Понятие и виды государственно-правовых режимов

Курсовая работа

Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Государство и форма государства являются важнейшими категориями ряда общественных наук: теории государства и права, политологии и т.д. Одним из элементов формы государства и, следовательно, одной из важнейших характеристик государства является политический режим.

Политический режим оказывает решающее влияние на степень реализации важнейших интересов личности. Необходимо отметить, что во многих государствах законодательно провозглашается один политический режим, в то время как на практике политический режим данного государства принадлежит к другому виду. В связи с этим особую важность приобретает изучение политического режима как элемента формы государства.

Научная значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов при изучении таких дисциплин как «теория государства и права», «конституционное право», «политология» и т.д.

Объектом рассмотрения в данной работе является политический режим как элемент формы государства.

Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения различных ученых относительно политического режима как элемента формы государства.

Целью данной работы является изучение политического режима как элемента формы государства.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач:

  • охарактеризовать политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти;
  • рассмотреть типологию политических режимов.
  • охарактеризовать основные виды политических режимов: демократические режимы;
  • тоталитарные режимы;
  • авторитарные политические режимы.

Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод, исторический метод и т.д.

Степень научной разработанности политического режима как элемента формы государства достаточно высока. Политический режим как одна из характеристик государства привлекал внимание ряда зарубежных ученых, среди которых могут быть упомянуты Х. Арендт, Т. Адорно, Х. Линц, Ж.-Л. Кермонн и ряд других. Политический режим является объектом пристального внимания российских ученых: как правоведов (например, Л.А. Морозова, В.В. Лазарев, С.В. Липень и т.д.), так и политологов (например, Р.Т. Мухаев, Б.А. Исаев и т.д.).

11 стр., 5358 слов

Место государства в политической системе

... её главных элементов – государство. “Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества”. И. М. ...

В теоретическую базу данного исследования входят работы Л.А. Морозовой, В.К. Бабаева, М.М. Рассолова. Кроме того, при написании данной работы необходимо обратиться к трудам таких исследователей как В.М. Сырых, В.К. Батурин, Н.А. Пьянов и ряд других.

Структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Государственный режим является элементом категории «форма государства».

Форма государства — это внешнее выражение, оформление содержания государства. Элементами формы государства являются:

1) форма правления. Данный элемент формы государства определяет способы организации высших органов государственной власти;

2) форма государственного устройства. Данный элемент формы государства определяет административно-территориальное деление государства, а также форму взаимодействия центральной и региональной властей Гук А.И., Евдеева Н.В., Клюкина Е.А. Политические режимы в современном мире: общие черты и некоторые особенности // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С. 82.;

3) государственный режим. Данный элемент формы государства определяет способы осуществления власти в том или ином государстве, а также меру и характер участия субъектов политической жизни в процессе формирования и осуществления государственной власти Гукепшоков М.Х. Форма государства: основания и проблемы классификации. Нальчик, 2014. С. 91..

Необходимо отметить, что некоторые теоретики государства и права употребляют термины «государственно-правовой режим», «политико-правовой режим», «государственно-политический режим». Ни один из этих терминов нельзя считать объективно отражающим суть исследуемого явления. Первый термин является внутренне противоречивым, поскольку любое государство использует не только законодательные, правовые, но и, наоборот, внеправовые методы. Более того, государство может вообще творить произвол, хотя и вынуждено принимать законы, но оно может им не следовать. Иногда государство, наоборот, не может следовать принятым законам, поскольку возникает ситуация непредвиденная, не урегулированная законодательством. Второй термин — «политико-правовой режим» — также во многом неточен. Политика представляет собой такую сферу деятельности, которую государство стремится урегулировать законами и иными нормами права, но добиться полного правового регулирования политических отношений оно не в силах. В современном постсоциалистическом государстве любая политическая сила, получившая большинство в парламенте, способна изменить любой закон, ограничивающий ее. Более того, в политике нет раз и навсегда установленных правил и не может быть, поскольку «цель оправдывает средства». Третий термин — «государственно-политический режим» — несет в себе элемент тавтологии, поскольку общеизвестно, что государство — главный элемент политической системы. Любое воздействие государственной власти на общественные отношения — одновременно политическое воздействие. Таким образом, наиболее верным является термин «политический режим» Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. М., 2015. С. 98..

5 стр., 2216 слов

Идеи государства в античной политической мысли

... к его последовательной замене более низкими государственными формами. Идеальное государство , реализованное в форме монархии (царской власти) либо в форме аристократии (правления философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как ...

В понятие политического режима включаются следующие признаки (общественные отношения):

  • степень участия народа в формировании государственной власти;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации и подлинная гласность в обществе;
  • стимулирующий или ограничивающий характер правового регулирования деятельности граждан и должностных лиц;
  • методы осуществления политической власти;
  • степень верховенства права;
  • принципы взаимоотношения власти и общества;
  • степень политического плюрализма и т.д.

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М., 2014. С. 216-217.

Факторами, влияющими на установление того или иного политического режима, являются:

  • экономический уклад общества;
  • достигнутый уровень материальной жизни людей;
  • уровень культуры населения (в том числе и уровень правовой культуры);

— форма правления и государственного устройства, существующая в соответствующем государстве и т.д. Бирюков Д.А. Политический режим как социально-политический феномен: критерии, типология, факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 2.

В научной литературе предлагаются различные классификации политического режима. В зависимости от социального состава политической элиты политические режимы подразделяют на гражданские, военные, военно-гражданские, клерикальные (государственная власть в руках духовенства и ориентируется на догмы той или иной религии), патриархальные (во главе государства по традиции находятся монарх, вождь племени и т.д.).

На основании различий в социально-классовой ориентации политические режимы подразделяются на социалистические, капиталистические, конвергентные (опирающиеся на всё положительное, что присуще первым двум режимам).

Политические режимы классифицируются по идеологическим различиям на неоконсервативные, либерально-демократические, социал-реформистские и т.д. Наиболее распространенной классификацией политических режимов является их разделение на основе таких критериев как объем прав и свобод человека и гражданина, степень участия граждан в формировании органов государственной власти, методы государственного регулирования жизни общества. На основе данных критериев выделяют демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные) политические режимы Постников В.Г. О политическом режиме // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13 (3).

С. 53.. Указанные виды политических режимов будут подробнее рассмотрены далее.

Таким образом, необходимо сформулировать следующие выводы:

Политический режим определяет способы осуществления власти в том или ином государстве, а также меру и характер участия субъектов политической жизни в процессе формирования и осуществления государственной власти. Наиболее распространенной классификацией политических режимов является их разделение на основе таких критериев как объем прав и свобод человека и гражданина, степень участия граждан в формировании органов государственной власти, методы государственного регулирования жизни общества. На основе данных критериев выделяют демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные) политические режимы.

14 стр., 6780 слов

Политический (государственный) режим и его виды

... прописать демократический политический режим. Целью данной курсовой работы является изучение наиболее часто встречающихся видов политических режимов. Научный анализ государства невозможен без учета тех методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Речь идет о политическом режиме, ...

Государственные (политические) режимы подразделяются на демократический и антидемократические (авторитарный и тоталитарный).

Демократический политический режим — это состояние политической жизни общества, при котором происходит осуществление государственной власти на основе принципа реального и широкого участия граждан и их объединений в процессе формирования органов государства, в государственной политике, а также основе на принципе соблюдения прав и свобод человека Назаренко О.А. Политический режим: теоретико-правовая характеристика // PolitBook. 2015. № 2. С. 169-170.. Демократический политический режим характеризуется рядом признаков:

1) народовластие, т.е. принадлежность властных полномочий непосредственно народу, выступающему единственным источником и главным субъектом власти;

2) выборность основных органов власти и прежде всего законодательной путем равного, всеобщего и тайного голосования;

3) подчинение меньшинства большинству как один из действенных способов реализации суверенитета народа, как источник верховной власти в демократическом обществе. Вместе с тем реализация этого принципа таит в себе возможность установления диктатуры большинства и попрания интересов меньшинства. Поэтому в органической связке с этим принципом демократического режима находится принцип уважения прав и защиты интересов меньшинства в органах власти, что достигается существованием легальной оппозиции, легального политического и идеологического плюрализма;

4) верховенство права Бирюков Д.А. Демократический режим как форма политического устройства общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 222.;

5) равноправие граждан, гарантия их прав и свобод, равенство всех перед законом;

6) Осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей. Иными словами, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их относительная самостоятельность в рамках своих полномочий. В то же время они должны быть едины в управлении обществом. Суть принципа разделения властей состоит в том, чтобы установить конституционные правила невозможности концентрации переданных народом своих монопольных властных прав государству (государственной власти) в одних руках и не допустить усиление одной ветви власти. Чрезмерное усиление одной ветви власти может привести к перерастанию демократического политического режима в авторитарный политический режим или даже тоталитарный;

7) Наличие развитого и независимого гражданского общества, чьи объединения и движения не только обеспечивают защиту интересов граждан, но и контролируют деятельность государства и других политических институтов;

8) Степень экономического и социального развития страны, материально обеспечивающая оптимальные возможности демократических методов управления;

9) Высокий уровень политической и правовой культуры общества, являющейся духовным гарантом стабильности демократического режима;

10) Политический и идеологический плюрализм, отсутствие цензуры Санжаревский И.И. Демократия как политический режим конвертации ресурсов во власть // Политическое управление. 2015. № 1. С. 10..

В настоящее время во многих странах установлен демократический политический режим. В первую очередь это касается стран Европы, а также Северной Америки (США, Канада) Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2015. С. 118..

12 стр., 5517 слов

«Политический режим: понятие, содержание и типы». . Политический ...

... формы государства имеет большое значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических ...

Россия также относится к числу стран с демократическим политическим режимом, что нашло свое закрепление в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398..

Демократический политический режим в свою очередь также может быть классифицирован на следующие виды:

1) Либерально-демократический режим. Для данной разновидности демократического политического режима характерен плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям;

3) Собственно демократический режим. Данный режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует Пьянов Н.А. Теория государства и права. В 2 ч. Ч. 1. Теория государства. Иркутск, 2015. С. 111-112..

Все демократические режимы характеризуются общностью родовых признаков. В конституциях демократических стран нормативно оформляется правовое состояние народовластия, закрепляется разветвленная система прав и свобод человека и гражданина, возводятся в ранг закона институты представительной и непосредственной демократии, устанавливается режим законности. При режиме демократии граждане и их объединения в условиях свободной конкуренции принимают участие в формировании и осуществлении государственной власти, в контроле за ее функционированием. Тем самым обеспечивается правление большинства политически активных граждан при непременном условии соблюдения и охраны прав и законных интересов меньшинства.

Однако демократические режимы неоднородны по своему составу. В их числе выделяются следующие режимы: либерально-демократический, социально-демократический, национально-демократический и клерикально-демократический.

Либерально-демократический режим. Он утвердился практически во всех высокоразвитых странах Западной Европы, Северной Америке, Японии, Австралии. В этих странах политическую элиту составляют в основном представители среднего класса, ставшие в условиях многопартийной системы формальными и неформальными лидерами, как в гражданском обществе, так и в демократическом государстве.

Легитимность установления и развития либерально-демократического режима признается и периодически подтверждается в результате свободных выборов, всенародного референдума, легальной системы престолонаследия. Конституции и отраслевые законы регулируют порядок подготовки и проведения выборов представительных органов государственной власти и должностных лиц, всенародного референдума, замещения вакантного престола в монархических государствах (ст. ст. 4, 24 Конституции Нидерландов).

6 стр., 2608 слов

Правовой режим государственной тайны

... государственной тайне В соответствии с преамбулой Закона «О государственной тайне» и ст.1Закона «О безопасности», основным субъектом, чьи интересы защищаются рассматриваемым правовым институтом, является государство. ... является Закон «О государственной тайне». Он устанавливает полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты, ...

Во всех странах с либерально-демократическим режимом утверждается верховенство закона по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, поскольку он принимается высшим законодательным и представительным органом государства. Однако за конституцией как основным законом государства признается, в свою очередь, верховенство по отношению ко всем иным законам. В ракурсе политического режима это означает, что система органов государственной власти может определяться только конституцией, все органы государства могут формироваться не иначе как в установленном законом порядке, все властные решения нормативного и индивидуального характера могут приниматься только на основе закона. Благодаря этому в стране утверждается конституционная законность, которая служит важнейшей гарантией укрепления правопорядка как в обществе, так и во всех эшелонах власти.

Либерально-демократический режим предполагает последовательное разделение властей, внедрение в государственный механизм системы сдержек и противовесов. В результате конституционные нормы создают своеобразные преграды, ограничивающие стремление какой-либо ветви власти выйти за пределы своих полномочий, вторгнуться в компетенцию другой ветви власти и в конечном счете узурпировать власть, принадлежащую народу.

Социально-демократический режим. Для него характерны все конституционные признаки либерально-демократического режима. Однако он отличается качественно новым типом отношений между обществом, государством и личностью. При социально-демократическом режиме власть осуществляется на основе социального и политического консенсуса ведущих общественных сил страны (предприниматели, профсоюзы, политические партии, государственные структуры), достигнутого в результате формирования социального государства с развитой системой социальной защиты населения.

В чистом виде социально-демократический режим утвердился лишь в одной Швеции. Конституционные положения о социально-демократическом режиме Швеции находят свое адекватное отражение в практической политике государства Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. С. 120..

Национально-демократический режим. Он утвердился в Индии, на Филиппинах, в ЮАР и в большинстве стран Латинской Америки. В конституциях этих стран закрепляются правовое состояние народовластия и демократический политический режим. Так, в ст. 1 Конституции Бразилии государство характеризуется как правовое и демократическое. Вся власть в нем исходит от народа, который ее осуществляет через посредство выборных представителей и непосредственно. Однако конституционно-правовая практика осуществления государственной власти в обозначенных выше странах показывает, что там применяются такие методы, способы и средства воздействия на отношения между людьми, которые являются не только демократическими по своей сущности, но и носят ярко выраженный национальный характер. Поэтому утвердившиеся в них политические режимы более правильно называть национально-демократическими.

В странах с национально-демократическими режимами довольно узкая база осуществления государственной власти. В состав правящей элиты входят преимущественно национальная буржуазия, интеллигенция и офицерский корпус армии. Тем не менее в каждой такой стране политический режим является вполне легитимным. Конституционная модернизация в Индии, свержение диктаторских режимов на Филиппинах и в странах Латинской Америки, ликвидация расизма в ЮАР создали благоприятные условия для развития национальной демократии, роста общественной активности. В результате свободных демократических выборов в органы государственной власти и всенародных референдумов подтверждается легитимность режима с периодичностью, установленной конституционными нормами.

20 стр., 9750 слов

Судебная власть в системе разделения властей

... права и т.д. I. Понятие судебной власти в системе разделении властей Если законодательная власть и исполнительная власть возлагаются конституциями на один – два высших государственных органа (соответственно на главу государства и/ или парламент, на главу ...

Клерикально-демократический режим. Он характеризуется всеми признаками либерально-демократического режима. Но его главное отличие заключается в том, что национальная конституция определяет статус традиционной для державообразующего народа религии в качестве государственной или официальной. В этой связи церковь и религия начинают играть ведущую роль в политической и культурной жизни общества, в осуществлении государственной власти. В настоящее время клерикально-демократический режим утвердился в таких европейских странах, как Греция, Дания, Лихтенштейн, Мальта, Монако и Норвегия Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. С. 120..

Несмотря на эти достоинства и преимущества, демократические режимы имеют свои слабые стороны. При них сохраняется приоритетное влияние на политику социальных групп, господствующих в финансовой сфере и в экономике. Вмешательство последних в функционирование политической власти составляет реальную угрозу для демократии в целом, особенно для режимов, только вступивших на путь демократического обновления. Кроме того, в современных демократиях сохраняется опасность бюрократизма, коррупции, нарушения прав человека. Они ослабляют сами органы демократии и при определенных условиях могут привести к ее перерождению в тиранию бюрократии или установлению олигархии, господства немногочисленной элиты. При демократическом режиме слишком много времени занимает процедура принятия законов, оперативных решений. Под давлением лоббистских групп некоторые проекты законодательных актов «задерживаются» в комиссиях парламентов многие месяцы и снова отправляются «на доработку» верхней палатой или президентом (если он имеет такое право) Бирюков Д.А. Указ. соч. С. 225..

Тоталитарный режим — это политический режим, при котором имеет место контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политическим целям и господствующей идеологии или государственно-религиозной догматике Гук А.И., Евдеева Н.В., Клюкина Е.А. Указ. соч. С. 82..

Такой разновидности антидемократического политического режима как тоталитарный режим присущ ряд черт:

1) установление государством официальной идеологии. Установленную государством официальную идеологию призваны соблюдать все члены общества, а также органы государственной власти, одновременно призванные контролировать ее исполнение всеми субъектами политической жизни;

2) идеология тоталитарного государства пронизывает все сферы общественной жизни, жизни частных лиц и осуществляется следующим образом:

  • путем недопущения политического плюрализма;
  • путем контроля государства над такими сферами общественной жизни как средства массовой информации, система образования, патриотическое воспитание, сфера культуры, искусства;

3) контроль тоталитарного государства над сферами общественной жизни осуществляется специально создаваемыми органами государственной власти, которые призваны не только проводить соответствующую идеологию и закладывать ее в сознание масс, но и контролировать недопущение проникновения в общественную жизнь инородных идей, которые могли бы зародить сомнение в верности действий правительства и правящей партии, соответственно. Поэтому на систему образования, средства массовой информации, культуру и искусство накладывается цензура, носящая именно политический характер и пропагандирующая официальную идеологию;

11 стр., 5492 слов

Общество и государство. Государство в политической системе общества

... самообновлению и совершенствованию общества. 7 3. Власть и нормы поведения при первобытном строе. Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не ... а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в 8 которых концентрировались их экономические, нравственные, ...

4) фактическая изоляция или строжайшее ограничение тоталитарного государства от взаимодействия с иными странами мира, иными политическими режимами, и, соответственно, изоляции от иных идеологий, следование которым рассматривается как подрыв государственного порядка;

5) милитаризация страны. Политика милитаризации обеспечивает государствам с тоталитарным политическим режимом постоянный поиск внешнего врага и, соответственно, постоянное состояние ожидания военной угрозы. В свою очередь, это дает некоторые преимущества в идеологической сфере. С помощью милитаризации государство проводит не только патриотическое воспитание общественных масс, но и убеждает народ в присутствии постоянной угрозы со стороны иных государств, тем самым сплачивая общественные массы, хотя бы против мнимого врага;

6) установление соответствующих ограничений и запретов в сфере экономики. Так, контроль тоталитарного государства проявляется и в экономической сфере, например, в виде запрета или строжайшего ограничения ввоза на территорию страны товаров иностранного происхождения, т.е. фактический запрет внешней торговли, в виде отмены частной собственности на средства производства, а также четкого планирования экономической деятельности отдельных предприятий;

7) отрицание какой-либо значимой роли отдельного гражданина в жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарный политический режим формирует безразличное отношение государства к каким-либо человеческим ценностям, если только они не соприкасаются с интересами самого государства Евдеева Н.В., Клюкина Е.А., Петров П.А. Роль и значение императивного метода в тоталитарном политическом режиме // Мир политики и социологии. 2015. № 10. С. 118. ;

8) монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти;

9) глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

10) господство репрессивного аппарата;

11) упразднение представительных органов Гук А.И., Евдеева Н.В., Клюкина Е.А. Тоталитарный политический режим: положительные последствия // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 7. С. 12-13.;

12) фактическое отсутствие политической культуры у граждан тоталитарного государства. В государствах с тоталитарным политическим режимом присутствует наивысшая степень политизации общественной жизни. Это означает, что любые аспекты жизни граждан, в том числе, бытового, личного плана, касающиеся их частной жизни в целом, представляют политический «интерес» для специализированных органов государственной власти, в функции которых входит обеспечение поддержания надлежащего политического режима. За счет этого, в частности, не могут быть реализованы права и свободы граждан относительно тайны частной жизни, свободы слова, мысли, вероисповедания во всех их аспектах;

3 стр., 1349 слов

Гражданское общество и политическое государство

... государственного начала как спасительного фактора для человека. Гражданин политического государства стоит выше человека как члена гражданского общества. ... дифференциации социальной жизни. При исследовании истории ... властей Ш.Монтескье. Бердяев в своей работе «Философия неравенства» (1923 г.) обрушивается на учение Руссо, в котором видит самоистребление человека. В этой теории общество и государство, ...

13) при тоталитарном политическом режиме при формальном закреплении естественных и иных прав государство не обеспечивает своим гражданам их соблюдение и защиту Евдеева Н.В., Клюкина Е.А., Петров П.А Указ. соч. С. 120-121..

В научной литературе выделяются следующие типы тоталитарного политического режима: 1) социалистический и коммунистический тип; 2) фашистский, или национал-социалистский, тип; 3) идея религиозного фундамента, или фанатизм Юкласова А.В. Типология политического режима // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 8. С. 205..

В XX веке примерами государств с тоталитарным политическим режимом являлись нацистская Германия 1930-х — первой половины 1940-х годов и СССР в 1930 — начале 1950-х годов. В настоящее время практически изжил себя. Однако продолжают существовать отдельные тоталитарные государства, ярким примером которого является КНДР Султанбеков К.Ч. Политический режим: особенности трактовки и проблемы классификации // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2. С. 133..

В тоталитарных государствах вся полнота власти сконцентрирована в одних руках. Она принадлежит или одной партии, или узкой группе лиц, или вождю. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви теряет всякий смысл. Право утрачивает социальную ценность, оно становится средством проведения политики правящей верхушки, по воле которой пишутся законы, осуществляется управление страной, творится судебный произвол.

Тоталитарные режимы неоднородны по своему составу. Всемирной истории известны фашистский, монократический, военно-диктаторский, расистский, теократический, диктаторская тирания и социалистический политические режимы.

Фашистский тоталитарный режим. Он представляет собой открытую террористическую диктатуру наиболее шовинистических и расистских кругов общества, направленную на ликвидацию демократии внутри страны, обеспечение исключительного положения титульной нации, проведение агрессивных войн, порабощение или полное уничтожение других народов.

История свидетельствует, что фашизм возникает в промышленно развитых странах, переживающих тяжелейший социально-экономический, политический и духовный кризис. В условиях хаоса и растерянности к власти могут прийти путем свободных, демократических выборов харизматические, склонные к демагогии, безответственные политики, предлагающие самые простые решения сложнейших экономических и социальных проблем, урегулирования международных споров. Так было в Италии, Германии и Японии, когда на смену старой аристократической элите пришли представители мелкобуржуазных и люмпенизированных слоев населения, гуманитарной интеллигенции.

Монократический режим. Этот вид тоталитарного режима почти всегда отождествлялся с фашизмом.

Монократический режим опирается только на армию, держится при ее поддержке. Однако армия редко бывает лояльной к диктатору, особенно если он вышел не из ее среды. Поэтому непрерывно перетасовывается высший командный состав армии, уничтожаются либерально настроенные офицеры. Таким путем режим пытается предотвратить попытки военного переворота, удержаться у власти.

Для идеологического обоснования монократического режима широко используется социальная демагогия и всяческое восхваление личности диктатора. правовой демократический тоталитарный авторитарный

Военно-диктаторский режим. Этот режим утверждается лишь в результате военного переворота, когда директивными актами путчистов приостанавливается действие конституции, распускаются законодательные (представительные) органы государственной власти, запрещаются политические партии, оппозиционные средства массовой информации, учреждаются чрезвычайные суды, проводятся превентивные аресты и политические репрессии в отношении противников режима. Его характерные признаки заключаются в том, что власть в стране осуществляется исключительно методами внеправового принуждения, способами тотального господства над всеми социальными слоями общества, диктаторскими приемами в форме приказов и одновариантных решений, средствами вооруженного подавления противников режима армейскими подразделениями. При военно-диктаторском режиме выборы в органы государственной власти и всенародные референдумы не проводятся, что исключает его легитимное утверждение.

Во второй половине прошлого века военно-диктаторские режимы существовали в Ираке, Пакистане, Гвинее, Нигерии, Судане, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Чили и в некоторых других странах. В настоящее время один из таких режимов сохранился в Мьянме.

Расистский политический режим. Он утверждается на основе исключительно реакционной идеологии, включающей иррациональные теоретические положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Согласно теориям расизма самой природой, ее объективными законами предопределено разделение людей на высшую и низшую расы. Первая из них является единственной созидательной силой мировой цивилизации, призванной к господству, осуществлению верховной власти. Вторая, низшая раса, не способна к созиданию и даже к усвоению достояний высокой культуры и обречена на вечную эксплуатацию и подчинение.

Расизм в своем классическом виде существовал в Южной Родезии и ЮАР. В этих странах вся полнота государственной власти принадлежала европеоидной расе, которую она осуществляла принудительными методами, применяя способы сегрегации и дискриминации.

Теократический политический режим. По своей сущности этот режим представляет собой сложившийся в обществе порядок осуществления принадлежащей духовенству политической власти, сочетающей методы, способы и средства воздействия на волю и сознание людей с целью реализации религиозных предписаний и норм во всех сферах жизни общества и государства, включая частную жизнь человека, личности и гражданина.

Правящую элиту в теократических государствах составляют наиболее видные и влиятельные представители духовенства и религиозных кругов. В государстве-городе Ватикане в нее входит католическое духовенство, а в Иране и Саудовской Аравии — лидеры мусульманской общины (уммы).

В теократических государствах политический режим, как правило, является легитимным. Его легитимность периодически подтверждается в ходе выборов главы государства или в порядке наследования власти.

Авторитарный политический режим — это государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков демократического правления. Авторитарный политический режим характеризуется рядом признаков:

1) концентрация и государственной, и вообще политической власти в одних руках. Это могут быть отдельный харизматичный лидер, правящая партия, группировка, хунта и т.д. Определяющий принцип такого режима — «можно все, кроме политики»;

2) преобладают административно-командные методы управления;

3) формальное наличие всех ветвей власти, однако на практике полное игнорирование принципа разделения властей. Как правило, в странах с авторитарным политическим режим ведущей является исполнительная ветвь власти, а роль представительных органов сведена к минимуму;

4) формальное закрепление политических прав. Остальные права могут реализовываться на практике Пьянов Н.А. Указ. соч. С. 116-117..

5) полный или частичный запрет на деятельность оппозиции. Оппозиция в странах может существовать, но является лишь формальной, создающей видимость демократичности государства Шкель С.Н. Недемократические политические режимы: основные направления исследований в современной политической науке // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3. С. 75..

От тоталитарного авторитарный политический режим отличается тем, что при нем не происходит огосударствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует определенный уровень автономии и хозяйствующих субъектов.

Чаще всего авторитарный политический режим является переходной формой политического режима. При этом переход может осуществляться в направлении как тоталитарного, так и демократического политического режима. Историческим примером государства с авторитарным политическим режимом является Чили 1970-1980-х годов. В современном мире к государствам с авторитарным политическим режимом могут быть отнесены КНР, Куба, Турция и т.д. Политология: учебник / под ред. В.К. Батурина. М., 2014. С. 177.

В авторитарном режиме можно выделить ряд его подвидов:

1) консервативные авторитарные режимы. Для них характерны следующие специфические черты: конституционные и другие законодательные акты сохраняются, но в них часто включаются нормы о запрещении всех, кроме правящей, политических партий. Если же деятельность других политических партий разрешается, то в качестве ее придатков, для которых устанавливаются особые ограничения, нередко вводимые в действие специальными актами или даже Конституцией. В таких государствах, как правило, существует парламент, но его формирование осуществляется на корпоративной основе, значительная его часть назначается, а не избирается. Нередко он превращается в совещательное учреждение (как в некоторых арабских странах).

В системе власти безраздельно доминирует исполнительная ветвь. Все ключевые посты в государстве занимает военный или гражданский диктатор, лидер партии;

2) военные авторитарные режимы. Военные режимы устанавливаются в результате военного переворота против осуществлявших управление гражданских лиц. В таких режимах власть осуществляется коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов Дегтева Д.И., Белозерцев С.В. Авторитарный и тоталитарный политические режимы // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Экономика и право. 2014. № 3. С. 68..

Современный авторитаризм представлен на политической карте мира следующими видами: 1) авторитарно-консервативный режим; 2) авторитарно-модернизационный режим; 3) авторитарно-патриархальный режим; 4) авторитарно-этнический режим Султанбеков К.Ч. Политический режим: особенности трактовки и проблемы классификации // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2. С. 133..

Консервативные авторитарные режимы. Для них характерны следующие специфические черты: конституционные и другие законодательные акты сохраняются, но в них часто включаются нормы о запрещении всех, кроме правящей, политических партий. Если же деятельность других политических партий разрешается, то в качестве ее придатков, для которых устанавливаются особые ограничения, нередко вводимые в действие специальными актами или даже Конституцией. В таких государствах, как правило, существует парламент, но его формирование осуществляется на корпоративной основе, значительная его часть назначается, а не избирается. Нередко он превращается в совещательное учреждение (как в некоторых арабских странах).

В системе власти безраздельно доминирует исполнительная ветвь. Все ключевые посты в государстве занимает военный или гражданский диктатор, лидер партии;

— Авторитарно-консервативный режим представляет собой такой порядок осуществления власти национальной элиты, который обеспечивает сохранение сложившегося конституционного строя страны, экономических и социальных систем, надвластный характер главы государства. Его отличительные особенности заключаются в том, что он ограничивает права и свободы граждан лишь в экономической и политической сферах. Вне пределов государственного контроля остаются личная жизнь граждан и социально-культурная сфера общества.

Авторитарно-консервативный режим утвердился во всех государствах, возникших на постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики, с одной стороны, и Туркменистана — с другой. В прибалтийских государствах сложился авторитарно-этнический режим, а в Туркменистане сформировался типичный монократический режим, столь характерный для стран Африки.

Вопрос о составе национальной элиты, осуществляющей государственную власть в странах с авторитарно-консервативным режимом, остается спорным. Определенный ориентир для его решения может дать классическая теория элит В. Парето, согласно которой к правящей элите относятся те индивидуумы, кто «прямо или косвенно играет заметную роль в управлении обществом». Отсюда следует, что в состав элиты входят, говоря современным русским языком, государственные служащие, замещающие должности, устанавливаемые Конституцией и законами страны для непосредственного исполнения полномочий органов государства. В России это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, федеральные министры, судьи, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а также другие лица, замещающие должности Российской Федерации.

Однако в России и странах СНГ принятие законов и стратегических решений, играющих заметную роль в управлении обществом, лоббируется олигархическими группами. В этой связи к национальной элите разумно относить и отечественных олигархов.

Вопрос о легитимности авторитарно-консервативного режима должен решаться дифференцированно, с учетом конституционных особенностей его утверждения в каждой стране. Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, Конституция РФ 1993 г. имеет недостаточную легитимность и социальную базу, поскольку она была принята с грубейшими отступлениями от требований действовавшего в то время законодательства. Высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов государств с авторитарно-консервативным режимом занимают конституции и законы (ст. 4 Конституции РФ, ст. 8 Конституции Украины, ст. 10 Конституции).

Однако их реальную правовую систему определяют подзаконные акты, что вовсе не характерно для развитых демократий. В России, например, они составляют более 90% нормативно-правового массива.

Экономическую основу авторитарно-модернизационного режима в Малайзии, Республике Корея и Сингапуре составляет государственная и частная собственность на средства производства. При осуществлении экономической функции государство формирует комфортный инвестиционный климат, участвует в акционерном капитале, финансирует за счет бюджетных средств национальные проекты, обеспечивает доступ коммерческих структур к кредитным ресурсам. Оно регулирует и координирует экономическую деятельность с целью реализации приоритетных планов развития страны и отдельных районов, поддержания сбалансированного роста и стабильности национальной экономики, обеспечения справедливого распределения доходов, предупреждения доминирования рынка и неправомерного использования экономического влияния, а также демократизации экономики путем установления гармонии между субъектами экономической деятельности (ст. 92 Конституции Малайзии, ст. 119 Конституции Республики Корея).

Активное участие государства в регулировании и координации экономической деятельности на национальном уровне создает благоприятные условия для модернизации производственных мощностей, внедрения новейших технологий. Оно позволило сформировать в каждой из рассматриваемых стран современную экономику, включая такие высокотехнологичные отрасли промышленности, как производство электроники и информационных систем, радио- и телевизионной аппаратуры, нефтехимия, автомобилестроение и судостроение, биотехнология. Преимущественно за их счет поддерживаются стабильные темпы экономического роста, низкая инфляция, незначительная безработица и высокое качество жизни населения.

Национальной идеологией Республики Корея и Сингапура является конфуцианский динамизм. Эта идеология охватывает такие нравственные требования к личности, как целеустремленность, бережливость, тяга к образованию, трудолюбие, самодисциплина, почитание старших, уважительное отношение к существующей власти Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. С. 123..

Конституции стран с авторитарно-модернизационным режимом отвергают западные либеральные ценности, абсолютизацию демократии и прав человека. Поэтому они закрепляют преимущественно личные права и свободы граждан, а также их конституционные ограничения (ст. ст. 5 — 13 Конституции Малайзии, ст. ст. 9 — 16 Конституции Сингапура).

Вместе с тем на конституционном уровне гарантируется государственная защита прав национальных и религиозных меньшинств. С этой целью в Малайзии установлен особый статус штатов Сабах и Саравак, населенных коренными малайцами (ст. 153 Конституции), в Республике Корея сформирован Консультативный совет политических старейшин (ст. 90 Конституции), а в Сингапуре создан Президентский совет по правам меньшинств (ст. ст. 68 — 90 Конституции).

Они вносят предложения и рекомендации в исполнительные органы государственной власти, специально уполномоченные принимать политические решения по защите прав и законных интересов национальных и религиозных меньшинств.

Авторитарно-патриархальный режим представляет собой порядок осуществления власти феодально-монархической аристократии с применением на основе права религиозных и нравственных норм, методов убеждения и принуждения, использования способов влияния и господства с целью воздействия на волю и сознание подданных, выраженные в традиционных для народа формах. Он утвердился в Бахрейне, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), которые по форме государственного правления являются монархиями.

В состав правящей элиты в странах с авторитарно-патриархальным режимом входят все лица монаршей династии, родоплеменная аристократия и мусульманское духовенство. Они играют ведущую роль в осуществлении государственной власти.

Экономическую основу авторитарно-патриархального режима составляет многообразие форм собственности, среди которых выделяются государственная, частная и родоплеменная формы собственности. Вместе с тем в исключительной собственности государства находятся природные ресурсы, поскольку они согласно доктрине ислама созданы Всевышним Аллахом и предоставлены всей мусульманской общине (умме) лишь в пользование. Поэтому каждый подданный монарха имеет право на долю доходов, получаемых от использования природных богатств страны.

Авторитарно-этнический режим. Под этим режимом следует понимать такой порядок властвования национальной элиты, при котором от участия в осуществлении государственной власти отстраняются методами принуждения этнические меньшинства, проживающие на территории страны. Он утвердился в государствах Прибалтики, где после распада СССР осталось много этнических русских Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. С. 124..

В отличие от расизма для авторитарно-этнического режима не характерна расовая дискриминация большинства населения каждой из стран Прибалтики, его полная зависимость от национального меньшинства. Напротив, этот режим является демократическим для коренных народов Латвии, Эстонии и Литвы и по-настоящему авторитарным для этнических русских. В политике национальных властей отчетливо прослеживается практика ущемления их прав и свобод, признанных Советом Европы и международным сообществом. Таким образом, политический режим приводит в действие все звенья государственного механизма с целью осуществления власти национальной элиты как с широким участием иных политических институтов, так и без социальной поддержки режима, с опорой лишь на принудительную силу государства.

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

  • государственный (политический) режим определяет способы осуществления власти в том или ином государстве, а также меру и характер участия субъектов политической жизни в процессе формирования и осуществления государственной власти;
  • наиболее распространенной классификацией политических режимов является их разделение на основе таких критериев как объем прав и свобод человека и гражданина, степень участия граждан в формировании органов государственной власти, методы государственного регулирования жизни общества.

На основе данных критериев выделяют демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные) политические режимы;

  • демократический политический режим — это состояние политической жизни общества, при котором происходит осуществление государственной власти на основе принципа реального и широкого участия граждан и их объединений в процессе формирования органов государства, в государственной политике, а также основе на принципе соблюдения прав и свобод человека;
  • тоталитарный режим — это политический режим, при котором имеет место контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политическим целям и господствующей идеологии или государственно-религиозной догматике;

— авторитарный политический режим — это государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков демократического правления.

Таким образом, демократический режим — это состояние политической жизни общества, при котором происходит осуществление государственной власти на основе принципа реального и широкого участия граждан и их объединений в процессе формирования органов государства, в государственной политике.

Тоталитарный режим — это политический режим, при котором имеет место контроль государства над всеми сферами общественной жизни, подчинение человека политическим целям и господствующей идеологии или государственно-религиозной догматике.

Авторитарный режим — это государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков демократического правления.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Бирюков Д.А. Демократический режим как форма политического устройства общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 2. С. 222.

3. Бирюков Д.А. Политический режим как социально-политический феномен: критерии, типология, факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 2-5.

4. Гук А.И., Евдеева Н.В., Клюкина Е.А. Политические режимы в современном мире: общие черты и некоторые особенности // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С. 78 — 84.

5. Гук А.И., Евдеева Н.В., Клюкина Е.А. Тоталитарный политический режим: положительные последствия // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 7. С. 12-13.

6. Гукепшоков М.Х. Форма государства: основания и проблемы классификации. Нальчик, 2014. 288 с.

7. Дегтева Д.И., Белозерцев С.В. Авторитарный и тоталитарный политические режимы // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Экономика и право. 2014. № 3. С. 68-70.

8. Евдеева Н.В., Клюкина Е.А., Петров П.А. Роль и значение императивного метода в тоталитарном политическом режиме // Мир политики и социологии. 2015. № 10. С. 118-122.