Религиозные тексты как источник права в отдельных правовых системах

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА

1.1. Подходы к пониманию природы религиозного права,

Определение общих черт и различий права и религии, установление соотношения этих явлений, позволяет более детально рассмотреть вопросы влияния религиозного фактора на процесс правообразования. Особое внимание к этому вопросу объясняется необходимостью исследования источников и главных детерминант генезиса и функционирования правового регулятора в обществе.

Многими современными авторами, в зависимости от типа правопонимания, в той или иной степени признается значение религии в процессе формирования, как права в целом, так и отдельных его отраслей. Например, С.С. Алексеев считает, что без учета глубинных духовных основ жизни общества, находятся «по ту сторону» представлений, ни окакой свободе личности, свободе воли, права человека, ответственность и личную вину (а значит — и правовую традицию в целом — Д. В.) речи быть не может А.И. Ковлер указывает на особенности различных религий, обусловливающих специфику развития правовых систем отдельных стран. Р.А. Папаяни акцентирует внимание на библейском коренные современного права. М.И. Хавронюк отмечает, что уголовное право государств Европы тесно связано с христианской религией. Однако, в науке продолжает ощущаться свойственно советским ученым негативное отношение к религии как средства регулирования общественных отношений, вызывает желание прибегнуть к попытке рассмотреть указанную проблему только в отношении отдельных исторических этапов. Такое видение обосновывает, в частности, О.Е. Лейст, хотя и указывая при этом, что именно религия сыграла важнейшую роль в возникновении права. А.А. Лукашова ограничивает рассмотрение взаимодействия права и религии эпохами древних цивилизаций и средневековья, констатируя, что сейчас эти регуляторы лишь предоставляют друг другу определенную поддержку.

На стадии возникновения права значительный его объем составляют, прежде всего, религиозные нормы. Перенесены в действующее право путем санкционирования, они становятся официальными, получают защиту со стороны государственной власти. Как исторически первоначальный общественный регулятор религия, своим авторитетом закрепляет определенные масштабы разрешенной или нежелательной для общества поведения, предоставляя им характер должного. На данный момент обратил внимание еще Ш. Монтескье, указывая, что, поскольку определенные отношения считались «нечистыми» или запрещенными, и одновременно были нужны (речь идет о брачных отношениях), приходилось обращаться к религии, чтобы в одних случаях их узаконить, а в других — отрицать [17, с . 568].

10 стр., 4801 слов

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

... права. Конституции РМ Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан. Ст. 16 Конституции закрепила положение о равенстве всех граждан перед законом и властями, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, ... права человека выражено в принятии Конституции Республики Молдова (раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности»). В историческом развитии прав и свобод ...

Введение

Введение

Актуальность темы исследования. Демократизация общества, происходит в нашей стране с начала 90-х годов ХХ в., Обусловила рост духовной свободы человека, следствием естественное повышение уровня религиозности населения, увеличение количества действующих в стране религиозных организаций, усиления влияния религиозных структур на государственно-правовые процессы. С учетом этого, одной из задач юридической науки является рассмотрение соотношения права и религии в новых общественных реалиях выступает необходимым условием формирования взвешенной правовой политики в этой сфере, совершенствования законодательства и введение оптимальной модели отношений государства и церкви.

Актуальность проблемы исследования усиливается тем, что в условиях методологической плюрализация современной юри спруденции, преодоление идеологического монизма и привлечения опыта зарубежных правоведов стоит задача пересмотреть основные вопросы места права в системе социального регулирования. Особенно это касается соотношения права и религии, поскольку последний советской наукой, которая базировалась на марксистской философии и социологии религии, отводилась преимущественно консервативная, негативная роль в комплексе нормативной регламентации социума. Такая позиция не может считаться удовлетворительной и дополнительно обосновывает важность переосмысления указанной проблематике.

Следует также отметить, что несмотря на определенный «ренессанс» религиозной тематики, который наблюдается в современной юридической литературе, в научных трудах почти нет попыток теоретической разработки соотношения права и религии. Существующие же исследования в этой области довольно часто характеризуются фрагментарностью. На монографическом уровне они преимущественно или обращены к проблемам свободы совести и правового статуса религиозных организаций, или же рассматривают влияние на право положений отдельного вероучения. Почти без внимания ученых-юристов остаются формы влияния религии на правообразования, недостаточно полно изучено природу религиозного права, а религиозный фактор в научных поисках компаративистов освещается в основном в пределах традиционных или религиозных правовых систем. К этому надо добавить, что религиозную окраску некоторых работ, а иногда — спорность их отправных положений (например, тезисы о правильности или ошибочности догматов той или иной конфессии в контексте государственно-правового развития и т.п.) тоже не способствует решению вопросов взаимодействия права и религии именно в юридической плоскости.

Таким образом, в настоящее время существует потребность концептуального, основанного на современной методологии исследования соотношения права и религии в процессе формирования права и функционирования правовой системы, что будет способствовать решению ряда проблем общей теории государства и права, а также улучшению качества и эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности.

7 стр., 3340 слов

Религия и международное право

Религия и религиозные государства оказывают существенное влияние на международные отношения и право и в ... воспитания. Влияя на мораль, религия воздействует и на право. Цель работы – охарактеризовать соотношение религии и права. Основной нормой поведения человека ... и религиозно-философской основой мусульманского государства и права, исходным моментом в процессе их возникновения и развития. Однако Коран ...

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы работы базируется на научных трудах по философии права и религии, общей теории государства и права, конституционного права, религиоведения, психологии и социологии религии.

Разработка авторского видения проблем правопонимания, взаимодействия и взаимовлияния правого и религиозного регуляторов, модели отношений государства и церкви основывается на тщательное изучение трудов современных российских ученых, в частности, С.С. Алексеева, К. Бабаева, М.И. Байтина, В.А. Бачинина, Н.В. Варламов, М.Ю. Варьяса, А.М. Величко, В.А. Четвернин, О.В. Зайчука, Ю.А. Зюбанов, А.И. Ковлера, О.Е. Лейста, А.А. Лукашова, С.И. Максимова, А.В. Мартишина, М.М. Марченко, В.В. Момотова, В.С. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, Н.М. Онищенко, Ю. Оборотова, В.В. Бархатного, О.В. Петришина, А.В. Полякова, М. А. Придворова, П. Рабиновича, Р.А. Ромашова, Л.С. Сюкияйнена, А.А. Тер-Акопова, Л.Б. Тиунов, В.А. Туманова, И.И. Царькова, М.В. Цвика, И.Л. Честнова, В.Е. Чиркин; а также современных зарубежных специалистов — Ж.-Л. Бержель, Т. Бендитта, Г.Дж. Бермана, А. Гьоффе, Р. Давида, М. Элона, Ю. Кардави, И. Касдан, Дж. Кина, Д. Ллойда, Ф. Люшера, П. Рикера, К. Скиннера, С. Феррари, Р. Ципелиуса.

Цель и задачи исследования. С учетом современного состояния научной разработки проблемы, целью работы является анализ, на основании современного правопонимания, проблемы регигиозных текстов как источника права и функционирования правовой системы и определение на этой основе

Фрагмент работы для ознакомления

296].Закон в понимании позднеримских и романо-германского права в мусульманском понимании не существует. Согласно теории мусульманского права государство в лице правителя- монарха или в более поздние времена — парламента, не может творить право, быть законодателем. Теоретически только бог имеет законодательную власть. То есть, основы мусульманского права создаются только самим Аллахом и его посланниками и его пророком Магометом. Что же касается правителя, то он, следуя праву, издает только административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия.Правитель в мусульманских странах был наделен огромной властью. Выданные им акты всегда имели большое значение. Однако все его акты никогда не должны были противоречить основным предписаниям ислама [1, с. 199].Классическая мусульманско-правовая доктрина о вопросах относительно источников права основывается на учении Аль-Шафии о «четырех корни шариата». Разработана в конце VШ ст. как ответ на угрозу раскола в мусульманском праве, она стала с тех пор господствующей во всех мазхабах. Итак, согласно доктрине «четырех корень» выделяется следующие четыре источника мусульманского права: Коран, Сунна, иджма и кияса.Первым и главным источником мусульманского права, его непоколебимой основой является Коран.

Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установки, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, которые были провозглашены Магометом в Мекке и Медине.Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и которые имеют слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран учит мусульманина выражать сочувствие слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать судьям взятки, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в нем не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов, правила поведения касаются в большей степени молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в узком смысле, относящиеся, например, к семейному праву, он не содержит единой системы правил, а лишь предлагает решение нескольких проблем, которыми занимался пророк Магомет, будучи судьей. Согласно Корану, в этой роли пророк Магомет всегда опирался на положения обычного права, меняя его только тогда, когда оно казалось ему неполным или противоречило его целью изменить старый арабский трайбализм общностью людей, связанных верой в Аллаха.

8 стр., 3515 слов

Источники мусульманского права

... судебную систему, юридическую практику в целом.[2] В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных норм: предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказывании ...

Так, в обычном праве арабов Магомет нашел правило, согласно которому право наследования имели лишь родственники умершего мужского рода. Магомет изменил это правило, признав, что дочери, вдовы и сестры умершего имеют право наследования наравне с наследниками мужского рода [10, с. 3 часа ].Наряду с положениями сугубо религиозного и философского характера, Коран содержит положения и чисто юридические. Однако их недостаточно для того, чтобы составить кодекс; некоторые основные институты ислама в Коране даже не упоминаются.Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни как книгу права, ни как кодекс мусульманского права. Именно поэтому мусульманский судья при отправлении правосудия обращается напрямую не к Корану, а к книгам, которые написаны авторитетными юристами, учеными-богословами и включают в себя толкования Корана.Своеобразным итогом толкования Корана является Суна. Суна (сона, Сюна) — арабское слово, означающее «обычай», обычай, сложившийся в мусульманской общине по какому-либо религиозного или юридического момента.Также Суна в переводе с арабского означает путь, дорога. В исламском законодательстве под Суно понимают высказывания и действия Мухаммеда, то есть его жизненный путь с тех пор, как он стал пророком (хадисы).Суна состоит из двух частей: а) правила, которые следует выполнять постоянно и которые пропускаются только в крайних случаях; б) правила, которые выполняются не всегда.В отличие от Корана, который содержит высказывания самого Магомета, Суна является сборником Адапте, традиций, касающихся действий и высказываний самого пророка, воспроизведенных и обработанных рядом известных на то время (VII — IX в.) Богословов и юристов. Суна передавалась из уст в уста последователями Магомета и была зафиксирована виде хадисов (рассказов) [8, с. 258].Мусульманские юристы единодушно выделяют в составе мусульманского права две группы норм, первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую — нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе других рациональных источников [12, с. 21].Пригодность мусульманского права для любых общественно-исторических условий объясняется также тем, что его основополагающие источники — Коран и Сунна — допускают в случае своего молчания использования рациональных приемов видшуковування решений в конкретных конфликтных ситуациях. С помощью этих приемов, учитывая недостаточность юридических предписаний Корана и Сунны, правоведы сформулировали большую часть норм мусульманского права.Подобный путь развития нормативного содержания мусульманского права получил название «иджтихад» (буквально — «настойчивость», «исполнительность»).

20 стр., 9791 слов

Мусульманская система права

... мусульманской правовой системы была настолько значительна, что некоторые исследователи начали определять мусульманское право как право адвокатов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана ... еврейской концепции Торы. Мусульмане любят повторять, что «человечество не имеет прав, ... некоторые основные правила поведения и нормы. ...

Его характерная особенность заключалась в том, что различные школы мусульманского права, используя собственные приемы, приходили в подобных ситуациях КО не сходящихся решений [12, с. 25-26].Учитывая это выделяют иджму, которая является своеобразным средством устранения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут предоставить убедительного ответа на возникшие вопросы [1, с. 198].Итак, иджма — третий источник мусульманского права, с помощью которого искались ответы на вопросы, не решенные Кораном и Суно. Иджма представляет собой согласованный вывод древних юристов (муджтихидив) как знатоков ислама об обязанностях правоверного, предоставленный на основании толкования Корана и Сунны. В иджме появилась догма о непогрешимости и единство мусульманского общества. Выражена она от имени Аллаха двумя положениями: 1) «Моя община никогда не примет ошибочного решения»; 2) «То, что мусульмане считают справедливым, справедливо и в глазах Аллаха». На данный момент иджма является единственной догматической основой мусульманского права. Современный мусульманский судья не должен искать мотивы для решения в Коране или Сунне, поскольку их окончательное толкование предоставлено в иджме.Вступление влияния многочисленными школами мусульманского права обусловило резкий рост значения как источника мусульманского права трудов основателей и авторитетных теоретиков этих школ. Их труды стали основой науки о мусульманское право — правовой доктрины (фикх).

Несмотря на их теоретический характер, исследования сами по себе стали непосредственно действующим правом, ведь их содержанием было обоснование решений, которые принимались судьями. Сейчас фикх образуют почти 6000 работ, которые были написаны в средние века. Фикх (араб. — «Знание») — это комплекс представлений о юридических нормах, а также правила поведения мусульман. Носители этого знания — Факих ( «знатоки»), богословы-законоведы, знатоки богословских наук.Итак, кияс — это четвертый по значению источник мусульманского права, которое предоставляло возможность продолжать выводить решения новых судебных дел из практики применения ранее разработанных принципов и правил мусульманского права, не претендуя на использование иджтихада. Основателем киясу как источники мусульманского права считают Абу Халифа. Он пытался положить конец разночтением в деле примирения норм мусульманского права в юридической практике.Значение кияса (аналогии) заключается в том, что правовая проблема в этих случаях может быть решена на основании аналогии с тем, что уже содержится в Коране и Сунне. Правовая проблема сопоставляется с уже решенной проблемой, и на этом основании выносится решение.Кияс считается также и правовым принципом, введенным для того, чтобы получать логические выводы из любого закона относительно конкретного спорного вопроса, который связан с благополучием мусульман. Однако при этом он должен основываться на Коране, Сунне или иджме [1, с. 198-199].Итак, кияс — это вывод, основанный на аналогии, суть которого заключается в выработке нормы по делу, не было ранее отражено в письменных нормах юридической системы, на основании ранее принятого правила (решения) по аналогичному делу [5, с. 26].Как можно наблюдать, в данной правовой семье юридическое право выполняет роль вторичного по своему значению социального регулятора по сравнению с нормами религии, традиций, обычаев. Юридическая деятельность, генетически связана с нормами юридического происхождения, в таких странах имеет другой социальный статус и менее значимые социальные функции. В то же время, несколько отличным будет отношение к представителям юридической профессии, а решению социальных конфликтов будут способствовать, прежде всего, не правовые, а другие средства социального регулирования.Важным в этой связи является выяснение вопроса о соотношении понятий мусульманского права и шариата, которые нельзя отождествлять. Шариат является религиозным, а не правовым явлением, выполняет роль мировоззренческой основы для мусульманского права, как относительно самостоятельного феномена, который связывается с религией через исламское правосознание [13, с. 14].Таким образом, мусульманское право — не синоним шариата, а шариат — это своеобразный, неоднозначный феном, в котором сочетаются религия, мораль и право. В то же время, мусульманскому праву относят не все предписания Корана и сунны, а только те, которые разработаны или истолкованы мусульманской доктриной и отвечают требованиям права [2, с. 373-376].2.2. Источники иудейского праваИудейское право возникло и в течение довольно значительного исторического периода существовало в неписаной форме. Первый источник получил название каб-балла. Правила поведения в тот период заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на их письменную фиксацию. Этот запрет может быть объяснена принципом богообранос- те еврейского народа и направленностью на то, чтобы постулаты иудейской веры не стали достоянием других народов. Снятие запрета на письменное закрепление иудейского права было вызвано опасением, что значительная часть норм может быть либо искажена, или забыта и потеряна для потомков. Вопрос о том, когда были составлены первые письменные сборники, еще и до сих пор остается дискуссионным. Исследователи расходятся в датах, называя и ІІІ, и V в. до н. е. С того времени письменные источники — Священного Писания — приобрели большое значение в системе еврейского права. Важнейшим источником иудейского права является Ветхий Завет [7, с. 11] — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после пришествия, не признаются иудаизмом. Так что иудаизм признает священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией. Впрочем следует отметить, что правоверные евреи не используют название «Ветхий Завет», указывая на то, что это чисто христианское наименований-ния. «Танах» — сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию — Тора, Неве (Пророки) и Ктувим (Писания).Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора (Пятикнижие Моисея) — центральный документ иудаизма. На иврите это П ‘ятикнижжя также называют Хумаш (от иврит. «Хамеш» — пять).

3 стр., 1281 слов

Брачно-семейное право

... содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др. 3.ИДЖМА - общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным ... на следующий день. Процесс - состязание сторон. Брачно-семейное право мусульман Брак - религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец ...

Торе входит 613 заповедей, составляющих основу всего более позднего еврейского права. По преданию, Тора была передана Моисею (Моше) Богом на горе Синай примерно в 1220 до н. е. Тора — самое важное, основополагающее источник, традиционно рассматривается в иудейском праве как свое-родное конституция еврейского народа. По содержанию она представляет собой изложенные в стихотворной форме различные заповеди иудаизма. Такая форма изложения привела к росту значения интерпретаций Торы для применения ее в практической деятельности. Названия пяти книг в европейских языках обобщают их содержание (приведены в скобках), на иврите каждая книга получила название по своему первым или вторым словом — «Берешит» (Бытие — так рассказывает о сотворении мира, она начинается с момента создания из хаоса мира и содержит рассказ о рождении человечества, прежде всего еврейского народа, его правила поведения, обычаи и традиции), «Шмот» (Исход — посвящен освобождению еврейских рабов и исхода иудеев из Египта), «Виа-кра» (Левит — содержит правила жертва-приношения животных и других храмовых ритуалов, которых придерживалось израильское племя «я — колени левитов, в обязанность которых входило отправления религиозных культов и обрядов),« Бемид-бар »(Числа — в начале книги подсчитанное количество израильтян, книга повествует о летоисчислении еврейского народа ), «Дварим» (Второзаконие — практически полностью состоит из прощального обращения Моисея к израильтянам, который перед смертью делится своими последними мыслями с народом, основателем которого он стал, книга представляет собой своеобразную попытку систематизировать правила поведения, изложенные в первых четырех книгах).

3 стр., 1092 слов

Міжнародне публічне і міжнародне приватне право

... відносин, що регулюються ним (міжнародне публічне право регулює політичні взаємини держав, у тон час, як міжнародне приватне право регулює особливу групу цивільно-правових відносин, ... засобом — шляхом утворення юридичне обов'язкових правил поведінки, встановлення прав та обов'язків для суб'єктів права. Правило пове Проблема джерел міжнародного публічного права активно ди¬скутується вченими юристами- ...

Вторая группа библейских книг — Невиим, что представляет собой девять книг, в которых прослежена история евреев и монотеизма с момента смерти Моисея (Моше) и вступления евреев в Ханаан (около 1220 гг. До н. Э.) К уничтожению вавилонянами первого Храма и дальнейшего изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 г. до н. э. е.).

Заключительные книги Танаха — Ктувим имеют как исторический характер и рассказывают о возвращении евреев в Израиль после Вавилонского плена, дают обзор истории евреев, и художественный, поскольку в них входит 150 поэм, в которых приводится описание взаимоотношений человека и Бога. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества — и иудаизм, и христианство считают ее одним из своих важнейших религиозных текстов. Ее идеи легли в основу всей западной цивилизации, а по утверждению отдельных ученых, в Торе даже заложен фундамент для идеи конституционализма [8, с. 15].Кроме Торы, для которой другим названием является Письменный Закон, важным источником иудейского права является юридический комментарий к ней, который получил название Устный Закон. Он объясняет, как выполнять предписания Торы, ведь ее 613 заповедей оказалось недостаточно для регулирования общественных отношений. Еврейский философ И. Альбо, который жил в ХИУ-XV вв. в Испании, по поводу этого заметил: «Невозможно, чтобы Тора Всевышнего, благословен Он, удовлетворяла наши потребности во все времена, так как условия жизни и отношения между людьми, их дела все время меняются и обновляются. Невозможно такое множество проблем включить в одну книгу. Поэтому Моисею на Синае было предоставлено общие пути и в Торе, где содержатся намеки, чтобы с их помощью мудрецы могли бы в каждом новом поколении выводить из Учение все новые и новые потребности ». Например, четвертая с Десяти заповедей приписывает «Помни день субботний, чтобы святить его» (Шмот, 20: 8).

Само наличие этого правила среди Десяти заповедей явно свидетельствует, что Тора рассматривает субботу как важный праздник. Однако специальные библейские правила относительно того, как его проводить, сводятся к запрету разжигать огонь, срубить дерево, пахать землю и собирать урожай. Именно «устная традиция» выработала те субботние ритуалы, сегодня ассоциируются со святостью [7, с. 118]. Отдельные категоричны предписания Торы благодаря Устному Закона были смягчены. Так, например, принцип «око за око» в случае его буквального прочтения означал бы, что если кто-то нечаянно ослепит другого, его самого следует также лишить глаза. Впрочем Устный Закон объясняет, что это предписание следует толковать как требование денежной компенсации.Возможность появления такого источника иудейского права объясняется тем, что «какие бы общественных отношений не зарождались в социуме, регулирующие их нормы уже зафиксированы в Торе, просто люди еще не распознали в священном тексте соответствующие правила. Поэтому му- дрецям-правоведам разрешено не только раз «яснюваты предписания Синай- ского Закона, но и путем толкований и целесообразных нововведений развивать Тору. В целях апологетов традиционного иудаизма следует, что Письменное Учение отражает универсальную статику иудейского права, а Устная Тора — его динамику »[8, с. 43].Несмотря на название, Устный, Закон кодифицирован в Талмуде — важном источнике иудейского права. После Библии — это важная и святая книга еврейского народа. Основными этапами формирования и развития еврейского религиозного права традиционно называют до и писляталмудичний [9, с. 55]. По своей структуре Талмуд неоднородно: он представляет собой многотомный сборник ев-рейських религиозных, правовых и этических норм, составленных в период ГУ ст. до н.е. — V в. н. е. Он делится на две основные части — Мишна и Гемара. Мишна — это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами в течение первых 2-х веков нашей эры, где закреплены нормы неписаного права, систематизированы различные обычаи, правила морали и законы еврейского народа. К Мишне вошло 63 трактаты. Так, отдельный раздел — Незикин ( «Шкода») — содержит десять трактатов, которые фактически объединяют в себе еврейское гражданское и уголовное право. Считается, что Устная Тора и Письменная Тора имеют равную силу [10, с. 1336].На протяжении веков, после того как Мишне был составлен, ее внимательно изучало многие поколения евреев. Наконец споры и комментарии к законам Мишне было записано в Гемары, которая, таким образом, стала своеобразной интерпретацией норм Мишне, что в течение III-В целом все многочисленные тома Талмуда разделяют условно на Галаху — чисто юридические нормы и поныне имеют — этические размышления, медицинские советы, историческую информацию и фольклор. В современной еврейской жизни слово «Галаха» обозначает любую правовую проблему или даже еврейское право в целом, «посредник между традицией как объективной величиной и человеком» [11, с. 99]. По замечанию Н. Переферковича, в Мишне насчитывается около 340 положений, которые выведены из Танаха путем толкования, из которых большую часть (217) составляют галахичные, то есть законодательные толкования, остальные 123 является агадичнимы, то есть направленными не в построение нового закона, а на надзорное объяснения морально-философских взглядов Ветхого Завета [12, с. 50].Следующим источником иудейского права является обычай. Обычаи страны в целом исторически первым источником права у всех народов, в том числе и у евреев. Еще до появления текстов Священного Писания евреи придерживались определенных обычаев, регулирующих их взаимоотношения. После создания Торы возникла необходимость согласования их с религиозными заповедями. Часть обычаев были признаны и узаконены Торой, часть отменено или изменено. Причем в некоторых случаях признавались обычаи, противоречащие религиозным источникам. Таким образом, обычаи дополняли и изменяли содержание иудейского права. Например, сначала еврейское право не знало института исковой давности, поэтому истец вправе обратиться в суд независимо от давности обязательства. Впрочем постепенно сложился обычай, согласно которому устанавливалось ограничение права обращения в суд тремя или шестью годами.Законодательство (постановления и указы) мудрецов является еще одним источником иудейского права. Необходимо отметить, что термин «законодательство» употребляется в еврейском праве не в классическом понимании, как нормативно-правовой акт уполномоченного государственного органа. Под ним подразумеваются акты, принятые авторитетными религиозными деятелями — мудрецами, которые устанавливали новые правила для верующих. Решение еврейских судов всегда признавались отдельным источником иудейского права.

4 стр., 1610 слов

Соотношение права, государства и экономики

... соотношения вышеуказанных категорий. Цель данной курсовой работы: рассмотреть и показать на примерах как соотносятся и взаимодействуют государство, право и экономика. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и ...

32 стр., 15802 слов

Тема работы: Введение в предпринимательское право

... предпринимательскую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности по уголовному законодательству ... осуществлении предпринимательской деятельности по определенным правилам (например, правилам оказания услуг, ... различных форм. Предметом предпринимательского права является предпринимательская деятельность, т.е. ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-i-religioznyie-normyi/

Список использованных источниколв и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://urveda.ru/kursovaya/pravo-i-religioznyie-normyi/

1.Ерышев А.А., Лукашевич Н.П. Социо¬логия религии / А.А. Ерышев, Н.П. Лукашевич. — К., 1999.

2.Конспектированный курс церковного права (проф. А. Павлова).

— Москва, 1897.

3.Павлов А.С. Курс церковного права / А.С. Павлов. — Б.м., 1902.

4.Петрова Г. Понятие за църковното пра¬во / Г. Петрова // Правна мисъл. — Г. 36. — Кн. 4. — София, 1995.

5.Суворов Н.С. Учебник церковного пра¬ва / Н.С. Суворов. — Ярославль, 1898.

6.Теория государства и права (под ред. Ва-сильева А.М.).

— М.: Юридическая литература, 1983.

7.Теория государства и права (под ред. Де-нисова А.И.).

— М.: Юридическая литература, 1980.

8.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю.А. Тихомиров. — Москва: НО¬РМА, 1996.

9.Цыпин В.А. Церковное право. — Моск¬ва, 1996.

10.Эйбель И.В. Что есть епископ? / И.В. Эйбель. — Вена, 1782.

11.Энциклопедический юридический сло¬варь. — М.: Инфра-М, 1998.

12.Абуалломуддин. Тафсири осонбаен. Поран аз — Зориет (тадж.).

— Ч. 27. — Гос. Издат им Рахима Джалила. Худжана. — 2002. — С. 130-131.

13.Арсанукаева М.С. Арабский халифат. Шариат (мусульманское право).

Лекции по учебной дисци¬плине «История государства и права зарубежных стран». — М., 2002. — 38 с.

14.Аль-Газали, Абу Хамид. Весы деяний. — М. : Издательский дом «Ансар», 2004. — С. 60.

15.Барханнудин Маргинани. Хидоя. Комментарии мусульманского права : в 2 ч. — Т. 34. — М. : Вол- терс-Клувер, 2008. — 627 с.

16.Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., 1967. — С. 399.

17.Дози Р. Очерк истории ислама / пер. с франц. В.И. Каменского. — СПб., 1904. — 138 с.

18.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М. : Политиздат, 1990. — 187 с.

19.Ислам. Историографические очерки / под общей ред. С.М. Прозорова. — М. : Наука, 1991. — 208 с.

20.Ислам: религия, общество, государство. — М., 1984. — 220 с.

21.Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. — М. : Наука, 1978. — 230 с.

22.Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. — М. : Знание, 1982. — 143 с.

23.Малюковский М.В. Журнал «Аль-Манар» как источник для научения мусульманской информа¬ции в Египте // Краткие сообщения Института востоковедения. — Вып. XIX. — М., 1956. — С. 96.

24.Мозолин В.П. Личность, право, экономика современной Индии. — М., 1979. — С. 20.

25.Сюкияйнен Л.Р. Умеренность как стратегия современного ислама / / Независимая газета. — 2006. — 1 марта. 01.03. 2006.

26.Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы : матер. конф. — Душан¬бе, 2002. — С. 31.

27.Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты).

— М. : Институт государства и права АН СССР, 1984. — С. 25.

28.Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы : матер. конф. — Душан¬бе, 2002. — С. 32-33.

29.Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Шариат: правовая регламентация брачно-семейных и наследствен¬ных отношений. — Душанбе : Дониш, 2001. — 105 с.

30.Тахиров Ф.Т. Становление Советского права в Таджикистане. — Душанбе : Дониш, 1987. — С. 49.

31.Хайруллоев Ф.С. Принцип справедливости в мусульманском праве : автореф. дис. …, канд. юрид. наук. — М. 2007. — 24 с.

32.«Тпе Ушііт \¥огШ», Нагіїогсі. — 1978. — № 4. — С. 11.

33.Кошева С.В. Мусульманское право о природе власти : автореф. дис канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2001. — 23 с.