Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).
Цель моей работы показать полную систему социального регулирования и раскрыть каждый из ее элементов и их взаимосвязь между собой. Систематизация социальных регуляторов имеет большое значение для познания процессов происходящих в обществе и их регулирования законодателем.
Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обес-печения согласованного взаимодействия людей, прав человека, сти-мулирования роста благосостояния народа. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого пове-дения членов общества.
1.Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.
1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Соотношение норм права и иных социальных регуляторов
... выражающие потребность социальных систем в саморегуляции». Социальные нормы являются результатом исторического усложнения организации общества. «Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом ...
Для понимания природы действующих в обществе норм оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое его природой, — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, — социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правил работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами подобные правила принято называть техническими нормами.
3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм.
4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.
При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).
2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности людей, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т. д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.
Основные принципы социальной защиты пожилых людей
... социальная помощь пожилым людям реализуются в социальной практике на таких основных уровнях, как макроуровень и микроуровень социальной работы. Макроуровень – это меры, принимаемые на уровне государства и общества по отношению к пожилым людям ... ветеранов труда и инвалидов) в системе медико-социальной и социально-бытовой помощи пожилым гражданам, нуждающимся в поддержке и защите, занимают особое ...
3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.
Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.
5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению, М. Вебера, создать основу для суждения о взаимодействии людей Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Избр. произв. М., 1990., С. 379.. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.
Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах — мораль и право.
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм:
Регулятивная., Оценочная., Трансляционная.
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьей формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы).
Правоведение / ы / правила и нормы по охране труда / ПРАВИЛА ...
... соответствующих работ. Отраслевые правила и нормы по охране труда утверждаются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединя ...
В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования.
По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.
Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:
- процесс формирования норм;
- формы фиксации (существования);
- характер регулятивного воздействия;
- способы и методы обеспечения.
При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик. Теория государства и права /Под редакцией Корельского и Перевалова. — М., 2000, — с. 249-254
В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства у входящих в систему отдельных составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочном общественном порядке, атмосфере справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательным соблюдением норм гражданами.
Социальные нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форма санкций за несоблюдение нормы. В понятие «социальная норма» входят конкретные, так сказать, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи общественной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.
Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующую, контрольную, воспитательную функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение прав человека, законности и другие оказывают глубокое воздействие на выбор определенного варианта поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия нормы, непосредственно регулирующей данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу людей, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы и принципы находят выражение во внутригосударственном и международном праве, в действительных жизненных отношениях людей и народов.
Толкование норм права
... вопросам толкования. Сущность и значение толкование норм права (Объем толкования) Толкование права - необходимый и важный элемент право реализационного ... 2. В нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы ... историко-политический и систематический способы толкования. Уяснение является необходимым условием реализации права во всех ... общества и в первую очередь на ...
Рыночная экономика опирается прежде всего на саморегули-рующуюся систему рыночных отношений. В то же время во всех высокоразвитых странах, таких как США, ФРГ, Япония, Англия, Франция и других, государство стимулирует развитие экономики, обеспечивает сохранение социально-политической стабильности общества, повышение жизненного уровня народа. Поэтому государ-ство защищает установившиеся порядки свободного предпринима-тельства, принимает меры по предотвращению спада производст-ва, кризиса хозяйственной жизни, росту и укреплению экономики на основе достижений науки, техники, новейших технологий. Ис-пользуются такие рычаги как налоги, кредит, инвестиции, другие средства экономического и государственно-правового характера, Показателем экономического благополучия общества и в то же вре-мя рычагом воздействия на его хозяйственную жизнь, социальную, культурную сферы является бюджет государства, закон о котором ежегодно принимается высшим органом государственной власти.
Переход от командно-административной системы в хозяйст-венной жизни к рыночной экономике в Украине, других независи-мых государствах бывшего Союза ССР потребовал коренных изме-нений в формах собственности, преодоления государственной мо-нополии на орудия и средства производства, утверждения частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, мно-гообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряжен-ная с большими трудностями для народа, нацелена на формирова-ние класса собственников, создание благоприятных условий для ча-стнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое не могло преодолеть в ходе так называемой «перестройки» кризис общества.
В условиях развития рыночной экономики утверждаются са-морегулирующие начала хозяйственной деятельности общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействия государства и права на экономику. Об этом свидетельствует система мер, предпринимаемых в Украине в последний период. Политика приватизации, либерализации цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование фи-нансовой системы — все это свидетельствует об активной роли го-сударства и права в устройстве новой хозяйственной жизни стра-ны. Позитивный опыт в развитии хозяйственной жизни общества, повышении благосостояния многочисленного населения накоплен в КНР, где осуществляется курс реформ на основе соединения рынка и активной роли государства.
Несомненно, что переход к рыночной экономике, преодоление отрицательных проявлений реформ, налаживание здоровых рыноч-ных отношений и развивающейся экономики потребует значитель-ного периода в жизни страны, больших усилий народа, государст-ва. Этот переход к развивающейся экономике, устойчивому разви-тию страны, общества предполагает решительную борьбу с органи-зованной экономической преступностью, коррупцией, за утвержде-ние демократии и законности.
Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства
... объединяющим политическое и неполитическое в обществе, выступает юриспруденция, право. Поэтому наиболее зримым и действенным признаком гражданского общества следует назвать закон обеспеченность населения, или, другими словами, наличие правового государства. Правовое государство изменит ...
Политические нормы
Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношения социальных групп, классов, гра-ждан с государственной властью, отношения между классами, на-циями и народами. Политические нормы регулируют участие наро-да, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с дру-гими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан.
Гражданин — это политическая личность, свободный и равно-правный член государственной организации общества. Ему принад-лежат такие политические права, как свобода слова, собраний, улич-ных шествий и демонстраций, право участвовать в управлении го-сударством, право доступа к государственной службе, право на объ-единение.
Политические нормы различны по объему содержания регу-лируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принци-пам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, прин-цип равноправия народов, наций, равноправия государств, прин-цип единства государственной власти и принцип разделения вла-стей, принцип ненасильственного, мирного разрешения междуна-родных споров и др.
Политические нормы находят выражение в различных фор-мах: в политических декларациях, манифестах государств, в про-граммных документах политических партий, движений, конститу-циях государств. Политические нормы, выраженные в юридиче-ских актах государства, приобретают в то же время значение пра-вовых норм. Вопрос о соотношении политических норм и права не решается однозначно. В отечественной литературе высказывались противоречивые взгляды по вопросу о соотношении политики и права. Однако жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и полити-кой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права Право и политика в современной России. М., 1996. С- 5.. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть вы-ражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая нор-ма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами.
Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом «политизировать» все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т. е. нормой частного права и нормой конституционного, административного, финансового права, политический характер которой определяется ее предметом регу-лирования. Нормы конституционного, государственного права пред-ставляют собой политические нормы в юридической форме.
Формирование горного права в российском государстве в конце XIX
... российского дореволюционного горного права, советского права недропользования. Это объясняет всевозрастающий научный интерес к истории становления системы правового регулирования пользования недрами в Российском государстве. К началу ... отрасль горного права в полной мере заявила о себе как комплексная отрасль права, имеющая в своем составе нормы и административного, и гражданского права, призванная ...
Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются полити-ческими нормами, которые выражены в юридическом акте. К поли-тическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регу-лирующие отношения законодательной, исполнительной и судеб-ной власти- Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отноше-ний, получает еще на стадии разработки экономическое, социаль-ное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. Еще в Древнем Риме утверждали: «Solus populi suprema lex» («Благо народа — высший закон»), что являлось свидетельством политического и гуманистического подхода Римского государства к оценке содержания и цели его.
В условиях переходного периода Украине развитие правовой системы требует внимательного учета многих факторов экономического, социально-политического, национального, культурного характера, что дает основания верно и последовательно выразить в законах, других правовых актах жизненные интересы народа.
Религиозные нормы
Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. — т.2. — с. 72-73
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессу-альные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современ-ных исламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).
Международное право в правовой системе РФ
... ГЛАВА 2. Международное право в правовой системе РФ 2.1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности ... дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляющие особый интерес для Государственной автомобильной инспекции МВД. Можно ... и международно-правовым регулированием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду ...
Общая теория права. /под ред. Пиголкина. — М.. — 1996. — с. 116-117
В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. — т.2. — с. 73
В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного вос-стания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признава-емых и установленных православной церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы. После отделе-ния церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.
В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Сред-ней Азии и Кавказа.
В настоящее время нормы, установленные религиозными ор-ганизациями, соприкасаются с действующим правом в ряде от-ношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или со-вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответ-ствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.
Гражданину Украины предоставлено право за-менять военную службу выполнением альтернативной граждан-ской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов граждан-ского состояния либо других государственных органах, правомоч-ных выдавать такие документы.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. Общая теория права. /под ред. Пиголкина. — М.. — 1996. — с. 117-118
Мораль
Мораль (нравственность) — вид социальных норм, охватывающий своими оценками почти все сферы общественной жизни.
Моральные нормы имеют следующие признаки:
1) Нормы морали устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло, а что добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат.
Религиозные тексты как источник права в отдельных правовых системах
... работы базируется на научных трудах по философии права и религии, общей теории государства и права, конституционного права, религиоведения, психологии и социологии религии. Разработка авторского видения проблем правопонимания, взаимодействия и взаимовлияния правого и религиозного ... исследования соотношения права и религии в процессе формирования права и функционирования правовой системы, что будет ...
2) Моральные нормы, как правило не требуют какого-либо документального оформления, в отличии от норм права, они находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким.
3) Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Невозможно, например, достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, мира и вражды, любви и ненависти, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества. Нечитайленко А.А. Основы теории права. — Х. — 1998. — с. 16.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношения к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие — отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 — 170.
В обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, древнейшем нор-мативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравст-венные ценности. Так называются достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нрав-ственные идеалы, для поддержания и более полного осуществле-ния которых общество должно предпринимать постоянные уси-лия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравст-венных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть.
Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стер-жень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел-лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значитель-ная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе «золотое правило»).
Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование дей-ствий и отношений осуществимо лишь там, где объективно су-ществуют доказуемость и исполнимость правоотношений средст-вами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.
Исторически сложилось так, что в любом обществе, где суще-ствуют право и мораль, правом регулируются отношения, связан-ные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотноше-ния, их задач и правомочий по отношению к обществу), с при-менением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности право-охранительных органов), с охраной и регулированием собствен-ности (отношения производства, обмена, торговли, распределе-ния, налоговые отношения и др.).
Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оце-нивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регу-лирует множество личных, бытовых и других отношений, подвер-женных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.
Мораль ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей, групп, классов к праву, к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, мораль-ная оценка соотношения законодательства и практики его осу-ществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушаю-щего его государства («закон что дышло, куда повернул, туда и вышло»).
Общая теория права. /под ред. Пиголкина. — М.. — 1996. — с. 106-107
Право
Право — форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Выражена в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие права от морали. Такое понимание права было четко сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривавшими его как возведенную в закон волю господствующего класса, и развито В. И. Лениным, указавшим на связь права с государственным принуждением. Последнее объясняет, почему понятие общенародного права, будучи применимо к социалистическому обществу после победы в нем социалистической революции и возникновения общенародного государства, в то же время неприменимо к обществу первобытному, где отсутствовало какое-либо государство. Отдельные упоминания Ф. Энгельсом право применительно к доклассовому, догосударственному обществу касаются только таких заимствованных у И.-Я. Бахофена традиционных словосочетаний, как «материнское право» и «отцовское право» Это, однако, не означает, что право создается государством: они вызревают вместе в процессе генезиса институтов классового общества. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.—Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4
По другой трактовке, распространенной преимущественно в западной науке, Право — форма общественного сознания и соответственно социальной регуляции, выраженная в наиболее важных нормах (по распространенному определению, составляющих «минимум морали») и обеспеченных каким-либо принуждением. Принципиальное различие этих трактовок состоит в том, что, согласно первой, право возникает вместе с государством и является его функцией, а согласно второй, — существовало всегда. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967, с. 124
В марксистской теории право и этнографии преобладает взгляд, что право развилось из социальных норм или обычаев, т. е. опривыченных правил поведения, эпохи классообразования, из числа которых формирующееся или сформировавшееся государство отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, эксплуатации, власти и привилегий) и, придав им силу закона, сделало так называемыми юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой право Этот первоначальный пласт —так называемое обычное право— по большей части сохраняет следы своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям сторон, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфическими символами, ритуалами, сценариями судопроизводства (см. Суд) оно всегда этничнее других источников, или форм, права Так, по «Але-маннской Правде» тяжущиеся о земле должны были в присутствии графа водрузить пограничный знак, обойти спорную территорию, взять с середины кусок дерна и вручить графу, а затем в судебном поединке призвать бога в свидетели своей правоты и сражаться над этим куском дерна; победивший выигрывал тяжбу, а побежденный платил 12 солидов пени. Другие источники, или формы, право—судебная практика (казуальное, или пре-цедентное, право) и законодательство (статутное право) —также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее конкретными и красочными, а следовательно и менее этничными. Все три источника, или формы, право вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы права индуизма и конфуцианства, в которых велика доля освященных религией юридических обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее — статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-американское право, в значительной мере основанное на прецеденте и сохра-нившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального права статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность права. Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии, с. 287-289.
Признаки права:
1 признак — нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.
Говоря о системе норм, нормативности права как об одной из важнейших его особенностей и черт, следует отметить, что нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или “замкнутости” права одними только нормами — правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.
Спор между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю.
Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каждая, когда оно рассматривается лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров, каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена “узко” или “широко” понимаемого права. Более того, в некоторых случаях “нормативистское” понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г.Кельзен — основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок (“правовой порядок представляет собой систему норм”), государство как “установившийся порядок”, другие государственно-правовые явления.
2 признак — формальная определенность
На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.
3 признак — системность
Естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — право человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей.
Смысл социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получали официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права.
Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное право, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведение естественного права в закон. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства.
4 признак — интеллектуально — волевой характер права
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
5 признак — обеспеченность возможностью государственного принуждения
Попытки произвольного, умозрительного “конструирования” отдельных правовых актов или системы норм неизбежно ведут к негативным или же к непредсказуемым последствиям. Такого рода оторванные от жизни, от реальной действительности системы, а точнее — псевдосистемы, без риска ошибиться, можно охарактеризовать известным изречением Гете из “Фауста”: “Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются”.
Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.
Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относительно самостоятельных институтов?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.
Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный российский правовед Г.Шершенев ………..