Актуальность темы обусловлена тем, что, наказание как мера государственного принуждения была, есть и будет мощным, а нередко и действенным средством решительного воздействия на преступность в соответствии с его целями; один из важных государственных рычагов локализации и нейтрализации преступности в стране, снижения её уровня. Отсюда — исключительная актуальность злободневных проблем учения о наказании. По сравнению с учением о преступлении, проблемы наказания значительно реже подвергались глубокому исследованию в доктрине российского уголовного права. Указанные обстоятельства, вместе взятые, еще более актуализируют избранную тему выпускной квалификационной работы. На современном этапе развития российского общества пересматривается отношение к уголовному наказанию. Государство, с одной стороны, не может обеспечить применение системы наказаний, предусмотренных УК РФ, с другой стороны, признает опасным массовое осуждение лиц, совершивших преступления, к реальному лишению свободы. Эта опасность объясняется не только взаимозависимостью числа лиц, осужденных к лишению свободы, и рецидива преступлений, но и затратностью содержания преступников в местах лишения свободы.
Вместе с тем, в силу конституционной ответственности государства за обеспечение общественной безопасности и правопорядка, применение наказания остается необходимым. Поэтому регламентация правил назначения наказания должна быть такой, чтобы было соблюдено требование справедливости и чтобы наказание использовалось только в тех пределах, которые необходимы для достижения поставленных перед наказанием целей и задач.
Общепризнанными принципами назначения наказания являются законность, справедливость, гуманизм. Вместе с тем не всегда признается, но всегда имеется в виду, применительно к процессу назначения наказания, принцип целесообразности. Задача сокращения числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, соответствует именно принципу целесообразности.
Анализ назначаемых по УК РФ наказаний свидетельствует, что судами Российской Федерации соблюдаются принципы уголовного права, на основе которых обеспечивается решение закрепленных в УК РФ задач и соблюдаются положения закона о том, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в том случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целейнаказания.
Общие начала назначения наказания
... и вместе при реализации общих начал назначения наказания. Общие положения назначения наказания - гарантия справедливого и целесообразного наказания. Они ... свободы без отягчающих обстоятельств наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на ... наказание в уголовном кодексе характеризуется мерой принуждения, которая назначается от имени государства и только по приговору суда, и тем, ...
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это, прежде всего, в увеличении предусмотренных УК РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения, совершенствовании регламентации их исполнения.
Развитие уголовной политики в направлении расширения применения альтернатив лишению свободы предопределяет укрепление системы исполнения наказаний без изоляции от общества.
Тема нашей работы посвящена одному из центральных институтов в российском уголовном праве – наказанию.
Объектом исследования является – общественные правоотношения, возникающие в сфере наказания в уголовном праве.
Предметом исследования являются институты уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы наказания.
Цель данной работы на основе теоретических исследований рассмотреть понятие, цели и виды уголовного наказания в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, задачами нашей работы являются:
1. Рассмотреть понятие и сущность уголовного наказания;
2.Проанализировать сущность и свойства системы наказаний в РФ;
3. Изучить цели наказания
4. Рассмотреть вопросы отграничения наказания от иных видов государственного принуждения
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В исследовании использованы общетеоретические положения и практические разработки юристов, социологов и философов. В качестве методов познания использовались логический, историко- правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции РоссийскойФедерации, действующее законодательство, международные нормативно-правовые акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ.
Теоретическую базу исследования составили: международные правовые акты, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства; Конституция РФ; Уголовный кодекс РФ; Уголовно — процессуальный кодекс РФ; Уголовно- исполнительный кодекс РФ, другие федеральные законы РФ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включая четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность, свойства и система наказаний
1.1 Понятие и свойства наказания
Наказание сопутствовало человечеству на протяжении многовековой истории развития общества. Во все времена и у всех народов оно защищало те общественные отношения, которые были выгодны на определенном отрезке исторического развития конкретному социально экономическому сообществу.
Понятие уголовного права, как отрасли права
... уголовного права как отрасли права. Так, А, В. Наумов пишет, что «уголовное право -- это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, ... уголовного права, отмечает, что уголовное право как отрасль, подсистема системы права является более широким понятием, чем уголовное законодательство, и включает в себя собственно уголовное ...
На первых этапах существования общества оно использовалось в качестве средства защиты общины и ее членов от внешних посягательств. С возникновением государства право применения наказания принадлежало господствующему классу, который с помощью наказаний стремился сохранить и упрочить свое экономическое и политическое господство. Наказание носило публичный характер, который заключался в том, что вся государственная мощь направлялась на борьбу с одним человеком — преступником. Личность преступника игнорировалась полностью.
В ХVII веке в России получает распространение так называемая «теория полезности» наказания по отношению к государству.
В начале ХVIII века считалось, что предупредительным действием обладают жестокие, членовредительские наказания и смертная казнь. Наказание было определено как мера, с помощью которой осуществлялось удержание людей от совершения новых преступлений. Позже наказание рассматривали как меру воздействия на личность преступника, обладающую способностью устрашать и исправлять.
В конце XVIII — начале XIX века в доктрине уголовного права наказание определялось как мера государственного характера, применяемая государством в ответ на совершенное преступление, а также рассматривалось как средство воздействия на личность, в результате которого происходят её преобразования, позволяющие превратить лицо из преступника в законопослушного гражданина.
После социалистической революции 1917 года понятие наказания в уголовном праве было заменено на понятие мер социальной защиты. Понятие наказания было возвращено в Российское уголовное законодательство только в 1934 г., однако его определение отсутствовало вплоть до принятия УК РФ 1996 г.
Являясь достаточно действенной формой принуждения, наказание способствовало закреплению и развитию позитивно оцениваемых направлений в сфере экономики, политики, морали и т.д. Члены общества, допускавшие негативно оцениваемое государством поведение, подвергались наказанию, которое способствовало корректировке их поведения, а также удерживало иных лиц от поступков, вредных для общества.
На современном этапе развития российского социума уголовное наказание остается необходимым и в то же время достаточно острым средством реагирования государства на совершенное преступление.
Согласно ст. 43 УК РФ наказание представляет собой меру государственного принуждения назначаемую по приговору суда. Другими словами наказание рассматривается как ответ государства на совершение преступления и регламентируется… как уголовно-правовой, специфический способ правового регулирования на преступление.
Сущность наказания состоит в его свойстве быть материализованным выражением (формой) реагирования государства на акт преступления поведения виновного формой осуждения, порицания виновного и совершенного им преступления, формой, содержанием которой являются установленные законом правоограничения, возлагаемые по приговору суда на осужденного с целью оказать на него требуемое психологическое и иное предупредительное воздействие и тем вызвать положительные изменения в его личности, чтобы в дальнейшем это лицо не совершало преступлений.
По предмету: « Уголовное право» : » Преступления, посягающие ...
... в сфере общественной безопасности и гражданского порядка. Практически, как об обще-уголовных преступлениях можно говорить о тех деяниях против государства, которые характерны для организованных преступников, ... наказуемости за деяния, обладающие повышенной степенью общественной опасности, хотя и на являющиеся по своей правовой природе бандитизмом. Например, по аналогии со ст.59-3 УК Постановлением ...
Можно выделить несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.
1. Наказание – это особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакции государства на совершение лицом правонарушения, не являющеюся преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение, дисциплинарный проступок и т.д.).
Особый характер этой меры проявляется в следующем:
— наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч.с ст3, ст.14 УК РФ).
Основанием применения к лицу наказания может быть только совершение преступления. Если же лицо не совершало преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях.
— наказание назначается только по приговору суда и от имени государства. Так, в соответствии с ч.1 ст.43 Конституции РФ «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же ч.1 ст.118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступления. В связи с этим «наказание есть государственное порицание лица, совершившего преступление».
- наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие – судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе (ст. 38 УК РФ).
2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц (например, на родителей несовершеннолетнего преступника).
3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица совершившего преступление, причиняет (или по крайней мере способно причинить) ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ (свободы, имущественных прав и т.д.).
То есть по своему объективному содержанию «наказание является уголовной карой». Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание.
Тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим – и личности виновного. При этом лишения и тяготы наказания, испытываемые осужденным, в определенной мере являются искуплением его вины «Без кары наказание – потеряло бы всякое предупредительное значение.
Указанные признаки позволяют отличать наказание от иных мер государственного принуждения. Так, наказание имеет сходство с принудительным исполнением решения по гражданским делам (последние также выносятся судом от имени государства и реализуются в принудительном порядке).
Преступление против свободы,чести и достоинства личности
... репутации. Составы преступлений против свободы, чести и достоинства личности сконструированы по типу формальных (кроме похищения человека), поэтому считаются оконченными с момента совершения описанного в законе деяния, ... ночью, то оно рассматривалось как квалифицирующий признак, что усиливало наказание 1 . Система преступлений против личной свободы по Уложению 1903 г. включала не только те составы, ...
При этом взыскание по гражданскому делу выносится, во-первых, не связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характера и, во-вторых, не влечет уголовно-правовых последствий (например, судимости).
Содержание наказания (вид – размер) зависит от характера притупления и степени его общественной опасности. Характер преступления – величина постоянная. Он определяется объектом преступления. Потому-то считается, что убийство является более тяжким преступлением, чем причинение тяжкого вреда здоровью или изнасилование. Степень общественной опасности преступления имеет переменный характер, хотя и является объективной категорией. Она зависит от размера причиненного вреда.
Законодатель сам определяет тяжесть преступления и степень общественной опасности и выражает это в санкции – части нормы, посвященной наказанию. Кроме того, закон представляет суду право определять степень общественной опасности конкретного преступления. Для этого он вводит санкции с одним наказанием, но с большим диапазоном от минимума до максимума.
При учете характера и степени общественной опасности преступления надлежит исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст.13УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии).
Таким образом, уголовное наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности.
1.2 Понятие и основные свойства системы наказания
Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказаний, её эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания — критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п.Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально- политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно- политической, экономической и идеологических сферах.
Мотив преступления в уголовном праве
... ряд вопросов, связанных с содержанием и уголовно-правовым значением мотивов преступления, не были единообразно разрешены в доктрине уголовного права. Не получила однозначной трактовки и проблема классификации мотивов преступного поведения, в том числе на законодательном ...
По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам совершившим преступления, могут применяться:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Правоприменительная практика органов правосудия по реализации уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести» оригинальное наказание .
В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.
Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма . В систему не включается такие меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система наказаний пороссийскому Уголовному праву не знает мучительных калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение такие виды наказаний, как, напримерисправительные работы без лишения свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других государств .
Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности, составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется следующими признаками:
- Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может, отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом – nullapoenasinelege ни одно наказание не может определяться произвольно;
- его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в законе.
— Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за её пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.
Система и виды наказаний в Российском уголовном процессе
... телесную неприкосновенность, свободу, имущество, честь и достоинство. Эти наказания стали далекими предшественниками всех последующих сочетаний основных и дополнительных видов наказаний. Назначение нескольких наказаний за совершение одного преступления широко практиковалось на всем ...
- Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому.
— Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.
Все выше перечисленные принципы и признаки системы наказаний должны базироваться на философском представлении и системе. В философской литературе под системой принято понимать «Совокупность элементов, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиями к другим системам как единое целое». Если оценивать с этих позиций установленный законом перечень видов наказания, то следует признать, что лишь отчасти соответствует отмеченным выше признакам системы. Подобно всем системам, система наказаний характеризуется не только сложностью составляющих её элементов и определенной целостностью, но и устойчивостью элементов, связей и структурой.
Также с философской точки зрения система наказаний не является абстрактной категорией взятой не весь, откуда (как например солнечная система), а она является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения . Проблема «преступление- наказание» существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются её усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности, охватившую нашу цивилизацию сетью беззакония.
По порядку назначения наказания подразделяют на три группы:
1. Основные
2. Дополнительные
3. Такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных.
Основными «считают такие виды наказания, которые не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не могут назначаться, если они не указаны в санкции статьи, предусматривающей ответственность за преступление, по которому выносится приговор», т.е те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Согласно ч.1 ст. 45 УК РФ основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе «ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Дополнительные – это наказания, которые назначаются лишь в дополнение к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исхода из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Согласно ч.3 ст.45 УК РФ дополнительными наказаниями являются лишение специального, воинского или почетного звания, классного типа и государственных наград, а также конфискация имущества.
Наказаниями, которые могут выступать в качестве основных и дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются наряду только (исключительно) основными и рационально дополняют потенциал воздействия основного наказания. Ст.45 УК РФ относит к ним штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Состав преступления — единственное основание уголовной ответственности
... в уголовном праве. В преступлениях, состав которых сконструирован по типу материального, причинная связь между деянием лица и наступившими ООП является обязательным признаком объективной стороны. Поэтому ... 42579 0 0 -.. ответственность и наказание ... при описании состава преступле ния именуемого кражей (ст.140 УК Украины). Таким образом из всех случаев реально совершаемых краж отбираются признаки ...
По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие – это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления. Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так, содержание в дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
По возможности определения срока наказания классифицируется на срочные и наказания, не связанные с установлением определенного срока (одномоментные).
Срочными являются наказания, в которых они могут быть определены по приговору суда. Ряд наказаний по своему характеру таковы, что на связаны с каким-либо сроком их отбытия. Ими являются штраф, лишение специального воинского или почетного звания, классного типа и государственных наград, конфискация имущества и смертная казнь.
По характеру воздействия, оказываемого на осужденного, наказания могут быть подразделены на три группы
1. наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы;
2. наказания, состоящие в лишении или ограничении свободы
3. смертная казнь
По результатам данной главы мы резюмируем, что уголовное наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности. Наказания классифицируются по порядку (способу) назначения (основные, дополнительные; наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных), по возможности определения срока (срочные, одномоментные), по субъекту, к которому они применяются (общие и специальные), по характеру воздействия, оказываемого на осужденного.
Система наказаний – это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее в наибольшей мереэффективного достижения целей уголовного наказания.
Глава 2. Цели наказания и отграничение наказания от иных видов государственного принуждения
2.1 Цели наказания
Без учёта целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного .
Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания. Происшедшие в уголовном законодательстве изменения сделали актуальным вопрос: в чем заключено социальное назначение наказания? Что должно преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или направленность на предупреждение преступления? Становление правового государства требует преобразования уголовной политики в социальную политику предупреждения преступности.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступления
... уголовно-правового регулирования. Как правоотношение уголовная ответственность предполагает, прежде всего, свое содержание, суть которого выражается в осуждении (и наказании) лица, совершившего преступление, и ... и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода и племени, отдельного лица, то с ними боролись посредством применения мер ...
Определение целей наказания — один из в наибольшей мерепринципиальных вопросов уголовного права. «От его решения зависит не только построение многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства».Ч.Беккариа писал: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление… Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же» . Н.С. Таганцев, определяя цели наказания, указывал: «Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, которые преследует государство, наказывая» .
Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.
Цели наказания определены в ч. 2 ст. 43 УК: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» . Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления.
Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы, можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК).
Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК).
Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 53 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК).
УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).
Эффективность предусмотренных в законе мер уголовного наказания во многом зависит от назначения и исполнения наказания. Назначение наказания — самый сложный этап в осуществлении правосудия. Эффективность назначенного наказания определяется тем, насколько полно суд выполняет требования закона об учете всех обстоятельств дела. В судебной практике, как и в теории уголовного права, учет целей наказания связан с необходимостью соблюдения принципа справедливости. На связь провозглашенных в законе целей наказания с принципом справедливости указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 N 40 «О практике назначения судами уголовного наказания». Так, определяется задача: «обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Цель исправления заключается в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития.
Сформулированная в законе цель исправления осужденного, по-видимому, достигается вследствие исполнения, например, штрафа, лишения права занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью — в тех случаях, когда это делает невыгодным совершение корыстных преступлений или удаляет человека из соответствующей сферы. При этом требует уточнения суть исправления применительно к таким видам наказания, как пожизненное заключение или смертная казнь.
Буквальное толкование текста ч. 2 ст. 43 УК свидетельствует о том, что законодатель не сделал разграничения на уровне закона на специальное и общее предупреждение. При этом представляется, что их наличие подразумевалось изначально. Согласно закону наказание должно предупреждать совершение новых преступлений. Причем в теории различают предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного (специальное предупреждение), и предупреждение совершения преступлений другими лицами (общее предупреждение).
Общее предупреждение обращено к обществу, специальное — к индивиду. Институт наказания реализует функцию социального контроля с точки зрения как общей, так и частной превенции. Эффективность социального контроля в форме использования наказания в борьбе с преступностью во многом зависит от правильного учета влияния социальных изменений на законодательную регламентацию уголовно-правовых санкций, их применения и исполнения.
Общее предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона. Считается, что угроза уголовного наказания, содержащаяся в законе, оказывает предупредительное воздействие на неустойчивых граждан и в то же время воспитывает всех членов общества в духе непримиримости к преступным посягательствам. А конкретные факты наказания преступников, становясь достоянием общественности, с еще большей убедительностью ориентируют население на соблюдение закона.
Обще предупредительное значение наказания не сводится к карательной угрозе, а предполагает моральное, нравственное воздействие. Как справедливо отмечает норвежский криминалист И. Анденес, воздействие наказания «включает в себя не только мотивирующее воздействие страха перед наказанием, но также и моральное (или воспитательное) и формирующее привычку воздействие уголовного права» .
Таким образом, основным критерием, определяющим эффективность наказания в любом обществе, является его общепредупредительное воздействие, которое определяется многими факторами. Эффективность наказания зависит прежде всего от того, насколько цели наказания нашли последовательное выражение в законе, в частности в конструкции отдельных институтов, определении ответственности за конкретные виды преступлений. В этом отношении важное значение имеет построение санкций статей Особенной части УК. Санкции статей Особенной части УК должны быть изложены таким образом, чтобы они ориентировали на более эффективное исполнение целей наказания.
Механизм специального предупреждения у разных видов наказания неодинаков. Некоторые из них устраняют саму существующую для осужденного возможность нарушения им в будущем уголовно-правового запрета: устраняют вообще (смертная казнь и пожизненное лишение свободы) или на время (лишение свободы на определенный срок, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Но и последние зачастую не могут сдержать от совершения преступлений вновь. Касаясь существа цели, надо отметить, что механизм её достижения заключается в карательном содержании наказания и испытании его осужденным. Если же впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания, то это свидетельствует о частном предупреждении. Не имеет значения, что могло больше сказаться: устрашение, страдание, испытание кары, осознание своей вины, перестройка установок или же исправление в подлинном смысле.
Есть наказания, которые по своему характеру больше или меньше способствуют частному предупреждению. Скажем, такая исключительная мера, как смертная казнь, полностью обезвреживает осужденного. Правда, роль смертной казни противоречива. Представляется, что применение данного вида наказания оставляет возможным констатировать лишь кару осужденному и общую превенцию остальным гражданам. Вступление России в 1996 г. в Совет Европы предполагает приведение целей наказания в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека и Протоколом N 6 к этой Конвенции относительно отмены смертной казни. Статья 3 Конвенции гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». В ст. 1 Протокола N 6 установлено: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».
Важной акцией ООН следует признать исключение смертной казни из перечня санкций, применяемых Международным уголовным судом (МУС) (такое решение принято 17.07.1998 в Риме и закреплено в ст. 77 Устава МУС).
В 1999 г. число стран, отказавшихся от смертной казни, впервые заметно превысило число стран, где практика её применения еще сохранилась. К апрелю 1999 г. 108 стран юридически (83) или де-факто (25) отказались от смертной казни; 87 стран сохранили эту меру в законе и на практике.
Лишение свободы как наказание больше располагает ресурсами частного предупреждения, но эти ресурсы действуют во время его отбывания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в криминальную среду. Наказания, не связанные с лишением свободы в той или иной мере, связаны с усилением социального контроля за осужденными, и это обстоятельство служит цели частного предупреждения. Таким образом, не все заключается в том, как прочувствует наказание осужденный. Многое зависит и от внешних обстоятельств его отбывания, и от того, как воздвигаются «барьеры» на пути возможного совершения новых преступлений осужденным. Таким образом, часто превентивные ресурсы наказания смыкаются с мерами специально-криминологической профилактики.
При рассмотрении сути общей превенции в литературе встречаются различные подходы. В одних случаях вопрос ставится широко, сторонники такой трактовки исходят из того, что общее предупреждение обращено ко всем гражданам, ко всем членам общества. Уголовное наказание является стимулом правопослушного поведения. Его применение к конкретным лицам, совершившим преступление, предупреждает всех, каковы последствия нарушения уголовно-правового запрета. В то же время общее предупреждение несет воспитательную функцию, внедряя в сознание членов общества недопустимость нарушения уголовных законов и убежденность в неотвратимости уголовной ответственности и наказания в случае совершения преступления.
Нельзя, однако, расширительно толковать понятие общего предупреждения. Во-первых, здесь имеет место известное смешение воспитательной и предупредительной ролей уголовного права в целом и одного из его основных институтов — наказания в частности. Главное же состоит в том, что преобладающая часть членов общества не совершают преступления не потому, что определенное лицо (или лица) понесло уголовное наказание за конкретное преступление, а вследствие того, что преступление противоречит их мировоззрению, убеждениям, принципам и т.п. Оно неприемлемо для них как явление, несовместимое с их отношением к жизни, к благам и ценностям общества, других людей и т.п.
Сдерживающее начало в общем предупреждении обусловливается представлением таких лиц о нежелательных последствиях преступления, которые состоят в том, что за каждое преступное деяние установлена уголовная ответственность; степень строгости (наказания) определяется степенью тяжести преступления; ответственность в случае совершения преступления реальна и неотвратима.
Следует иметь в виду, что реальность содержащейся в уголовном законе угрозы наказания проявляется лишь при фактическом его применении. В таких случаях наказание будет восприниматься неустойчивыми элементами как неизбежное следствие преступления, невыгодное для них по своим негативным последствиям. Применительно к общему предупреждению существенное значение имеет фактор устрашения.
Важным аспектом также является отграничение наказания от других видов государственного принуждения.
2.2 Отграничение наказания от иных видов государственного принуждения
Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность – это не тождественные понятия. Такой вывод вытекает из анализа законодательства.
Как прежний, так и новый УК предусматривают уголовную ответственность без назначения наказания и судимости и уголовную ответственность с назначением наказания и судимостью. Такой вывод вытекает из ст. 92 ч.1 УК, в которой говорится, что несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК. Здесь речь идет об освобождении несовершеннолетнего только от наказания. Суд в таких случаях выносит обвинительный приговор, но не назначает наказание. Вместо наказания назначаются принудительные меры воспитательного воздействия. Но раз есть обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то, значит, на лицо возложена уголовная ответственность, хотя наказание и не назначено. Такое осуждение не влечет судимости, поскольку в соответствии со ст. 86 ч.2 УК лицо, освобожденное от наказания, не считается судимым.
Значит, уголовная ответственность и наказание – понятия несовпадающие, т.к. уголовная ответственность может быть без наказания. Но наказание не может быть без уголовной ответственности. Следовательно, понятие уголовной ответственности шире, чем понятие наказания.
Итак, наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:
1. По источнику права.
[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/nakazaniya-2/
Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, т.е. Уголовным Кодексом Российской Федерации. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ. Но непосредственно наказания устанавливаются только в УК РФ. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. Источником же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут быть как законы, так и подзаконные акты.
Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти .
2. По основаниям ответственности.
Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.
Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).
Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.
Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.
3.По процессуальной форме.
Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц. Например: решение суда, обязывающее лицо выплатить неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил трудового договора (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.
4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.
Уголовные наказания носят строго личный характер. Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.
У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то на её хозяина может быть наложен штраф в административном порядке; и т.д.
5.По содержанию.
Преступление всегда влечет наказание, которое по своему содержанию является карой. Оно представляет собой лишение и ограничение прав и свобод граждан.
За проступки применяются меры взыскания, восстановительные и профилактические меры, которые не ставят своей целью возмездие.
Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д.
Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, иными словами, она направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Трудовой Кодекс РФ предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий; замечание, выговор, увольнение.
В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также профилактические меры: замечание, выговор.
6. По правовым последствиям.
Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК).
За проступки судимость не предусмотрена.
Отличие наказания от принудительных мер воспитательного воздействия.
Наказание следует отличать и от принудительных мер воспитательного воздействия. Хотя по своей природе они являются уголовно-правовыми мерами. Будучи предусмотренными УК, они представляют разновидность мер государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.
Отличие наказания от принудительных мер медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера также имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания. Указанные принудительные меры лишены такого свойства наказания, как кара. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно-опасных действий лиц, к которым они применяются. Эти цели не преследуют цели исправления указанных лиц, а направлены на их излечение или улучшение их психического состояния, а также на предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК. В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительности, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица .
В целом по данной главе можно сделать вывод, что цели уголовного наказания — это те конечные фактические результаты, которых стремится достичь государство, устанавливая наказание в уголовном законе, определяя меру наказания лицу, виновному в совершении преступления, и применяя эту меру. Согласно ч. 2 ст. 43 УК целями наказания являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (превенция).
При этом уголовное наказание обладает рядом чёрт, отличающих его от других мер государственного принуждения и общественного воздействия.
Заключение
Следует считать, что институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права.
Уголовное наказание – это мера государственного принуждения которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение к нему применяются другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать его тяжести и общественной опасности.
Наказания классифицируются по порядку (способу) назначения (основные, дополнительные; наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных), по возможности определения срока (срочные, одномоментные), по субъекту, к которому они применяются (общие и специальные), по характеру воздействия, оказываемого на осужденного.
Система наказаний – это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее в наибольшей мереэффективного достижения целей уголовного наказания.
Мера государственного принуждения только тогда будет уголовным наказанием, когда она:
1)применяется за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;
2)сама предусмотрена в уголовном законе;
3)назначается по приговору суда лицу, виновному в совершении преступления, и содержит отрицательную оценку содеянного и самого преступника от имени государства;
4)заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. обладает карательным содержанием;
5)влечет за собой специфическое уголовно-правовое последствие – судимость.
Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.
Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.
Система уголовных наказаний может быть сформирована обоснованно и справедливо, если она будет строиться с учетом определенных принципов, под которыми понимаются отправные (руководящие) нормативные положения и научные идеи, лежащие в основе руководства при совершенствовании системы видов наказаний.
Для достижения наибольшей эффективности обще предупредительного воздействия системы уголовных наказаний сегодня, на наш взгляд, необходимо расставить следующие акценты при определении вида и размера наказания:
- во-первых, смягчить уголовную репрессию за преступления небольшой и в некоторых случаях средней тяжести, — за совершение таких преступлений нецелесообразно применять наказания, содержащие элементы лишения свободы;
- во-вторых, ужесточить наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на личность (особенно против жизни и здоровья), мир и безопасность человечества;
- в-третьих, ужесточить наказания за рецидив, вплоть до пожизненного лишения свободы — в зависимости от его кратности;
- в-четвертых, добиться того, чтобы между наказаниями за совершение преступления небольшой (в некоторых случаях -средней) тяжести и наказаниями за тяжкие и особо тяжкие преступления должны быть существенные различия по степени строгости.
Тем самым российское законодательство, с одной стороны, дает шанс лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести исправиться; с другой стороны, в большей степени обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан путем обще превентивного воздействия наказания в виде долгосрочного лишения свободы, и за счет изоляции от общества на длительные сроки лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
Нормативные правовые акты
1. Соборное уложение,1649 г.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1989. 10 декабря.
3. Конституция РФ, принята 12.12.1993 всенародным голосованием // Российская газета. 1993. №237.
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 09.11.2009 №247-ФЗ)//Консультант плюс.2009г.
5. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8.01.1997 года № 1-ФЗ (с изм. и доп. от 19.07.2009 №191-ФЗ)// Консультант плюс.2009г.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 03.11.2009 № 245-ФЗ)// Консультант плюс.2009г.
Учебная, научнаямонографическая литература, материалыпериодической печати
1. Анденес И.А. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979, с. 149.
2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Биографический очерк и пер. проф. М.М. Исаева.
3. Енаева Л. К.Уголовный процесс: учебное пособие – 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2009. – 320с.
4. Зубарев С.М.. Уголовно исполнительное право. Учебник.Изд.Проспект,2009.-100с.
5. Захарова, Т. П. Уголовное право. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. П. Захарова, Н. А. Колоколов, Р. В. Ярцев; под ред. Н. А. Колоколова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 479 с.
6. Калинин Ю.И.Уголовно исполнительное право. Учебник:В 2т.Т1;Особенная часть/2-изд..,испр. И доп.-М.: Рязань :Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,2006.-600с.
7. Курочка Е.В.Наказание в России как государственная мера правоограничения личности// Следователь.- 2002.- №2. – С.13-43
8. Мицкевич А.Ф.Уголовное наказание. Издательство Р. Асламова «Юридический центр Пресс».2005г.
9. Непомнящая Т.В. Назначение уголовного наказания.2006г.
10. Петрашев В.Н. Штраф — перспективный вид наказания в российском уголовном законодательстве//Актуальные проблемы юридической науки и практики. Ростов н/Дону: РВШ МВД РФ, 1994. С. 30-33.
11. Ременсон А.Л. Индивидуализация наказания и уголовный закон//Учен. зап./ТГУ. Вып. 33. 1957. С. 89-105.
12. Ретюнских И.С. Система наказаний по советскому уголовному праву и её развитие/Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 1980.
13. Сопатов В.М. Современные проблемы преступности и уголовного наказания. — М., 2008.– 545с.
14. Стручков Н.А. О наказании, системе его видов и иных мерах уголовно-правового воздействия//Актуальные проблемы уголовного права. М.: ИГПАН, 1988. С. 91-102.
15. Сошкин В.А. Современные проблемы преступности и уголовного наказания. — М., 2008. — 321с.
16. Таганцев Н.С.Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Том 2.М.:Наука,1994.
17. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. И.Э. Звечаровского. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — 640 с.
18. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. — 2-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 336 с.
19. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник / Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 784 с.
20. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / В.К. Дуюнов, П.В. Агапов, С.Д. Бражник и др. — 4-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 695 с.
21. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник/Чучаев А. И., Басова Т. Б., Благов Е. В., Грачева Ю. В., Чучаев А. И. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Контракт, 2015. — 704 с.
22. Уголовное право. Общая часть: Учеб. пособие / С.А. Скворцова. — 4-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 79 с.
23. Философские аспекты уголовного наказания. — М. – 2000. – 154с.(в соавторстве).
24. Цепляева Г.О целях, функциях и системе наказания. Уголовное право.- 2007. — №3. – С.15-65
25. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право РФ в схемах.- М.: Консультант Плюс,2006.