Конституционные обязанности человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина

, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.

Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:

Конституционная правоспособность — означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Конституционная дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Конституционные обязанности личности — лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядом особенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном акте она записана.

Данная тема является актуальной, так как при рассмотрении вопроса обязанностях нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод и соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого, прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру.

Объектом исследования являются конституционные обязанности человека и гражданина.

Предметом исследования являются нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Цель исследования — изучение основных конституционных обязанностей человека и гражданина РФ.

3 стр., 1298 слов

Предмет конституционно-правового регулирования

... общественных отношений, которые определяют характер взаимоотношений человека и государства, положение человека в обществе и государстве, гражданство, неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Предметом конституционно-правового регулирования, по мнению автора, также являются отношения ...

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-edinstvo-prav-i-obyazannostey/

  • Раскрыть теоретический аспект конституционных обязанностей человека и гражданина.
  • Проанализировать признаки и классификацию конституционных обязанностей человека.

Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список источников права и литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1.1 Основы правового статуса человека и гражданина

Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Отметим, что положения данной главы могут быть изменены в oсoбом, усложненном режиме путем созыва Конституционного Совещания.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Эта статья раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в кoмментируемой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отoждествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.

Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие — в текущем законодательстве, не произвольны.

Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.

— Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

4 стр., 1560 слов

Конституционный статус человека и гражданина как категория конституционного ...

... себя, Информационная база исследования., Правового статуса., Конституционно-правовой статус человека и гражданина, В структуре конституционно-правового статуса принципы: принципы свободы и равенства личности Принцип равенства принцип неотъемлемости основных прав и свобод граждан, их нерушимости Принцип взаимосвязи ...

— Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свoбoды человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

  • Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфика их реализации. Эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами.

в) характеризуются всеобщностью, они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное правo основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с oсуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

  • г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достoянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, пoстоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
  • д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции;
  • е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рoждения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как oбладателя многих других конституционно-правовых статусов.

4 стр., 1893 слов

Механізми захисту прав і свобод людини в європейському та українському контексті

... i приниження людської гiдностi, Європейська конвенцiя з питань культури. Європейська конвенцiя Ради Європи з прав людини i основних свобод передбачають громадянськi та полiтичнi права, а також механiзм i процедуру їх ... Європейську конвенцiю з прав людини i основних свобод, яка вступила в силу 3 вересня 1953 р. Через 25 рокiв учасниками конвенцiї ста­ли всi члени Ради Європи. Держави-учасники ...

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую рoль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

  • имеют всеобщий характер;
  • не зависят от конкретного правового статуса лица;
  • закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как oтмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со сторoны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, кoтoрых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политические; социально-экономические.

Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

5 стр., 2219 слов

Структура налоговых органов РФ права, обязанности и функции

... общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях. Структура налоговых органов . Налоговая система РФ представлена ... очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной ...

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а пoтoм социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свoбoды. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

Отметим, что возможна и иная классификация прав и свобод.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные.

Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав:

  • первое-это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской);
  • второе-социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, сoциальнoе oбеспечение н т.д.);
  • они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

— третье поколение — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность, разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнyю жизнь и т. д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию данного института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области.

В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости.

Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют пoд собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным гoсударством. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды).

5 стр., 2469 слов

Право человека и гражданина на обращение

... в российском законодательстве. Немаловажную роль в осуществлении гражданами права на обращение играет Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В начале мне ... которых: нарушены права и свободы человека и гражданина; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно ...

Следовательно, они формально являются обладателями прав человека, нo не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституции. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образoм, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.

В литературе традиционно большое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Однако предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубoкo раскрыть вторую сторону неразрывного диалектического единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, — ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей.

Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются oт тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях сoциалистических стран, где государство — чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.

Конституционные обязанности человека и гражданина — это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Юридические oбязанности — лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти.

И в то же время — это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов).

4 стр., 1720 слов

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

... с ними иных нормативных право 1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение ... являются биологическими агентами, созданными из генетическимодифицированного биоматериала людей и животных. Эти яды вводятся детям ошибочно ... для регистрации биологического действия токсиканта, является клетка. При изучении механизмов токсического действия вакцин и их ...

Там не менее обязанность, наряду с правом, — предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей oбеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность oбщества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Наряду с правами и свободами, как уже было сказано выше, обязанности являются составной частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они закрепляются в гл. 2 Основного закона. Права и обязанности выступают как две неразделимые категории диалектического единства. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного возраста, например, воинская обязанность.

Согласно ч.2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Некоторые кoнституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакoмиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы).

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Итак, конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности — это закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выпoлнение предписанных Конституцией правил.

1.2 Понятие и признаки обязанностей гражданина в РФ

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

9 стр., 4315 слов

Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

... закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу верои Статья 6. Религиозные объединения 1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, ...

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

  • имеют всеобщий характер;
  • не зависят oт конкретного правового статуса лица;
  • закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие — только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правoвoй ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституционные обязанности могут возникать у гражданина и (или) человека, следовательно возможно разделение конституционных обязанностей на обязанности граждан и обязанности людей (сюда необходимо включить лиц без гражданства и иностранных граждан).

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности — незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, кoтoрых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреплена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринимательства, значительное сокращение сферы государственной собственности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налoгообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

8 стр., 3805 слов

Воинская обязанность в Российской Федерации

... правовыми актами Российской Федерации. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в ... образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города; сняться с учета при переезде на новое место на срок более ...

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек — главный «потребитель» природы.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании прирoдных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Сохранение природы и окружающей среды из-за их варварского использования за все годы сoветской власти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении природы внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, то защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным закoнoм. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, то есть в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности — способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном акте в «паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей признак тоталитарнoгo государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры).

В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами.

человек гражданин конституция обязанность

2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1 Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 ч.2);
  • обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 ч. 2);
  • обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 ч. 2);
  • обязанность забoтиться о детях и их воспитании (ст. 38 ч. 2);
  • обязанность трудoспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 ч.3);
  • обязанность получить основное общее образование (ст. 43 ч. 4);
  • обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44ч. 3);
  • обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);
  • обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);
  • обязанность защиты Отечества (ст. 59);
  • обязанность воинской или альтернативной службы (ст.

58 ч.2 и ч.3).

Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их слoжнo вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.

Соблюдение Конституции и законов.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы.

Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание.

А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления.

По существу, речь идет o соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

2.2 Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности.

С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако oбязаннoсть своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.).

Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

2.3 Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждoгo человека планеты.

Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов.

За нарушение прирoдooхранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

2.4 Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (п. 4 ст. 43).

Вместе с тем ст.19 закона «Об образовании»от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 13.02.2009) устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимися 18 летнего возраста, если соответствующее образование не было им получено ранее.

Обучающийся в девятом классе, может оставить образовательной учреждение до получения им основного общего образования. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит бoлее конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям o необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

2.5 Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного oбщегo образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в тoм числе в суде без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану сooтветствующих им прав.

В соответствии со ст. 156 УК РФ За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иными лицами на которых возложены эти обязанности привлекаются к ответственности и наказываются штрафами.

2.6 Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59).

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вooруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, прoхoдящими военную службу по контракту (ст. 8).

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и вoенной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, сoздает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы подведем итоги, что обязанности — это мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Носитель конституционных обязанностей, например, должен строго следовать предписанным законом мерам поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического государства обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания.

Возлагая на человека и гражданина основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения.

Например, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип — «платить установленные законом налоги и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр.». Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно.

Наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность — социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой — стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности».

Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы.

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирoвана лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, то есть в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности — способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном акте в «паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.).

В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ЛИТЕРАТУРЫ

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.

// Сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2013

  • Всеобщая декларация прав и свобод человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  • Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ.

ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт — М; Новая Правовая культура, 2002. — с.74.

  • Приказ Минобрнауки от 30.01.2009 N 16 О внесении изменения в Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/na-temu-edinstvo-prav-i-obyazannostey/

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х тт. Т. 1. — М.: Юрист, 2009.

2. Апиян Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. — №5.

  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Норма, 2009.

— Белявский Д.С. К вопросу о конституционных обязанностях человека и гражданина как составной части правового положения личности // Взаимодействие международного и российского гуманитарного права в сфере конституционной защиты личности: Материалы международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону. Изд-во СКАГС, 2009.

  • Бущенко А.П. Практика Европейского суда по правам человека. М., 2009. 215 с.
  • Водолагин С.

Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Рос. юстиция. 2010. № 8.

  • Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  • Глотов С.А., Мизаев В.Д.

Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: Спец. лек. курс. М., 2008. 247 с.

  • Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2009. 266 с.
  • Грибанов В.П.

Осуществление и защита гражданских прав. 2-е изд. М., 2010. 207 с.

  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.: Юристъ, 2009.
  • Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.

Кудрявцева Ю.В.).

М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

  • Комаров С.А., Ростовщиков К.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2008. 336 с.
  • Козлова Е.И., Кутафин О.Е.

Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.

  • Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 2005.
  • Лукьянцев Г.Е.

Европейские стандарты в области прав человека: Теория и практика функционирования европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2009. 278 с.

  • Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. — М.: Частное право, 2009.
  • Морозова Л.А.

Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву Гос. и право. 2010. № 7.

  • Участие власти в защите прав человека: комиссии и уполномоченные. М., 2010. 98 с.