Сущность политики

Курсовая работа

Представления о политике очень разнообразны. Так, Вебер писал: «Политика — это желание участвовать во власти или влиять на власть — как внутри государства, так и между государствами». Ленин дал свое понимание политики как «области классовых отношений общества, основанных на господстве класса над ресурсами». Шпенглер понимал политику в самом высоком смысле слова как жизнь, а Бирс — борьбу интересов, замаскированную под борьбу принципов во имя личной выгоды. В современной политологии нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания и разнообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики: 1. социологические, характеризующие политику через другие общественные явления — экономику, право, мораль, культуру; 2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики; 3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются содержательной интерпретации политики, считая власть и ее носителей ее основополагающим принципом.

1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Причины возникновения политики

В практической жизни человека исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются оригинальными ответами на вызовы времени, на меняющиеся обстоятельства и условия жизни человека. То же самое произошло и с политикой, которая сформировалась в результате пересечения ряда тенденций развития общества, которые требовали этого метода для обеспечения интересов человека и решения насущных проблем.

Вся социальная жизнь — это процесс постоянного взаимодействия между людьми и их объединениями, преследования собственных интересов и целей и, следовательно, неизбежного соперничества друг с другом. На ранних этапах человеческого развития такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами социальной самоорганизации. Их основными элементами, которые обеспечивали порядок и распределение ресурсов, важных для жизни человека, были обычаи и традиции, обычаи, религиозные догмы и другие простые общественные правила и методы. Из-за усложнения и интенсификации социальных отношений, роста демографической, территориальной, религиозной дифференциации и других форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать сосуществование людей и обеспечивать удовлетворение многих потребностей группы.

11 стр., 5258 слов

Роль государства в жизни общества

... класса”; 3. правовой или организационно-структурный -- как источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Таким образом, выделяются три ряда политических ...

Более того, со временем среди потребностей группы возник блок несовместимых интересов, реализация которых грозила резким ростом социальной напряженности и распадом человеческого сообщества. так возникла острая социальная потребность в новых и более эффективных способах регулирования сильно изменившихся человеческих отношений.

Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти — нового механизма обеспечения групповых интересов — выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

Появление новой системы регулирования социальных контактов между группами высветило полную несостоятельность человеческой морали, обычаев и религиозных традиций как механизмов регулирования социальных конфликтов. Только государственная власть была той силой, которая могла не только обеспечивать реализацию различных групповых интересов, но и сохранять целостность, обеспечивать порядок и стабильность общественной жизни. Таким образом, деятельность государства направлена ​​на примирение противоположных сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

Политика зародилась в связи с необходимостью реализации интересов групп, которые повлияли на их социальное положение и не уступили удовлетворению без вмешательства государственных институтов, предполагающих использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а только те из них, которые касались их властно значимых потребностей и предполагали участие в конфликте «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.

понятно, что интересы, заставляющие человека переходить черту политической жизни, в целом имеют не индивидуальный характер, а сверхличный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя определенного класса, нации или определенной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулирование этих споров.

Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, конкурирующих друг с другом и с правительством, которое также является особой группой и поэтому защищает не только общие социальные, но и свои собственные интересы.

7 стр., 3004 слов

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере ...

... кровезаменителей г) лекарственные средства, изготовленные в аптеке д) все ответы верны Качество лекарственных средств подтверждается документом: а) сертификатом соответствия; б) сертификатом соответствия производства лекарственного средства; в) сертификатом соответствия лекарственного средства; г) сертификатом ...

Как глобальный механизм регулирования социальных отношений, политика — это способ рационализировать конфликты между группами и институционализировать диалог между группами, придавая процессу борьбы за власть в основном гражданскую и мирную форму. В то же время структура и структура политического взаимодействия не позволяет ни одной из сторон, добиваясь своей цели, игнорировать наличие и противодействие конкурентов. В противном случае политика вырождается в монополизацию власти, которая превращает политическую «игру» за власть в форму административного диктата.

С момента своего создания государство служило центром власти, способным организовать правильное распределение ресурсов, статуса и ценностей с помощью принудительных методов. Вот почему даже там, где партии или другие политические субъекты конкурируют друг с другом, внутренняя борьба направлена ​​на доминирование над той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфере международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы , который де-факто временно обладает такими реальными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее силовыми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).

По своей природе политическое регулирование означает использование государством принудительных форм урегулирования, как если бы оно находилось «поверх» ресурсов, доступных сторонам. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д. С этой точки зрения политика — это способ упростить конфликты, когда все их различное содержание сводится к общему знаменателю государственной воли. В то же время он возникает, когда деятельность государства становится объектом интереса различных групп, общим делом активной части населения.

1.2 Политика как социальная сфера

Возникновение политического способа обеспечения межгрупповой конкуренции сопровождалось формированием особого слоя управляющих государством, которые стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих норм и правил социальной деятельности. Появление же государства как нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.

Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Начали меняться методы и формы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социализации, содержание ролевых и функциональных нагрузок человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной сфере.

7 стр., 3182 слов

Политика, право и власть как категории философии

... жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и ... в политике имеет значение не намерения, а то, что получается из них на практике, в жизни. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве ...

Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом становления и укрепления государства, свидетельствовала о возникновении в обществе особой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью. Иными словами, процесс оспаривания государственных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид социальности, который «уводил» общество от тех форм социальной организации жизни, что поддерживали целостность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «местечковых» нравов и физического превосходства одной части населения над другой. Политика предоставила новым людям дополнительные возможности для освоения государственных ресурсов, что привело к появлению соответствующих методов и приемов их распределения и перераспределения.

Таким образом, политика сформировалась как особая система связей, которая сохраняет единство жизни людей и укрепляет их социальные связи посредством государственной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. Политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Он превратил деструктивные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов: борьбы за разрушение. Благодаря политике люди получили возможность соревноваться по правилам, согласовывая свои интересы с интересами всего общества.

Однако, совмещая потребности и цели человеческих объединений, политика неизбежно подвергает их селекции, создавая дополнительные возможности наиболее перспективным и жизнеспособным с точки зрения общества группам. Политика как глобальный механизм социального регулирования способна модифицировать и «инвертировать» состояния групп, создавая условия жизни для некоторых слоев населения, более отвечающих общим и межгрупповым коллективным интересам. Конечно, в этом корень постоянной возможности ошибки, возможности неверного определения как интересов общества, так и возможностей отдельных групп. Позже мы увидим, как политика компенсирует свои генетические слабости, сейчас же важно подчеркнуть, что политика как способ постоянного выбора приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общественных изменений и развития является своеобразным искусством налаживания и поддержания социального диалога.

1.3 Функции политики

Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

7 стр., 3110 слов

Кадровая политика в органах государственной власти: основные ...

... из различий в реализуемых ими функциях. Решающая роль в проведении кадровой политики принадлежит руководителям отдельных органов исполнительной власти. Сущность государственной кадровой политики в сфере государственной гражданской службы заключена в том, что кадровая политика в сфере органов государственной власти выражает стратегию ...

  • Ш выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;
  • Ш рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
  • Ш распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
  • Ш управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
  • Ш интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
  • Социализация человека, его включение в жизнь государства и общества организовано сложным образом.

Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистичного восприятия действительности, преодоления деструктивных последствий бессознательных реакций на политические процессы, мешающих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;

  • Ш обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз — особые техники связи с общественностью);

— Ш созидания действительности (проективная функция).

Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.).

Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

В целом функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни).

Более того, мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на более поздних этапах развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, в острых кризисах государственной власти.

1.4 Структура политики

Выполнение политикой столь специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.

14 стр., 6716 слов

Деятельность Организации Объединенных Наций

... с которыми столкнулась организация в 21 веке. Комплексное исследование В.Н.Фёдорова в работе «Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке» характеризует работу процесс взаимодействия ООН. Работу А.В.Кортунова “Возможности ООН в поддержании мира на ...

К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, различные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и ассоциации вместе с представительными и исполнительными органами государства составляют эту организационную основу политики.

Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде он характеризует зависимость политического регулирования от различных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как социальный механизм, специально приспособленный для реализации различных идеологических проектов.

Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания, политику можно представить как непрерывный переход, трансформацию различных способов мышления из духовной формы в материальную и наоборот.

Еще одним структурным элементом выступают политические отношения. В них фиксируются специфические характеристики деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимоотношений социальных групп друг с другом и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфику конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры власти», и определяют внутренний ритм существования политики как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.

1.5 Уровни организации политики

Политика как особая сфера жизни человека обладает способностью упорядочивать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосударственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых конфликтов и противоречий. Здесь его субъектами и агентами были национальные, различные региональные ассоциации и коалиции, а также международные организации. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.

8 стр., 3748 слов

Политическая власть

... права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть». ... Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение ...

Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно значимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличностных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.

На каждом уровне своего хода политические процессы формируют определенные институты, отношения, механизмы и технологии для рационализации конфликтов и разрешения споров. Более того, каждый уровень обладает определенной независимостью, и его специальные механизмы не могут использоваться «автоматически» для разрешения конфликтов на более низком или более высоком уровне. Поэтому, например, международные институты часто не могут разрешить политические конфликты внутри страны. А действия федеральных властей нередко бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта.

Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.).

2. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Конкретное взаимодействие, возникающее между субъектами политики на основе их ролей и функций, составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.

Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «политическая личность» и, наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращается к политике с разных ее сторон. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

4 стр., 1838 слов

Насилие в политике

... власти эмоций, чувств и т.д. Придерживаясь в реферате вс же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение Власть центральное, организационное и регулятивно контрольное начало политики ...

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам.

Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть.

2.1 Классификации субъектов политики, Выделяют несколько видов субъектов политики:

а) непосредственные участники политической жизни: государство, партии, общественные организации и движения, лидеры; б) крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы; в) группы, концентрирующие в своих руках основы власти, ее рычаги: политическая элита и бюрократия — посредник между элитой и остальным обществом.

По характеру и месту, занимаемому в общественной структуре выделяются три группы субъектов политики:

а) субъекты социального уровня: класс, этнос, масса, группа, индивиды;

  • б) институциональные субъекты: государство, политические партии, общественные организации, парламент, президент, местная администрация и т.д.;
  • в) функциональные субъекты: армия, религиозные организации, средства массовой информации, оппозиционные организации, малые группы, общественные движения, международные корпорации и так далее.

Некоторые политологи проводят дифференциацию субъектов политики на первичные и вторичные. И хотя не все исследователи берут на вооружение данные понятия , такая дифференциация позволяет выявить социальные корни партий, движений, политической элиты. Интересы социальных групп реализуются через вторичные субъекты, они призваны защищать и отстаивать интересы тех социальных общностей, на базе которых сформированы.

индивидуальными

Индивидуальные субъекты политической деятельности

являются субъектами политической деятельности

Таким образом, можно рассматривать в качестве субъекта политической деятельности каждого гражданина РФ, а не только руководящие кадры, представителей политической элиты или профессиональных политиков (имея в виду занятие политикой как вид профессиональной деятельности).

Субъектами политической деятельности, так или иначе вовлекаясь в нее, становятся все люди. При этом следует разделять вольное и невольное, непосредственное и опосредованное участие и, с психологической точки зрения, сознательное и неосознанное.

2.2 Развитие политической субъектности

Как только закончилась первичная социализация, и индивид начал совершать социально значимые поступки, он становится действующим субъектом политической деятельности. Затем развитие политической субъектности также неразрывно связано с процессом социализации, но уже вторичной. Процесс социализации неразрывно связан с политической социализацией. Процесс политической социализации — это то, как и в силу каких причин люди включаются в политические отношения, как формируется их политическое сознание и поведение, какова мотивация участия граждан в официальной политике. Политическую социализацию можно назвать развитием политической субъектности личности или развитием субъекта политической деятельности.

11 стр., 5316 слов

Политический рынок России

... демократией, правильнее, конечно, называть не демократией, а системой политического рынка или рынка власти или, скажем, рыночной политики (по аналогии с рыночной экономикой). Это прямая ... о структуре и деятельности исполнительных и законодательных органов, выдвигаемых альтернативах внутренней и внешней политики. Это неоднократно подтверждено учеными самых разных школ и направлений. И дело здесь ...

Приобретение и развитие субъектности вообще и субъектности в политической деятельности в частности — продолжительный и постепенный процесс. Это происходит поэтапно, по аналогии с зоной ближайшего развития — достигнув определенного уровня, человек становится готов усложнять деятельность и развиваться дальше.

Этапы приобретения политической субъектности

  • Выбор вуза — направления учения — начальная стадия субъектности.
  • Выбор характера и сферы трудовой деятельности — стадия приобретения влияния.

— Переход к активному участию в политической деятельности — целенаправленное влияние на политические процессы, самостоятельное целеполагание, участие в управлении государством и обществом. На данном этапе человек может стать политическим деятелем.

зависит от социальной позиции

Степень политической субъектности личности

Итак, среди субъектов политической деятельности можно провести определенную градацию по степени их включенности в политическую деятельность, по признаку осознанного участия в политической деятельности:

неактивные участники политической деятельности

активными участниками политической деятельности

политическим деятелям

неструктурированные

социально-психологические общности

Субъект политической деятельности — СМИ.

2.3 Политические интересы

Интересы наряду с потребностями — важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Потребность — это отношение между агентом, субъектом и условиями его существования. Интерес — это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес — это отношение между субъектами, потребность — отношение субъекта к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие.

ФОРМУЛА политического интереса. Если формула потребности — отношение субъекта к условиям своего существования: П=С/У, где С — субъект, У — условия, П — потребность, а формула интереса — отношение между субъектами по поводу условий существования: И= С — С/У, где И — интерес, то формула политического интереса такова: ПИ= (С — С)/У. Г, где ПИ — политический интерес, Г — государство.

Это такое отношение между субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны воздействовать на государство.

2.4 Человек как субъект политики

В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, — как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.).

В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

2.5 Политические организации

Политические организации — это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важнейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции. Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.

Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регламентация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, общества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным — политические движения, народные фронты, гражданские инициативы.

По идейно-политической ориентации рассматриваемые организации обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрессивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.

Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.

2.6 Общественные организации

Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые по-своему оказывают воздействие на власть. Юридической основой возникновения и функционирования общественных организаций и движений является, во-первых, конституционное право граждан демократических государств объединяться в такие организации; во-вторых, специальное законодательство об общественных объединениях. В 1994 году Минюстом РФ зарегистрировано 29 общественно-политических движений и 272 религиозных объединения. В Мурманской области на 1 августа 1992 года было зарегистрировано 109 общественных, в том числе религиозных объединений.

2.7 Политическая элита и политические лидеры

Еще одной разновидностью субъектов политики, относящихся одновременно к физическим и юридическим лицам, а также — социальным группам, являются политическая элита и политические лидеры. Институт политической власти, характер политического процесса во многом определяются деятельностью этих специфических субъектов, поэтому они и рассматриваются здесь отдельно.

Элита — в переводе с французского, в социальном контексте, означает отборный слой общества, его «верхушку», избранный круг людей. В структуре общественной элиты выделяют экономическую, социально-политическую и духовную составляющие. Политическую элиту образует наиболее активная в политическом отношении часть экономически господствующего класса, его авангард. Политическая элита состоит из должностных лиц властных органов — представительных и исполнительных, правоохранительных, военных и информационных учреждений, функционеров общественно-политических организаций. Часть совокупной политической элиты, осуществляющая функцию непосредственного государственного управления, называется правящей элитой

Тип лидерства

3. ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Объект политики (от лат. objectum — предмет) — то, на что направлена деятельность субъекта: политическая власть, политический режим, устройство и функционирование государства, политический процесс, принятие политических решений и так далее. Субъект и объект политики существуют независимо, но должны рассматриваться в единстве. Они — явления относительные и могут меняться ролями при изменении направления воздействия: субъект превращается в объект, объект становится субъектом. Так, например, государство может быть и субъектом, и объектом политики. Аналогично — и социальные группы, и народ в целом.

Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъект власти (индивид, группа, организация) посредством определенного акта — приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти в свою очередь должен обязательно подчиниться. Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти.

3.1 Человек как объект политики

Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

3.2 Политическая власть как объект политики

Политическая власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть — это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти:

а) бихевиористское , в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

б ) телеологическое , согласно которому власть — это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

в) инструменталистское , трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

г) структуралистическое , характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

д) функционалистское , рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

е) конфликтологическое , определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.

Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию «власть», то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

3.3 Политический режим как объект политики

Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима .

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии).

Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. Применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени — государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима : демократический, и тоталитарный . Эти же главные членения применяются и для государственных режимов.

3.4 Политический процесс

Для характеристики политической системы с точки зрения изменения ее самой и ее элементов и используется понятие политического процесса, под которым понимается вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Существуют следующие типы политических процессов:

  • формирован ………..