Международное морское право, как и международное право в целом, постоянно развивается, изменяется и дополняется в соответствии с объективными требованиями, обусловленными ходом исторического развития. На этот процесс оказывают воздействие потребности мировой экономики, международных торгово-экономических связей, характер и содержание политических взаимоотношений между государствами, достижения науки и техники, другие факторы, к которым в современных условиях в первую очередь относится необходимость обеспечения прочного мира, безопасности, прогрессивного и независимого развития всех народов.
Процесс формирования норм международного морского права не прост. Он далеко не всегда совершается быстротечно. Многие важные принципы и нормы сложились в результате длительного противоречивого исторического развития, охватывающего различные общественно-экономические формации.
Важной вехой в создании и кодификации норм международного морского права была состоявшаяся в Женеве I Конференция ООН по морскому праву 1958 года. Эта конференция представляет собой первую реальную попытку решить на возможном в современных условиях уровне одну из глобальных проблем – проблему рационального использования пространств и ресурсов Мирового океана.
В современных условиях, характеризующихся глубокими политическими и экономическими изменениями, интенсивным освоением пространств и ресурсов морей, возрастает роль конвенционных норм. При этом их развитие происходит не за счет увеличения числа двухсторонних и региональных договоров, особо регулирующих порядок регулирующих порядок навигации в отдельных проливах и каналах, а путем конвенционного закрепления общих для режима всех международных проливов и каналов норм в универсальном договоре. Много раз «проливными» и «непроливными» государствами овладевало искушение присвоить ключи от важнейших входов в Мировой океан и выходов из него, стать «властителями» и «стражами» крупнейших проливов и каналов. Такие притязания, естественно, вызывали недовольство у других стран, заинтересованных в беспрепятственном проходе через них. Потребность наций заставляла все государства искать приемлемое урегулирование вопросов судоходства через важнейшие проливы и каналы. В связи с этим в настоящее время порядок регулирования правового режима различных морских проливов и каналов приобретает особую актуальность.
Итак, цель работы – рассмотреть международно-правовой режим проливов и каналов.
1.Правовой режим международных проливов
Международные проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: части открытого моря (или экономических зон); части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств. [1,С. 57,58]
Нормы и принципы международного права
... взаимодействия государств. Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспози тивным, ... и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права. Система международного права - это не только сложное, но и сравнительно новое ...
При установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства” [4, С. 207]
В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
В Конвенции ООН 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для международных проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства, а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море. В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности прибрежному государству его остановить. Правовой статус и режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские проливы: Босфор – Мраморное море – Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).
[2, С. 209]
Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства:
1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);
2) проливы, образуемые островом государства,
3) проливы между одним районом открытого моря и
Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря, определение ...
... проливы. Юридический режим открытого моря впервые был определен в Женевской конвенции 1958 г. В ст. 2 этой Конвенции провозглашается: в открытом море все нации имеют право на свободу судоходства ... исключения, принятые всеми государствами, имеют целью обеспечить соблюдение в этих частях Мирового океана норм международного права и безопасность мореплавания в общих интересах. Так, за пределами ...
4) проливы, режим которых регулируется специальными
[3, С.150]
По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:
- а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.);
- б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.
В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.
В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода (как это может случаться в территориальных водах государств) в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах “пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий” (ст.38, п.1) (Черноморские, Балтийские проливы).
[2, С. 212]
Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.
“Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым”.
Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств.
Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного прохода
“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права”. [2, С. 212]
В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы мореплавания.
Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение
“Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны”.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
... морские воды., Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года ст.8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства ... государства в территориальном море. Одним из основных изъятий является право мирного прохода, которым в территориальном море пользуются судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом ...
Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход).
Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его внутренние морские воды и порты.
Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его территориальным морем.
“В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту”. [5, С. 208, 209]
“Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран”.
Правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство “в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств”. Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы. Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права. Конвенция определяет режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета воздушных судов в мирное время, в военное время, когда Турция не участвует в войне и когда она участвует в войне, и при непосредственной угрозе Турции.
В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре. Для покрытия расходов, связанных с мореплаванием торговых судов, Турция имеет право взимать установленный сбор (ст.2).
Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст.ст.8—22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств. Нечерноморские государства могут проводить через проливы только легкие надводные корабли водоизмещением не более 10 тыс.т, имеющие артиллерию калибра не свыше 203 мм. Из этого следует, что нечерноморские государства не вправе проводить в Черное море линейные корабли, авианосцы и подводные лодки, Конвенция ограничивает число, общее водоизмещение и время пребывания военных кораблей нечерноморских государств в проливах: в акватории Черного моря они могут находиться не более 21 дня, а их общее водоизмещение не должно превышать 45 тыс.т (ст.18).
Правовой режим территорий государств
... работы является комплексный анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели исследования анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации. Правовую основу работы ...
[2, С. 168]
Черноморские державы в мирное время могут проводить военные корабли практически любого водоизмещения и с любым вооружением. Они имеют право проводить свои подводные лодки через проливы, но только в надводном положении, днем и в одиночку (ст.12).
Для прохода иностранных военных кораблей не требуется специального разрешения Турции; ей лишь посылается предварительное уведомление нечерноморскими державами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней.
Конвенция подробно регулирует вопросы прохождения через