Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга, избираемым на 5 лет и состоящим из 50 депутатов.
Действующая система выборов Законодательного собрания – избрание 50 депутатов в одномандатных округах — появилась в 1994 году.
Ныне действующий депутатский корпус был избран на 4 года, ну а следующие депутаты в апреле 2007 года будут избираться уже на новый срок по новому закону Санкт-Петербурга и по новой системе. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом:
1) принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга решения о самороспуске числом голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания;
2) роспуска Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральными законами;
3) вступления в силу решения Санкт-Петербургского городского суда о неправомочности данного состава Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга своих полномочий.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга осуществляет свои полномочия, которые определены Уставом Санкт-Петербурга.
Устав Санкт-Петербурга имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга
Цель настоящей работы – анализ действующих правовых нормативных актов, определяющих статус Законодательного Собрания Санкт-Петербуарга, его структуру, полномочия, регламент работы, уделено внимание правовому статусу депутата Законодательного Собрания. В работе также рассмотрены некоторые аспекты деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ
... власти в субъектах Российской Федерации являются: Законодательное Собрание, Государственный Совет, Государственное Собрание, Народный Хурал, Парламент, Народное Собрание, Верховный Совет, Верховный Хурал, Дума, Законодательная Дума, Областная Дума, Областной Совет народных депутатов, областное Собрание депутатов, Городская Дума, Собрание депутатов, ...
Приведены примеры в виде принятых Законодательным Собранием постановлений.
Глава 1. Правовые положения Законодательного Собрания Санкт- Петербурга
1.1 Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
1. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга:
1) принимает законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга, в том числе:
- а) о бюджете Санкт-Петербурга;
- б) о структуре Администрации Санкт-Петербурга и предметах ведения ее структурных подразделений;
- в) о программах и планах социально-экономического развития Санкт-Петербурга и отчетах об их исполнении;
- г) о налогах, сборах и иных платежах, в том числе о предоставлении льгот по их уплате;
- д) о внебюджетных и валютном фондах Санкт-Петербурга;
- е) о территориальном устройстве Санкт-Петербурга;
- ж) о порядке управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;
- з) о референдуме Санкт-Петербурга;
- и) о выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и выборах губернатора Санкт-Петербурга;
- к) о наградах, почетных званиях, премиях и стипендиях Санкт-Петербурга;
- л) о правовых основах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
3) дает согласие на привлечение депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к ответственности в установленных законом случаях;
4) согласовывает назначение прокурора Санкт-Петербурга;
- согласовывает назначение руководителя созданного в Санкт-Петербурге территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;
5) участвует в формировании избирательных комиссий в установленном законодательством порядке;
6) утверждает договоры Санкт-Петербурга с Российской Федерацией, с субъектами Российской Федерации, другие договоры в соответствии с законами Санкт-Петербурга;
7) согласовывает международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению Санкт-Петербурга;
8) решает кадровые вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
9) принимает решения по вопросам организации своей деятельности;
10) назначает дату выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и дату выборов губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Уставом;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга.
2. Законом Санкт-Петербурга:
1) утверждаются бюджет Санкт-Петербурга и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Санкт-Петербурга;
2) устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации и деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
Законодательный процесс в Российской Федерации
... содержание этих понятий отражает специфи-ку отдельных стадий законодательного процесса. В Российской Федерации законодательный процесс со-стоит из следующих основных стадий: 2. Законодательная инициатива и предварительное рас-смотрение В каждом государстве ...
3) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
4) утверждаются программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, представленные Губернатором Санкт-Петербурга;
5) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
6) устанавливается порядок образования и деятельности территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга и валютных фондов Санкт-Петербурга;
7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга, в том числе долями (паями, акциями) Санкт-Петербурга в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
8) утверждаются заключение и расторжение договоров Санкт-Петербурга;
9) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Санкт-Петербурга;
10) устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также выборов Губернатора Санкт-Петербурга;
11) устанавливаются административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга и порядок его изменения;
12) устанавливается структура исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
13) устанавливаются награды, почетные звания, премии и стипендии Санкт-Петербурга;
14) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению и полномочиям Санкт-Петербурга.
3. Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
1) оформляется назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
2) определяется порядок деятельности (регламент) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
3) оформляется согласие на назначение на должность вице-губернаторов Санкт-Петербурга;
4) назначаются дата выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также дата выборов Губернатора Санкт-Петербурга;
5) назначается референдум Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга;
6) оформляются решение о недоверии (доверии) Губернатору Санкт-Петербурга, а также решение о недоверии (доверии) вице-губернаторам Санкт-Петербурга;
7) утверждается соглашение об изменении границ Санкт-Петербурга;
8) назначаются на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга;
9) назначаются на должность мировые судьи Санкт-Петербурга;
10) назначаются на должность члены Санкт-Петербургской избирательной комиссии в пределах квоты, установленной для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
11) оформляется согласование назначения прокурора Санкт-Петербурга;
12) назначаются на должность представители общественности в состав квалификационной коллегии судей Санкт-Петербурга;
13) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
4. Решениями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга оформляются решения по вопросам, отнесенным настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и не предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Общие принципы организации Законодательного собрания Санкт-Петербурга
... дипломной работы: «Законодательное собрание Санкт-Петербурга: порядок формирования, состав, структура». Целью данной дипломной работы, является изучение представительного (законодательного) органа власти Санкт-Петербурга. Объектом исследования являются правовые основы формирования, компетенции и организации деятельности Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Предмет ...
5. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга самостоятельно и через создаваемые им органы осуществляет следующие контрольные функции:
1) контроль за исполнением настоящего Устава, законов Санкт-Петербурга и иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;
2) последующий контроль за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга, расходованием средств валютных фондов Санкт-Петербурга;
3) контроль за выполнением программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
4) контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;
5) контроль за своевременным приведением в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга;
6) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
1.2 Правовые акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
законодательный прокурорский депутат право
1. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты и правовые акты рекомендательного характера — постановления и решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
2. Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросам, перечисленным в подпунктах 1, 2, 3, 4, 5 (за исключением вопроса о недоверии (доверии) Губернатору Санкт-Петербурга), 6, 7, 8, 9, 10 пункта 3 статьи 31 настоящего Устава принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу о выражении недоверия (доверия) Губернатору Санкт-Петербурга принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
3. Решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга при условии, что количество присутствующих составляет более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, если большее число голосов, необходимых для принятия решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, не установлено настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга.
1.3 Состав Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на 4 года. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не допускается.
1.3.1 Структура Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирает из своего состава председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, двух его заместителей. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга образует из своего состава органы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: комитет по законодательству, бюджетно-финансовый комитет, постоянные комиссии (не более семи постоянных комиссий).
Анализ системы управления жилищным фондом Санкт-Петербурга
... управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в условиях реформы ЖКХ, анализ возможных путей реформирования и разработка мероприятий для его дальнейшего развития. В дипломной работе поставлены следующие задачи: исследовать систему управления жилищным фондом Санкт-Петербурга в ...
Председатели органов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга утверждаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Комитеты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга образуются путем делегирования представителей от постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Состав комитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга утверждается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга — структурное подразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирает Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и создает для обеспечения его деятельности аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге — структурное подразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Организационное, юридическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляет его Аппарат. Структура Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и порядок организации его работы регулируются положением об Аппарате Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утверждаемым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
1.3.2 Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
1. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ведет заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
2. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
1)наравне с губернатором Санкт-Петербурга представляет Санкт-Петербург в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
2)подписывает принимаемые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга акты об утверждении договоров, заключаемых между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией, Санкт-Петербургом и субъектами Российской Федерации, других договоров в соответствии с законами Санкт-Петербурга;
3)представляет Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими российскими и иностранными органами и организациями;
4) подписывает правовые акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а в случаях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга, — законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга;
5) распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга на содержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в соответствии с утвержденной Законодательным Собранием Санкт-Петербурга сметой (в период до избрания председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга указанное полномочие осуществляет лицо, уполномоченное Законодательным Собранием Санкт-Петербурга);
6)организует работу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
7) руководит Аппаратом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
8) обращается от имени Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в суды;
9) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством и Регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Реферат законодательное собрание красноярского края
... части материалов, то ее выбор был ориентирован на сложившиеся в Законодательном Собрании Красноярского края представления о направлениях законотворчества в соответствии с практикой деятельности отраслевых ... (при этом можно при желании различать таких адресатов, как депутаты, иные субъекты законодательной инициативы, прежде всего исполнительные органы региональной государственной власти, а также ...
3. В отсутствие председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга его функции выполняет один из его заместителей в соответствии с поручением председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 4. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не вправе выезжать в служебные командировки за счет физических лиц или коммерческих организаций.
5. Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и его заместители избираются тайным голосованием большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
6. Полномочия председателя и заместителей председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга могут быть досрочно прекращены в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, принятого большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
7. Должностной оклад председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга устанавливается в размере, равном должностному окладу губернатора Санкт-Петербурга.
1.3.3 Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга
1. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга создается для организации и осуществления контроля за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, расходованием средств внебюджетных фондов Санкт-Петербурга.
2. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга выполняет иные функции, возложенные на нее законами Санкт-Петербурга.
3. Председатель Контрольно-счетной палаты избирается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга на 4 года.
4. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или органа местного самоуправления не может работать в Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга.
5. Порядок организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга устанавливается законом Санкт-Петербурга.
1.3.4 Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге
1. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге должностное лицо, избираемое на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и действующее на основании настоящего Устава, закона Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
2. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге осуществляет деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органов власти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территории Санкт-Петербурга.
3. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге избирается на 5 лет.
4. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или органа местного самоуправления не может быть Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге.
1.4 Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга — нормативный правовой акт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, определяющий порядок подготовки и проведения заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга большинством от установленного числа его депутатов. Изменения в Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вносятся большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе ...
... раскрытие роли Президента РФ в законодательном процессе РФ. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы: рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации; выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе; проанализировать ...
Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подписывает председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
1.4.1 Порядок принятия законов Санкт-Петербурга
Законы Санкт-Петербурга принимаются большинством от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Проекты законов Санкт-Петербурга рассматриваются в три этапа — три чтения (при отсутствии поправок к проекту закона Санкт-Петербурга, принятому за основу, — в два чтения), проводимых на различных заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Первое чтение состоит из:
- обсуждения проекта закона Санкт-Петербурга;
- голосования по одобрению концепции проекта закона Санкт-Петербурга (принятию его за основу).
В случае отклонения проекта закона Санкт-Петербурга в первом чтении его дальнейшее рассмотрение не проводится.
Второе чтение состоит из обсуждения и голосования изменений и дополнений, не меняющих концепцию принятого за основу проекта закона Санкт-Петербурга (поправок), предлагаемых депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатором Санкт-Петербурга.
Третье чтение состоит из:
- обсуждения и голосования поправок, внесенных органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга для устранения внутренних противоречий проекта закона Санкт-Петербурга или его несоответствия законодательству Российской Федерации и Уставу Санкт-Петербурга;
- голосования по принятию закона Санкт-Петербурга (принятие его в целом).
В соответствии с законом Санкт-Петербурга для отдельных актов может устанавливаться иная процедура принятия, предусматривающая большее число чтений.
Проекты законов Санкт-Петербурга о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга, другие проекты законов Санкт-Петербурга, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, рассматриваются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению губернатора Санкт-Петербурга либо при наличии заключения Администрации Санкт-Петербурга, подписанного губернатором Санкт-Петербурга. Заключение Администрации Санкт-Петербурга представляется в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не позднее 14 дней со дня поступления проекта закона Санкт-Петербурга в Канцелярию губернатора Санкт-Петербурга. Непредставление заключения в указанный срок рассматривается как согласие Администрации Санкт-Петербурга с проектом закона Санкт-Петербурга.
Проект закона Санкт-Петербурга о назначении на должность конкретного лица рассматривается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в одном чтении, состоящем из обсуждения и голосования проекта закона Санкт-Петербурга в целом.
Порядок принятия иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга устанавливается законом Санкт-Петербурга.
1.4.2 Порядок подписания и вступления в силу законов Санкт-Петербурга
После принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закон Санкт-Петербурга в течение семи дней направляется губернатору Санкт-Петербурга для подписания.
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
... курсовой работы является на основе комплексного анализа состава и конституционного статуса административно-территориальных образований Российской Федерации показать их сходство, различия, проблемные вопросы, имеющиеся в административно-территориальном субъектов, ... Москва и Санкт-Петербург как полноправные субъекты Российской Федерации. В составе Российской Федерации находятся: Республика Адыгея ...
В четырнадцатидневный срок со дня направления закона Санкт-Петербурга губернатору Санкт-Петербурга губернатор Санкт-Петербурга подписывает его или возвращает без подписания.
Губернатор Санкт-Петербурга возвращает без подписания закон Санкт-Петербурга либо с обоснованием нецелесообразности его принятия, либо с предложением о внесении в него конкретных изменений и дополнений.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга повторно рассматривает возвращенный без подписания закон Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга, возвращенный без подписания и одобренный в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, подписывает губернатор Санкт-Петербурга, а в случаях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга, — председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в порядке и в сроки, установленные законом Санкт-Петербурга. В случае, если при повторном рассмотрении закона Санкт-Петербурга в него будут внесены все предложенные губернатором Санкт-Петербурга поправки и закон Санкт-Петербурга будет принят в целом, указанный закон Санкт-Петербурга подлежит подписанию губернатором Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня направления.
Порядок повторного рассмотрения, регистрации, официального опубликования и вступления в силу законов Санкт-Петербурга устанавливается законами Санкт-Петербурга и Регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Порядок подписания и вступления в силу иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга устанавливается законом Санкт-Петербурга.
Глава 2. Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
2.1 Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Статус депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга и правовыми актами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга работают на постоянной основе.
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обязан:
1) лично участвовать в голосовании на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, за исключением случаев, предусмотренных законом Санкт-Петербурга;
2) участвовать в подготовке правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;
3) не менее одного раза в месяц проводить прием избирателей;
4) не менее одного раза в год отчитываться перед избирателями.
4. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может:
- быть депутатом иного законодательного органа государственной власти, органа местного самоуправления, занимать должности в исполнительных органах государственной власти;
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- состоять членом органа управления коммерческой организации;
- получать от физических лиц или коммерческих организаций вознаграждение, связанное с исполнением должностных обязанностей;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обязан на время нахождения на должности депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
... конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмана для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии отдельных авторов, ...
Полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со дня возникновения полномочий у избранного по соответствующему избирательному округу депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Срок полномочий однократно избранного депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может быть более пяти лет.
Полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о сложении своих полномочий;
2)утраты депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга гражданства Российской Федерации;
3)вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
4)признания лица, являющегося депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
5)смерти депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
6)признания лица, являющегося депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, безвестно отсутствующим или объявления умершим в соответствии с решением суда, вступившим в законную силу;
7)невыполнения депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга требований, установленных подпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 4 настоящей статьи;
8)неучастия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в работе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга более трех месяцев подряд без уважительных причин, перечень которых определяется законом Санкт-Петербурга;
9)в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям, перечисленным в подпунктах 1 — 6 пункта 7 настоящей статьи, считаются прекращенными со дня объявления об этом председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям, перечисленным в подпунктах 7, 8 пункта 7 настоящей статьи, прекращаются по постановлению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, принимаемому не ранее чем через три месяца после избрания соответствующего депутата.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга информирует Санкт-Петербургскую избирательную комиссию о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
В случае досрочного прекращения (но не позднее чем за 9 месяцев до истечения срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга текущего созыва) полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проводятся выборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по соответствующему избирательному округу. Выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Дату выборов устанавливает Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в течение двух недель со дня досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а в случаях непринятия решения в указанный срок дата выборов устанавливается Санкт-Петербургской избирательной комиссией. Указанный срок проведения выборов может быть изменен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в случае, если в период проведения выборов на территории Санкт-Петербурга вводится чрезвычайное положение.
Полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга возникают со дня принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения об общих результатах выборов
2.2 Выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
Депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, достигший на день выборов 21 года.
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга избираются жителями Санкт-Петербурга, являющимися избирателями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводятся в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга начинается в восемь часов утра в первое воскресенье апреля последнего года полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга могут быть изменены сроки проведения выборов, в случае если в период проведения очередных выборов на территории Санкт-Петербурга вводится чрезвычайное положение.
Основы взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга
1. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербурга взаимодействуют исходя из единства стоящих перед ними целей и задач в решении вопросов развития Санкт-Петербурга в интересах жителей Санкт-Петербурга.).
Для разрешения вопросов взаимодействия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга по предметам ведения Санкт-Петербурга образуются совместные комиссии из представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербурга информируют друг друга о планах своей деятельности, проводимых мероприятиях, о времени, месте и повестках дня заседаний своих коллегиальных органов.).
3. Принятые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга правовые акты в течение 7 дней направляются Председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга.
4. Постановления и распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, распоряжения и приказы иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на следующий день после их подписания направляются в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
5. Губернатор Санкт-Петербурга, вице-губернаторы Санкт-Петербурга, иные члены Правительства Санкт-Петербурга руководители иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, к которым депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обратился по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны представить требуемые сведения в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения обращения, за исключением информации, которая согласно законодательству Российской Федерации отнесена к категории информации ограниченного доступа.
6. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга дополнительной проверки или дополнительного изучения поставленных вопросов лица, указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в пятидневный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не позднее чем через 30 дней со дня получения обращения.
7. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.
8. Для рассмотрения наиболее важных вопросов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга может проводить слушания с приглашением членов Правительства Санкт-Петербурга и иных должностных лиц исполнительных органов государственной власти.
9. Споры между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными законом Санкт-Петербурга, либо в судебном порядке.
10. Устав Санкт- Петербурга, законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, принятые в пределах полномочий Санкт-Петербурга, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Санкт-Петербурга органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет административную ответственность, установленную законом Санкт-Петербурга.
Глава 3. Практика работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
3.1 Некоторые аспекты деятельности Законодательного Собрания
В соответствии с полномочиями Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает постановления о поддержке проектов федеральных законов либо рекомендует депутатам Государственной Думы не принимать рассматриваемую редакцию закона. Вопросам участия законодательных органов государственной власти в федеральном законодательном процесее уделено внимание в работе М.М. Курманова, по его мнению полномочия законодательных субъектов в указанной сфере должны быть расширены.
В качестве примера участия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в федеральном законодательном процессе можно привести:
« ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О пакете проектов федеральных законов по формированию рынка доступного жилья»
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:
1. Поддержать ниже перечисленные проекты федеральных законов, отвечающие заявленной цели формирования рынка доступного жилья и непосредственно направленные на содействие населению в вопросах приобретения жилья, из Перечня законопроектов по формированию рынка доступного жилья приложения к выписке из протокола N 24 заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 мая 2004 года (N 2-15, 17, 18, 26, 27):
- «О внесении изменений в часть первую статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
- «О кредитных историях»;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине»;
- «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю»;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья»;
- «О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан».
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не принимать пакет законов, представленных ниже, во втором чтении, а для оценки последствий (правовых и социальных) от введения новых правовых норм в сфере формирования рынка доступного жилья провести детальный анализ следующих проектов федеральных законов из Перечня законопроектов по формированию рынка доступного жилья приложения к выписке из протокола N 24 заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 мая 2004 года (N 16, 19-25):
- «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
- «О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
- проект Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
- «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания»;
- «О внесении изменений в статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации»;
- «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
3. Рекомендовать депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации переработать проект Жилищного кодекса Российской Федерации, как не соответствующий целям и задачам, предлагаемым в рамках пакета законов по формированию рынка доступного жилья.
4. Направить настоящее постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации».
Законодательное собрание Санкт-Петербурга для разрешения наиболее важных вопросов, рассмотрение которых отнесено к компетенции федеральных органов обращается к Президенту РФ и Председателю Правительства РФ, приведем одно из обращений, которое принимается тоже в форме постановления,
«Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Президенту Российской Федерации В.В.Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемый Михаил Ефимович!
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на органы исполнительной власти возложены функции приема на учет и обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей благоустроенной жилой площадью, построенной на средства федерального бюджета.
Однако, в связи с крайне ограниченным выделением средств федерального бюджета на эти цели, срок обеспечения жильем граждан указанной категории составляет более 10 лет.
В настоящее время отсутствие реальных возможностей по решению жилищной проблемы офицеров запаса вызывает в Санкт-Петербурге серьезную социальную напряженность. Очередники вынуждены ютиться у дальних родственников и знакомых, снимать «частные углы», платя за них большие деньги из своих пенсий, испытывать большие бытовые трудности с пропиской, трудоустройством, медицинским обслуживанием членов семей, учебой детей и т.д., в результате чего страдает большое количество людей (более 6000 человек).
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 (с изменениями на 22 июля 2002 года) «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Но государственная программа по предоставлению жилищных сертификатов практически не работает. В 2003 году Санкт-Петербургу было выделено всего 37 сертификатов.
За шесть лет реализации Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в период с 1998 по 2003 год Санкт-Петербургу выделено всего 453 жилищных сертификата, что значительно меньше фактической потребности в них и не снимает остроты проблемы обеспечения жильем указанной категории очередников. Если такими темпами будет и далее решаться эта проблема, то офицер запаса, поставленный в очередь на получение жилья в этом году, получит его не ранее чем через 25-30 лет.
Обращаемся к вам с просьбой увеличить количество выделяемых сертификатов Санкт-Петербургу с учетом реальных потребностей.
По состоянию на 14 мая 2004 года в Санкт-Петербурге на учете по льготному предоставлению жилой площади состоит 1416 семей граждан, уволенных с военной службы.
Средства федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга на строительство жилья для офицеров запаса в 2004 году не поступали.
Исходя из расчетной средней стоимости строительства 1 кв.м общей площади жилья по Санкт-Петербургу на апрель 2004 года, для обеспечения жилой площадью данной категории очередников необходимы средстве в объеме 1384,0 млн.руб.
Офицеры запаса после десятков лет службы Отечеству в отдаленных гарнизонах и прибывшие после увольнения в запас вправе получить заботу и внимание со стороны государства».
3.2 Судебная практика по вопросам деятельности Законодательного Собрания
На стадии законотворчества практически невозможно избежать ошибок. Нередко законодатели что-то не учитывают, что-то упускают. По мнению А.В. Безрукова необходимо совершенствовать законодательное регулирование конституционно-правовой ответственности субъектов РФ.
В процессе деятельности Законодательного Собрания принимаются постановления, которые могут стать предметом судебного разбирательства.
Проведение судебных заседаний и принятие правовых актов в неправомочном составе может быть признано недействительным и подлежащим отмене.
В качестве одного из примеров можно привести определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 1999 года Дело N 78-Г99-83 об оспаривании законности действий Законодательного собрания Санкт-Петербурга при принятии им постановления от 8 октября 1999 года N 207 «О правомочности заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга» и решения от 8 октября 1999 года о принятии Закона Санкт-Петербурга «О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга по кассационной жалобе заявителей на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года, которым в удовлетворении указанных жалоб отказано.
8 октября 1999 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга принято постановление N 207 «О правомочности заседаний Законодательного собрания», которым внесены изменения в пункты 3, 13, 51 и 52 регламента заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного собрания от 22 декабря 1994 года N 9. Согласно этим изменениям заседание Законодательного собрания открывается и правомочно принимать юридические акты, законы и постановления при наличии в зале заседания «большинства от установленного числа депутатов», вместо «не менее двух третей от числа избранных депутатов», как было предусмотрено ранее. Постановление вступило в силу со дня его принятия.
В тот же день, 8 октября 1999 года, Законодательным собранием принят Закон Санкт-Петербурга N 208-29 «О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга», которым сокращен срок полномочий губернатора Санкт-Петербурга, установлен день окончания этого срока — 6 января 2000 года, выборы губернатора Санкт-Петербурга назначены на 19 декабря 1999 года, т.е. на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года в удовлетворении поданных жалоб отказано.
В кассационной жалобе заявители просят отменить решение Санкт-Петербургского городского суда и вынести новое решение по делу об удовлетворении их жалоб, ссылаясь не несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение материального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что оспариваемые правовые акты были приняты с нарушением установленной процедуры, на неправомочных заседаниях Законодательного собрания Санкт-Петербурга. и определила:
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года отменить и постановить новое решение, которым жалобы заявителей удовлетворить.
Признать недействительными постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 8 октября 1999 года N 207 «О правомочности заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга «О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга» от 8 октября 1999 года N 208-29, а также неправомерными действия Законодательного собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга при принятии, подписании и опубликовании указанных правовых актов.
3.3 Меры прокурорского реагирования
Контроль за деятельностью Законодательного Собрания, исполнением требований федерального законодательства в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляют органы прокуратуры.
Прокурором Санкт-Петербурга от 06.06.03. вынесено представление «Об устранении нарушений федерального законодательства».
Прокуратурой города проведена проверка исполнения Законодательным Собранием Санкт-Петербурга требований федерального законодательства, устанавливающего обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими законов.
06.01.2003 вступило в силу решение Санкт-Петербургского городского суда от 24.12.2002 о признании недействующими положений п.1 ст.5, абз.1 п.4 ст.10, п.п.2 и 3 ст.11, п.7 ст.13, п.2 ст.15, п.п.1, 2 и 3 ст.16, п.2 ст.27, п.5 ст.28, п.4 ст.29, п.2 ст.30, п.п.3, 4 ст.33, п.п.1 и 4 ст.35, п.п.3 и 12 ст.38, п.п.2 и 3 ст.43, п.25 ст.45, п.7 ст.46, п.4 ст.50 Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2001 N 627-78 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению. Неисполнение постановления суда является проявлением неуважения к суду.
В силу ст.9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим закону и недействующим, подлежит отмене.
Согласно ст.3 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
Вместе с тем, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга не были приняты меры, направленные на своевременное и надлежащее исполнение данного судебного решения, проигнорированы требования федеральных законов и проявлено неуважение к суду.
Такими действиями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга созданы предпосылки для осуществления предусмотренной ст.9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» процедуры досрочного прекращения полномочий представительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Прокурором было предложено устранить допущенные нарушения федеральных законов.
Постановлением Законодательного собрания от 02.07.03. № 398 представление прокуратуры признано обоснованным.
Прокурором Санкт-Петербурга вынесено представление от 27 октября 2004 года N 7-268-04 об устранении нарушений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22..05.2002 принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу пункта 16 ст.35 данного Федерального закона не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Согласно п.5 ст.80 указанного Федерального закона, если законодательство субъекта Российской Федерации не соответствует пункту 16 статьи 35 данного Федерального закона, указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте Российской Федерации, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного срока законодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 данного Федерального закона.
В соответствии с п.п.»к» п.2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В Законе Санкт-Петербурга от 25.02.2004 N 73-16 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» в нарушение требований федерального законодательства не установлено количество депутатских мандатов, которые должны распределяться между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Постановлением Законодательного собрания от 01.12.04 № 631 представление признано обоснованным.
Прокурором Санкт-Петербурга принесен протест от 25 сентября 2002 года N 7-163-02 на абзац 3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга
14.01.1998 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Устав Санкт-Петербурга. В настоящее время Устав Санкт-Петербурга действует с изменениями на 06.06.2002.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга лишение депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга неприкосновенности производится Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в порядке, установленном федеральным законом (статья в редакции, введенной в действие с 17.03.2001 Законом Санкт-Петербурга от 23.02.2001 N 110-13).
Положения абз.3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга не соответствуют федеральному законодательству по
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 9-П положения п.п.1, 2 и 3 ст.13 и п.п.1, 2 и 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающие в той или иной мере запрет на привлечение депутата к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление в связи с этим мер уголовно-процессуального и административно-процессуального характера без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, признаны не соответствующими статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118 и 126 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.6 данного постановления положения конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации, содержащих такие положения, подлежат отмене. Такие положения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Однако абзац 3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга по сути запрещает привлекать депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к уголовной и административной ответственности и осуществлять соответствующие меры процессуального характера без согласия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Прокурором было предложено рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и привести положения абз.3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 02.10.02 № 436 протест прокурора признан обоснованным.
3.4 Обращения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставный суд Санк-Петербурга
В процессе своей деятельности, при обнаружении неопределенности в понимании положений Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание обращается в Уставный Суд Санкт-Петербурга.
Как пример можно привести запрос Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрению дела В Уставном Суде явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга применительно к определению дня возникновения полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и дня прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. (предложение второе пункта 6 статьи 25).
Анализ предложения первого пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод о том, что каждое из используемых в нем словосочетаний, а именно «полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» и «депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва», является по своему смыслу единым нормативно определенным понятием. Использование в Уставе Санкт-Петербурга словосочетания «полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» указывает на то, что полномочия депутатов существуют не сами по себе, а в связи с вхождением депутатов в состав законодательного (представительного) органа государственной власти. В свою очередь словосочетание «депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва» означает, что депутат законодательного (представительного) органа государственной власти правомочен осуществлять свою деятельность в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга только конкретного созыва.
Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о том, что положение пункта 12 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга распространяется на случаи возникновения полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, избранного на повторных или дополнительных выборах в действующий созыв Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Аналогичная позиция сформулирована Уставным судом Санкт-Петербурга в мотивировочной части постановления N 008-3 от 14 марта 2001 года.
И постановил:
1. Из положения пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающего, что полномочия депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со дня возникновения полномочий у избранного по соответствующему избирательному округу депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва, во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что полномочия всех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются, а полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва возникают со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Данное толкование применимо и к определению дня прекращения полномочий депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва в случае неизбрания по соответствующим округам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва.
2. Из положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва сохраняют свои полномочия в случае неизбрания двух третей депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва до дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва, если неизбрание правомочного Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва обусловлено причинами объективного характера и соответствует конституционному принципу народовластия.
Заключение
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, являясь высшим представительным органом субъекта РФ принимает все нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, по вопросам отнесённым к компетенции Санкт-Петербурга как субъекта РФ, а следовательно определяет основные направления социального, экономического, культурного развития Санкт-Петербурга.
Правовой статус Законодательного Собрания закреплен Уставом Санкт-Петербурга, который также принят Законодательным Собранием.
Все правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием в пределах своих полномочий должны соответствовать Уставу Санкт-Петербурга, а также федеральному законодательству.
На стадии законотворчества практически невозможно избежать ошибок. Нередко законодатели что-то не учитывают, что-то упускают.
В процессе деятельности Законодательного Собрания принимаются постановления, которые могут стать предметом судебного разбирательства.
В работе были приведены некоторые примеры, в частности по проведению судебных заседаний и принятии правовых актов в неправомочном составе, которые были признаны недействительным судебными органами и отменены.
С учетом, имеющихся мер прокурорского реагирования, Законодательное Собрание приводит законы Санкт-Петербурга в соответствие с Федеральным законодательством, так например в июле 2005 года был принят новый закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».
Новый депутатский корпус будет избран на 5- летний срок, что позволит, не только сократить расходы бюджета Санкт-Петербурга, связанные с организацией и проведением процедуры выборов, но и более качественно выполнять функции в процессе законотворчества.
Новые выборы в Санкт-Петербурге, которые состоятся в апреле 2007 года будут проходить по новой системе. На данный момент озвучено 4 варианта их проведения. Какое решение в итоге будет принято питерскими парламентариями, сказать сложно.
Список используемых источников, Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ изд. Инфа-М М., 2003
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации от 6октября 1990г. № 184-ФЗ ИПС «Кодекс»
3. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 12 июля 2005 года) ИПС «Кодекс»
4. Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» от 15 июня 2005 года № 252-35 ИПС «Кодекс»
5. Постановление Законодательного Собрания «Об утверждении положения об Аппарате Законодательного Собрания Санкт-Петербкрга» от 25 июня 2003 года №361 ИПС «Кодекс»
6. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О структуре законодательного собрания Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 октября 2004 года) 14 апреля 1999 года №78 ИПС «Кодекс»
7. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Распределение направлений деятельности постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» Приложение 3 к документу №78 от 1999 года. ИПС «Кодекс»
8. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» от 22 декабря 1994 года №9 ИПС «Кодекс»
9. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об объединениях депутатов (фракциях) и депутатских блоках Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (с изменениями на 22 декабря 2004 года) от 8 февраля 95г. № 21 ИПС «Кодекс»
10. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 11.12.99 по делу №78-Г99-83, ИПС «Кодекс»
11. Постановление Уставного Суда Санкт-Петербурга от 29.10.02 № 047-П «По делу о толковании положений п.6 ст.25 Устава Санкт-Петербурга» ИПС «Кодекс»
12. Представление Прокурора Санкт-Петербурга от 06.06.03 «Об устранении нарушений федерального законодательства» ИПС «Кодекс»
13. Представление Прокурора Санкт-Петербурга от 27.10.04 № 7-268-04 «Об устраненении нарушений Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ИПС «Кодекс»
14. Протест Прокурора Санкт-Петербурга от 25.09.02 №7-163-02 «На абзац 3.п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга» ИПС «Кодекс»
Учебные пособия и монографии
15. Баглай M. В. Конституционное право Российской федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА
- М, 1998.;
16. Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право РФ. Учебник М, 2004 г.
17. Безруков А.В., Кондрашов А.А. //Государство и право, № 8, 2004.
18. Вишневский Б. // Санкт-Петербургские ведомости. 19.03.05
19. Исаев И.А. ,Жуков И.А. //Государство и право, № 11, 2003.
20. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие/Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.
21. Кряжков В.А., Полянский В.В. «Конституционное право субъектов РФ», // Государство и право, № 5 2003.
22. Курманов М.М., //Государство и право, № 10, 2004.
23. Полянский В.В., Якушева А.В. Конституционное право субъектов РФ// Государство и право. 2003. № 5.
24. Чиркин В.Е. //Государство и право, № 9, 2004.
25. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии// Государство и право. 2003. № 7.
26. Якимов А.Ю. Статус субъекта Федерации// Государство и право. 2003.№4.