «христианские миссионеры, шедшие к славянам или германцам», не приносили с собой ничего нового и их мировоззрение «не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей», а потому, что христианство и язычество — это два разных мировоззрения, не связанных между собой
Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только
История и эволюция смертной казни
... из предыдущего Указа. В последующем (1954 года) смертная казнь допускалась в отношении осужденных за убийство при отягчающих обстоятельствах. Основы уголовного законодательства 1958 года признавая смертную казнь исключительной мерой наказания допускали ее применение вплоть до ...
То, что Владимир ввел смертную казнь по совету епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой. Разбойник — это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных побуждений.
О смертной казни говорится и в уставной Двинской грамоте 1397 года, в статье пятой которой было указано: «а уличать (татя) в третьи, ино повесити» 3 , но несомненно, что в действительности лишение жизни, как вид общественной расправы над преступниками, появился несравненно раньше (это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало отплаты кровью за кровь, смертью за смерть; к этому же приводило и влияние византийского права, допускавшего смертную казнь в широких размерах).
В дальнейшем в судебниках число случаев применения смертной казни значительно увеличилось. Но наибольший объем применения получает смертная казнь в семнадцатом и в первой половине восемнадцатого веков. В Уложении царя Алексея Михайловича число случаев, обложенных смертной казнью доходило до пятидесяти четырех, а по исчислению профессора Сергиевского – до шестидесяти случаев, в Воинском же уставе Петра Великого смертной казнью угрожается в двухстах артикулах 4 . После стрелецких бунтов при Петре Великом казненных считали не десятками, а сотнями. В законодательных памятниках семнадцатого века смертная казнь являлась в двух видах: простая и квалифицированная. В Уложении 1649 года упоминается только один вид простой смертной казни – повешение. На практике же столь же часто употреблялось и обезглавливание, а где приходилось казнить сравнительно большое число преступников – и утопление. В Воинском уставе Петра Великого к этим наказаниям добавился и расстрел. Что касается квалифицированной смертной казни, то, по Уложению, она является в трех видах, а именно:
Кроме того, из исторических указаний видно, что употреблялось
Существенное изменение
Судебная реформа 1864 года в России
... другие образованные страны» Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. 1989.. Как видно, кризисное состояние государственного механизма России стало очевидным. Это явилось необходимой ... опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу новых судебных уставов. Лагерь противников реформ возглавили начальник ...
Исследуя историю исключительной меры
21 февраля 1918 года СНК РСФСР в обстановке угрожающей неопределенности в вопросе о перемирии с
Но даже в то время руководители государства считали это наказание временной и исключительной мерой. Например, Ф.Э. Дзержинский трижды вносил предложения в СНК об отмене смертной казни. Однако эта мера продолжала сохраняться, и была включена в перечень наказаний всех Уголовных кодексов России и бывших союзных республик. Так, в УК РСФСР 1922 года шесть процентов статей предусматривали возможность применения расстрела.
В 20-е – 40-е годы ХХ века смертная казнь (если её можно считать таковой)
Проблема смертной казни
... тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»1 . Объект исследования курсовой работы уголовно-правовые отношения и наказания. Предмет исследования – смертная казнь. Цель курсовой работы раскрыть смертную казнь как ...
Как бы там ни было, все упирается в год «пика
По законодательству РСФСР 1926-1960 годов «судьба» смертной казни решалась неоднозначно. УК РСФСР 1926 года сократил число преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, почти наполовину 10 . 5 мая 1961 года был принят указ Президиумом Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», в соответствии, с которым применение смертной казни было расширено11 .
Завершая рассматривать отношение в России к смертной казни на протяжении веков, необходимо отметить следующее. 3 июня 1999 года был помилован последний из почти 800 человек приговоренных к