Международное морское право

Мировой океан — это сплошная водная оболочка Земли, окружающая все континенты. Все морские пространства — внутренние морские воды, территориальные воды, исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами — вместе составляют Мировой океан.

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.).

В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются правовыми нормами.

Деятельность субъектов международного права в Мировом океане регулируется нормами такой отрасли международного права, как публичное международное морское право. Другими словами, международное морское право является неотъемлемой частью международного права, которое определяет правовой статус морских пространств и порядок использования пространств и ресурсов в мирных целях.

Актуальность темы исследования

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий самостоятельной отрасли международного права — международного морского права.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи :

  • дать понятие международного морского права;
  • рассмотреть основные источники международного морского права, квалифицировать их по предмету регулирования и объекту договорных отношений;
  • рассмотреть международно-правовые режимы отдельных частей Мирового океана — внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, открытого моря;
  • выяснить, в чем заключаются отличия правового режима внутренних вод от правового режима территориальных вод.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ, Международное морское право

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т.е. государства и международные межправительственные организации.

Из-за оригинальности морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Это: свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летательных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др.

10 стр., 4635 слов

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

... в Мировом океане регулируется следующими основными международными актами: Уставом ООН, Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, женевскими конвенциями 1958 года, Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, Конвенцией по предотвращению загрязнения морской среды путём сброса веществ с ...

Некоторые нормы международного морского права считаются его принципами из-за их большого значения для регулирования морской деятельности. Это, в частности, принцип свободы судоходства всех судов всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное влияние на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, международных проливов и некоторых других морских пространств.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания Международное право. Учебник/ под ред. Ю.М. Колосова и В.И. Кузнецова, М., Международные отношения, 2005. С. 321..

Кодификация норм морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции все еще остаются в силе для государств-участников. Положения таких конвенций, поскольку они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, также должны соблюдаться другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств.

Итак, рассмотрим какие существуют еще международного права.

Структурно источники международного морского права состоят из следующих:

1. Международные договоры, в том числе многосторонние конвенции универсального и регионального характера, соглашения протоколы, пакты которые независимо от их названия, подпадают под определение международного договора согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

2. Международная практика как доказательство общепринятой практики в качестве закона.

12 стр., 5782 слов

Международное морское право (2)

... четырех конвенций по морскому праву в 1958 году было значительным достижением в кодифи­кации и прогрессивном развитии международного мор­ского права. Но нерешенность вопросов о ширине территориальных вод, установлении рыболовных ...

3. Суждения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области международного морского публичного права как помощь в определении правовых норм.

Кроме того, следует иметь в виду, что решение проблем Мирового океана на основе международного права предполагает также применение других источников международного права, включая, например, общие принципы права.

Если в прошлом основным источником международного морского права были международные обычаи, то теперь большинство их правил также являются договорными. Сборников морских обычаев, как это было раньше, уже никто не составляет. Количество договоров как источников морского права постоянно растет. Перечислим основные международные договоры в области морского права:

Международно-правовые документы универсального характера, Договоры об охране морской среды и сохранении биоразнообразия., Международные договоры о судах и безопасности мореплавания.

Кроме того, можно выделить договоры, регулирующие режим рыбных и иных морских живых ресурсах; морские научные исследования; разграничение морских пространств Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА -М, 2005. С. 401..

2. ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ И ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ВОД, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Международным правом морские пространства подразделяются на шесть основных частей: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами.

Некоторые ученые объединяют все морские пространства в две основные группы:

1) морские пространства, находящиеся в пределах государственных границ (государственная территория);

2) морские пространства за пределами государственных границ (территория, не являющаяся государственной).

Эти две группы являются основными, но не единственными подразделениями классификации морских пространств.

Рассмотрим подробнее внутренние морские воды и территориальные воды.

Внутренние морские воды.

Согласно Конвенции 1982г. к внутренним (морским) водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Внутренние воды являются частью территории прибрежного государства, которое пользуется в них своим суверенитетом, а также суши без каких-либо ограничений. Правовой режим внутренних вод определяется внутренним законодательством государства, которое обязательно для исполнения всеми невоенными судами Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА -М, 2005. С. 453..

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В том случае, когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.

8 стр., 3587 слов

Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря, определение ...

... в международном порядке правами и видами использования открытого моря (ст. 58, 78, 89, 92, 135 и др.). В морских пространствах за внешней границей территориальных вод ... свободной конкуренции. Сложился международный обычай свободы использования открытого моря. Профессор международного права Ж. Тускоз считает, что открытое море, возможно, не является res nullius (ничье право), поскольку скрывающиеся ...

«историческим водам»,

Судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и исследовательская деятельность регулируются исключительно законами и постановлениями прибрежного государства. В этих водах иностранцам, как правило, запрещено заниматься любыми видами рыбной ловли и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любое иностранное судно может заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключение составляют случаи взлома судов из-за стихийного бедствия, а также в акватории открытых портов.

Территориальное море.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Естественно, в территориальном море применяются законы и правила, установленные прибрежным государством.

В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, с другой стороны, в отношении права иностранных морских судов использовать мирный проход через территориальное море других стран. Признание права мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод .

Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

  • а) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

— б) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод. Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если он не нарушает мир, порядок или безопасность прибрежного государства.

Прибрежное государство имеет право принимать необходимые меры в своем территориальном море для предотвращения немирного прохода. Иностранные суда не могут быть собраны с какой-либо пошлиной только за их проход через территориальное море.

3. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА И ОТКРЫТОЕ МОРЕ, Открытым морем

Концепции, разработанные в середине 20 века, а также положения, составляющие правовой режим открытого моря, были изложены в Конвенции 1958 года об открытом море. Затем многие положения Конвенции были изменены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Новая Конвенция внесла ряд важных изменений в правовой режим открытого моря. Он давал прибрежным государствам право создавать исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль в прилегающей зоне открытого моря за пределами территориального моря. Конвенция ООН по морскому праву, кроме того, по-новому определила понятие континентального шельфа, ввела понятие «район морского дна за пределами континентального шельфа», а также установила порядок разведки и разработки естественных ресурсов в пределах этих пространств.

В открытом море суда находятся под исключительной юрисдикцией государства, под флагом которого они плавают. Ни один иностранный военный корабль, пограничный или полицейский корабль или любое другое иностранное судно не имеет права препятствовать судам других государств пользоваться свободой открытого моря по юридическим причинам или применять к ним принудительные меры. Из этого принципа допускаются строго ограниченные исключения, применяемые в конкретных случаях, четко определенных международным правом.

15 стр., 7043 слов

Проблемы охраны морей и океана

... вещество в морских организмах в таких количествах, что представляет опасность для здоровья людей при употреблении морепродуктов в пищу? 4. Как произвести охрану вод Мирового океана, контроль за ... стоками промышленности и нефтеперерабатывающих заводов в море ежегодно попадает до 0,5 млн. т. нефти. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой ...

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву установила, что морские воды за пределами территориального моря и международного района морского дна зарезервированы для мирных целей. По крайней мере, это означает, что государства не должны допускать никаких агрессивных, враждебных или провокационных действий друг против друга в этих морских районах.

Правовой режим открытого моря регулируется помимо Конвенции ООН 1982 г. еще рядом других международных договоров. Это, например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 года; Конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года и Конвенция о спасании 1989 года и ряд других.

исключительной экономической зоны

После периода противодействия и колебаний основные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны и включили ее в Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле биологических ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть реализовано только по соглашению с прибрежным государством.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений хозяйственного назначения могут проводиться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, пролета, прокладки кабелей и трубопроводов и другими законными видами использования моря, связанными с этими свободами.

Ни одно государство не имеет права требовать подчинения экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

В настоящее время более 80 штатов имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. правда, законы некоторых из этих государств еще не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву.

4 стр., 1522 слов

Основные международные соглашения и конвенции по рыболовству

... своей исключительной экономической зоны с тем, чтобы обеспечить сохранение таких запасов. Принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. международное сообщество закрепило право прибрежных ... районах Мирового океана. Следует отметить, что отрасль международного рыболовного права является сравнительно молодой отраслью международного права, и научная разработанность данной области, к сожалению, ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев основные понятия и положения международного морского права можно сделать следующие выводы:

1. Международное морское право — это система общепризнанных и специальных принципов и правил, регулирующих правовой режим морских пространств и различные виды деятельности в них субъектов международного права.

2. Международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

3. Долгое время единственным источником международного морского права были обычаи. В настоящее время большинство норм международного морского права сведены воедино в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

4. Конвенция ООН по морскому праву делит морское пространство на шесть основных частей и предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов: внутренние морские воды, территориальные воды (территориальное море), исключительная экономическая зона, открытое море, континентальный шельф и морское дно за его пределами

5. Внутренние морские воды — это воды, расположенные внутри страны от исходной линии территориального моря, которые составляют часть территории прибрежного государства, осуществляющего там свой суверенитет, а также на суше без каких-либо ограничений. Суверенитет прибрежного государства также распространяется на территориальное море, которое берет название морского пояса, расположенного за пределами суши и внутренних вод государства, прилегающих к побережью. Но в территориальном море признается право мирного прохода иностранных судов, что отличает территориальное море от внутренних морских вод.

6. Исключительная экономическая зона представляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды. Прибрежное государство имеет суверенное право управлять рыболовством в этом районе. Открытые моря считаются морскими районами, которые не принадлежат ни к исключительной экономической зоне, ни к территориальным или внутренним водам какого-либо государства, ни к архипелажным водам государства-архипелага. Оно находится в общем и равном пользовании всех наций. Ни одно государство не имеет права требовать подчинения своей части своему суверенитету.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kontrolnaya/mejdunarodnoe-morskoe-pravoyi/

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10.12.82. // Собрание законодательства РФ, 1997г., № 48.

2. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА -М, 2005. — 589с.

5 стр., 2082 слов

Формирование горного права в российском государстве в конце XIX

... дореволюционного горного права, советского права недропользования. Это объясняет всевозрастающий научный интерес к истории становления системы правового регулирования пользования недрами в Российском государстве. К ... уже выходили курсы и учебники Г.п., сборники горнопромышленного законодательства. Дореволюционное Г.п. было значительно шире современного права недропользования. В него входили ...

3. Гуцуляк В.Н. Морское право. Учебник, М.: «РосКонсульт», 2001. — 368 с.

4. Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. — М.: «Международные отношения», 1973. — 232 с.

5.Молодцов С. В. Международное морское право. М., Международные отношения, 1987. — 271 с.

6. Международное право. Учебник /Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. — М.: Международные отношения, 1996. — 608с.

7.Международное публичное право. Учебник/ Под ред. К.А.Бекяшева. — М.: «Проспект», 1998. — 608 с.

8. Международное право. Учебник/Под ред. Г.В.Игнатенко. — М.: НОРМА, 2002. — 592 с.