Земельные отношения в России

Производство — это процесс изготовления материальных товаров или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными и материальными ресурсами для производства необходимых товаров и услуг.

При изготовлении изделия человек воздействует на предметы природы, придает им формы, подходящие для удовлетворения материальных потребностей. Как отмечалось выше, производство — это переработка природных веществ для последующего потребления или для дальнейшего производства. Эта производственная функция сохраняется во всех ее социальных формах.

Чтобы запустить производственный процесс, нужны ресурсы, то есть производственные факторы. В экономической теории факторы производства понимаются как особо важный элемент или объект, оказывающий решающее влияние на возможность и результаты производства.

Существует множество определений понятию факторов производства: «особо важный элемент», «важный объект», «условия производственной деятельности», «параметры производственного процесса, включающие технологию, организацию, информацию, финансы и т.д.», «главные факторы» и ряд других. Не рассматривая по существу эти так называемые показатели и факторы производства, следует отметить, что ни один из них не характеризует реальный производственный процесс и функционально не зависит от его эффективности. Таким образом, самый важный фрагмент формирования результатов производства: производство, его производительные силы, факторы производства, их измерители, взаимосвязь с источниками образования стоимости и результата производства остается неизученным до сих пор. Между тем, именно физические объемы и качественные характеристики факторов производства, пропорции в их взаимодействии, обусловленные способами производства и тем самым предопределяющими уровень его развития, в полной мере обусловливают эффективность результатов производства как с позиции массы продукта, так и с позиции его стоимости.

Одним из факторов производства является земля. Именно данному фактору производства посвящена наша работа.

Объектом исследования являются земельные отношения.

Предмет исследования — экономические отношения, которые устанавливаются между собственниками и пользователями земли.

Целью нашей работы является анализ земельных отношений в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть землю как фактор производства;
  • проанализировать теории земельной ренты;
  • выявить законодательное регулирование земельных отношений;
  • исследовать особенности земельных отношений в России.

Теоретической основой для написания дипломной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых, а также статьи из периодических изданий, нормативно-правовая база.

13 стр., 6331 слов

Курсовая работа охрана

... мероприятия направлены на защиту работников от вредных и опасных факторов производства в процессе выполнения работ. Безопасность и охрана труда как система мер по сохранению жизни и здоровья ... в области охраны труда, управления охраной труда и здоровья, аудита условий труда возведены в ранг государственных функций. Объект исследования —, Исследование предмета, Цель курсовой работы, В соответствии ...

Глава 1. Теоретические основы формирования земельных отношений

Земля как фактор производства в современной экономической теории является одним из четырех основных факторов производства, которые, чтобы стать производительными, обычно должны сочетаться с трудом и капиталом.

Земля стала предметом экономического анализа в теории французских физиократов. Они считали землю единственным производительным ресурсом, а труд сельскохозяйственных рабочих — единственной субстанцией общественного богатства. Физиократы рассматривали промышленность и торговлю как бесплодные отрасли человеческой деятельности.

Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и дрКурс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. — Мн.: Интерпрессервис, 2003. — C.219..

Этот фактор включает в себя следующие элементы экономической теории. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. — М.: Инфра-М. — 2008. — C.293.:

1) сельскохозяйственные земли;

2) леса;

3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;

4) химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;

5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;

6) космические явления и процессы;

7) пространство Земли как место размещения вещественных элементов экономики, а также околоземное пространство.

Земля как фактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля, в отличие от других факторов производства, имеет неограниченный срок полезного использования и не может воспроизводиться по своему желанию. Во-вторых, по своему происхождению это естественный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. — М.: Дело, 2002. — С.359..

Одной из важнейших характеристик земли является ее ограниченность.

В связи с этим для земли как фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако мы лишь частично расширим закон убывающей отдачи от добычи природных ресурсов. Например, в нефтедобыче использование дополнительных единиц работы приведет к тому, что скважина быстро закончится, и брать из нее будет просто нечего.

Землевладение означает признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях и подразумевает собственность на землю. Землепользование же обозначает пользование землей в установленном обычаем или законом порядке (без собственности на землю).

6 стр., 2880 слов

Теория издержек производства

... особенностей издержек производства на этапе становления рыночных отношений. §1.Издержки производства Экономические издержки ... к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. ... факторов производства). Именно цены факторов производства определяют то количество земли, труда, ... издержки -- это издержки на собственный и без помощи других используемый ресурс. K примеру, заработная плата, рента, ...

Из этого можно сделать вывод, что тот, кто владеет или использует землю, получает определенные выгоды. В связи с этим по поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму — земельную рентуМусин Б.М. Современные агроэкономические отношения в свете теории ренты // Экономические науки, 2009. — №9. — С.99..

Основы теории ренты были разработаны английскими классиками А. Смитом и Д. Рикардо в конце XVIII — начале XIX в. Присвоение этой категории означало признание объективных экономических законов в такой сфере деятельности, как сельское хозяйство, и их распространение на землевладельцев.

Следует отметить, что в современной экономической теории понятие ренты не сохранило своего первоначального значения. Например, у Д. Рикардо, наиболее точно объяснивший законы ренты, определяется как особый вид дохода, который идет собственнику земли при распределении общественного продукта.

У современных экономистов, особенно у последователей субъективной школы, понятие ренты шире: ею обозначают любой дифференцированный доход вообще, особенно когда этот доход порождается невоспроизводимым по желанию фактором (например, владелец хорошего голоса не может передать его другому; великий художник не может быть заменен никем другим и т. п.).

Обладатели таких факторов получают ренту.

Следовательно, в неоклассической теории рента — это доход, получаемый любым владельцем активов, которые естественным образом или искусственно ограничены по отношению к спросу. Для выражения этого явления также используется более общая категория: экономическая рента. В то же время неоклассическая теория также рассматривает доход от аренды в первую очередь как доход, связанный с землевладением и землепользованием. Рента, следовательно, есть форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, т. е. приносит доходМусин Б.М. Современные агроэкономические отношения в свете теории ренты // Экономические науки, 2009. — №9. — С.100..

В чем же состоят различия в сущности земельной ренты в трактовке классиков и неоклассиков? Для ответа на этот вопрос выделим основные положения теории ренты Д. Рикардо, которая занимает центральное место в его научном наследии, а также К. Маркса, развившего некоторые положения своего предшественника.

У Д. Рикардо и К. Рента Маркса выражает отношения между тремя экономическими субъектами: землевладельцем, фермером и наемным сельскохозяйственным рабочим. Фермер-предприниматель, как и любой другой предприниматель, организует производство с целью получения прибыли, но, сдавая землю в аренду у собственника земли, он не может полностью присвоить полученную прибыль. Фермер должен отдать часть ее землевладельцу в виде платы за пользование землей. Эта часть и принимает экономическую форму ренты.

Что является источником этой прибыли? У физиократов и в какой-то мере у А. Смита эта прибыль является продуктом земли, «даром природы». Д. Рикардо опроверг такой подход и показал, что земля не создает ренту. Доказательством того, что плодородие земли, по крайней мере само по себе, никогда не может приносить ренту, являются, по его мнению, новые страны или колонии. Если в них больше земли, чем необходимо для нужд населения, они не дают ренты, даже если они очень плодородны. «Кто подумает покупать право на обработку земли, когда столько земель свободных и, следовательно, готовых к услугам кого угодно?» Так когда же появляется рента? Только тогда, когда «рост населения вынуждает разрабатывать земли низшего качества или хуже расположенные». Вот узловой момент теории Рикардо: рента основана на редкости хороших земель и необходимости прибегать к использованию относительно худших земель Мусин Б.М. Влияние ренты на формирование земельных отношений // Экономические науки, 2009. — №8. — С.86..

4 стр., 1748 слов

Теория земельной ренты (3)

... раскрыть сущность понятия земельной ренты проанализировать её основные варианты Объектом данной работы является теория земельной ренты. Предложение земли Особенностью земли как экономического ресурса ... активную роль спроса. В условиях неэластичного предложения земли цена земли и абсолютная рента всецело зависят от изменения спроса. Дифференциальная рента Земля различается ("дифференцируется") ...

Однако возникает вопрос: как этот сугубо негативный факт — отсутствие плодородной почвы — может приносить доход? В конце концов, нехватка хорошей земли скорее является естественной предпосылкой возникновения ренты, чем ее источником.

Рикардо показал, что таким источником являются затраты на дополнительную рабочую силу при эксплуатации худших земель, на основе которых формируются рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, ренту создает не земля, а труд, необходимый для производства продуктов питания на земле худшей категории из всех, кто занимается этим бизнесом. Но почему цены формируются в соответствии с производственными затратами в худших районах? Ответ прост: никто бы не стал возделывать худшие участки, если бы не было условий для возмещения понесенных на них затрат. Значит, те, кто эксплуатирует лучшие земли, несут меньшие издержки и в результате имеют после реализации продукции некий излишек, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этот доход при передаче собственнику земли принимает форму дифференциальной ренты.

А как насчет землепользователей худших участков? Теория Д. Рикардо утверждает, что эта категория земли не дает дифференцированного дохода и, следовательно, не дает ренты, потому что она только возмещает затраты на возделывание земли. Из каких же доходов тогда землепользователи этих участков платят за аренду владельцам земли? Теория Д. Рикардо не дает ответа на этот вопрос. Эта проблема была разработана К. Марксом в теории абсолютной ренты.

Абсолютная рента — это та часть дохода предпринимателя-землепользователя, которую он отдает в форме ренты собственнику земли. Следовательно, даже самые плохие земли должны приносить доход тем, кто их эксплуатирует. Каков его источник?Мусин Б.М. Влияние ренты на формирование земельных отношений // Экономические науки, 2009. — №8. — С.87.

Дело в том, что предприниматель, вкладывая свой капитал в земледелие (в добычу природных ископаемых, лесоразработки и т. д.), рассчитывает получить на него среднюю прибыль, т. е. такую же, как и всякий другой предприниматель в любой отрасли. Без этой возможности он не вложил бы свой капитал в землю, а вложил бы его в какую-нибудь другую сферу. Следовательно, общая прибыль предпринимателя-землепользователя должна быть выше, чем прибыль предпринимателей, занимающихся другой деятельностью. В противном случае ему неоткуда брать средства на арендную плату.

4 стр., 1779 слов

История правового регулирования земельных отношений

... Особенности отношений «земли» как объекта правового регулирования Отсутствие в российском законодательстве понятий «земля», «почва», «земельный пай» и «земельный строй» и, конечно, земельных отношений затрудняет определение предмета земельного права. Для того чтобы определить предмет земельного права, необходимо ...

Таким образом, абсолютная рента, так же как и дифференциальная, связана не с природой земли, а с особыми отношениями собственности, т. е. с фактом существования монополии на землю как на объект частной собственности. Абсолютная рента исчезает, если собственником земли становится предприниматель. Однако, в отличие от дифференциальной ренты, абсолютная рента выплачивается за всю арендуемую землю, как лучшую, так и худшую.

Неоклассики взяли анализ спроса и предложения в качестве основы для объяснения происхождения земельной ренты. Уникальность земли как фактора производства заключается в ее ограничениях, владении недвижимостью, а не перемещении. Предложение земли является абсолютно неэластичным по цене, т. е. даже в условиях значительного роста цен предложение земли остается фиксированным.

Фиксированное предложение земли означает, что цены на землю определяются спросом на нее. Как же формируется спрос на землю?

Прежде всего следует отметить одну важную особенность: земля используется как в сельскохозяйственных, так и в несельскохозяйственных целях, что обусловливает существование двух видов спроса на землю:

D cx — сельскохозяйственный спрос, Dнсх — несельскохозяйственный спрос. Совокупный спрос на землю D представляет собой сумму двух указанных видов спроса Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. — М.: Дело, 2002. — С.364.:

D =D cx +Dнс x

Сельскохозяйственный спрос на землю обусловлен спросом на продукты питания. Это зависит от плодородия почвы, а также от расположения сельскохозяйственных участков — степени удаленности от центров потребления продуктов питания и сырья.

Спрос на продовольствие неэластичен: люди не могут жить без пищи, поэтому спрос на основные продукты питания мало изменяется даже при значительном изменении цен. Это означает, что в результате увеличения предложения продуктов питания очень вероятно снижение цен на продукты питания и, наоборот, даже небольшое уменьшение объема предложения может вызвать рост цен на продукты питания.

Важным фактором, влияющим на спрос на землю в сельском хозяйстве, является постепенное сокращение доли продуктов питания в потребительском бюджете. По мере повышения доходов все большая часть их расходов приходится на непродовольственные блага (жилье, автомобили, путешествия и т. д.).

Это отражается в том, что доля сельского хозяйства в национальном доходе падает. Поэтому, как подчеркивает Р. Нуреева, «если численность занятого в аграрном секторе населения не будет уменьшаться такими же темпами, как расходы на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будут постоянно увеличиваться. Естественно, это в конечном счете отражается и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении»Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — М.: Изд-во «НОРМА». 2002. — С.249..

Что касается спроса на земли несельскохозяйственного назначения, то он имеет устойчивую тенденцию к росту. Есть разные типы спроса на земли несельскохозяйственного назначения: для жилья, инфраструктуры, промышленного спроса и даже инфляционного спроса. При высоких темпах инфляции страхование от обесценивания денег приводит к увеличению спроса на недвижимость, в том числе землю.

3 стр., 1191 слов

Земельное законодательство РФ

Одним из основных принципов земельного законодательства является «платность использования земли», согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ... целей оценки факторы, характеризующие каждый земельный участок. Это создаст равные условия в отношении налоговой базы для собственников земельных участков, поставленных на государственный ...

Таковы основные особенности предложения и спроса на землю.

Теперь мы можем построить модель взаимодействия спроса и предложения земли (рис. 1).

Точка пересечения кривой спроса D, с кривой предложения S, соответствует равновесию на рынке земли, т. е. земельной ренте R, которую получает собственник земли.

Рис. 1 Равновесие на рынке земли: изменения земельной рентыИвашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. — М.: Дело, 2002. — С.365.

Глава 2. Законодательное регулирование земельных отношений в России

Развитие современного земельного права зависит от нескольких факторов. Одно из них — адекватное правовое сопровождение формирования рынка земли и отдельных его сегментов.

Отметим, что законодательное регулирование в этой сфере в целом следует основным тенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение ряда как стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.

С этой целью уже сформирована система правовых механизмов воздействия на земельные отношения, закрепленная в ряде законодательных актов. Помимо Земельного кодекса Российской Федерации, в действующие федеральные законы включены федеральные законы от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 18 июня 2001 г n. 78-ФЗ «О землеустройстве» от 10 января 1996 г n. 4- Федеральный закон «О реабилитации» и др. В развитие этих федеральных законов было принято большое количество подзаконных нормативных актов. Среди важнейших — Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном контроле над почвой» от 28 ноября 2002 г. 846 «Об утверждении Положения о государственном мониторинге земель» и другие. Кроме того, на уровне субъектов Российской Федерации действует более ста земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и регулирующих в основном отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения. Достаточно разветвленная система современного земельного права дополняется объемным перечнем нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формирование земельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренне взаимосвязанную нормативную правовую базуГалиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. — №12. — С.30..

Наиболее распространенное представление о земельном законодательстве, сложившееся в последнее время и вошедшее в академические курсы, можно свести к тому, что это — самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему норм и нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства (конституционного, гражданского, уголовного, административного).

При этом нормы, составляющие правовой механизм, в зависимости от задач, носят как публично-правовой, так и частноправовой характер и направлены, прежде всего, на обеспечение баланса частных и публичных интересов, касающихся земли в обществе. Важное, если не решающее значение придается взаимосвязи и сочетанию этих механизмов в регулировании земельного права.

Специальное правовое регулирование земельных отношений и, как следствие, наличие в российской правовой системе земельного законодательства — это исторически сложившаяся особенность российского права, которая выражается в необходимости: 1) внятного и системного изложения в законодательстве положений о роли государства в регулировании земельных отношений; 2) отражения в их регламентации многообразия интересов, направленных на одни и те же земельные территории, обеспечения их баланса: 3) учета региональных аспектов регулирования земельных отношений на всей территории РФ Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. — №12. — С.31..

В целом, на основе этого подхода в настоящее время разрабатывается система земельных правовых актов, которая в самом общем виде представлена ​​следующим образом. В основе земельного правового регулирования находятся конституционные нормы (ст. 9, 36, 72, 76 Конституции РФ).

Согласно этим нормам, законодательство определяет общий подход к земле как к объекту ценности — природному ресурсу и недвижимому имуществу, наследию народов, проживающих на данной территории — пространству общественной жизни. Кроме того, законодатель не отступает от конституционного положения, согласно которому земля может находиться в частной, муниципальной, государственной собственности. Формирование системы земельного законодательства осуществляется под воздействием положений ст. 72, 76 Конституции РФ, исходя из которых земельное законодательство, находясь в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, формируется из законов обоих уровней.

Такова сейчас ситуация с формированием и систематизацией земельного права. При этом сохраняется необходимость разработки законодательного регулирования отношений, которые периодически меняются. В результате продолжаются дискуссии о правильном и логически правильном построении земельного права.

Современное земельное законодательство, формируя особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении, не ставит целью изолировать землю от общего имущественного оборота, как это было еще сравнительно недавно. Роль земельно-правовых норм заключается, наоборот, в адекватном, приемлемом как для частных, так и для публичных интересов включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом специфики земли как объекта правоотношений. Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре ЗК РФ и земельного законодательства в целом, — учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения, в том числе на разные отношения земельного рынка (оборот сельскохозяйственных земель, оборот земель для обеспечения застройки и др.) Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. — №12. — С.33..

Таким образом, в реструктуризации современного законодательства о земле, как мы считаем, нет острой необходимости. Действующая система законодательства в данном случае имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации решений государственной земельной политики.

На мой взгляд, немаловажно и то, что развитие законодательства о земле создает почву для продолжения реформирования земельных отношений с обеспечением по мере сил социальной стабильности в этой сфере. Как известно, общественные земельные отношения в России в настоящее время чрезвычайно напряжены.

Специфические черты современного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательстве при помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты как гражданского, административного, так и земельного законодательства. Распределение ролей в регулировании оборота земель между земельным и гражданским законодательством, по моему мнению, заключается в следующем.

Общие нормы гражданского законодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и, если нормами земельного законодательства не установлено иное, всегда выступают основанием выстраивания отношений между сторонами по приобретению или прекращению прав на землю. Гражданское законодательство направлено на обеспечение прав сторон при совершении сделок с землей, гарантирование права собственности и иных прав на землю. Иными словами, в деле достижения стабильности отношений между конкретными участниками оборота земель гражданское законодательство играет важную роль. Тем более, что способы обеспечения прав и исполнения обязанностей оказываются сходными или идентичными при вхождении лиц в любые имущественные отношения, что, пожалуй, можно считать дополнительным условием их незыблемости. Кроме того, общие нормы гражданского законодательства оказываются в основе создания единого согласованного оборота всех видов имущества помимо земли Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. — №12. — С.34..

Роль земельного законодательства в данном случае состоит в реализации основных направлений государственной политики в области регулирования оборота земель, в том числе предупреждении и ликвидации «провалов» рынка земли, обеспечении земельными ресурсами менее защищенных участников земельного рынка и тех субъектов, которые по своей социальной роли или статусу участниками рынка не являются. Такое законодательство должно быть основано на исследовании состояния оборота и общего развития земельных отношений в обществе и по сути представлять собой совокупность взаимосвязанных специальных правовых норм, составляющих определенный механизм правового воздействия на те или иные виды отношений оборота земли Тихомиров М.Ю. Собственность на землю в РФ // Право и экономика, 2008. — №2. — С.71..

Системообразующее значение для земельного законодательства при этом имеет Земельный кодекс РФ. Данный акт не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенных в определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие законодательных и иных нормативных правовых актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это Гражданский, Уголовный, Лесной, Водное кодексы, Закон РФ «О недрах», иные нормативные правовые акты. Другая не менее существенная функция, которую выполняет Земельный кодекс РФ, — он закрепляет связанные между собой нормы, образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельные отношения (использование земель природоохранного, сельскохозяйственного назначения, предоставление и использование земельных участков для строительства и др.).

Данный подход обусловливает включение в Кодекс специальных частноправовых и публично-правовых норм об использовании земли, а также основания и степень их взаимодействия. Частноправовые или публично-правовые по своему характеру нормы ЗК РФ имеют смысл только в составе общего механизма правового воздействия на земельные отношенияТихомиров М.Ю. Собственность на землю в РФ // Право и экономика, 2008. — №2. — С.72..

При этом перед регулированием земельных отношений стоит и большое количество задач. В частности, ряд вопросов решается уже сейчас в связи с развитием правового регулирования отношений в области использования земель в сельскохозяйственном производстве, с проблемами предоставления земельных участков в целях недропользования, использованием земельных участков собственниками линейных объектов. Известное место занимает и корректировка законодательства для преодоления негативных факторов реализации реформы и развития рынка.

Дальнейшее развитие регулирования рынка земли потребует также обеспечения завершения процедуры формирования и учета земельных участков; упорядочения учета земельных участков как объектов правовых отношений; обеспечения прозрачности и непротиворечивости информации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки, что необходимо для стабильности земельных отношений. Это и есть правовая основа гарантий прав землевладельцев и лиц, приобретающих земельные участки.

Совершенствование необходимо и в области регламентации отношений оборота земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе целесообразно ликвидировать пробелы в регулировании отношений по переходу права собственности на землю от одного публичного образования к другому), а также отношений в области аренды земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При законодательном регулировании основных функций по управлению в области охраны и использования земли следует отграничивать данные функции от предоставленных органам государственной власти и местного самоуправления полномочий в области управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Глава 3 Особенности земельных отношений в России

Рынок земли служит объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями и было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает, как было показано ранее, особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

В числе причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора страны нередки ссылки на отсутствие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное проблемами в действующем российском законодательстве и, в первую очередь, отсутствием законодательно закрепленного права свободной купли-продажи земельных участковЭкономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — С.279..

Однако анализ действующей законодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство в России не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы для их осуществления.

В 1991-1997 гг. в России была ликвидирована государственная монополия на землю, созданы правовые условия функционирования многоукладной экономики, основанной на сочетании крупного, среднего и мелкого производстваКресникова Н. Правовые аспекты и экономическая сущность оборота земли в рыночной системе // Право и экономика, 2004. — №4. — С.63..

В таблице 1 показано, что на начало 2008 г. более половины (57,5%) всех сельскохозяйственных угодий страны находились в частной собственности сельского населения.

Фактически сделки купли-продажи земли в России имеют место. Так, по данным Росстата России, в 2008 г. было совершено около 390 тыс. сделок с землей, в том числе 56% составили сделки купли-продажи, 34%— наследования, около 9%— дарения, 1%— залога. Однако средний размер земельного участка при купле-продаже составил в 2008 г. всего 0,15 га. Иначе говоря, купля-продажа совершалась в основном с целью ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.

Таблица 1

Распределение сельскохозяйственных угодий по формам собственности и видам хозяйствования на начало 2008 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru

Формы собственности и виды хозяйствования

Сельскохозяйственные угодья, млн/га

% от обшей плошали сельхозугодий, %

Общая площадь сельскохозяйственных угодий

220.0

100,0

Передано в частную собственность

Собственники земельных долей в сельскохозяйственных производственных кооперативах, хозяйственных товариществах и обществаx

Личные подсобные хозяйства населения, садоводство, индивидуальное жилищное строительство граждан

Земли крестьянских (фермерских) хозяйств

127.7

108,0

12,2

57,5

48,6

5,5

Находится в государственной, муниципальной и совместной собственности

Специализированные сельскохозяйственные предприятия, в которых земля не приватизирована

Земли лесного фонда, промышленности природоохранного назначения

94.3

66,6

5,4

42.5

30,0

2,5

Фонд перераспределения

16,0

7,2

Госземзапас

4.3

2,8

Главный вывод из приведенных фактических данных состоит в том, что земли сельскохозяйственного назначения еще не стали объектом купли-продажи для развития товарного производства в России. При этом и существующее законодательство, и происшедшая демонополизация собственности на землю являются реальной предпосылкой для оборота земли и развития товарного производства с различными формами концентрации и централизации земли и капиталов.

Вопрос о земле и земельном рынке служит предметом постоянных обсуждений и среди экономистов, и среди политиков. Земельный вопрос привлекается, скорее, для прикрытия несостоятельности государственной аграрной политики, чем для оценки истинного положения дел в а фарном секторе страны. Впервые «земельный вопрос» был использован для оправдания неудачных попыток решить продовольственную проблему страны за счет создания фермерских хозяйств без существенных государственных затрат на основе «чувства хозяина». Социологические опросы 2001 г. показали, что подавляющее большинство фермеров в качестве факторов, препятствующих развитию их хозяйств, ссылались не на нехватку земли, а на трудности материально-технического снабжения (и сбыта продукции) и плохие социальные условия на селе. С тех пор условия для развития фермерского хозяйства не улучшились, хотя правовая проблема купли-продажи земли уже по существу не стоялаСтародумова С. К вопросу приобретения права собственности в РФ // Законодательство и экономика, 2009. — №4. — С.50..

Дело в том, что создание рынка земли не может служить самоцелью. Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Проблема заключается не столько в том нужен или нет земельный рынок, сколько в том, в какой мере существующие земельные отношения и в целом состояние российского аграрного сектора позволяют раскрыться экономическим функциям рынка земли как одного из объективно необходимых элементов рыночного механизма, способствующего экономически эффективному развитию сельского хозяйства.

В экономическом смысле рынок земель сельскохозяйственного назначения — это совокупность экономических институтов, обеспечивающих решение таких задач как реализация прав собственников земельных участков на получение общественно нормального дохода при их продаже; равный для всех покупателей — потенциальных производителей сельскохозяйственной продукции доступ к сделкам купли сельскохозяйственных земель; стимулирование их рационального использования и поддержание постоянной возможности перераспределения в пользу наиболее эффективно хозяйствующих субъектов и т.пНосова С.С. Экономическая теория: учеб. — М.: Кнорус. — 2009. — С.379..

Формально многоукладная аграрная экономика вынуждена развиваться в квазирыночной среде: земельная собственность не получила адекватного рыночного содержания и экономически не реализуется.

Владение, использование, распоряжение— это юридические категории нрава собственности на землю.

Экономическая суть частной собственности на землю как на объект хозяйствования реализуется не в абстрактной возможности купли-продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением

Доход от хозяйствования на земельном участке определяет его покупку и производительное потребление. Этот доход выступает и в качестве основного объективного фактора формирования рыночной цены того или другого земельного участка независимо от конкретных методик его оценки. Иначе говоря, приобретая землю сельскохозяйственного назначения, покупатель ориентируется, как доказывалось ранее, в первую очередь на будущий потенциальный доход от использования земельного участка по его прямому назначению Носова С.С. Экономическая теория: учеб. — М.: Кнорус. — 2009. — С.380..

Нет сомнения, что главным препятствием к формированию реального рынка земли в России служит убыточность более 80% сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и наличие устойчивой тенденции к снижению рентабельности сельскохозяйственного производства (табл. 2)

Убыточность сельскохозяйственных предприятий можно расценить как отсутствие у земель сельскохозяйственного назначения не только содержательных, но и формальных признаков товара, а как следствие — отсутствие у потенциальных покупателей экономического интереса к приобретению земли и ее последующему производительному использованию. Одновременно желающие продать сельскохозяйственную землю интуитивно сознают, что потенциальная доходность земли сильно занижена вследствие финансового кризиса, спровоцированного непродуманной аграрной политикой и общей системой рыночных преобразований в стране.

Таблица 2

Финансовые результаты работы сельскохозяйственных предприятий в 1995-2001 гг. (по всем видам деятельности) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru

Годы

1995

2001

2003

2005

2007

Площадь сельскохозяйственных угодий предприятий на конец года, млн га

171,2

169,6

165,8

163,5

161.8

Чистый финансовый результат без дотаций и компенсаций, млн руб

-603,2

-32356

-40252

-46522

-998

то же в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий

-35,2

-190,8

-242,8

-284,5

-6,2

Чистый финансовый результат с дотациями и компенсациями, млн руб.

1450

-23234

-30600

-36923

5932

то же в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий

8,5

-137,0

-184,6

-225,8

36.7

Просроченная кредиторская задолженность, млн руб.

15983

38451

63838

103100

117900

За 8-9 лет аграрных реформ действительно рыночные условия для развития земельного рынка не были созданы. Вполне очевидно, что для формирования рынка земли решающее значение имеет сегодня экономическая составляющая — уровень доходности сельскохозяйственных предприятий и признание общественной значимости производимой ими продукции.

Подъем сельского хозяйства в России большинством политиков и экономистов связывается с огромными финансовыми вливаниями государства в эту сферу хозяйственной деятельности. Их отсутствие в бюджете государства отодвигает, по мнению сторонников такой позиции, решение аграрного кризиса на неопределенно длительный срок.

Между тем мировой опыт свидетельствует, что в условиях действительно рыночных отношений экономически эффективное развитие сельского хозяйства обеспечивается на основе взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования с экономическими возможностями государства в сфере производства и распределения продовольствия. При этом роль государства не сводится к прямой финансовой поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.

Главное место в механизме государственного воздействия на развитие аграрного сектора принадлежит созданию минимально достаточных общих условий для развития сельского хозяйства на принципах рыночного хозяйствования.

По объективной оценке экономистов, исследующих современные проблемы аграрного сектора России, основные причины как кризисного состояния сельского хозяйства, так и возможного его преодоления, лежат за пределами отрасли — в сфере макроэкономического регулирования.

Экономический анализ свидетельствует о наличии огромных резервов повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть практически реализованы только за счет соответствующих усилий государства. Это — осуществление государственной политики разумного протекционизма во внешней торговле продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. По некоторым расчетам, потери отечественных производителей от импорта продовольствия и сырья за 2001-2007 гг. составили около 12-13 млрд долл. в среднем в год. Следовательно, это одновременно и потеря потенциально возможных доходов отечественных производителей продукции сельского хозяйства. Существенным резервом повышения доходности сельхозпредприятий признается их освобождение от затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, которые включаются в издержки основного производства и повышают их общую величину почти на 10%. В последние годы эти затраты устойчиво превышали общую сумму дотаций и компенсаций, выделяемых сельскому хозяйству бюджетами всех уровней. Большие возможности для повышения доходности сельскохозяйственного производства содержатся в усилении контроля за целевым использованием бюджетных средствБуздалов И. Земельный парадокс в России // Общество и экономика, 2007. — №5/6. — С.59..

Главный вывод состоит в том, что до тех пор пока сельское хозяйство России будет оставаться убыточным, рынок земли как объективно необходимый элемент рыночной экономики, способствующий развитию товарного сельскохозяйственного производства, формироваться не может. Вполне осознано и другое — его формирование невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.

Заключение

На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты земельных отношений. Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др. Земля как фактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля, в отличие от других факторов производства, имеет неограниченный срок полезного использования и не может воспроизводиться по своему желанию. Во-вторых, по своему происхождению это естественный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.

По поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму — земельную ренту.

Во второй главе мы рассмотрели законодательную основу регулирования земельных отношений. Нужно отметить, что законодательство активно вмешивается в регулирование земельных отношений. В России принят Земельный кодекс, ряд норм по поводу права собственности на землю прописаны в гражданском кодексе, разработаны ряд специальных законов, регулирующих специфические отношения с землей. Анализ действующей законодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство в России не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы для их осуществления.

В третьей главе мы рассмотрели особенности земельных отношений в России. Земельные отношения в России характеризуются отсутствием комплексной и эффективной правовой базы, убыточностью сельскохозяйственных предприятий. Между тем, более половины земель находится в частной собственности, что вынуждает государство активнее регулировать данную сферу общественных отношений.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/zemelnoe-pravootnoshenie-2/

1. Земельный кодекс РФ

2. Буздалов И. Земельный парадокс в России // Общество и экономика, 2007. — №5/6. — С.54-73.

3. Галиновская Е. О развитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство и право, 2009. — №12. — С.30-35.

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. — М.: Дело, 2002. — 416 с.

5. Кресникова Н. Правовые аспекты и экономическая сущность оборота земли в рыночной системе // Право и экономика, 2004. — №4. — С.58-68.

6. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. — Мн.: Интерпрессервис, 2003. — 496 с.

7. Мусин Б.М. Влияние ренты на формирование земельных отношений // Экономические науки, 2009. — №8. — С.85-91.

8. Мусин Б.М. Современные агроэкономические отношения в свете теории ренты // Экономические науки, 2009. — №9. — С.99-104.

9. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. — М.: Кнорус. — 2009. — 798 с.

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — М.: Изд-во «НОРМА». 2002. — 572 с.

11. Стародумова С. К вопросу приобретения права собственности в РФ // Законодательство и экономика, 2009. — №4. — С.50-52.

12. Тихомиров М.Ю. Собственность на землю в РФ // Право и экономика, 2008. — №2. — С.69-80.

13. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. — М.: Инфра-М. — 2008. — 576 с.

14. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с.

15. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 592 с.