Правовой статус налоговых представителей

По этим причинам плательщик налогов вправе прибегнуть к помощи третьих лиц путём использования института налогового представительства. Представитель может взять на себя как совершение только некоторых действий (например, постановка на налоговый учет10 , представление отчетности11 , обжалование актов налоговых органов в установленном обязательном досудебном порядке и т. д.), так и осуществление всех прав и обязанностей налогоплательщика.

Исключение составляет лишь собственно уплата налога. ФНС России считает, что эту обязанность налогоплательщик должен выполнять самостоятельно (основанием такой позиции служит п. 1 статьи 45 НК РФ, в которой сказано, что «налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах»).

То есть перечислять налог со своего счета и от своего имени, кроме случаев, прямо установленных Кодексом.

Действующим законодательством прямо установлены следующие случаи, когда обязанность уплаты налога в бюджет (перечисление) за налогоплательщика выполняют третьи лица:

— в связи со смертью физического лица — налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

(п. 3 ст. 44 НК РФ, в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ);

  • уплата налога налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ);

— уплата налога, пеней, сумм штрафов правопреемниками реорганизованного юридического лица (ст. 50 НК РФ);

— уплата налога, пеней и штрафов лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, либо опекуном физического лица, признанного судом недееспособным (за счет денежных средств физического лица) (ст. 51 НК РФ);

— взыскание в судебном порядке недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их банковские счета поступает выручка зависимых обществ и взыскание соответствующей задолженности основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их банковские счета поступает выручка основных обществ (п.2 ст. 45 НК РФ, в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137 — ФЗ);

3 стр., 1381 слов

Расчетно-кассовое обслуживание коммерческим банком физических и юридических лиц

... обязательств. Таким образом, необходимость расчетно- кассового обслуживания клиентов для банков очевидна. Целью настоящей работы является изучение теоретических и практических знаний в области расчетно-кассового обслуживания кредитными организациями физических и юридических лиц. В соответствии с поставленной ...

— исполнение ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации (п. 1 ст. 49 НК РФ);

— погашение задолженности по налогам и сборам, причитающихся пеней и штрафов учредителями (участниками) ликвидируемой организации, при недостаточности денежных средств ликвидируемой организации, в пределах и порядке, установленных законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

В перечисленных случаях обязанность третьего лица возникает в соответствии с прямым указанием закона и не зависит от воли налогоплательщика и третьего лица. При этом налог уплачивается из средств, принадлежащих налогоплательщику, а не третьему лицу, что не противоречит правовой природе налога.

Хотя ряд авторов исследований по налоговому праву не согласны с предложенным толкованием п. 1 статьи 45 НК РФ. Но, так или иначе, позиция законодателя сформулирована четко – по общему правилу налогоплательщик должен платить налоги самостоятельно, и не может доверить это представителю. Перечисление налога представителем налогоплательщика чревато для последнего негативными налоговыми последствиями. В частности, непризнанием налоговыми органами обязанности по уплате налога исполненной.

Привлечение представителя может весьма существенно облегчить жизнь налогоплательщику. На пример.

Предприниматель намерен осуществлять в другом регионе деятельность, облагаемую там единым налогом на вмененный доход. В этом случае он должен встать на налоговый учет в этом регионе, ежеквартально сдавать декларацию по ЕНВД и платить налог. Опираясь на Кодекс, предприниматель может доверить постановку на учет и сдачу отчетности своему представителю в данном регионе. Налог, следуя позиции МНС России, предприниматель должен уплачивать самостоятельно.

Статус налогового представителя регламентирован ст.27 и п. 3 ст. 29 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные нормы устанавливают выделение двух видов налогового представительства:

1) представительство по закону (основывается на положениях законодательства – закона или иного нормативного акта);

2) уполномоченное представительство (основывается на доверенности).

Рассмотрим далее эти формы налогового представительства.

налоговое агентирование

Если деятельность иностранной компании на территории России приводит к образованию постоянного представительства, то она обязана самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль в России, а также представлять отчетность (п. 8 ст. 307 НК РФ).

2 стр., 826 слов

Законодательное обеспечение развития банковского дела в России: ...

... Банка России, кредитных организаций, представительств иностранных банков. Банковская система развивалась в последние годы, и отношения возникли в связи с осуществлением банковской деятельности и ... пришло время расширить спектр банковских услуг? 1. Законодательное обеспечение развития банковского дела в России: состояние, проблемы, пути совершенствования Банковское законодательство Российской ...

Обратимся к понятию постоянного представительства и определим, что под ним следует понимать.

иностранной

Предпринимательская деятельность должна быть регулярной. Заметим, что критерий регулярности нигде в налоговом законодательстве не расшифрован, что позволяет предприятиям трактовать его по-разному. Предприятие может считать свою деятельность регулярной, если, например, в течение налогового периода эта организация совершила в России несколько однородных по содержанию сделок. Такой подход был применен Министерством финансов (письмо Минфина России от 19.08.2005 г. № 03-08-05).

Также не стоит упускать из вида указание в законе на предпринимательский характер деятельности, то есть ее направленность на систематическое получение прибыли и связь с риском (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

И, кроме того, виды деятельности, которые ведут к образованию постоянного представительства, перечислены в Налоговом кодексе. Это деятельность, связанная с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации складов – собственных или арендуемых подразделением иностранной организации;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера, предусмотренной в пункте 4 статьи 306 Налогового кодекса.

Очевидно, что в этот перечень попадают практически любые виды предпринимательской активности иностранной компании в России, кроме так называемой деятельности подготовительного и вспомогательного характера. Уточним, что скрывается за этим понятием. Согласно пункту 4 статьи 306 Налогового кодекса это:

1. Использование сооружений исключительно для хранения, демонстрации и (или) поставки товаров – до начала такой поставки.

2. Содержание запаса товара для их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала поставки для продажи.

Пример 1

Иностранная

3. Содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров, реализуемых иностранной компанией , при условии, что такая деятельность не является основной.

Пример 2

В России открывается отделение немецкого банка. При этом в нашей стране оно представляет его интересы перед российскими правительственными учреждениями, собирает информацию о финансовых рынках в России, организует переговоры и встречи с представителями головного офиса банка в Германии. Эта деятельность является подготовительной с точки зрения норм Налогового кодекса, поэтому она не приводит к образованию постоянного представительства немецкого банка в Российской Федерации (письмо Минфина России от 20.11.2006 г. № 03-08-05).

6 стр., 2603 слов

Налоговый статус иностранных юридических лиц на территории РФ

... статус юридического лица, располагающие в РФ своими постоянными органами, филиалами или представительствами; дипломатические представительства иностранных государств в РФ. Иностранные организации обязаны становиться на учет в налоговых органах РФ в течение 30 дней в следующих случаях: 1) если организация осуществляет деятельность ...

иностранной

иностранная

Согласно Налоговому кодексу постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности в России через ее отделение. Деятельность по созданию отделения в России сама по себе не создает постоянного представительства (п. 3 ст. 306 НК РФ).

Моментом образования постоянного представительства следует считать первый день осуществления предпринимательской деятельности в России через это представительство. Но есть два особых случая.

Первый – когда иностранная организация ведет деятельность, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов. Тогда постоянное представительство следует считать образованным с более ранней из следующих дат:

— даты вступления в силу лицензии (разрешения) на право осуществления соответствующей деятельности;

  • даты фактического начала такой деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 306 НК РФ).

иностранная

— дату подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);

  • дату фактического начала работ (п. 3 ст. 308 НК РФ).

иностранной

Налоговое агентирование